Нестандартное домашнее задание по географии "Движение земной коры. Вулканизм"

Пояснительная записка
Автор (должность):
Ковалева Галина Валентиновна
учитель географии МКОУ Нововоронежская СОШ №4 Воронежской области.
Домашнее задание к теме урока:
Движение земной коры (2). Вулканизм. п. 24.
Предмет:
География.
Аудитория:
Учащиеся 5-х классов.
УМК:
А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. География 5-6 классы. Линия «Полярная звезда» Москва «Просвещение».
Домашнее задание:
Создать макет вулкана из подручных материалов и дать краткую, интересную информацию о нем.
Информация. Модель (макет) — это уменьшенное воспроизведение объекта, удовлетворяющей требованиям соответствия формы и содержания задуманного.
Цель:
Домашнее задание направлено на развитие творческой личности, ее самореализации благодаря созданию макета вулкана с использованием бросового материала.
Задачи:
Образовательные:
- владение знаниями и навыками применения знаний о движениях литосферы, сейсмичности и стихийных природных явлениях, происходящих в земной коре;
- понимание процесса извержения вулканов как одного из важнейших процессов, происходящих на Земле.
Развивающие:
- пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес к предмету и познанию всего мира;
- развить логическое и аналитическое мышление;
- закрепить теоретические знания, полученные на уроке, в практическое умение с целью изготовить значимый продукт (макет вулкана).
Воспитательные:
- формирование интереса к природным процессам и ответственное отношение к окружающей среде;
-вовлечение учащихся в активную практическую деятельность, которая развивает целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Тип задания:
Усвоения новых знаний. Творческая, проектная работа.
Степень сложности:
Высокий уровень сложности.
Время выполнения Д/З:
На выполнение Д/Р рассчитано от 30 до 60 минут.
На уроке, для защиты проекта ученика примерно 3 минуты.
Инструкция к выполнению домашнего задания. Этапы работы:
1. На уроке, прослушав объяснение учителем темы «Движение земной коры. Вулканизм», и дома, прочитав параграф 24, учащиеся сделают вывод, что вулканы – это грозное, завораживающее природное явление. Его извержение происходит из-за сталкивания и смещения тектонических литосферных плит. Они надвигаются одна на другую, их нижние слои уходят глубже, тают и образуют магму. Извержения вулкана вызывает разлом литосферных плит, и магма, которая выходит под давлением.
2. Исследовав строение, виды вулканов и извержений, учащиеся выбирают один самый красивый вулкан на планете.
3. Им необходимо создать макет вулкана из любого подручного материала (плотный картон, пластиковая бутылка, бумага, акварельные краски, вата, пластилин, тесто, монтажная пена и др.).
При работе над макетом соблюдайте технику безопасности!
4. Дать характеристику выбранному вулкану: его название, действующий он или потухший, его месторасположение, выяснить абсолютную высоту, найти его географические координаты, а также приветствуется краткая, дополнительная, интересная информация о выбранном вулкане, которой нет в изучаемом параграфе.
Желаю всем удачной домашней работы, чтобы у вас все получилось!
Ожидаемые результаты:
Выполнения творческих, проектных домашних заданий позволяет достигать определенных результатов:
- развивает мыслительную деятельность;
- формирует у обучающихся познавательный интерес не только к данной теме, но и закладывает положительную мотивацию к изучению всего предмета географии;
- повышает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- дает возможность получать более глубокие знания по предмету;
- учит находить дополнительную информацию, используя самые разнообразные источники информации и выделять главное.
Способ проверки:
1. На уроке учащиеся защищают свои проектные работы на оценку.
2. Во время проведения предметной недели по географии была организована выставка, где лучшие работы были показаны всем обучающимся школы, а ребята защитили свои проекты.
3. Учащиеся продемонстрировали извержение вулкана перед учащимися начальных классов на уроке окружающего мира и подарили учителю макеты вулканов как наглядный материал.
Информационные источники:
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / Под ред. проф. Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. –224с.
2.https://mygeograph.ru/wp-content/uploads/2021/11/Pourochnye_razrabotki_5-6_kl_Polyarnaya_zvezda.pdf
В качестве примера выполнения нестандартного домашнего задания предлагаю познакомиться с работами учеников
Действующий вулкан КЛЮЧЕВСКАЯ СОПКА Вулкан расположен на территории России, в Азиатской части, на полуострове Камчатка. Самый высокий на материке Евразия. Самое мощное извержение было в 1994 году, оно было такой силы, что подбросило в высоту гигантскую глыбу льда на полкилометра. Его высота – 4835 м. Географические координаты: 56° с. ш. 160° в. д. |
|
Использованные материалы: плотный картон, пластиковая бутылка, пластилин, акварельные краски. |
Ученики продемонстрировали извержение вулкана. Внутри вулкана пластиковая бутылка с заготовленной смесью из соды, пищевого красителяи жидкого мыла. Берется вода с добавлением столового уксуса и заливается в вулкан. Происходит реакция между содой и уксусом, на поверхность выливается «поток лавы». |
Потухший вулкан ЭЛЬБРУС Вулкан расположен на территории России, на Кавказе. Его называют «Снежный барс России». Последнее извержение вулкана было 2500 лет назад. Его высота – 5642 м. Географические координаты: 43° с. ш. 42° в. д. |
|
Использованные материалы: плотный картон, тесто, акварельные краски. |
Действующий вулкан ВЕЗУВИЙ Вулкан расположен в Европе, на территории Италии. В 79 н.э. вулкан накрыл огненным пеплом города Помпеи и Геркуланум, уничтожив 16 000 человек. Его высота – 1281 м. Географические координаты: 40° с. ш. 14° в. д. |
|
Использованные материалы: плотный картон, пластилин, акварельные краски, клей. |
Действующий вулкан ГЕКЛА Вулкан расположен в Европе, на территории Исландии. Самый молодой остров на Земле, это остров Суритсей, который расположен вблизи Исландии. В результате извержения подводного вулкана он состоит из черного вулканического стекла. Его высота – 1491 м. Географические координаты: 65° с. ш. 18° з. д. |
|
Использованные материалы: плотный картон, пластиковая бутылка, бумага, акварельные краски, вата. |
Действующий вулкан КОТОПАХИ Вулкан расположен в Южной Америки, на территории Эквадора. В 1768 году извержение вулкана выбросило гигантский столб пара и пепла, который накрыл дома, затем началось мощное землетрясение, которое разрушило весь город. Его высота – 5897 м. Географические координаты: 1° ю. ш. 78° з. д. |
|
Использованные материалы: плотный картон, пластилин. |
Действующий вулкан ЭТНА Вулкан расположен в Европе, на территории Италии, на острове Сицилия. В 1693 году с извержением вулкана произошло мощное землетрясение, которое разрушило много зданий и целые населенные пункты. При их восстановлении архитекторы внесли новый стиль и краски в стиль барокко, что привело к созданию нового уникального стиля - сицилийского барокко. Его высота – 3323 м. Географические координаты: 37° с. ш. 15° в. д. |
|
Использованные материалы: пластиковая подставка, монтажная пена, акварельные краски, вата. |
Потухший вулкан КИЛИМАНДЖАРО Вулкан расположен в Африке, на территории Танзании. Вулкан состоит из трёх вулканов: Кибо, Мавензи и плато Шира, которые считаются на сегодняшний день потухшими. Ученые предполагают, что вулкан может проснуться, так как магма внутри вулкана пришла в движение. Его высота – 5895 м. Географические координаты: 4° ю. ш. 37° в. д. |
|
Использованные материалы: плотный картон, пластилин, акварельные краски, игрушки зверей, клей. |
Действующий вулкан ОРИСАБО Вулкан расположен в Северной Америке, на территории Мексики. «Гора, стремящаяся к звёздам», так местные жители называют этот вулкан (Ситлалтепетль). Последнее его извержение было в 1846 году, но учёные уверены, что Орисаба набирает мощь и силу. Его высота – 5610 м. Географические координаты: 16° с. ш. 98° з. д. |
|
Использованные материалы: бумага, акварельные краски, резиновый клей, пластилин. |
Действующий вулкан ЭРЕБУС Вулкан расположен в Антарктиде. Это очень активный вулкан, который практически непрерывно извергается, выбрасывая водород и метан. Эти газы могут влиять на озоновый слой. Над морем Росса толщина озонового слоя минимальна. Его высота – 3794 м. Географические координаты: 78° ю. ш. 169° з. д. |
|
Использованные материалы: картон, пластилин, акварельные краски, пенопласт, клей. |
|
Домашнее задание в виде проектной деятельности по географии способствует не только овладению комплексом знаний, умений и навыков по предмету, но и создает условия для творческой самореализации личности.
Выполнение проекта, это их достижение, ведь учащиеся видят перед собой конечный результат, в который они вложили душу.










Куликова Ирина Геннадьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Елена Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Елена Гаврииловна Гончарова
Ковалева Галина Валентиновна
Елена Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна
Калягина Ирина Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна
Фролова Елена Николаевна
Ковалева Галина Валентиновна
Светлана Баженова
Ковалева Галина Валентиновна