Урок-презентация «Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории»

2
1
Материал опубликован 7 February 2016


Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории

Кек О.О., учитель истории и обществознания МБОУ «ООШ»

города Кирсанова Тамбовской области

 

Слайд 1

От нравственного воспитания детей

зависит благосостояние всего народа (Дж. Локк).

 

Слайд 2

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений. (Толковый словарь русского языка).

Категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали. (Толковый словарь русского языка).

 

Слайд 3

Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. (Толковый словарь русского языка).

 

Слайд 4

Основы нравственного воспитания

Общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития (честность, справедливость, порядочность, долг, гуманизм, толерантность, любовь к Родине, труд, семья и т.д.)


 

«История- это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.»

Нужна ли история? Мы как учителя – предметники, понимаем, что знание истории просто необходимо. И наша задача мотивировать каждого ребёнка на изучение истории Мира, своей Родины, Края, своей семьи.

 

Слайд 5

Как Вы знаете, что в концепции Государственного стандарта общего образования отмечаются следующие качества выпускников XXI столетия:

  Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины.

Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их.

Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата.

Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Одним из главных направлений по организации и осуществлению воспитания такой личности является воспитание историей, воспитание на духовно-нравственных и культурно-исторических традициях нашего народа.

Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее. Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия, однако эта задача не совсем простая, ведь история и обществознание это те предметы, которые наиболее подвержены изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий. Телевидение, радио, компьютеры за последнее время значительно увеличили поток информации, негативно влияющий на детей. В обществе, прессе, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: «Способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации? Выбрать то, что позволит стать ему Гражданином России с большой буквы?»

Меня всегда волновала проблема, как с помощью истории воспитать ученика, богатого духовно, знающего свои корни, но в то же время уверенно смотрящего в будущее, развить его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

Это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.

Сама специфика таких предметов как история и обществознание предполагает значительное внимание, уделяемое развитию ценностно-смысловой компетенции обучающихся. На этих уроках в значительной степени осуществляется формирование основных нравственных качеств личности. Здесь не бывает мелочей, здесь воспитывается всё.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для этого дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об её нынешнем и будущем, школьник утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжёлых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.

Любви к родине нельзя научить, но можно создать на уроках и внеурочной деятельности такую обстановку, такой нравственный настрой, что формирование этого важнейшего качества станет неотъемлемой частью образовательного процесса. Нельзя воспитать не заинтересовав.
Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Как педагог может стать источником нравственного воспитания? Вправе ли учитель навязывать свою систему ценностей ученикам? Что делать, если понятия о взглядах на поведение человека в ряде ситуаций у учителя и ученика не совпадают?


 

Слайд 6

Стержневой мыслью, связанной с преподаванием, как главным видом педагогической деятельности учителя является, с нашей точки зрения, формула В. О. Ключевского: любить то, что преподаёшь и любить тех, кому преподаёшь. Вторая часть этой формулы касается в основном возрастно-оценочных методов. Урок должен мыслится, как встреча детей и педагога. Если учащиеся любят своего учителя, то главное, что происходит на уроке это сама встреча с ним, содержание которой может стать источником нравственного воспитания.

Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Учащиеся очень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Характерные речевые обороты, манеры, привычки одеваться - все это в тонкостях подмечается детьми. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Нужно уметь привносить себя в класс. Ошибка многих учителей заключается в том, что, входя в класс, они становятся, как бы другими людьми, изображая того, кем в действительности не являются. А дети должны видеть в своем учителе живого человека. Важно, чтобы слова педагога не расходились с его делами или тем, что преподаёт учитель.


 

Слайд 7

Русская педагогика оставила нам в наследство величайшее сокровище педагогической мысли, которое необходимо использовать для формирования в учениках нравственных качеств, ценностей. Памятка учителю истории, составленная на основе педагогического опыта различных воспитательных систем, учитывая нравственное содержание педагогического процесса.

Учителю истории.

1. Задача учителя истории - дать работу душе ученика, чтобы опыт времени и предыдущих поколений был в его руках, как компас, открыл дорогу собственному опыту жизни, провел ученика по следам тех, кто оставил нам после себя тропы своего времени и своих жизней.

2. Задача учителя любить историю, которую ты преподаёшь, и любить тех, кому ты её преподаёшь.

3. Воспитывать историей - это значит решать судьбу не только одного человека, но и державы в целом.

4. Научи учеников искать следы истории, чтобы по ним проникнуть в глубину исчезнувших столетий.

5. Покажи ученику, что укрепление Отечества шло рука об руку с его защитой.

6. Не превращай прогулку по дорогам истории в беготню, внимательно рассмотри богатство исторического наследия на всем историческом пути народов.

7.Будь наблюдателем прошлого, а не прокурором, научи детей понимать минувшие эпохи с позиции образа жизни тех народов и людей, которые ты изучаешь.

8. Помоги разглядеть в истории поток времени, в который дети должны влиться своими жизнями.

9. Пробуди нравственным примером из истории сердце и мысль учеников и дай возможность поработать над своим нравственным выбором.

10.Помоги понять ученикам, что опыт истории дан им для размышления над своим настоящим и будущим.

11.Будь уважителен к выбору ученика и его нравственной позиции.

 

Слайд 8

На своих уроках я применяю различные методы формирования нравственного воспитания.

Например, изучая личностей, с учащимися целесообразно обсудить следующие вопросы:

Как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к революции, Смуте?

Как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?

Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом можно наблюдать, как у них происходит формирование духовных ценностей. Настоящее воспитание историей заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли.

Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться сухими фактами их биографий и деятельности, а можно привлечь яркие красочные воспоминания современников, фрагменты художественной литературы. Как на уроках о войне 1812 года обойтись без Толстого? Как не процитировать Лермонтовское «Бородино»? Например, можно ограничиться сухой фразой из учебника: «в армии усиливается недовольство затянувшимся отступлением». А можно и так: «Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, ворчали старики: «Что ж мы, на зимние квартиры? Не смеют что - ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» Не надо бояться брать себе в помощники поэтов и писателей. И тогда уроки истории станут образными, а значит, и более запоминающимися и воспитывающими.

Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам «Отечественная война 1812 года» и «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина.
 

Слайд 9

Вовлекаю учащихся в работу на уроках с текстами исторических документов, что позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Уроки стараюсь организовывать таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. Благодаря таким ценностно-проблемным ситуациям у ребёнка активизируется познавательная деятельность, развивается критическое мышление, формируются такие УУД как умение анализировать и делать выводы, которые, как Вы помните, относятся к группе Познавательных УУД. Но оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время. Поэтому можно предложить детям "перенестись" назад и предложить своё развитие событий. Т.е. формируются действия по Постановке и решению проблем.

 

Слайд 10

В наше время большим подспорьем при выборе материала является разнообразная кино, видео и мультимедийная продукция. Порой, никакой рассказ не в состоянии передать то, что могут сделать кинокадры и музыка.

Всем известно что самый благодатный материал по патриотическому, духовно- нравственному воспитанию содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы нужно создать определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. На уроках я использую  кино, видео и мультимедийная продукция, грамзаписи песни «Священная война», стихи, посвященные военной теме, грамзапись голоса Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации.

Богатейший иллюстративный материал, документы, музыка могут сделать эти уроки важнейшими с точки зрения формирования гражданственности и патриотизма. Когда ученики видят кадры немецкой военной кинохроники с весело марширующими по советской земле немецкими солдатами, звучит бодрый немецкий марш, а через несколько секунд - кадры наших разбомбленных городов, и мать, рыдающую над телом убитого ребёнка, это способно заменить десятки лекций о том, что нужно любить и беречь свою Родину.

 

Слайд 11

В своей работе по патриотическому воспитанию каждый учитель имеет возможность использовать и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.

Таким образом, такой предмет, как история, играет большую роль в формировании системы духовно- нравственных ценностей обучающихся.

На уроках истории и, особенно обществознания, как нигде уместны дискуссия и споры, учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина. В конечном счёте, все эти формы работают на необходимый обществу результат. Очень важно обучить детей истории, но гораздо важнее воспитать их добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины.


Слайд 12
Современному обществу необходимы образованные, нравственные, духовные люди, умеющие строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине и красоте, готовых стать на защиту Родины и трудиться на ее благо.

 

Использованная литература

  1. Богашев А. Духовно – нравственное воспитание молодежи [Текст] /А. Богашев //Воспитание школьников.-2008.-№9.-
  2. С.10-14.  
  3. Власова Т.И. Духовно ориентированная модель современного воспитания [Текст]/Т.И.Власова//Наука и практика воспитания и дополнительного образования.-2008.-№2.- С18-22.
  4. Источник: http://reftrend.ru/974026.html
Комментарии

Очень актуальная тема! Спасибо!

19 March 2021