12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Митченко Надежда Михайловна927



Конспект НОД по духовно-патриотическому развитию детей
среднего дошкольного возраста "Вот они какие – игрушки расписные!”


Цель: Знакомство детей с народной игрушкой (дымковской)

Задачи:

Образовательные:

1.Уточнять представление детей о материале изготовления дымковской игрушки; 2. Закреплять знание понятий «узор», «расписная», «дымковская»;

Развивающие:
1.
Учить отвечать на вопросы полным предложением;
2.
Упражнять в умении образовывать относительные прилагательные от существительных, обозначающих материал;

3. Продолжать развивать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице;

4. Развивать умение высказывать суждения, делать выводы;
5. Развивать память, логическое мышление;

6. Расширять кругозор дошкольников

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в затруднительной ситуации;

2. Вызвать эмоциональный отклик у детей

Формы и методы организации совместной деятельности:

- привлечение детей к дискуссии (беседы);

- создание ситуации творческого поиска (дидактическая игра «Волшебный мешок»);

- разрешение проблемных ситуаций (дидактическая игра «Сложи картинку»);

- метод эмоционального стимулирования (рисование дымковской игрушки);

- положительная оценка детской деятельности

Оборудование: магнитные доски, коробка для игрушек, разнообразные игрушки, «волшебный» мешок, игрушка из соломы, деревянная птичка-свистулька, деревянная детская дудочка, тряпичные куклы, колокольчик, предметные картинки с изображением дымковских игрушек (лошадка, барыня, индюк), дымковские игрушки (лошадка, барыня, индюк), мнемотаблица «Описание дымковской игрушки», шаблоны дымковской игрушки для раскрашивания по количеству детей, гуашь, кисти, баночки с водой, аудиозапись для игры «Колокольчик».

Интеграция направлений развития: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Целевая аудитория: средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Заинтересованная аудитория: педагоги дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования, родители.

Продолжительность образовательной деятельности: 20-25 минут.


Логика образовательной деятельности:

Методы и приемы

Содержание

Деятельность детей

Организация детей.

1. Открытый вход в деятельность

Перед занятием детям на запястье повязываются три цвета веревочек, чтобы они могли поделиться на команды по цвету веревочек для работы в подгруппах.
Дети в свободной игровой деятельности. Воспитатель роняет коробку с игрушками, просит детей помочь ей их собрать. Дети подходят и начинают помогать.








2.Создание проблемной ситуации












3. Рассказ воспитателя «Дымковская игрушка»







4. Словесная игра «Образуй словечко»















5. Дидактическая игра «Собери картинку» (работа в подгруппах)























6. Описательный рассказ по мнемотаблице

«Дымковская игрушка»



7. Русская народная игра «Колокольчик»















8. Итог занятия. Рефлексия. Открытый выход.

В.: - Ребята, посмотрите, как много у вас разных игрушек.
Беседа:
- Вам нравится играть с игрушками?

- С какими?
- А вы знаете, из чего изготавливают игрушки?
Вы правы!
В.: Ой, ребята, а что это вы нашли? «Волшебный» мешок? Интересно, что в нем? Посмотрим?
Дети достают по очереди тряпичную куклу, деревянную свистульку и дудочку, соломенную куклу, выставляют для рассматривания.
В.: Ребята, как вы думаете, что это такое?
А почему вы так решили? Думаю, вы правы – это игрушки.

В.: В старину ребятам тоже хотелось играть, но магазинов с игрушками раньше не было, купить их негде было. И были в русских деревнях такие умельцы, которые мастерили игрушки детям из соломы, дерева и разных тряпочек.
А некоторые игрушки делали из глины. В одном старинном русском селе Дымково придумали свои игрушки и назвали, как и село, Дымковскими. Их изготавливали мастера – гончары, обжигали в печи, а затем раскрашивали разными узорами. Такие игрушки называют расписными.
В.: Ребята, все предметы, которые нас окружают изготовлены из какого-либо материала, например, стол сделан из дерева. Мы говорим, про него, что он деревянный. А, если игрушка сделана из глины, значит, она - ….;
А если из тряпок - ….
Из соломы - ….
Из дерева - …
Из пластмассы - …
Из резины - …
Из металла - …

В.: Интересно, как же выглядела Дымковская игрушка? Вот бы сейчас на нее посмотреть! Как же это сделать?
В группе магнитные доски, на которых прикреплены разрезанные на части картинки с изображением дымковского коня, индюка и барыни, накрытые платками. На каждой доске прикреплена одна из трех цветных ниточек, которые повязаны на запястье у детей.

В.: Ребята, вы нашли части картинок. Что нужно сделать? Правильно, сложить. Посмотрите, каждую картинку собирают ребята, чей цвет ниточки на руке совпадает с цветом на доске.
Здорово! Что у вас получилось?
В.: Перед вами Дымковский конь, Дымковская барышня и Дымковский индюк.
В группе спрятан сундук с глиняными Дымковскими игрушками: конем, барышней и индюком. Раздается шум.
Ой, ребята, вы слышите? Какой-то шум! Вы нашли сундук. Что же в нем?
Ребята, игрушки с собранных вами картинок ожили и пришли к вам в гости! Вот здорово!
Расписные коньки,
Разноцветные индюки.
Барышни румяные
И гусары бравые -
Играй вдоволь, да смотри
Только нас не урони!

Поставим их и рассмотрим. Какие они красивые! Какими красками раскрашены? Какие узоры вы видите на них? Верно, кружочки, точки, прямые и волнистые линии. Мне так понравилась Дымковская барышня, что захотелось рассказать о ней. А поможет мне в этом подсказка, которой мы с вами пользуемся всегда, когда о чем-то рассказываем.
Воспитатель крепит на доску мнемотаблицу «Дымковская игрушка».
В.: Это игрушка – Дымковская барышня. Она сделана из глины. Высушена в печи. Раскрашена разными узорами – волнистыми линиями, кружочками и точками.
Ребята, кто-то из вас хочет рассказать о понравившейся дымковской игрушке, с которой мы сегодня познакомились?

В.: А сейчас предлагаю отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Колокольчик». По считалке нужно выбрать ведущего. Кто посчитает?
Правила игры:
Дети встают в хоровод. По считалке выбирается ведущий. Он берет в руку колокольчик, ходит внутри круга и звенит им. Все дети произносят слова:
С колокольчиком хожу,
На ребяток я гляжу,
Колокольчик золотой,
Кто плясать пойдет со мной?
Ведущий на последнем слове останавливается напротив ребенка, берет его за руку и ведет в круг. Под музыку они танцуют, ведущий передает второму ребенку колокольчик. Игра повторяется 3-4 раза.
Молодцы, ребята!

В.: Здорово поиграли!
Скажите, пожалуйста, ребята, с чем вы сегодня познакомились?
Почему Дымковскую игрушку так назвали?
Кто изготавливал эти игрушки?
Каким узором их расписывали?

На столах стоят баночки с водой, гуашь, лежат шаблоны Дымковской игрушки в контейнере. На доске образец.

А вы бы хотели, ребята, почувствовать себя настоящими мастерами, расписывающими игрушки? Тогда предлагаю вам раскрасить Дымковскую игрушку. Выбирайте себе игрушку для раскрашивания и приступайте к работе!







Ответы детей

Дети, складывая игрушки в коробку, замечают в ней «волшебный» мешок. Достают его.





Ответы детей















Ответы детей (глиняная, тряпичная, деревянная, пластмассовая, резиновая, металлическая)





Дети предлагают поискать


Ребята ищут дымковские игрушки и находят разрезанные картинки на магнитных досках.

Дети делятся на команды по цвету нитки на запястье и нитки на доске, и собирают изображение

Ответы детей





Дети идут на шум и находят сундук, открывают и достают игрушки






Ответы детей









Ответы детей
2-3 человека рассказывают о дымковской игрушке по мнемотаблице






Дети играют в подвижную игру «Колокольчик»









Дети садятся на коврик

Ответы детей





Ребята садятся за столы, выбирают себе шаблон Дымковской игрушки и раскрашивают.



Ссылки на методическую литературу и интернет-источники:

https://infourok.ru/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-na-temu-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-srednyaya-gruppa-3715556.html ;

https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-dymkovskaja-igrushka-dlja-srednei-grupy-loshadka.html ;

Дзюба П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. – Р/н/Дону: Феникс, 2008.

Узорова О. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. – М., 2007.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.