12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Северьянова Елена21

Конспект урока русского языка в 4 классе

по образовательной системе «Гармония»


Тема: Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание.

Дисциплина: русский язык

Класс: 4 б

Учитель: Северьянова Елена Михайловна

Место работы, должность: МАОУ " Кваркенская средняя общеобразовательная школа"

Оренбургской области, учитель начальных классов

Тема урока: Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание.

Цель урока: способствовать умению распознавать глаголы в неопределенной форме, определять их особенности; правильно ставить к ним вопросы, образовывать временные формы от глаголов в неопределенной форме.

Задачи:

1) совершенствовать умение находить в тексте глаголы в неопределённой форме;
2) способствовать развитию навыка выделять суффиксы –ть, -ти глаголов в неопределённой форме;
3) содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Тип урока: УИПЗЗ (урок изучения и первичного закрепления новых знаний)

Уровень образования: начальное общее образование

Используемые учебники и учебные пособия: программа "Гармония", М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко "Русский язык. К тайнам нашего языка" учебник и тетрадь-задачник.

Используемая методическая литература: методические рекомендации к учебнику и тетради-задачнику М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко "Русский язык. К тайнам нашего языка".

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: презентация к уроку

Планируемые результаты:

1.Личностные: положительное отношение к процессу познания; интерес к урокам; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся; самостоятельно адекватно оценивать собственную учебную деятельность; применять правила делового сотрудничества.

2.Метаредметные:

- коммуникативные УУД: осознавать речь; участвовать в диалоге, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; допускать возможность различных точек зрения.

- регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание, определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать, высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

- познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Ход урока

Формирование УУД

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Дети, каким вы видите наш урок? (Интересным, поучительным, развивающим)

- Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями.

- Что нам нужно, чтобы работа на уроке была успешной? (Активно работать на уроке, внимательно слушать учителя, высказывать свою точку зрения, оказывать помощь одноклассникам).

- Пусть вам сегодня на уроке помогут внимание, сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

-Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех!

-Открыли тетради, записали число.

Л-1


Орфографическая минутка.

Слайд 2

Ск..сить, с..жать, ст..рпеть, св..тлеть, см..нить, ч..ртить, пом..гать.

Проверим орфограммы. Скажите, что общего у всех слов в «Орфографической минутке»? (Все эти слова – глаголы).

- Определите время и число глаголов. Какая проблема возникла перед нами? (Не можем определить время, число, лицо и род глаголов).

(И все эти глаголы стоят в начальной форме; у всех есть t1607320804aa.png

- Что сегодня мы будем исследовать? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число. Будем исследовать неопределённую форму глагола.)



Л-2

Р-1,7

П-1


Определение темы, постановка учебной задачи урока.

-Сформулируйте тему нашего урока. ( Тема урока: Неопределённая форма глагола)

-Какова цель нашего уроке? (Продолжим знакомство с неопределённой формой глагола.)

- Какие задачи поставим для достижения цели?

1) Находить неопределенную форму в тексте.

2)Научимся отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов.

3)Узнать ещё что -то новое о глаголах неопределённой формы.

Л-2

Р-1,7

П-1


Совместное открытие новых знаний. Исследовательская работа.

1)-Сегодня мы с вами отправимся на остров Глаголов.

Слайд 3,4

Эпиграфом нашего урока я выбрала слова известного писателя А.Н.Толстого «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе».

1)Работа в парах. Слайд 5,6

-А сейчас продолжим нашу работу. Вам предстоит поработать в парах.

Разделите слова в три столбика

стоять, печь, ходить, петь, привезти, подмести, вынести

сберечь, стричь, зажечь.

-Какие буквосочетания пишем на конце глаголов н.ф.?

Давайте выпишем эти глаголы в три столбика.

Правильно ли вы написали? Оцените свою работу. Самооценивание.

Чем является ти и ть? А чь? Давайте подберем однокоренные слова. (относится к корню). Является ли написание ть и чь орфограммой? Давайте прочитаем в учебнике правило.

(правило с. 20)

На что еще могут оканчиваться глагол н.ф. после ть? (На -ся) Как называем – ся-? (постфикс)

-Почему ему дали такое на­зва­ние – пост­фикс («при­креп­лён­ный после»).

Придумайте три слова, чтобы оканчивались на -ся



-А сейчас обобщим все, что вспомнили о неопределенной форме глагола.

2) Исследовательская работа. Фронтальная работа.

Слайд 7

- Для этого обратимся к исследовательской карточке, которая у каждого из вас есть.

- Результаты нашего исследования будем записывать в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой.

- Итак, первое открытие.

Используем вопросы, записанные на карточке.

Почему неопределённая форма глагола так называется?

По каким вопросам ее узнают?

На что она может оканчиваться?

Какие орфограммы в ней встречаются?


Физкультминутка

Встать, потянуться, распрямиться,

Присесть, подняться, наклониться,

Распрямиться, повернуться, улыбнуться, сесть.

1)Работа в группах. Работа с фразеологизмами. Слайд 8,9

- Я предлагаю вам поработать в группах.

- Замените фразеологизмы глаголами.

(Зарубить на носу – запомнить, клевать носом – дремать,

пропустить мимо ушей – прослушать, вставлять палки в колёса – мешать,

мозолить глаза – надоедать, сдержать слово – выполнить,

делать из мухи слона – преувеличивать, обвести вокруг пальца – обмануть,

держать язык за зубами – молчать, унести ноги – убежать).

Проверка. Оцените работу в группе. Самооценивание.

- Задайте вопросы к полученным глаголам. В какой форме стоят глаголы? (В неопр.форме)

К-1



Л-2

К-4



П-5








Л-3

Р-2









П-2,4,5,9

К-2













П-2,4,5,9

К-2





Закрепление пройденного материала.

1) Резерв. Самостоятельная работа.

Слайд 10,11 Упражнение «Полезные советы»

Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы.

Полезные советы.

Утром нужно (делаю) зарядку. Упражнения (выполняю) медленно. Между ними (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

-А кто из вас делает зарядку по утрам? Какой совет вам пригодился?

Физминутка для глаз

-А теперь пусть отдохнут наши глаза….

- Поднимите глаза кверху; опустите их книзу; отведите глаза вправо, а затем влево. Повторите 6 – 8 раз.

2) Резерв. Самостоятельная работа. Тест по уровням.

-Как вы усвоили тему сегодняшнего урока я предлагаю проверить, выполнив следующий тест.

Уровень 1.

Подчеркните глаголы в неопределенной форме.

ходить

смеется

думать

читал

2. Выберите из списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола.

а) что делал?

б) что делать?

в) что делает?

г) что сделать?

Уровень 2.

1. Выберите из перечисленных слов глаголы, стоящие в неопределенной форме и подчеркни их.

Ходит, смеется, светит, капает, спит, прогуливается, смеяться, думать, читает.

2. Выбери из списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола.

а) что делал?

б) что делать?

в) что делает?

г) что сделать?

д) что сделал?

Уровень 3.

Найди в тексте и подчеркни глаголы, стоящие в неопределенной форме.

Была в их стае одна маленькая ласточка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было – от всех увертывается. Погонится за ней Пятнышко, а она – туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь – только крылышки мелькают.

Поставь глагол в неопределенную форму:

скучали –

прячут –

бегает –

гуляла –

поглядел –

любит –

-В конце урока я соберу тесты, проверю их и поставлю оценки.

-Оцените свою работу. Самооценивание.



К-1



Л-2

К-4



П-5








Л-6

Р-2

П-2,4,5,6

К-2, 4














Р-3,5

П-2,6

VI. Итог урока.

-Путешествие подходит к концу и пора подвести итоги.

-Вспомним, какие задачи мы ставили? (Научиться отличать глаголы в неопр. форме от других глаголов)

- Смогли ли мы их решить?

-Что важного узнали на уроке?

- Над чем следует продолжить работу на следующем уроке?

​​​​​​​- Ребята, глаголы в неопределённой форме могут встретиться вам в заданиях всероссийской проверочной работы по русскому языку, поэтому давайте постараемся хорошо усвоить данную тему.

Р-3,5

П-2,6

VII.Домашнее задание:

дифференцированное задание

Упр.362, 364, 365

Слайд 12

Л-3

Р-6




Выставление оценок. Дети оценивают , затем учитель.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.