Нестандартное занятие в ДОУ

0
0
Материал опубликован 18 October

Всероссийский конкурс профессионального мастерства для педагогов дошкольного образования

«Нестандартное занятие в ДОУ»

Конспект нестандартного логопедического занятия для детей 5-6 лет с ЗПР «Путешествие на Остров Говорунов»

Цель: активизация речевой деятельности и развитие высших психических функций в условиях сюжетно-игровой ситуации.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
· Закреплять правильное произношение звуков [С], [З] в слогах и словах.
· Активизировать и расширять словарь по темам «Животные», «Признаки предметов».
· Упражнять в употреблении простых предлогов (в, на, под).
Коррекционно-развивающие:
· Развивать речевое дыхание и силу голоса.
· Совершенствовать фонематический слух.
· Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез).
· Развивать общую и мелкую моторику через элементы психогимнастики и сенсорные игры.
Коррекционно-воспитательные:
· Воспитывать умение работать в коллективе, соблюдать правила игры.
· Формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

Оборудование и материалы:
· Сундук-«тактильная коробка», наполненная кинетическим песком, в котором спрятаны мелкие игрушки (слон, змея, собака, замок, солнышко).
· Большое полотно синей ткани («океан»), «острова» из зеленого картона или ткани.
· Аудиозаписи: «Шум моря», «Звуки джунглей», веселая ритмичная музыка.
· Карточки с изображениями животных для классификации (домашние/дикие).
· «Волшебные мешочки» с разными крупами (гречка, горох).
· Магнитная доска или фланелеграф.
· Игрушка-«помощник» (попугай, обезьянка или дельфин).

Ход занятия:
1. Организационный момент. «Приветствие-настроение» (2-3 мин)

- Логопед: Здравствуйте, мои юные путешественники! Сегодня нас ждет необычное приключение. Мы отправляемся на загадочный Остров Говорунов!

Но чтобы добраться до него, нам нужно поприветствовать друг друга особым способом.

- Упражнение «Передай улыбку»: Дети встают в круг.

- Логопед улыбается соседу и мягко хлопает ему в ладоши. Следующий ребенок передает улыбку и хлопок дальше.

- Дыхательное упражнение «Подними паруса»: Логопед раздает детям легкие шелковые платочки. «Чтобы наш корабль поплыл, нужен ветер. Давайте подуем на наши «паруса» плавно и долго. А теперь – сильно и резко!

(Создается положительный эмоциональный настрой, отрабатывается речевое дыхание)

2. Ввод в игровую ситуацию. «Мы плывем!» (3-4 мин)

На полу расстилается синее полотно («океан»). Включается аудиозапись «Шум моря».

- Логопед: Наш корабль готов! Занимайте места! (Дети садятся вокруг «океана»). Смотрите, впереди первый остров – «Остров Тихих и Громких Звуков». Его жители просят с ними поиграть.

- Игра «Попугайчики» (развитие силы голоса и фонематического слуха):

- Логопед показывает игрушку-попугая. «Этот попугай повторяет все звуки. Давайте ему поможем. Если я покажу большую ракушку – говорим громко: «СА-СА-СА!». Если маленькую – говорим тихо: «ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ».

(Используются слоги со звуками [С] и [З]).

3. Основная часть. «Приключения на островах» (15-17 мин)

а) Остров «Загадочных Находок» (тактильная коробка)
На острове стоит сундук, наполненный кинетическим песком.

- Логопед: Ой, смотрите, сундук! Но он не простой, а волшебный. Чтобы найти сокровища, нужно запустить в него руки и на ощупь найти то, что там спрятано.

- Дети по очереди опускают руки в песок, находят игрушку и называют ее: «Я нашел слона», «Я нашла змею» и т.д.

- Логопед задает наводящие вопросы: «Какой слон? (Большой, серый). Где сидела змея? (В песке). Что мы можем сделать с замком? (Открыть, закрыть)».

- Упражнение на классификацию: «Раздели всех, кого мы нашли, на две группы: кто живет в доме с человеком, а кто – в дикой природе». Дети размещают картинки на магнитной доске.
(Развивается тактильное восприятие, словарь прилагательных и глаголов, закрепляется категоризация)

б) Остров «Танцующих Зверей» (психогимнастика). Включается ритмичная музыка.

- Логопед: На этом острове все животные обожают танцевать! Давайте превратимся в них!

- Логопед показывает карточку с животным, и дети изображают его движения и голос.

- «Великан-слон»: топают ногами, тянут «С-С-С...» (низким голосом).

- «Комар-Зуммер»: легкий бег на носочках, произносят «З-З-З...» (высоким голосом).

- «Сердитая змея»: плавные движения рукой, как змея, шипят «Ш-Ш-Ш...». (Происходит мышечная релаксация, развитие обшей моторики и межполушарного взаимодействия, отработка длительного выдоха и звукоподражания)

в) Остров «Секретных Мешочков» (мелкая моторика, фонематический слух). На острове лежат «волшебные мешочки» с крупой.

- Логопед: Обезьянка с этого острова перепутала все свои запасы! Нужно ей помочь.

- Задание 1: «Найди в мешочке с горохом только те предметы, в названии которых есть звук [С]» (например, бусы, солнышко).

- Задание 2: «Найди в мешочке с гречкой предметы со звуком [З]» (например, зайка, зеркальце).

(Развивается мелкая моторика, тактильная чувствительность и фонематическое восприятие)

4. Заключительная часть. «Возвращение домой» (3-4 мин)

- Логопед: Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем «до свидания» Острову Говорунов.

- Упражнение «Комплименты»: Дети передают друг другу морскую ракушку и говорят друг другу приятные слова или вспоминают, что им больше всего понравилось на занятии. «Мне понравилось, как ты танцевал, как слон!», «Мне было весело искать сокровища».

Рефлексия:

- Логопед: «Вы были отличными путешественниками! Вы были внимательными, дружными и очень говористыми! За это каждый из вас получает настоящую «медаль» острова – раскраску с животными, которых мы сегодня встречали».

Особенности занятия для детей с ЗПР:

1. Частая смена деятельности: Каждый этап длится не более 5 минут, что предотвращает утомление.

2. Мультисенсорный подход: Занятие задействует тактильные (песок, крупа), зрительные, слуховые и кинестетические анализаторы.

3. Высокая эмоциональная вовлеченность: Сюжет, игровые персонажи, неожиданные находки поддерживают интерес и мотивацию.

4. Опора на наглядность и действие: Дети не просто говорят, они трогают, ищут, двигаются, что соответствует их ведущему виду деятельности.

5. Дозированная нагрузка и индивидуальный подход: Логопед оказывает помощь (наводящие вопросы, совместное выполнение действия) в зависимости от возможностей каждого ребенка.

6. Создание ситуации успеха: Все задания построены так, чтобы ребенок мог с ними справиться и получить положительное подкрепление.


Используемая литература для составления конспекта: Бухарина К.Е./ Логопедические конспекты занятий с детьми 5-6 лет: старшая, подготовительная группа. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 95 с. : ил. - (Коррекционная педагогика).





Приложения № 1

t1760796450aa.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.