Нетрадиционные способы аппликации, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Объемная аппликация
Нетрадиционные способы аппликации, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Объемная аппликация.
Вид деятельности под названием "аппликация" известен давно. Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке.
Сложно сказать, когда конкретно зародился тот или иной вид рукоделия, поскольку текстильные изделия тех времен почти не сохранились. Но можно точно сказать, что аппликация (или нашивание) различных лоскутов тканей, кожи и других материалов, а также наклеивание всевозможных материалов, таких как: крупы, семечки, скорлупа ореха, яичная скорлупа, любых природных материалов пришла к нам с Востока и из Византии.
Самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации.
У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. Делали аппликации из бересты, войлока, ткани, кожи и бумаги.
С годами различные виды аппликаций видоизменились, следуя за своей эпохой, направлением моды и появлением современных материалов. Стали применяться различные красители и лаки, что позволило продлить жизнь изделиям.
Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.
Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.
Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.
Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей первых лет жизни. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети данного возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.
Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.
Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Итак, аппликация:
Развивает художественное воображение и эстетический вкус.
Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.
Помогает выучить цвета и формы.
Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное. По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.
По форме аппликация бывает объемной и плоской.
По цвету — одноцветная и многоцветная.
Для ее изготовления используются самые различные материалы: бумага; ткани разнообразной фактуры (хлопок, шелк, бархат, шнуры); кожа, мех, поролон, природные и бросовые материалы и т.д.
Я покажу одну из нетрадиционных техник, объемную аппликацию.
МАСТЕР -КЛАСС
«Осень в лесу»
Описание мастер-класс будет полезен воспитателям, детям старшей и средних групп
Назначение украшение интерьера группы, использование для художественного развития
Цель создание поделки из простого материала
Задачи
- развивать мелкую моторику,
- способствовать развитию творческого потенциала,
- учить организации своего свободного времени.
Материалы Тонированный картон (как фон), цветная бумага, гуашь, пластилин, вода, салфетки, ножницы, клей, двухсторонний скотч.
Ход
Для выполнения нашей работы нам понадобится: тонированный картон, цветной картон, цветная бумага, ножницы, двухсторонний скотч, клей, гуашь, пластилин, шприцы, вода, салфетки.
Начинаем выполнять нашу работу с вырезания больших деталей
Затем мы приклеиваем детали с помощью двухстороннего скотча (для создания объема) на тонированный картон
Далее вырезаем из цветного картона детали для создания нашей аппликации поменьше: это трава, часть дерева, и приклеиваем на нашу работу
Вырезаем детали из цветной бумаги, в данном случае это: фон кустарника, фон дерева, растения, облака, зайчик (можно раскрасить цветными мелками), и приклеиваем.
Так как на нашей картине «Осень» , добавляем листья
Берём гуашь и дорисовываем нашу работу, это может быть трава, листья, растения и т.д.
Далее в нашей работе мы используем технику «Горячего пластилина». Для этого нам необходимо наполнить пластилин в шприцы, поместить их в стакан с горячей водой для того, чтобы пластилин рязмягчить. Здесь необходимо обратить внимание на то, чтобы вода в стакане не была слишком горячей, иначе пластилин растает и в при выдавливании получится клякса, а если вода в стакане будет холодной, то пластилин плохо рязмягчится и мы не выдавим его из шприца.
При
При работе в технике с «горячим пластилином» можно выполнить такие элементы как цветы, растения.
Результат моей работы:
Содержание работы может меняться в зависимости от выбранной тематики и Вашего настроения.
Кияйкина Наталья Федоровна
Фролова Елена Николаевна