Урок на тему «Необыкновенное путешествие по Тюрингии и Саксонии»

3
0
Материал опубликован 14 September 2020


Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального района

«Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края





Методическая разработка урока по предмету «Музыкальная литература»

2 класс (5-летнее) и 5 класс (8-летнее) ДПОП

Тема, «Необыкновенное путешествие по Тюрингии и Саксонии»











Выполнила:

Сурнинова Ирина Владимировна,

преподаватель теоретических дисциплин

высшей квалификационной категории



г. Краснокаменск 2020

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка…….…………………………………………………..…3

План-конспект открытого урока…………………………………………………4

Заключение……………………………………………………………………….17

Используемая литература, ссылки на интернет-ресурсы……………………..18


                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная методическая разработка урока по предмету «Музыкальная литература» составлена на основе и с учетом ФГТ к Дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области музыкального искусства, а также на основе программы «Музыкальная литература» Лакман Н.М. (Краснокаменск, 2013).

Содержание методической разработки включает в себя пояснительную записку, цели и задачи урока, формы и методы работы, методическое обеспечение, план и развернутый конспект урока, заключение, использованную литературу, презентацию.

Целью данной работы является подробное изложение итогового урока по творчеству И.С.Баха с использованием различных форм нестандартного урока, способствующих  развитию личности учеников в процессе воспитания их художественного мышления в музыкальной деятельности. Для её решения определены следующие задачи:

1. изучение специальной литературы об использовании нетрадиционных уроков в качестве обобщающего (итогового) урока;

2. подготовка заданий (раздаточного материала) к уроку;

3. работа в программе MuseScore (нотных примеры);

4. создание презентации в программе PowerPoint.


Урок является итоговым в I четверти второго года обучения ДПОП и посвящен 335-летию со дня рождения великого немецкого композитора И.С.Баха. Согласно учебной программе, итоговому (контрольному) уроку в конце I четверти отведено одно (8-ое) занятие. Данный урок - это виртуальное путешествие в Германию, погружающее детей в атмосферу страны XVII века, с её готической архитектурой, историческими событиями того времени. Совместно с ведущими-экскурсоводами учащиеся посещают Исторический Органный, Инструментальный и Кантатно-ораториальный залы в городах Эйзенах. Веймар, Кетен и Лейпциг, выполняют различные творческие задания. Урок проходит в виде игры-соревнования двух команд. На уроке звучит великая музыка немецкого композитора, создающая праздничную атмосферу и вдохновляющая ребят на плодотворную деятельность на уроке. Итогом урока является совместное выполнение коллажа каждой командой. Основным критерием проведения данного нетрадиционного урока являлась игровая форма поискового характера.

Заключительному уроку предшествовали текущие уроки – изучение творческой биографии И.С.Баха, знакомство с органными сочинениями, клавирной музыкой, инвенциями, «Хорошо темперированным клавиром», сюитами и другими сочинениями.

Данная методическая разработка урока по «Музыкальной литературе» может быть использована преподавателями теоретического отделения ДШИ и ДМШ в качестве основного или дополнительного материала.


                               ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА


Цель: систематизировать, закрепить и обобщить пройденный материал путем активизации творческой деятельности учащихся.

Задачи занятия:

- реализация гуманистической направленности в воспитании детей на примере личностных качеств и творчества И.С. Баха;

- развитие при восприятии и постижении духовно-образного содержания произведений И.С. Баха.

- эмоциональный отклик детей на своеобразия музыкально-культурной жизни страны в конкретную художественно-историческую эпоху;

- обогащение музыкально-слухового опыта;

- установление у детей ассоциативного ряда связей между шедеврами различных видов искусств того или иного исторического периода (музыки, литературы, живописи);

- развитие творческих способностей на уроке, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.

Тип урока: урок обобщения.

Жанр урока: творческий портрет.

Вид урока: урок-путешествие (мультимедийный).

Методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- поисково-исследовательский;

- метод сравнения, который представлен в виде:

- идентификации музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и процессами;

- перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру, литературу и др.);

- наглядно-слуховой показ (демонстрация музыкальный произведений);

- словесные (перевод художественно-образного содержания музыки в словесную форму);

- метод рефрейминга;

- «учение через обучение»;

- музицирование.

Адресат: учащиеся 2 (5-летнее) и 5(7-летнее) ДПОП.

Оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, раздаточный (дидактический) материал для создания коллажа, портрет композитора.

План урока:

Организационный момент.

Исторический зал (экскурсовод Дмитриева Таня – учащаяся 5 класса).

Веймар. Органный зал (экскурсовод Кузнецова Ксения – учащаяся 5 класса).

Кетен. Инструментальный зал (экскурсоводы Колесников Данил и Белоусов Даниил – учащиеся 7 класса).

Лейпциг. Кантатно-ораториальный зал (экскурсовод Брезгин Данил – учащийся 5 класса).

Заключение. Создание коллажей. Рефлексия.

Музыкальный материал.

Двухголосные инвенции C-dur и F-dur.

Трехголосная инвенция E-dur.

Французская сюита c-moll: аллеманда, куранта, сарабанда, менуэт, жига.

Оркестровая сюита № 3 D-dur.

Оркестровая сюита № 2 h-moll.

Прелюдия и фуга c-moll из 1 тома «ХТК».

Хоральная прелюдия f-moll.

Токката и фуга d-moll.

Магнификат.


Слайд 1 (звучит Оркестровая сюита № 3 D-dur).

Организационный момент.

Преподаватель: Добрый день, ребята, коллеги, гости. Сегодня мы представляем открытое мероприятие по музыкальной литературе «Необыкновенное путешествие по Тюрингии и Саксонии», приуроченное юбилею великого немецкого композитора И.С.Баха. Наш урок необычный – урок-состязание двух команд, которые отправятся в путешествие в эпоху жизни и творчества великого творца.

В результате творческого соревнования команд в конце урока должен получится коллаж – итог ваших знаний по данному материалу. Свои ответы команды оформляют на листах (А1). За правильностью устных ответов и выполнением творческих заданий следит жюри – педагоги школы.

Итак, мы начинаем…

Слайд 2. Мне дорог Бах…
Ну, как бы вам сказать, 
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла

Еще нам не являла благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века душе моей!

 Н.Ушаков

Слайд 3.

Преподаватель: В одной из красивейших областей Германии – Тюрингии есть высокая, как сказочный великан, гора. По одному из ее склонов шелестит листьями густой дубовый лес. Сквозь раскидистые ветви деревьев с трудом проникают солнечные лучи. Даже в самые жаркие дни там сумрачно и прохладно.

На вершине горы старинная крепость. В давние времена жили в ней хозяева этих лет – тюрингские графы. Слайд 4. Оттуда можно разглядеть небольшой городок Эйзенах. Островерхие крыши домов, крытые красной черепицей, тесную площадь с церковью посредине. Мир этого городка был совсем иным – ещё передвигались на лошадях, стреляли из мушкетов, контрданс слыл дерзким танцем, а фортепиано было в диковинку. И жизнь тащилась медленно и сонно, как почтовая карета из Лейпцига в Гамбург [3]. Слайд 5. В этом городе 335 лет назад родился мальчик. Назвали его Иоганн Себастьян…

Из прошлого с портрета смотрит Иоганн Себастьян Бах. Парик с буклями. Чёрный кафтан с серебряными пуговицами. Упрямый, волевой подбородок поджат. Твёрдо сомкнуты губы, словно он готов к испытаниям судьбы. Как пришёл в этот мир такой великий композитор? Как сложилась его судьба? Какая тайна хранится в его музыке и почему она безгранична во времени?

На эти вопросы мы сегодня и постараемся ответить. А помогут мне экскурсоводы, вместе с которыми мы отправимся в путешествие по Германии.

Слайд 6. Итак, первый зал – исторический, экскурсовод этого зала – Дмитриева Татьяна.

(Экскурсовод – далее Экс., преподаватель – Пр.)

Слайд7.

Экс: Добрый день! Перед нами - старинный Эйзенах. В начале XVI века в этой местности поселился родоначальник многочисленного рода Бахов - Фейт Бах. Будучи по профессии булочником, Фейт почти не расставался со своей любимой цитрой. По семейным преданиям, страстное увлечение первого из Бахов передалось по наследству всему потомству. В течение двух столетий по Тюрингии распространилось такое множество органистов, скрипачей, композиторов, капельмейстеров, флейтистов из семейства Бахов, что сама фамилия Бах стала синонимом слова «музыкант». В семейной хронике рода Бахов насчитывается более пятидесяти человек, вложивших свою лепту в развитие немецкой музыки.

Слайд 8.

В 1735 году, заинтересовавшись генеалогией своего рода, Иоганн Себастьян Бах составил своеобразную «семейную хронику», дополненную впоследствии его сыном Карлом Филиппом Эммануэлем.

Из этого документа мы можем получить сведения, по крайней мере, о нескольких десятках Бахов. В частности, мы узнаем, что прапрадед композитора родился приблизительно в 1550 году и был по профессии пекарем, однако успешно соединял это ремесло с увлечением музыкой — играл (и, надо полагать, играл, как все Бахи, талантливо) на цитре. По всей видимости, юношей он пытался обосноваться в Венгрии, но потом вернулся в родную Тюрингию. Его старший сын Ганс, занимавшийся ковроткачеством, также отличался недюжинными музыкальными способностями — он был скрипачом.

Сыновья Ганса пошли по стопам отца, и пошли еще дальше, чем он, ибо сделали музыку не только «занятием для души», но делом всей жизни. Иоганн Бах (1604—1673), органист и скрипач, был ведущим музыкантом в оркестре в Эрфурте, Генрих Бах (1615—1692), арнштадский органист, стал первым известным композитором в семье, а Христофор Бах (1613—1661), дед Иоганна Себастьяна, играл на скрипке в городском оркестре Арнштадта. Дети каждого из братьев, в свою очередь, продолжили семейную традицию.

Все представители рода Бахов в дар от самой природы получили любовь к музыке и музыкальный талант. И, начиная с прародителя рода, Фейта Баха, на протяжении семи поколений посвящали свою жизнь музыке. Органисты, флейтисты, капельмейстеры, церковные канторы, придворные композиторы – неутомимый цех Бахов…

И сегодня мы еще раз совершим экскурсию в эпоху, завершением которой стало творчество Баха.

Экс: о какой эпохе идет речь?

Ответы.

Экс: как с итальянского языка переводится слово «барокко»?

Ответы.

Слайд 9-10.

Экс.: Напомню, что наиболее ярко стиль барокко проявился в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Бернини (одно из его великих творений – площадь святого Петра в Риме) Слайд 11-12 и живописец Караваджо (одно из его полотен – «Музыканты»). Обратите внимание, у одного из юношей в руках музыкальный инструмент.

Экс: Назовите музыкальный инструмент, изображенный на экране.

Ответы.

Экс: В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного или мифологического характера, парадные портреты.

Слайд 13. Литература барокко отказывается от описания действительности, широко используются символы и аллегории. Самым известный писатель эпохи барокко в Италии был Торквато Тассо.

В музыке барокко взаимодействовали традиционное начало и новаторское. Расцвета достигает полифония. Важнейшим завоеванием эпохи явилось рождение оперы.

Слайд 14. Экс: Назовите композиторов–современников Баха?

Команды выбирают правильные варианты ответа из предложенного материала.

Экс: Жизнь Баха была полна всяческих злоключений, неустроенности, постоянных переездов из города в город, работы ради хлеба насущного. Но была в ней и музыка, составлявшая главное счастье композитора. Известно, что Бах писал практически во всех музыкальных жанрах той эпохи.

Слайд 15. Экс: Назовите жанры, в которых писал композитор?

Команды выбирают правильные варианты ответа из предложенных.

Пр: Условно все творчество Бах композитора и музыканта можно поделить на 3 периода: органный, инструментальный и кантатно-ораториальный. Итак, перед нами органный зал.

Слайд 16. (звучит Хоральная прелюдия f-moll).

Веймар. Органный зал (экскурсовод Кузнецова Ксения).

Экс: Годы жизни в Веймаре стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа. Теперь он занял должность органиста, а также участника оркестровой капеллы, в которой он играл то на скрипке, то на клавесине. В эту пору расцветает талант Баха как исполнителя, в частности, клавесиниста и органиста. Его импровизаторское дарование становится широко известным. В «веймарский» период орган для Баха стал своеобразной творческой лабораторией. Изучив его устройство и исполнительские возможности, Бах поднял органную музыку на новую ступень развития.

Экс: Внимание на экран (Видео. Звучит Токката и фуга d-moll)

Какое произведение прозвучало?

Ответы.

Блиц-опрос.

Экс: К какой группе инструментов относится орган?

Ответы.

Экс: Назовите предшественников органа.

Ответы.

Экс: С каких времен известен орган?

Ответы.

Экс: Какие виды клавиатур существуют у органа?

Ответы.

Экс: Именно в Веймарский период появляется большинство из написанных Бахом сочинений для органа.

Экс: Назовите произведения для органа.

Ответы.

Слайд 17. Экс: В одном из стихотворений у О.Мандельштама есть такие строки «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа». Почему поэт сравнивал орган со «стрельчатым лесом»?

Ответы.

Экс: Когда в 1716 году умер придворный веймарский капельмейстер, Бах, как его старший помощник, рассчитывал получить эту должность. Однако власти игнорировали великого музыканта, отдав пост бездарному человеку.

Знакома ли вам история ареста Баха?

Ответы: рассказ учащихся.

Экс: Бах был не только прекрасным композитором, но и лучшим среди своих современников, исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Кто помнит историю про состязание с Луи Маршаном?

Ответ детей: история состязания.

Слайд 18. (Звучит «Музыкальная шутка» из Сюиты № 2 си минор).

Кётен. Инструментальный зал (экскурсовод Колесников Данил).

Экс: В 1717 году Иоганн Себастьян Бах оставил место придворного капельмейстера в Веймаре и переехал в Кетен, где вплоть до 1723 года служил при дворе князя Леопольда, талантливого музыканта-любителя. Теперь ему предстояло организовывать концерты при дворе и обеспечивать оркестр князя музыкой «на случай». Итак, Бах был поставлен перед непривычной для него необходимостью писать светскую музыку, что, однако, ничуть не повредило его многостороннему дарованию. В Кетене был прекрасный придворный оркестр, и это, конечно, не могло не вдохновлять его. Здесь он создал свои лучшие камерные произведения.

Какие произведения написаны в этот период?

Ответы.

Слайд 19. Экс: Кстати, Бах послал ноты «Бранденбургских» концертов в подарок маркграфу, надеясь на место придворного руководителя оркестра. Для этого он переписал концерты каллиграфическом почерком. Концерты хотя и сочинены в итальянском стиле, но содержат много нового от Баха. Ответа он не получил и рукопись пролежала в библиотеке маркграфа более 100 лет, пока не была случайно обнаружена и опубликована.

Слайд 20. Экс: А знаете ли вы, что при запуске в 1977 году космического корабля «Вояджер», на борту находится золотой диск с музыкой Баха, готовой зазвучать, если этот корабль встретит жизнь на других планетах. И первыми звуками, представляющими наше человечество другим внеземным цивилизациям, будет “Бранденбургский концерт № 2”.

И все-таки, сильнейшим орудием в руках Баха была полифония.

Экс: Что означает слово «полифония»?

Ответы.

Экс: Что означает слово «инвенция»?

Ответы.

Экс: С какой целью были написаны инвенции?

Ответы.

Экс: Как назвал И.С.Бах свои трехголосные произведения того же типа?
Ответы.

Экс: Представляю гостя – Белоусов Даниил, который исполнит 3-голосную инвенцию E-dur и поделится некоторыми интересными исследованиями в области полифонической музыки Баха.

Слайд 21. Исполнение 3-хголосной инвенции E-dur. Рассказ.

Экс: Назвать высшую форму полифонии: канон, инвенция, фуга, прелюдия?

Ответы.

Экс: Действительно, это искусство соединения и развития нескольких голосов, звучащих одновременно. Задание: Слайд 22. расшифровать текст, в который необходимо вставить недостающие термины: экспозиция, тема, фуга, противосложение, реприза, разработка, имитация, интермедия. Листы с текстом выдаются командам, правильные ответы обсуждаются и вписываются в предложенный текст.

Название _________происходит от латинского слова «бег». Начинается одноголосным звучанием основной мелодической мысли - _________________. Едва лишь успевает отзвучать одноголосная тема, как тотчас же голосу-запевале отвечает второй голос, подхватывая ту же тему (но уже в другой тональности). Такой прием называется -__________________. Первый же голос продолжает звучать. Но теперь он выпевает сопровождающую мелодию - _____________________.

Недолго длится дуэт двух голосов. Вскоре вступает третий голос, и основная тема звучит уже в третий раз. Количество голосов нарастает, дуэт сменяется терцетом, а если голосов четыре или пять, звучит то ______________, то___________. Но вот тема обошла все голоса. Этот раздел называется _________________.

Дальше начинается настоящее развитие основной мелодической мысли. Из темы выделяются отдельные яркие интонации, попевки, она дробится на мелкие части. Звучание становится все более напряженным, неустойчивым, динамика нарастает. Очень часто в одном или двух голосах снова раз-другой проводится главная тема. Но теперь она звучит в какой-либо новой тональности и впечатление от нее поэтому во многом иное. Этот раздел называется ________________.

Напряженное развитие приводит к заключительному разделу, называемому ______________, где возвращается главная мысль и притом в основной тональности.

В полифониях есть разделы, в которых тема не проводится. В них могут развиваться элементы основной мелодии. Такие разделы называются ________________. В переводе с латинского языка «inter» означает «__________», потому что находятся между проведениями темы.  Такие разделы являются основой музыкального развития полифонии.

Экс: Продолжаем…В Кетене Бах закончил цикл, т.н., - «энциклопедию Баховского тематизма», сокращенно «ХТК». Как полностью называется это произведение?

Ответы.

Экс: Что составляет этот цикл?

Ответ.

Экс: Почему в каждом томе “ХТК” именно 24 прелюдии и фуги?
(расшифровать)

Ответы.

Экс: В каком порядке расположены прелюдии и фуги в каждом томе?
Ответы.

Экс: Педагогические цели руководили Бахом и при создании сюит. Среди сюит известны – «Французские» и «Английские». Сюита состоит из танцев и предназначена для исполнения в домашней обстановке для любителей музыки.

Экс: Почему циклы названы Английскими и Французскими?

Ответы.

Экс: Что объединяет танцы классической сюиты?

Ответы.

Экс: На экране репродукции с изображением танцев. Определить танец поможет музыкальное сопровождение (муз.-иллюстр. викторина). Слайды 23-28.

Ответы.

Экс: К 1723 году отношения Баха с двором князя Леопольда ухудшились (виною тому была молодая супруга князя, музыки не любившая и музыкантов не жаловавшая). И композитор вновь сменил место жительства, переехав, на сей раз, в Лейпциг.

Слайд 29. (звучит «Магнификат»).

Лейпциг. Кантатно-ораториальный зал (экскурсовод Брезгин Данил).

Экс: В Лейпциге Бах остаётся до конца своей жизни. Здесь он занимает должность руководителя хора певческой школы при церкви св.Фомы. Однако, как и прежде, его творческие возможности ограничены: Бах должен сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была бы слишком продолжительной, а также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». В Лейпциге он создает вокальные произведения, ставшие мировыми шедеврами. Не секрет, что великий композитор не просто исповедовал христианство, он был искренне верующим и очень терпеливым и смиренным человеком. Слайд 30. Обязанности Баха как кантора принуждали его сочинять огромное количество церковной музыки в различных духовных жанрах, поразительных по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.

Экс: О каких произведениях идет речь?

Ответы.

Находясь в зависимости от церковного праздничного цикла, Бах еженедельно сочинял кантаты (около 250!) и произведения других жанров к определенным видам богослужений.

Слайды 30-38. Экс: определить по иллюстрациям и назвать произведения, сочиненные к праздникам.

Ответы.

Слайды 39-56. Экс: определить по иллюстрациям и назвать кантаты светского содержания.

Ответы.

Слайд 57-58.

Пр: Единственной отрадой на протяжении всей жизни были творчество и семья. Но в последнее десятилетие жизни Иоганн Себастьян Бах все больше погружается в свой собственный внутренний мир, общаясь в узком семейном кругу.

Его творческий путь увенчался двумя сложнейшими полифоническими циклами: «Искусством фуги» и «Музыкальным приношением». Благодаря «Искусству фуги» Бах впервые использует музыкальный мотив, который представляет собой определенную последовательность звуков.

Запишите мотив BACH на нотном стане и сыграйте на фортепиано.

Запись. Исполнение.

Демонстрация правильного ответа на экране. Слайд 59.

Будучи ребенком, он припомнит, как, засыпая, за окном куковала кукушка. Ровно 65 … Именно 65 лет было отведено великому гению эпохи барокко.

Современники Баха оценили его заслуги как виртуоза и импровизатора, но не как композитора. И поэтому Музыка Баха на 100 лет ушла в забытье.

Кто содействовал “открытию и возрождению” музыки И.С. Баха?

Ответы.

По нотным фрагментам определить произведения Баха (раздаточный материал нотных фрагментов).

Выполнение заданий.

Известно, что из поколенья в поколенье в семье Бахов, начиная с Иоганна Себастьяна передавалась личная печать.

Слайд 60. Из предложенных репродукций выберете печать Баха (иллюстрации).

Выбирают иллюстрацию.

Заключение (преподаватель): согласно статистике, Иоганн Себастьян Бах - самый известный и самый исполняемый композитор в мире. Его знает каждый музыкант. У него самое большое количество биографов. Его знают все - и не знает никто. «Иоганн Себастьян Бах - великая тайна! Тайна человеческого гения, тайна разума и чувств».

В этом состоит удивительный парадокс жизни человека, чьи произведения впоследствии получили мировое признание. Слайды 61-64. Даже сыновья Баха - Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануэль, Иоганн Кристоф Фридерик, Иоганн Христиан - пользовались большими славой и почетом, чем их гениальный отец.

Слайд 65.

«Не ручей! - Море должно быть имя ему» (Людвиг ван Бетховен).

Дополнительные очки командам добавляются за интересные истории, стихи, афоризмы и высказывания о Бахе.

Оформление коллажа. Работа жюри. Рефлексия.

Слайд 66-71 – фотографии участников открытого урока и созданных ими коллажей.

                                                          Заключение

Целью подобных занятий является приобщение учащихся к вершинам достижений человеческого духа в области музыки и других видов искусств, ставших общезначимым достоянием всего человечества, на пути художественного освоения мира школьниками. Занятия этого типа призваны решать серьёзные проблемы музыкального воспитания детей, их творческого развития и развития интереса к музыке и другим видам искусства. Раскрытию специфических проявлений в разных искусствах, эпохах, культуре способствует тщательно подобранный материал из области живописи, литературы (поэзии, прозы), музыки.

Литература

Акимова Л.Ю. Музыкальная литература. Дидактические материалы. Вып.2. – М.: РОСМЭН, 2002 г. – 94 с.

Акимова Л.Ю. Музыкальная литература. Дидактические материалы. Вып.4. – М.: РОСМЭН, 2002 г. – 118 с.

Мар А.М. Ручей из Тюрингии. Рассказ о музыканте. – М.: МАЛЫШ, 1990 г. – 30 с.

Габай Ю. Органное искусство Баха. Рассказы о музыкантах. Популярные очерки. Вып. 2. Сост. М.Г.Арановский. – Л.: Советский композитор. – 1977 г. – 252 с.

http://www.musicandi.ru/

http://www.muz-urok.ru/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.rusedu.info/Article754.html

http://festival.1september.ru/articles/101017/

18



"Необыкновенное путешествие по Тюрингии и Саксонии"
PPTX / 82.26 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.