НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Игра-путешествие по сказке "Репка"»
Цель: развитие сенсорных и общих интеллектуальных способностей в игровой деятельности; вовлечение детей в содержательные, основанные на детском опыте познавательные игры, игровые упражнения, задания, ситуации, практические действия.
Задачи: закреплять умения определять отношения предметов по количеству, устанавливая равенство и неравенство предметов; закреплять умение определять отношения предметов по цвету, по длине (длиннее – короче), по ширине (шире – уже), по высоте (выше – ниже); формирование и уточнение пространственных представлений и выражение их при помощи предлогов; закрепить умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; развивать внимание, речь, наблюдательность, память, мыслительные операции.
Материалы и оборудование: герои сказки «Репка» (игрушки или плоские изображения для доски или фланелеграфа), корзинка с мячами двух цветов, две куклы - разные по высоте, 4 шнура для выкладывания дорожек (2х разных цветов), 2 небольшие корзинки, «полотенце» (картон формата А4) с прорезями по форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), набор геометрических фигур, подходящих к прорезям на «полотенце» и другие фигуры, отличающиеся от первых по размеру , поднос для фигур, 4 небольших обруча, крупные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), на каждого ребенка - небольшая корзиночка, маленькая игрушка, изображение мышки без усов и хвоста, пластмассовый стаканчик со спичками (серные кончики обрезаны), на стол – тарелочка с геометрическими фигурами (круги, треугольники, прямоугольники, квадраты – больше, чем детей за столом)
Ход НОД
Ребята, становитесь в круг. Говорите вместе со мной и выполняйте движения
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
Дети, вы хотите отправиться в сказочное путешествие? Мы с вами отправимся в путешествие на поезде. Наши стулья будут вагончиками. Сколько вагончиков?
А сколько детей?
Чего больше вагончиков или детей? Хватит места всем детям? Как узнать? (Надо, чтобы каждый ребенок сел на стульчик) Занимайте ваши стулья-вагончики. Посмотрите, все дети сидят? А лишние стулья-вагончики есть? Чего больше? Чего меньше? Что надо сделать, чтобы вагончиков и детей стало поровну?
Все заняли свои места в вагонах? Наш поезд отправляется.
Гимнастика для глаз
Мы в вагончиках сидим, и по сторонам глядим,
Смотрим влево, смотрим вправо,
Смотрим вверх и вниз.
Закрывайте быстро глазки
Чтобы очутиться в сказке.
А в какую сказку мы с вами попали, узнаете, когда загадку отгадайте.
Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой. (Репка)
Посмотрите, какая у нас красивая репка! Дети, давайте вспомним эту сказку и вместе ее расскажем (воспитатель начинает проговаривать сказку, а дети за ним повторяют или договаривают конец фразы).
Посадил Дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Стал Дед репку тянуть, тянет – потянет, вытянуть не может. Стал он Бабку звать.
Как дед звал бабку?
- Бабка, помоги мне вытащить репку.
- Не могу - отвечает бабка – вот купила внучкам-куколкам разноцветные мячи (показать детям корзинку с разноцветными мячами), надо им отнести. Помогите мне и я тогда помогу .
Ребята, поможем бабке отнести внучкам-куколкам мячи? Тогда подходите, берите по одному мячу.
К дому внучек-куколок ведут 2 дорожки (на полу из шнуров выложены 2 дорожки равные по длине - синяя(узкая), коричневая (широкая). Давайте сравним их. Чем похожи? (одинаковые по длине). Чем отличаются? (цветом и шириной). В гости к куклам мы пойдем по широкой дорожке. Какого они цвета?.
Дети проходят по дорожке и видят 2х кукол разных по высоте. Около каждой куклы стоит небольшая корзинка.
А вот и внучки-куколки. Чем отличаются куклы? (дети могут назвать и отличия во внешности, одежде, и в росте). Высокой кукле мы подарим красные мячи, а низкой кукле – синие. Лева, ты какой кукле отдашь свой мяч? Почему? (спросить нескольких детей). Кладите мячи в корзинки к куклам.
Пора возвращаться и рассказать бабуле, что мы ее подарки отдали куклам. Назад пойдем по широкой дорожке. Какого она цвета?
Дети проходят по дорожке и садятся на стулья.
Вот мы бабуле и помогли, а она поможет деду репку тащить (рассказываю сказку дальше, манипулируя с героями)
Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Стала бабка внучку звать. Как бабка внучку звала? Внучка, помоги нам вытащить репку.
- Не могу – говорит внучка. Мое любимое полотенце все в дырках.
На доске полотенце с прорезями
Надо подобрать подходящие кусочки ткани – заплатки. А заплаток так много, не знаю какие подойдут (показать детям поднос с геометрическими фигурами). Помогите мне, и я вам помогу.
Ребята, а дырки какие интересные. На что похожи? Да, без знания геометрических фигур здесь не обойтись. А вы знаете геометрические фигуры? Вот мы сейчас и проверим. Поиграем в игру «Найди домик для фигуры»
На полу лежат 4 обруча. Воспитатель берет большие геометрические фигуры, дети - 1 любую фигуру из тарелочки, которая стоит на столе. Дети ходят по группе под слова стихотворения. То же делает воспитатель. На последних словах воспитатель кладет в каждый обруч по одной большой геометрической фигуре, а дети ищут свой «домик», становятся около него. Воспитатель проверяет – у всех ли детей совпала фигура в домике и в руке.
Берит6е любую фигуру из тарелочки. Выходите гулять, домик для фигуры искать.
По дорожке дети шли,
Дети домики нашли.
Раз-два, раз-два-три,
Домик своей фигуры найди.
В игру можно играть 2-3 раза. Тогда дети меняют фигуру на другую, а воспитатель меняет местами большие геометрические фигуры.
А теперь можно и внучке помочь. Какой формы дырка?. Найди круглую заплатку (индивидуальные ответы – ребенок ищет на подносе подходящую геометрическую фигуру).
Вот мы и внучке помогли, а она поможет бабке с дедом репку тащить.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытащить не могут. Позвала внучка Жучку. Как позвала?
А Жучка и говорит.
- Поиграете со мной и моими друзьями игрушками-зверушками, тогда и я помогу тащить репку.
Поможем Жучке? А ее друзья игрушки-зверушки уже вышли на прогулку. Где они сейчас гуляют? (перед каждым ребенком ставится небольшая корзиночка с игрушкой из Киндера).
- В корзинке.
А теперь игрушка-зверушка будет гулять перед корзинкой (дети манипулируют игрушкой, воспитатель проверяет каждого ребенка, некоторых детей спрашивает, где гуляет игрушка), за корзинкой, справа от корзинки, слева от корзинки, под корзинкой, на корзинке, в корзинке.
Вот мы и Жучке помогли, а она поможет внучке бабке и деду репку тащить. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытащить не могут. Стала Жучка звать кошку. Как звала?
А кошка и говорит.
- Чтобы вытащить репку надо быть очень сильной. Сделайте со мной зарядку, тогда и я помогу.
Физминутка
Вышел на зарядку котик,
Подтянул он свой животик.
К небу потянулся
И к земле нагнулся.
Направо повернулся, налево посмотрел.
И свой пушистый хвостик
Поймать он захотел.
Хочет котик лапкою спинку почесать.
Хочет он до спинки лапкою достать.
Лапками наш котик весело вращает.
Это он ребята в мельницу играет.
Ножки от сидения у котика затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку — влево, ножку — вправо,
А теперь — вперед, назад —
На охоте будешь в форме
И добыче всегда рад!
Молодцы ребята, помогли кошке, а она поможет репку тянуть
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.
А мышка говорит: «Выложите моим друзьям мышатам длинные хвосты и короткие усы, тогда помогу».
Перед каждым ребенком выкладывается изображение мышки без усов и хвоста и стаканчик со спичками. Воспитатель проверяет выполнение задания детьми, спрашивая у некоторых детей о длине усов и хвоста.
Вот мы и мышке помогли, а мышка поможет бабке с дедом репку тащить.
Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянули репку.
Вот и закончилась сказка. Помогли мы детки репку вытянуть?
Дети нужно всегда помогать друг другу. И тогда все получится!
Вам понравилось наше путешествие по сказке?
В какой сказку мы побывали? Какие задания выполняли?
Нам пора возвращаться назад, в детский сад. Поехали
Мы в вагончиках сидим, и по сторонам глядим,
Смотрим влево, смотрим вправо,
Смотрим вверх и вниз.
Глазки закрываем, глазки открываем.
В садик вместе попадаем
Выходите из вагончиков-стульчиков, подходите ко мне, становитесь в круг. Говорите вместе со мной и выполняйте движения.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
А нашим гостям на прощанье
Мы дружно скажем «До свидания»