Статья «Об опыте формирования знаний о родном крае у школьников посредством проектной деятельности»

6
0
Материал опубликован 13 August 2020
УДК 373.31


ОБ ОПЫТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Волкова Наталия Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства, Института педагогики и психологии детства, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Россия, г. Екатеринбург

Чиличеркина Анастасия Петровна, обучающийся Института педагогики и психологии детства, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Россия, г. Екатеринбург



Аннотация.

В настоящее время большое внимание уделяется развитию гражданских качеств, патриотического отношения к России, пробуждению деятельной любви к родному краю. В статье освещен практический аспект решения проблемы формирования знаний о родном крае у младших школьников, уточнено определение понятия «краеведение», обоснована необходимость включения обучающихся в краеведческие проекты, продемонстрирована важность краеведческого образования в целом. Определена и кратко описана структура реализации краеведческого проекта.


Ключевые слова: краеведение, родной край, начальное общее образование, проектная деятельность, краеведческое образование.



Annotation

Nowadays, a lot of attention is being given to development of citizenship skills, patriotic attitude to Russia, awakening of action-related love for native land. In this article a practical aspect of solving the problem of building knowledge about native land in primary school is outlined, the defenition of local history is clarified, the necessity to include enrolment in local historic projects is substantiated, the importance of local historic education in general is demonstrated. The structure of implementation of local historic project is determined and briefly described.


Keywords: local history, native land, primary education, project activities, local historic education.


Мы живем в огромном государстве, имеющем многовековые традиции, устои. Россия оставила ощутимый след в мировой истории, зарекомендовав себя как постоянно меняющееся государство.

Наш современный мир не так давно получил название vuca-мир. VUCA – это первые буквы четырех слов: volatility – нестабильность, изменчивость, uncertainty – неопределенность, complexity – сложность, ambiguity – неясность, неоднозначность, двусмысленность. Иными словами, это стрессовый, постоянно меняющийся мир, в котором требуется быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации. Такому миру нужен развитый и развивающийся в течение всей жизни человек, критически мыслящий и творчески решающий возникающие проблемы, обладающий гибким умом, способностью к быстрому анализу, креативностью, высоким уровнем интеллекта, хорошей межличностной чувствительностью – легко находящий общий язык с другими, умеющий с любопытством воспринимать новое.

Образование в XXI веке не должно сводиться лишь к усвоению современных знаний и технологий, а способствовать развитию мыслящей и деятельной личности. Его смысл заключается в том, чтобы ввести ученика в мир развития. Общая стратегия всего образования – обеспечение высокого уровня развития личности. Творческая активность учеников в процессе обучения и интеграция в образовательном процессе – важные акценты, расставленные ФГОС, и точки роста в работе учителей передовых школ.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет портрет выпускника начальной школы. Первые позиции занимают следующие характеристики: «любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир» [6]. Именно эти ведущие позиции и становятся фундаментов для формирования человека нового поколения.

В Концепции краеведческого образования отмечается, что оно благоприятно влияет на формирование национального самосознания (национальной и культурной идентичности) и ответственного гражданского поведения на основе изучения исторического наследия и современной жизни родного края. Концепция в полной мере отвечает требованиям, заявленным в портрете выпуска ФГОС НОО.

Понятийный аспект категорий «краеведение» и «школьное краеведение» рассматривали исследователи ХХ века – А. Большаков, В.  Буданов, П. Волобуев, Ю. Герасимович, А. Дзенс-Литовский, К. Дубняк, В. Иванов, Л. Кривоносова, В. Круглова, Гуменюк, Д. Лихачев, Т. Мищенко и др. Определение краеведения как явления находим в Большой российской энциклопедии. По мнению авторов, краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо территории («края») или объекта – от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, дома гл. обр. силами местного населения [2].

Главной задачей стандарта третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Новый ФГОС определяет чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. А также делает акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных. Красной нитью через нормативные положения и методические рекомендации проходит метод проектной деятельности, который является, с одной стороны, удобным и эффективным в процессе обучения, а с другой – основным в работе не только начальной школы, но и целой страны.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в разделе «Развитие образования» говорится о том, что в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений [5].

В науке на сегодняшний день нет определенного понятия о проектном методе. Так по мнению профессора Е.С. Полата «Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учеников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта» .

Идея проектного обучения имеет глубокие исторические и научно-теоретические корни. Еще более трехсот лет назад основоположник теоретической педагогики Я.А.Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешного обучения. Он считал, что людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т.е. чтобы они исследовали и познавали сами предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения.

Государство в ХХI веке делает запрос на личность с высокой гражданской идентичностью и предлагает обозначить проектный метод ведущим в образовательной деятельности. Первым вопросом в повестке собраний педагогических сообществ стоит именно создание или синтез форм, методик и сценариев, которые бы смогли решить поставленные ФГОС задачи по формированию ответственного гражданского поведения и национального самосознания у младших школьников.

С этой целью в МАОУ СОШ № 53 г. Екатеринбурга реализуется проект «О чем нам говорят координаты?», посвященный юбилею микрорайона Компрессорный, где располагается школа, и 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Появившийся в 1930-е годы Компрессорный микрорайон удивляет всем: историей предприятий, удаленностью от центра города, собственными традициями и, как ни странно, архитектурными планировками. Здесь улицы названы в честь советских республик, а над районом возвышается башня, ожидающая своих «хранителей».

«О чем нам говорят координаты?» краеведческий проект, направленный на сбор информации об основных объектах микрорайона Компрессорный и предоставление её в виде интерактивной карты и мини-музея. Сбор информации и ее анализ проводится в рамках трех временных точек – момент основания микрорайона, 1941-1945 года и настоящее время.

Объекты, которые участвуют в проекте:

АО «Уральский компрессорный завод»

НПП «Старт» им. А.И. Яскина

ГБ Травматологическая № 36

Мемориал воинам и труженикам

Малоистокское ЛПУ МГ филиал ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»

ФГКУ Комбинат «Новатор» Росрезерва

Железнодорожная станция «Компрессорный завод»

Железнодорожная станция «1841-й километр»

Храм во имя Святителя Луки Исповедника Архиепископа Симферопольского

МАОУ СОШ с УИОП № 53

МАОУ СОШ № 71

Детская музыкальная школа № 9

Библиотека

КСК «Олимп»

Заброшенная водонапорная башня

Работа над проектом осуществлялась согласно структуре проектной деятельности:

Целеполагание

На данном этапе мы вместе с обучающимися поставили цель проекта – узнать об истории малой родины, т. к. более 90 % учеников класса либо родились в микрорайоне, либо переехали в раннем детстве. Компрессорный, по праву, они считают малой родиной.

Планирование

На втором этапе мы определили объекты исследования, временные промежутки, разработали форму предоставления информации, утвердили структуру и вид итогового продукта, и назначили себе сроки выполнения проекта.

Создание проекта

Создавая проект, очень важно разграничить роли ребёнка и взрослого. Перед началом исследовательской деятельности мы разделились на поисковые группы, поставив каждой четкое техническое задание, определили источники сбора информации и роль учителя в реализации проекта.

Контроль и коррекция результата

Презентация проекта была назначена на начало марта. Перед финальным этапом состоялась техническая защита проекта, после которой ученики сумели определить, что у них получилось, а что нет, отметили вопросы, на которые они еще не знают ответов и аспекты для доработки.

Презентация проекта

Выступление с готовым продуктом состоялось на расширенном родительском собрании, чтобы презентовать плоды совместной деятельности не только учителям и ученическому сообществу, но и родителям.

Рефлексия (хорошо, когда обучающиеся проговаривают, что они увидели, узнали, запомнили).

В исследовании применялись как эмпирические, так и теоретические методы. Так, на этапе сбора информации обучающиеся изучали и анализировали литературу и другие источники информации Информационно-библиотечного центра Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера, проводили интервью с почетными жителями микрорайона, в том числе, с бывшими директорами школ, инженерами заводов и т.д., в процессе подготовки к защите проекта использовались методы изучение и обобщение, анализ и синтеза.

Благодаря реализации данного проекта, обучающимся удалось не только познакомиться с историей малой родины, но и освоить часть информационно-коммуникационных технологий. Дети научились работать в сервисах Animaps, Scribble Maps, UMAPPER, конструктор карт Яндекса, освоили QR-код и ресурс Mentimeter, а также усовершенствовали свои навыки в работе с программами пакета Microsoft Office.

Итоговый продукт проекта – интерактивная карта микрорайона Компрессорный с нанесенными на нее улицами и домами, особыми знаками - на ней отмечены изучаемые объекты. Около каждого из них располагается QR-код, перейдя по которому можно прочитать историю объекта с момента появления по настоящее время, а также во время Великой Отечественной войны. В будущем проект будет доработан с помощью превращения текстовых историй с фотографиями в короткие видеосюжеты.










Литература


Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика // Екатеринбург : Деловая кн., 1996 – 339 с.

Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: Версия Проф. – URL:

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов // М.:Вентана-Граф. – 2007 г. – 308 с.

Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30 марта 2018 г. N 162-Д <Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года> [Электронный ресурс] // Консорциум Кодекс Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.: Версия Проф. – URL:

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2011. 33 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации