Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №366 Дзержинского района Волгограда»
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности (экология)
на тему: «Их защищает цвет» с презентацией.
Составитель: Воспитатель
Сошникова Анна
Владимировна
Волгоград 2021.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, коммуникативное развитие.
Возраст детей: 6-8 лет.
Формы непосредственной деятельности: беседа, дидактическая игра, упражнение для глаз, физминутка.
Форма организации: подгруппа.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с понятием «маскировка», как одним из способов приспособления диких животных к окружающей среде;
- Дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания;
Развивающие:
- Развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
- Развивать речь и обогащать словарный запас детей новыми словами «маскировка», «хищники».
Воспитательные:
- Воспитывать бережное и эмоционально-положительное отношение к животным, интерес к познанию мира животных.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Оборудование: Проектор, презентация, дидактическая игра «Маскировка», фигурки животных, карточки с изображением климатических зон, глобус.
Ход занятия.
Организационный момент:
Воспитатель вместе с детьми:
Коммуникативная игра «Здравствуйте!».
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель: Ребята, в этот осенний день мы подарили друг другу лучики солнышка – наши улыбки. Вы поделились друг с другом хорошим настроением. И с этим настроением давайте вместе подумаем: Во что вы любите играть? Какая у вас самая любимая игра?
Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день.
После сада, для разрядки,
Мы всегда играем в … (ПРЯТКИ).
Дети: Прятки.
Воспитатель: А вы знаете такую игру? Любите в нее играть? Что нужно делать, чтобы выиграть в этой игре?
Дети: Быть незаметным, сидеть в укрытии тихо.
Воспитатель: А вы знаете, что в эту игру играем не только мы! Как вы думает, кто еще умеет прятаться?
Дети: Звери.
Воспитатель: Верно. Сегодня мы будем говорить о животных и узнаем, как они умеют играть в прятки.
(Слайд №1).
Воспитатель: Мир природы многообразен. Это огромная семья – зверей и птиц, деревьев и насекомых. Также, как и мы, они все разные, у каждого из них свое предназначение. Одни – нападают, другие – защищаются, одни – убегают, другие - догоняют. Побеждает сильнейший, таков закон природы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему прячутся животные?
Дети: Чтобы защититься!
Воспитатель: Правильно. Каждый из них хочет жить – наслаждаться запахами цветов, любоваться солнцем и небом, кувыркаться в холодном ручье. Поэтому у большинства животных, даже хищников, есть свои способы защиты от врагов.
Сегодня мы вместе с вами узнаем, как животные научились себя защищать!
- Ребята, у животных, как и у людей «одежда» бывает разного цвета, с разными узорами. А для чего животным разнообразная окраска? (Свободные ответы). Многие животные не предпринимают никаких специальных действий для того, чтобы уберечься от врагов. О них позаботилась природа, наделив их различными защитными приспособлениями, позволяющими им обороняться от своих врагов. Какие вы знаете особенные приспособления у животных?
Слайд 2.
Дети: Иголки-колючки, панцирь, яд, размер, скорость и т.д.
Воспитатель: Пожалуй, не одна из форм защиты не столь хитра, как маскировка. Ребята, окраска, которая помогает животным быть незамеченными, называется - маскирующей, она появилась у животных в результате приспособления к окружающей среде.
Кто самые лучшие маскировщики на свете? Думаете разведчики и шпионы? А вот и нет! Маскировка животных – вот, что даст сто очков вперед любому даже самому современному маскировочному костюму. Да что там говорить, ведь люди именно у животных научились искусству маскироваться.
(Слайд №3, 4.)
Воспитатель: Посмотрите на модели, и вы узнаете, кто же здесь спрятался.
- Представьте себе лес, ветвистые деревья, и вдруг из ни откуда на вас глядят два яро-желтых глаза! Это всего-то обыкновенная сова, которая отлично приноровилась подстраиваться под древесный фон. Возможно, птица и сама не знает о своей способности и искренне удивляется, когда люди вскрикивают при виде её. Совы — ночные, хищные птицы. Кто такие «хищники»? (Ответы детей). Хищниками называют тех, кто питается животной пищей, мясом. Питаются совы мелкими грызунами — мышами, крысами, хомяками, а также насекомыми и ежами. Попадется зайчонок — сова будет рада такому лакомству.
- Есть животное в природе.
Оно глазами странно водит.
Один глаз вверх все направляет,
Другим за мошками следит.
Длинным языком еду хватает.
И довольный он сидит.
Цвета меняет часто он.
Скажите кто это? (хамелеон).
Слайд 5
Воспитатель: Всем известен Хамелеон – ящерица, изменяющая свою окраску в зависимости от цвета окружающей среды. В слоях кожи животного находятся красители, позволяющие хамелеону изменить окраску кожи. Изменения окраски хамелеона могут происходить как на всём теле животного, так и на его отдельных частях. Посмотрите, как изменяет цвет один и тот же хамелеон, каким цветом хамелеон на первой картинке (зеленый), а на второй картинке (коричневый).
Хамелеоны часами могут находиться на ветвях деревьев, ожидая свою жертву. Как только та или иная букашка попадает в поле видимости хамелеона, он тут же, не раздумывая, хватает ее своим длинным и липким языком.
Воспитатель: Прятаться или маскироваться приходится не только мелким животным, но и таким гигантам, как жирафы, которые живут в саванне, где у них много врагов.
Воспитатель показывает саванну на глобусе.
Слайд 6, 7.
Воспитатель: Что помогает прятаться от врагов такому огромному животному?
Дети: Пятнистая окраска.
Воспитатель: Да, совершенно верно. Это защитный цвет. Эта окраска позволяет спрятаться, укрыться от врагов. А длинные передние ноги дают возможность очень быстро бегать, даже быстрее льва, единственного хищника, который может напасть на жирафа. У жирафа очень острые копыта, с их помощью он защищается от врагов. Попробуйте отыскать жирафа среди растительности.
Слайд 8.
Воспитатель: А вот еще одни мастера маскировки - Крокодилы – одни их самых грозных хищников на планете, тоже пользуются своей маскировкой не для защиты, а для охоты, замерев, подолгу поджидая свою добычу.
-Как вы думаете, на что похож крокодил при маскировке?
Дети: на бревно.
Воспитатель: Верно. Обычно, крокодилы маскируются под плывущее бревно.
Физминутка
Дикие животные
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Воспитатель: Каких животных мы изображали?
Дети: зайчики, лисы, мышки.
Воспитатель: Где они живут?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Как они готовятся к зиме?
Дети: Зайцы меняют окраску, белки делают запасы на зиму, у лисы шерсть становится густой. Слайд 9.10.
Воспитатель: Правильно. А вы знаете, что немало животных, имеющих скрывающую окраску, меняют ее посезонно. Это животные северной зоны. У песца в тундре зимний белый наряд сменяется летом на темный, буроватый. Кто станет спорить, что Белый медведь – настоящий царь Севера?! Кроме того, он ещё и маскировщик прекрасный. Его белая шуба буквально сливается со снежным покровом Северного полюса. Этот зверь – настоящий силач, а мех его позволяет выжить в самые лютые морозы. Казалось бы, зачем ему, и без того самому сильному и вооруженному на своей территории, ещё и маскировочный окрас? Тем не менее, природа наградила его этим преимуществом, которым он с удовольствием пользуется, подбираясь к своей добыче на расстояние нескольких шагов и оставаясь незамеченным.
-А, вот следующего мастера маскировки, вы узнаете, выполнив упражнение:
Смотрим вправо — никого,
Смотрим влево — никого.
Раз-два, раз-два —
Закружилась голова.
Глазки закрывали,
Глазки отдыхали.
Как откроем мы глаза,
Вверх посмотрим, да-да-да.
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять их подними.
Пальцами погладь глаза,
И увидим зайчика.
Слайд 11.
Воспитатель: Правильно. Заяц-беляк, живет в наших лесах. Как вы думаете, зайцу в лесу живется тяжело или легко?
Дети: Тяжело.
Воспитатель: Почему?
Дети: У зайца много врагов, у зайца нет норки.
Воспитатель: Назовите врагов зайца.
Дети: Лиса, куница, волк, охотники.
Воспитатель: Зайчики – любимое лакомство многих хищных животных и птиц. У зайца чуткие уши, раскосые глаза, которыми он видит все вокруг, он умеет петлять - путать следы, делать большие прыжки в сторону, сильно отбивается задними ногами. Большие уши сигнализируют им об опасности, быстрые ноги помогают уйти от погони.
Воспитатель: Как еще спасает себя заяц от врагов?
Дети: Два раза в год линяет – меняет цвет шерсти.
Слайд 12.
Воспитатель: Да, совершенно верно. Летом животному есть, где спрятаться – среди высокой травы и кустов его трудно заметить. Весной и осенью серо-бурые зайцы хорошо маскируются среди жухлой серой растительности и голых веток. А вот зимой на белом снегу серого зайца далеко видно. Поэтому белая шерсть так необходима животному для маскировки зимой. На снежной поверхности полые и бесцветные волоски зимней заячьей шубки рассеивают свет и кажутся белыми. Это позволяет животным сливаться с местностью и сохранять жизнь.
Слайд 13.
Воспитатель: Обыкновенная белка летом покрыта рыжей шерстью, а на зиму одевается в светло-серую шубку, помогающую ей слиться с красками зимнего пейзажа. Несколько лет на Мамаев курган из Подмосковья привезли несколько белок. Им построили домики, кормушки. Работники музея-заповедника "Сталинградская битва" и посетители подкармливают животных. Вот какая разная бывает маскировка.
- А теперь давайте поиграем в дид. игру «Маскировка».
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились. Скажите, ребята, зачем дикие животные меняют свою окраску?
Воспитатель: Скрываются от врагов, сохраняют свою жизнь, охотятся.
Воспитатель: Что такое маскировка?
Воспитатель: Совершенно верно. Окраска, которая помогает животным быть незамеченными, называется маскирующей, она появилась у животных в результате приспособления к окружающей среде.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»
Ответы детей.
Воспитатель: И так, мы с вами разгадали одну из тайн животных – маскирующая окраска нужна некоторым из них для того чтобы спасаться от врагов, а также для того, чтобы добывать себе пищу и охотиться.
Презентация:"Их защищает цвет"
PPTX / 50.43 Мб