12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга вениаминовна
Аккаунт удалён
Россия, Смоленская обл.
2

Статья «Нетрадиционные домашние задания по математике в 5-6 классах»

Нетрадиционные домашние задания по математике в 5-6 классах

Автор: Богачева Ольга Вениаминовна

Должность: учитель математики

Место работы: МБОУ Касплянская СШ Смоленского района Смоленской области

Предмет: математика

Класс: 5, 6

… интересное, с душой выполненное

дома задание неоценимо помогает уроку.

В.А.Сухомлинский.

Сегодня много спорят о том, нужны ли домашние задания в современной школе. Очень хотела бы ответить «Нет!» (Это эмоции: ученики не любят домашние задания, потому что их надо делать, учителя - потому что нужно добиваться качественного выполнения и тщательно проверять), но разум говорит: «Да, конечно, нужны».

ФГОС – идея хорошая, но старые предметные ЗУНы (знания, умения и навыки) никто не отменял. Именно их, а не УУД, личностные, метапредметные результаты отслеживают сегодня ОГЭ и ЕГЭ. Традиционное домашнее задание по математике (упражнения из учебника) и вырабатывает эти необходимые навыки. Как известно, нельзя научиться плавать (водить машину, вязать и т.д.), глядя, как это делает сосед. Нельзя научиться решать задачи, если не решать их самому. При данном на сегодняшний день соотношении материала, изучаемого по предмету «Математика» к количеству часов, отведенных на его изучение часов невозможно сформировать навыки только на уроке. Они (и не только они, но и многие УУД и качества личности) формируются в ходе выполнения самостоятельной домашней работы.

Принципы, которых придерживаюсь, задавая домашнее задание

Здоровьесбережение

Стараюсь не давать больших по объему заданий. Ответственных учеников это перегружает, а безответственные и браться за огромное задание не станут.

Не задаю домашние задания на праздничные дни и каникулы. Убеждена, что дети должны ответственно работать в будни и отдыхать в праздники, их не должно тяготить задание. Те, кто захочет сам что-то порешать или отработать, могут выполнить индивидуальное задание, но это должно быть добровольно!

Домашнее задание – этап урока, а не перемены!

Всегда в одном и том же месте доски пишу номера упражнений для домашней работы, что обеспечивает определенный комфорт ученику: он не боится прослушать задание, всегда знает, где можно его найти.

Специальным образом отмечаю задания базового (обязательного для всех) и повышенного уровня. Даю четкую инструкцию по выполнению работы, комментарий к заданию.

Обязательная проверка задания.

Если задание задано, то оно должно быть проверено.

Форма проверки может быть любая: фронтальная, учителем записи в тетради, ответ у доски, самопроверка по образцу, взаимопроверка и т.д. Как ошибки, так и оригинальные решения, творческие находки должны быть проанализированы.

Использование нетрадиционных домашних заданий.

Приведу несколько примеров использования нетрадиционных домашних заданий по математике в 5-6 классах.

Моделирование задач

Создание учеником математической задачи на заданную тематику является традиционным «нетрадиционным» заданием.

В своей работе предлагаю детям тематические тексты, насыщенные изучаемыми числовыми данными (целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, проценты и т.д.) и задание: составить задачу по данному тексту, решить ее, подготовить задание для класса. На следующих уроках простые задания использую в устном счете, стандартные составные при работе в парах: ученики обмениваются задачами и решают их, сложные задачи решаем в классной работе фронтально. Возможно проведение конкурса самых оригинальных задач. Иногда ученик составляет несколько задач, но они однотипные, иногда разнообразные. И то, и другое может послужить толчком к работе над проектом «Моделирование задач с … содержанием или по …. математической теме».

Приведу конкретные примеры.

Мной разработан сценарий «Новогоднее математическое состязание» в 5 классе. Материал может быть использован как повторительно-обобщающий урок первого полугодия или внеклассное мероприятие по математике в 5 классе. Домашним заданием было составление задач по теме урока, с использованием материалов урока.

Вот задачи, которые составили мои ученики.

  1. На новогодней елке было 20 дошкольников, а школьников в 5 раз больше. Половина всех детей была в масках и париках, пятая часть – в карнавальных костюмах. Остальные – просто в нарядной одежде. Сколько детей было без новогодних масок, костюмов, париков?
  2. Для украшения елки ребята 5 класса сделали 100 игрушек. Снежинок было в 2 раза больше, чем ребристых елочек, а фонариков – на 20 меньше, чем ребристых елочек. Сколько игрушек каждого вида сделали ребята?
  3. У Деда Мороза есть участок земли квадратной формы со стороной 200 м. На участке он хочет построить дворец прямоугольной формы длиной 80 м и шириной 60м, почтовое отделение длиной 40 м и шириной 20 м, фабрику новогодних игрушек длиной 100 м и шириной 70 м, 2 га отдать под питомник молодых елочек, на 40 а залить каток, а остальную площадь использовать для парка ледяных скульптур. Хватит ли ему места для парка, и если да, то какой площади будет этот парк?
  4. Дед Мороз и Снегурочка ехали от одного поселка до другого 3 часа со скоростью 54 км/ч. Сколько времени потребуется Деду Морозу на обратный путь, если его скорость уменьшится на 8 км/ч, а новая дорога будет длиннее на 22 км?

Традиционно провожу тематический урок «Масленица». В конце урока раздаю детям текст. Задание – составить задачи по этому тексту.

Масленица в Книге рекордов Гиннесса

В 2002 году и в нашей стране решили испечь гигантский блин. Но он был не круглой формы, а представлял собой вкусную ленту шириной 0, 15 м и длиной 1 км. После приготовления кушанье было разрезано на 5500 порций по 55 г каждая, которые раздавали всем желающим совершенно бесплатно. Рекорд был зафиксирован в российской Книге рекордов Гиннесса как самый большой блин в России.

На рекордный блин у поваров ушло около 250 яиц, 100 литров молока и 100 килограммов муки. Средняя масса яйца 50 г, яйцо без скорлупы весит 45 г, при этом масса белка - 27 г, желтка - 18 г. Масса одного литра молока - 0,9 кг.

Несколько раз по разным темам составляли задачи с краеведческим содержанием. Результат вылился в несколько индивидуальных проектов «Моделирование задач с краеведческим содержанием».

Практические задания с геометрическим содержанием

Изучение геометрического материала всегда тесно связано с практическими заданиями. 5-классники с удовольствием готовят друг для друга модели геометрических фигур и тел, выполняют расчеты сами и проверяют расчеты товарищей. Такие задания даю при изучении тем «Измерение отрезков и углов», «Площади фигур», «Прямоугольный параллелепипед», «Координатная плоскость», «Длина окружности и площадь круга», «Симметрия» и др.

Создание модели прямоугольного параллелепипеда возможно дифференцировать: слабые ученики могут взять готовую развертку фигуры или просто обклеить цветной бумагой коробочку; сильные – создать свою развертку. Творческие люди делают «Пряничные домики», «Роботов» и др.

Каждый записывает в тетради линейные размеры, рассчитывает длину всех ребер, площадь поверхности и объем фигуры. На уроке дети обмениваются своими моделями и проделывают ту же практическую работу, сравнивают результаты, анализируют ошибки.

Мини-проекты-задания для одноклассников

Считаю интересным домашнее задание «Этикетка». В 6 классе при изучении темы «Отношения и пропорции» прошу детей взять этикетки от любых продуктов и рассчитать, сколько белков, жиров, углеводов содержится в упаковке продукта, какова его калорийность (сырка, батона хлеба, мешка муки и т.д.). Сильные ученики могут сделать такой расчет для порции приготовленного блюда. Следствием этого домашнего задания стал проект «Математика в твоем холодильнике»

Тему «Построение и чтение графиков» стараюсь разнообразить такими домашними заданиями (по группам)

«Сильные» ученики успешно работают с отрицательными числами, рассматривая суточную работу крота или метростроевцев.

  1. Составить рассказ о походе, поездке, рыбалке и на отдельном листке построить график к рассказу. (Например, ребята на велосипедах выехали из дома в 5 часов утра, через два часа доехали до села, где сделали привал на 15 минут и пошли пешком до озера и т.д.). На уроке учащиеся обмениваются заданиями, одна группа сочиняет рассказ по графику, а другая строит график по рассказу.
  2. Построить график движения. Придумать 10 вопросов к этому графику. Например, во сколько выехала машина, с какой скоростью она ехала по шоссе, сколько времени продолжалась первая остановка, сколько времени ехала машина по проселочной дороге, когда вернулась в гараж и т.д.?

Часто математика становится трудным, скучным, оторванным от жизни предметом для многих учеников. Разнообразные по форме и содержанию домашние задания способствуют повышению интереса к предмету, помогают формировать личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД, проявлять творческие способности, расширять кругозор, формированию всесторонне развитой, творческой личности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.