Нестандартное домашнее задание по химии «Чистые вещества и смеси» (8 класс)
Нестандартное домашнее задание по темам "Чистые вещества и смеси", "Физические явления в химии" для обучающихся 8 класса, УМК О.С. Габриелян
Пояснительная записка.
Формирование активности в добывании знаний происходит не сразу, а поэтапно. Мыслительный эксперимент обладает большим познавательным значением, таккак позволяет ставить перед учащимися проблемы(проблемные ситуации) в процессе обучения, намечать пути их решения, подтверждать или опровергать предположения, что важно для развития мыслительной деятельности учащихся и их самостоятельности. Для него характерны продумывание, выдвижение гипотез, составление плана решения проблемы и высокая активностьучащихся. При этом мысленный эксперимент должен включать не только чисто теоретический аспект, но ииметь прикладную направленность, так как в противном случае химия для учащихся станет абстрактной наукой, далекой от жизни, и школьники неминуемо потеряют смысл данной деятельности и, соответственно, интерес к ней.
- . Создание условий для формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
- продолжить формирование у обучающихся представлений о чистых веществах и смесях; определять способы разделения различных смесей в зависимости от свойств и компонентов.
- пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес к предмету; способствовать развитию необходимых навыков самостоятельной учебной деятельности.
- вовлекать учащихся в активную практическую деятельность.
- . Понимание значимости естественно- научных знаний в повседневной жизни.
- . Умение находить в тексте требуемую информацию; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; преобразовывать текст.
- . Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, самостоятельно оформлять отчет.
- Умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, строить речевые высказывания письменной форме.
Хлорид натрия, который мы покупаем в пачках надписью "Поваренная соль", должен быть чистым, чтобы мы могли употреблять его в пищу. Природный хлорид натрия всегда содержит примеси речного песка, глины и т.п. попробуйте самостоятельно очистить природную поваренную соль от примесей.
1 часть работы ( ее можно задать после темы "Чистые вещества и смеси")
Сравните свойства чистыххлорида натрия (есть у вас на кухне), речного песка и смеси, состоящей из 1 части песка и 1 части соли ( например, по одной чайной ложке). Запишите свои наблюдения в таблицу.
Сравниваемые свойства |
Свойства соли |
Свойства песка |
Свойства смеси соли и песка |
Агрегатное состояние |
|
|
|
|
|
|
|
Растворимость в воде |
|
|
|
Запах |
|
|
|
Сходные свойства:_______________________________________________________
Различные свойства: _____________________________________________________
Приведите примеры, показывающие, что вещества, чистые в обыденном понимании, на самом деле являются смесями веществ.
2 часть работы (ее можно задать после темы "Физические явления в химии")
К нам в руки попала старая школьная тетрадь. Время стерло отдельные слова. Попробуйте восстановить текст:
«Задание: разделить смесь поваренной солии песка. Рассмотрел смесь. Она имеет______________________ цвет. В ней хорошо видны частицы __________ и __________ . Интересно, является ли цвет смеси ее постоянным свойством?_____
От чего он зависит?____________________________________________________
Соленая ли смесь на вкус?_______________________________________________
Добавил в смесь воды. Наблюдал, как частицы__________________ растворяются в воде. Видимо, молекулы ________________ равномерно распределяются между молекулами воды. Песок _________________________________________________
Профильтровал смесь. ________________________ задерживаются фильтром, а раствор _____________________ (фильтрат) собирается в стакане. Перелил фильтрат в ____________________________________________ и выпарил ____________. При нагревании ______________ испаряется, __________________
По описанию составьте план проведения эксперимента и, если возможно, поставьте запланированные опыты. Сделайте рисунки и выводы.
Определите ваш личный интерес проводимого эксперимента:
Возможная цель работы |
Необходимость |
Получить чистую соль |
|
Получить чистый песок |
|
Получить соленую воду |
|
Научиться фильтровать |
|
Научиться разделять растворимые и нерастворимые вещества |
|
Литература.
- А.А.Журин, Л.С. Зазнобина "Начала химического эксперимента" 8 класс.- М.: Школа - Пресс, 1998
- Экспериментальная химия в системе проблемно- развивающего обучения. 8-11 кл.- Волгоград: Учитель, 2016