Конспект НОД в старшей группе на тему «Их защищает цвет»

4
0
Материал опубликован 7 July 2021 в группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №366 Дзержинского района Волгограда»










Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности (экология)

на тему: «Их защищает цвет» с презентацией.







Составитель: Воспитатель

Сошникова Анна

Владимировна


















Волгоград 2021.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, коммуникативное развитие.

Возраст детей: 6-8 лет.

Формы непосредственной деятельности: беседа, дидактическая игра, упражнение для глаз, физминутка.

Форма организации: подгруппа.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с понятием «маскировка», как одним из способов приспособления диких животных к окружающей среде;

- Дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания;

Развивающие:

- Развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

- Развивать речь и обогащать словарный запас детей новыми словами «маскировка», «хищники».

Воспитательные:

- Воспитывать бережное и эмоционально-положительное отношение к животным, интерес к познанию мира животных.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.

Оборудование: Проектор, презентация, дидактическая игра «Маскировка», фигурки животных, карточки с изображением климатических зон, глобус.

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель вместе с детьми:

Коммуникативная игра «Здравствуйте!».

Станем рядышком, по кругу,

 Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

 Нам здороваться ни лень:

 Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

 Если каждый улыбнётся –

 Утро доброе начнётся.

 -ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: Ребята, в этот осенний день мы подарили друг другу лучики солнышка – наши улыбки. Вы поделились друг с другом хорошим настроением. И с этим настроением давайте вместе подумаем: Во что вы любите играть? Какая у вас самая любимая игра?

Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день.

После сада, для разрядки,

Мы всегда играем в … (ПРЯТКИ).

Дети: Прятки.

Воспитатель: А вы знаете такую игру? Любите в нее играть? Что нужно делать, чтобы выиграть в этой игре?

Дети: Быть незаметным, сидеть в укрытии тихо.

Воспитатель: А вы знаете, что в эту игру играем не только мы! Как вы думает, кто еще умеет прятаться?

Дети: Звери.

Воспитатель: Верно. Сегодня мы будем говорить о животных и узнаем, как они умеют играть в прятки.

(Слайд №1).

Воспитатель: Мир природы многообразен. Это огромная семья – зверей и птиц, деревьев и насекомых. Также, как и мы, они все разные, у каждого из них свое предназначение. Одни – нападают, другие – защищаются, одни – убегают, другие - догоняют. Побеждает сильнейший, таков закон природы.

Воспитатель: Как вы думаете, почему прячутся животные?

Дети: Чтобы защититься!

Воспитатель: Правильно. Каждый из них хочет жить – наслаждаться запахами цветов, любоваться солнцем и небом, кувыркаться в холодном ручье. Поэтому у большинства животных, даже хищников, есть свои способы защиты от врагов.

Сегодня мы вместе с вами узнаем, как животные научились себя защищать!

- Ребята, у животных, как и у людей «одежда» бывает разного цвета, с разными узорами. А для чего животным разнообразная окраска? (Свободные ответы). Многие животные не предпринимают никаких специальных действий для того, чтобы уберечься от врагов. О них позаботилась природа, наделив их различными защитными приспособлениями, позволяющими им обороняться от своих врагов. Какие вы знаете особенные приспособления у животных?

Слайд 2.

Дети: Иголки-колючки, панцирь, яд, размер, скорость и т.д.

Воспитатель: Пожалуй, не одна из форм защиты не столь хитра, как маскировка. Ребята, окраска, которая помогает животным быть незамеченными, называется - маскирующей, она появилась у животных в результате приспособления к окружающей среде.

Кто самые лучшие маскировщики на свете? Думаете разведчики и шпионы? А вот и нет! Маскировка животных – вот, что даст сто очков вперед любому даже самому современному маскировочному костюму. Да что там говорить, ведь люди именно у животных научились искусству маскироваться.

(Слайд №3, 4.)

Воспитатель: Посмотрите на модели, и вы узнаете, кто же здесь спрятался.

- Представьте себе лес, ветвистые деревья, и вдруг из ни откуда на вас глядят два яро-желтых глаза! Это всего-то обыкновенная сова, которая отлично приноровилась подстраиваться под древесный фон. Возможно, птица и сама не знает о своей способности и искренне удивляется, когда люди вскрикивают при виде её. Совы — ночные, хищные птицы. Кто такие «хищники»? (Ответы детей). Хищниками называют тех, кто питается животной пищей, мясом. Питаются совы мелкими грызунами — мышами, крысами, хомяками, а также насекомыми и ежами. Попадется зайчонок — сова будет рада такому лакомству.

- Есть животное в природе.

Оно глазами странно водит.

Один глаз вверх все направляет,

Другим за мошками следит.

Длинным языком еду хватает.

И довольный он сидит.

Цвета меняет часто он.

Скажите кто это? (хамелеон).

Слайд 5

Воспитатель: Всем известен Хамелеон – ящерица, изменяющая свою окраску в зависимости от цвета окружающей среды. В слоях кожи животного находятся красители, позволяющие хамелеону изменить окраску кожи. Изменения окраски хамелеона могут происходить как на всём теле животного, так и на его отдельных частях. Посмотрите, как изменяет цвет один и тот же хамелеон, каким цветом хамелеон на первой картинке (зеленый), а на второй картинке (коричневый).

Хамелеоны часами могут находиться на ветвях деревьев, ожидая свою жертву. Как только та или иная букашка попадает в поле видимости хамелеона, он тут же, не раздумывая, хватает ее своим длинным и липким языком.

Воспитатель: Прятаться или маскироваться приходится не только мелким животным, но и таким гигантам, как жирафы, которые живут в саванне, где у них много врагов.

Воспитатель показывает саванну на глобусе.

Слайд 6, 7.

Воспитатель: Что помогает прятаться от врагов такому огромному животному?

Дети: Пятнистая окраска.

Воспитатель: Да, совершенно верно. Это защитный цвет. Эта окраска позволяет спрятаться, укрыться от врагов. А длинные передние ноги дают возможность очень быстро бегать, даже быстрее льва, единственного хищника, который может напасть на жирафа. У жирафа очень острые копыта, с их помощью он защищается от врагов. Попробуйте отыскать жирафа среди растительности.

Слайд 8.

Воспитатель: А вот еще одни мастера маскировки - Крокодилы – одни их самых грозных хищников на планете, тоже пользуются своей маскировкой не для защиты, а для охоты, замерев, подолгу поджидая свою добычу.

-Как вы думаете, на что похож крокодил при маскировке?

Дети: на бревно.

Воспитатель: Верно. Обычно, крокодилы маскируются под плывущее бревно.

Физминутка

Дикие животные

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель: Каких животных мы изображали?

Дети: зайчики, лисы, мышки.

Воспитатель: Где они живут?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Как они готовятся к зиме?

Дети: Зайцы меняют окраску, белки делают запасы на зиму, у лисы шерсть становится густой. Слайд 9.10.

Воспитатель: Правильно. А вы знаете, что немало животных, имеющих скрывающую окраску, меняют ее посезонно. Это животные северной зоны. У песца в тундре зимний белый наряд сменяется летом на темный, буроватый. Кто станет спорить, что Белый медведь – настоящий царь Севера?! Кроме того, он ещё и маскировщик прекрасный. Его белая шуба буквально сливается со снежным покровом Северного полюса. Этот зверь – настоящий силач, а мех его позволяет выжить в самые лютые морозы. Казалось бы, зачем ему, и без того самому сильному и вооруженному на своей территории, ещё и маскировочный окрас? Тем не менее, природа наградила его этим преимуществом, которым он с удовольствием пользуется, подбираясь к своей добыче на расстояние нескольких шагов и оставаясь незамеченным.

-А, вот следующего мастера маскировки, вы узнаете, выполнив упражнение:

Смотрим вправо — никого,

Смотрим влево — никого.

Раз-два, раз-два —

Закружилась голова.

Глазки закрывали,

Глазки отдыхали.

Как откроем мы глаза,

Вверх посмотрим, да-да-да.

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза,

И увидим зайчика.

Слайд 11.

Воспитатель: Правильно. Заяц-беляк, живет в наших лесах. Как вы думаете, зайцу в лесу живется тяжело или легко?

Дети: Тяжело.

Воспитатель: Почему?

Дети: У зайца много врагов, у зайца нет норки.

Воспитатель: Назовите врагов зайца.

Дети: Лиса, куница, волк, охотники.

Воспитатель: Зайчики – любимое лакомство многих хищных животных и птиц. У зайца чуткие уши, раскосые глаза, которыми он видит все вокруг, он умеет петлять - путать следы, делать большие прыжки в сторону, сильно отбивается задними ногами. Большие уши сигнализируют им об опасности, быстрые ноги помогают уйти от погони.

Воспитатель: Как еще спасает себя заяц от врагов?

Дети: Два раза в год линяет – меняет цвет шерсти.

Слайд 12.

Воспитатель: Да, совершенно верно. Летом животному есть, где спрятаться – среди высокой травы и кустов его трудно заметить. Весной и осенью серо-бурые зайцы хорошо маскируются среди жухлой серой растительности и голых веток. А вот зимой на белом снегу серого зайца далеко видно. Поэтому белая шерсть так необходима животному для маскировки зимой. На снежной поверхности полые и бесцветные волоски зимней заячьей шубки рассеивают свет и кажутся белыми. Это позволяет животным сливаться с местностью и сохранять жизнь.

Слайд 13.

Воспитатель: Обыкновенная белка летом покрыта рыжей шерстью, а на зиму одевается в светло-серую шубку, помогающую ей слиться с красками зимнего пейзажа. Несколько лет на Мамаев курган из Подмосковья привезли несколько белок. Им построили домики, кормушки. Работники музея-заповедника "Сталинградская битва" и посетители подкармливают животных. Вот какая разная бывает маскировка.

- А теперь давайте поиграем в дид. игру «Маскировка».

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились. Скажите, ребята, зачем дикие животные меняют свою окраску?

Воспитатель: Скрываются от врагов, сохраняют свою жизнь, охотятся.

Воспитатель: Что такое маскировка?

Воспитатель: Совершенно верно. Окраска, которая помогает животным быть незамеченными, называется маскирующей, она появилась у животных в результате приспособления к окружающей среде.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»

Ответы детей.

Воспитатель: И так, мы с вами разгадали одну из тайн животных – маскирующая окраска нужна некоторым из них для того чтобы спасаться от врагов, а также для того, чтобы добывать себе пищу и охотиться. ​​​​​​​


Презентация:"Их защищает цвет"
PPTX / 50.43 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.