12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна Михайловна Лисютенко80
Украина, Луганская Народная Республика, г. Луганск
2

Н.В.Гоголь.«Петербургские повести»(обзор повестей «Портрет», «Шинель»).

10


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

Учитель русского языка и литературы:

Лисютенко Анна Михайловна


Тема урокаН.В.Гоголь.«Петербургские повести»(обзор повестей «Портрет», «Шинель»).

Цель урока:

-  определить роль   «Петербургских повестей» в творчестве писателя;

-изучить место повестей «Портрет» , «Шинель» в данном цикле.

Задачи:

    Образовательная:

   - проанализировать повести «Портрет», «Шинель» и осмыслить одну из центральных для писателя тем: содержание и назначение искусства; роль« маленького человека» в обществе.

     Развивающие:

-формировать умение глубокого анализа текста;

-показать умение чтения прозаического текста наизусть;

-вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

-развивать творческие способности, монологическую и диалогическую речь.

     Воспитательные:

-вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;

-формировать нравственные ценности личности.

.

Тип урока: комбинированный  урок с использованием медиаресурсов

Форма урока: проблемно- поисковый семинар с опережающими заданиями.

Используемые педагогические технологии:

-традиционная педагогическая технология;

- технология метода проекта;

-информационно – коммуникационная технология;

- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы  дифференцированного подхода к обучению;

-технология самостоятельного поиска материала.

Продолжительность:  45 мин

Средства обучения: проектор, компьютеры,иллюстрации учащихся к произведениям, портрет Гоголя, слайды-презентации уч-ся, отрывки из фильма “Шинель”; раздаточные листы к уроку по группам, доска – словарь имен: АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный; буклет.


Подготовительная работа:

1 группа – Содержание и назначение искусства (повесть «Портрет»);

2 группа - Тема «маленького человека»  (повесть «Шинель»).


Этапы подготовительной работы:

прочитать художественное произведение;

 собрать материал по теме;

составить мини-презентацию;

создать слайды;

выучить прозаический текст наизусть;

опережающие задания;

нарисовать иллюстрации к повестям;

создать буклет;

работа по диалогу;

отрывки из кинофильма;

 лингвистический анализ отрывка .                                      

                                                                     

                                                                 

Ход урока


Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

Тема урока: Н.В.Гоголь.  «Петербургские повести» (обзор повестей«Портрет», «Шинель»).

Цель нашего урока: определить роль «Петербургских повестей» в творчестве писателя; изучить место повестей «Портрет» , «Шинель» в данном цикле.

Санкт-Петербург…
В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманного упования на лучшее будущее. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.

Санкт-Петербург…Как много связывает писателя с этим городом. О городе часто говорят, что это северная столица России… Хотелось бы начать наше знакомство с сегодняшним днем большого гоголевского города.


Слайды уч-ся Лебедев Сергей - «Путешествие по гоголевским улицам и проспектам Санкт-Петербурга…»

«Петербургские повести» - третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.


Слайд 1,2

Тема Петербурга не являлась в 1830-е годы чем-то новым и неожиданным.  В поэме «Медный всадник» Пушкин изобразил Петербург как город русской славы :


Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!


       и одновременно как город социальных контрастов  (чтение отрывка из поэмы «Евгений Онеги»):

Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.


Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Каким же видит Гоголь Петербург?

Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе: «Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в  ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя  - это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью  подчиняет себе бедную.

По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».  

 Работа по теме урока.

Слайды 3-11

Учитель: 

Сегодня на уроке, углубляясь в содержание  «петербургских повестей», попытаемся понять гоголевское видение мира и каким перед нами предстает в повестях гоголевский Петербург.

Слайд 12


1 группа – Содержание и назначение искусства (повесть «Портрет»).


Анализ текста художественного произведения.

Учитель: Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле. Что же может противостоять злу? Обратимся к повести «Портрет».

Анализируя это произведение, ваша группа должна  определить место повести «Портрет»  в цикле «петербургских повестей»,  осмыслить одну  из  центральных для писателя  тем – назначение искусства. 

-Почему повесть называется «Портрет»? (События происходящие в повести связаны с портретом некоего человека с живыми глазами)

- Сколько частей в повести? (две)

- Кто главный герой 1 части?художник Чартков)

-Кто главный герой 2 части? (художник –самоучка)

-Сжато  перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей.


Чтение наизусть отрывка «Глядит, глядит человеческими глазами!»(читает уч-ся Чернов Александр под мелодию «Лунная соната» Людвига Ван Бетховена) .


- Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и    художника, создавшего портрет ростовщика .


(Вывод:Писатель создает два типа художника. Первый, талантливый художник Чартков, под        влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения)


Демонстрация уч-ся Микушевой Оксане своего видения повести путем иллюстрации; рассказ-доказательство: почему она изобразила именно этот эпизод повести.



-  Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя»: «Портрет» есть неудачная попытка г.Гоголя в фантастическом роде … Первой части этой повести невозможно читать без увлечения… Но вторая часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно г.Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Подумайте, прав ли В.Г.Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.

(Ответ –Мы считаем, что В.Г.Белинский прав. Страстное стремление Гоголя найти пути борьбы со злом приводит его к утопии. Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил:

«Талант есть драгоценнейший дар бога - не погуби его».

«Исследуй, изучай все,  что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».

«Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».)

Учитель:

«…если  сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого», - так заявляет Н.В.Гоголь в ответ  на критику В.Г.Белинского  относительно второй части повести « Портрет».


Слайд 13


2 группа - Тема «маленького человека»  (повесть «Шинель»).


Учитель:

История создания. Замысел повести “Шинель” родился не сразу. В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран неслучайно.

За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека».

Демонстрация уч-ся Кандратьевой Екатерине своего видения повести путем иллюстрации; рассказ-доказательство: почему она изобразила именно таким образ Акакия Акакиевича Башмачкина из повести.

Анализ повести :

Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?(приведите примеры из текста)

Каково отношение к нему сослуживцев?

Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?

- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

работа над портретом героя.

Учитель: Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

ДОСКА: АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный.

Как вы думаете почему?

Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?

Появление шинели приоткрывает душевный мир героя?

Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

Демонстрация 1 отрывка фильма «Шинель»( режиссёр: Алексей Баталов, Е. Сердечкова;автор сценария: Леонид Соловьёв,1959г.) – кадры уже сшитой шинели.



Лингвистический анализ - речевая характеристика героев повести уч-ся Мельниковой Алисой ( чтение диалога двумя уч-ся, как пример при анализе повести).

Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?



Демонстрация 2 отрывка фильма «Шинель»( режиссёр: Алексей Баталов, Е. Сердечкова;автор сценария: Леонид Соловьёв,1959г.) – кадры ограбления шинели.

Что происходит с героем после трагической потери шинели?

Роль значительного лица в судьбе Акакия Акакиевича ?

Почему Гоголь рисует такую концовку произведения?

Учитель : Что же утверждает Гоголь? Нет, ничего ценнее человека! О чем он скорбит? Писатель и вместе с тем читатель скорбит не только о Башмачкине, о его личной смерти, не только о трагедии несостоявшейся личности, но и о гибели самого звания человека в условиях , когда людей делят на «значительных» и «маленьких». И неважно, что нарисовано в финале: фантастика или просто слухи. Важно, что уродливость человеческих отношений . прикрытая днем мундиром и видимостью порядка и законности , ночью предстает в страшном виде. Оскорбленная человечность мстит за себя. В этом «вечный смысл» повести Гоголя.

3. Рефлексия: подведение итогов: (оценивание - Оценки! Я предлагаю каждому оценить свою работу в группе: кто считает, что его работа была на «5», «4», «3».)

Спасибо за урок!!!

Буклету к уроку - подарить каждому ученику как память об открытом уроке и надеждой, что и остальные три повести будут со временем причитаны.

4.Домашнее задание:

1.Прочитать повести на выбор «Нос» или «Записки сумасшедшего».

2.Написать литературное изложение «Акакий Акакиевич на улицах Петербурга» или «Талант есть драгоценнейший дар бога - не погуби его» (на выбор уч-ся).







​​​​​​​
Петербург
PPTX / 2.36 Мб



Н.В.Гоголь
PPT / 1.83 Мб


























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.