Нестандартное домашнее задание по биологии, раздел «Животные» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Всероссийский конкурс «Нестандартное домашнее задание»
Конкурсный материал «Нестандартное задание по биологии
раздел «Животные» 7 класс»
Автор: Битюкова О.А., учитель биологии
МБОУ СОШ №6 г. Новочеркасска
Тема раздела: «Многообразие животных»
Тема урока: « Важнейшие отряды птиц. Значение птиц в природе и жизни человека»
Пояснительная записка
В условиях перехода на ФГОС изменилось количество часов, предназначенных на изучение биологии в 5-7 классах, оно сократилось до 1 часа в неделю. Одновременно, существенно изменились и требования к современному уроку. Сегодня каждый урок должен проводиться в режиме системно- деятельностного подхода, позволяющего формировать у обучающихся УУД. Так же ФГОС диктует жесткие требования и к уровню освоения знаний.
В условиях сокращения часов педагогу приходится очень тщательно думать над отбором содержания, продумывать методы и формы обучения, организации учебной деятельности учащихся.
Изучение биологии в 7 классе предполагает изучение отличительных признаков различных групп животных и их многообразия. Все это очень сложно реализовать при сокращении часов на преподавание предмета, особенно западает вопрос о многообразии животных различных систематических групп.
Одним из вариантов решения обозначенной проблемы являются опережающие домашние задания творческого характера.
Цель таких заданий: способствовать формированию системы биологических знаний и личностных качеств учащихся в процессе самостоятельной работы с учебной и учебно-познавательной литературой.
Примером такого задания является задание при изучении многообразия птиц различных отрядов и экологических групп.
Учащиеся, подготовившие творческие задания презентуют их классу, визуализируя информацию с помощью мультимедийной презентации или стендового доклада ( оговаривается., что время на защиту - 3 минуты).
Характеристика нестандартного домашнего задания по биологии
Эпиграф к домашнему заданию
Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство…
Птичье царство, и только!
Ну, дрозды, ну, синички…
Где запомнить все клички,
Просто птички – и только!
Стоит в лес углубиться –
И уже как не дома:
Словно мы за границей –
Незнакомые лица,
Языки незнакомы.
Как слепые, плутаем,
Будто глухи отроду.
И ещё утверждаем,
Что мы любим природу.
А.Яшин.
Класс: 7
Тип задания: индивидуальное, творческое, опережающее
Цель: Формирование системы биологических знаний о многообразии и значении птиц; развитие личностных качеств учащихся в процессе самостоятельной работы с учебной и учебно-познавательной литературой.
Степень сложности: средняя
Время выполнения задания: в течение недели до урока
Форма представления домашнего задания (способ проверки): мультимедийная презентация (реклама) из слайдов
Инструкция по выполнению домашнего задания
Содержание нестандартного домашнего задания:
Сделать мультимедийную презентацию.
Мультимедийная презентация (реклама) должна содержать следующие слайды (по желанию количество слайдов можно увеличить)
№1. Название вида (изображение птицы)
№2. Систематическое положение вида
№3. Особенности внешнего строения
№4. Образ жизни
№5.Экологическая группа, к которой относится вид, особенности поведения
№6. Голос птицы (аудиофайл)
№7. Интересные факты из жизни птицы
№8. Вопросы классу ( учащийся должен сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности о птице и задать их классу). Такой вид задания позволяет:
определить уровень владения умениями самостоятельно работать с различными источником информации
позволит сконцентрировать внимание всех учащихся в классе, т.к. после презентации им предстоит ответить на вопросы по ее содержанию.
Планируемые результаты:
Учащиеся продолжат формирование информационной компетенции , работая с различными ресурсами для поиска необходимой информации, научатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; строить монологическое выступление; конструировать вопросы различного уровня сложности, приобретут опыт публичного выступления; приобретут необходимые предметные знания
Критерии оценивания
1.Соответствие презентации требованиям
2.Творчество автора :
А) содержание
Б) оформление
3.Выразительность выступления
4.Грамотно и корректно составленные вопросы различного уровня сложности
Дементьева Ирина Михайловна
Медведева Татьяна Александровна
Битюкова Ольга Анатольевна
Томбасова Татьяна Сергеевна