О личности ребенка, о личности учителя...
О личности ребенка, о личности учителя...
«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом
ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять
личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства»
В.А. Сухомлинский
Считая эту мысль великого педагога не просто эпиграфом, а руководством к действию, попробую изложить свои мысли о том, как реализовать потенциал учителя в реальной российской общеобразовательной школе в формирование личностных качеств школьника.
Личность (persona) как термин, пришедший к нам из греческого, в разное время обозначал буквально «маска», «роль артиста», лишь подтверждая, что невозможно представить личность человека без учета его становления в социуме, активного взаимодействия с окружающими людьми. И смысл выражения о том, что личностью не рождаются, личностью становятся, как никогда понятен!
Просматривая материалы сайтов детских психологов, нашла ответ на вопрос: в каком возрасте личность ребенка считается базово сформированной? Оказывается, к трем годам у малыша появляется самосознание, а к пятилетнему возрасту дети осознают себя личностями, потому обладают определенными поведенческими характеристиками. Такой ребенок уже требует внимательного воспитательного подхода, ведь он строит коммуникацию с окружающими его людьми так, как определяют его личностные характеристики.[1]
До 6 – 7 лет дети действуют непроизвольно, часто импульсивно, стремясь удовлетворить возникающие потребности наиболее доступным способом. Ребенок зачастую бросает начатое дело, переключается на другое, которое тоже не завершает. После семилетнего возраста дети начинают, четко осознавая собственные желания и потребности, осознанно принимают решение, какое из них важнее, а какое возникшее желание неосуществимо «здесь и сейчас». Они самообучаются управлению собственным поведением, осуществляемым действиям, значит, активно начинают развиваться как личность. Ребенок учится управлению своими эмоциями и чувствами, которые начинают им осознаваться. Именно в этот период жизни ребенка важно сформировать нравственные принципы личности, основы поведения в обществе, в кругу сверстников и взрослых.
На передний план реализации процесса выходит учитель, которого общество, часто в лице родителей ребенка, вновь бросает на амбразуру.
Не сомневаясь в том, что каждому педагогу известны основные качества личности ребенка, еще раз, в основном для себя, систематизирую сведения, почерпнутые в сети со страниц сайтов школьных психологов. Предлагаю Smart-схему «Основные качества личности ребенка» и привожу основные показатели, по которым не только практикующий психолог, но и учитель, может (должен) уметь оценивать текущий уровень развития того или иного качества личности ребенка школьного возраста.[2]
«Основные качества личности ребенка» Схема 1
Учителю-предметнику, работающему с детьми, для эффективного сопровождения процесса развития личности необходимо, прежде всего, понимание сути термина. Термином «личность» современная психология называет формируемую в течение жизни совокупность уникально-своеобразной комбинации черт характера, определяющих стиль мышления, поведения и чувств человека. В основе процесса лежат такие составляющие структуры личности ребенка, как:
- природные способности, определяющие его успехи в приоритетных для школьника видах деятельности;
- волевые качества, характеризующие стремление ребенка к достижению поставленной цели;
- темперамент, от которого зависят реакции ребенка на процессы в окружающем мире, поведение и действия других людей;
- характер, во многом определяющий поступки в социуме;
- эмоции и потребности ребенка, включая мотивы и интересы, убеждения и стремления, ценностные ориентации, являющиеся ядром развития личности, движущей силой поведения человека.[1]
На развитие личности ребенка общеобразовательная школа влияет сильно, так как освоение в ней естественных наук (я – учитель физики) позволяет каждому ученику достичь собственного интеллектуального уровня развития, получить множество практических умений, знаний и учебных навыков. При этом для каждого школьника проектируется и ожидается формирование целого комплекса когнитивных качеств, таких, как индивидуально-личностное восприятие окружающего нас мира, умение задавать вопросы и искать причины произошедшего процесса, понимание сути природного явления и объяснение его особенностей.
Когда приходят семиклассники, работа по формированию личности каждого ученика начинается буквально с первого урока, благо, что в пятом и шестом классах ребята изучают основы естествознания, знакомы с учителем. Провожу вступительное анкетирование, чтобы узнать:
1. Что хочет ребенок получить от школы, какие науки ему интересны, каковы стремления в образовании и саморазвитии? Анализ полученных ответов дает мне, учителю, ответы на вопрос о направленности личности школьника.
2. Предлагаю ученикам ответить на такой вопрос: сегодня я могу (умею):…
3. Ответ на третий вопрос о том, как школьник реализует свои возможности, дает мне ответ об основных чертах характера и стержневых свойствах личности ребенка.
А дальше начинается работа, благоприятным полем в которой является внеурочная, проектно-исследовательская деятельность в тандеме «ученик-учитель», в содружестве и сотворчестве. Результат зависит как от личностных качеств ученика, так и от педагогических качеств личности учителя.
Интересна ли учителю внеурочная работа с ребенком, что он получает от такого творчества? Каков уровень заинтересованности, самостоятельности, отвественности ребенка при выполнении лабораторной работы, исследования, индивидуального задания или проекта? Ответы на эти и многие другие вопросы, формируя качества личности ребенка, определяют направляющую и корректирующую роль педагога в таком сложном процессе.
В лицее такое многовекторное сопровождение акцентируется на одаренных детях, для которых с учетом рекомендаций психолога разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты по предметам естественнонаучного цикла. Реализация такого индивидуально-личностного образовательного плана дает школьнику возможность комплексного формирования когнитивных и творческих качеств личности. Эти дети во всем успешны, ведь они умеют сочетать освоение школьной и дополнительных общеразвивающих программ, имеют высокие достижения в интеллектуальных, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях различных уровней.
В качестве примера – некоторые результаты деятельности выпускника 2021 года, параллельно с общеобразовательной программой лицея успешно освоившего четырехлетнюю программу технической и естественнонаучной направленности Национального исследовательского института (МФТИ).
Учитель, его мотивационно-психологические качества, результативность профессиональной деятельности зачастую становятся объектом подражания, моделью поведения школьников. Особенно важно, зная особенности развития ребенка, помочь не только реализовать природный потенциал, но и направить свои усилия на его развитие, ведь «человек определяется не только прирожденными качествами, но и приобретенными»(И.В.Гете) [3].
Никогда не забываю о том, что интеллектуально-творческий потенциал человека формируется и раскрывается в течение всей жизни. Вижу задачу педагога в том, чтобы помочь ребенку раскрыть свой потенциал и стать личностью, полноценно и всесторонне его реализовавшей.
Источники информации:
1. Материалы сайта «Гармония», статья «Личность школьника: определения и особенности» http://aromagarmonia.ucoz.ru/publ/lichnost_shkolnika/1-1-0-39
2. Материалы сайта психолога, онлайн-консультанта Овсяник Л.М. https://www.b17.ru/article/10689/
3. Цитаты о личности https://www.wisdoms.one/tsitati_pro_kachestva_2.html
4. Картинка «Дети-школьники» https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3540570/pub_5f3eaecee599bc7685f06b5e_5f3ebe51df47942c9ad78875/scale_1200
Горбачёва Марина Юрьевна
Спицына Любовь Ивановна
Фоминова Елена Владимировна
Спицына Любовь Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна
Спицына Любовь Ивановна
Сорокина Светлана Валерьевна
Спицына Любовь Ивановна