Урок математики «Обыкновенные дроби. Решение задач и уравнений» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 25 November 2019





Тема урока: «Обыкновенные дроби. Решение задач и уравнений» 5 класс























Учитель математики: Ибраимова М. Р.

Дата проведения:

«Арифметика…есть основание всей математики»

Л.Н.Толстой (1828-1910)

великий русский писатель


Счет и внимание – основы порядка в голове

И.Г.Песталоцци


Цели для учеников:

1.в предметном направлении: знать правило сокращения дробей, алгоритмы решения задач на дроби, уметь выполнять сокращение дробей, решать задачи на дроби.

2. в метапредметном направлении: научить анализировать и осмысливать текст задачи; извлекать из текста необходимую информацию, формировать умение строить логическую цепочку, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль.

3. в направлении личностного развития: формирование умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, ответственного отношения к учению, формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, развитие логического и критического мышления, умения работать в группе, команде, развитие лидерских качеств, позитивной самооценки.

Оформление: на экране – название мероприятия: «Игра «САМЫЙ УМНЫЙ» по теме «Обыкновенные дроби», категории знаний: «Дроби и уравнения», «Интересные задачи», «Мир детства».

Демонстрация ресурсов с использованием ИКТ: проектор, компьютер учителя.











План проведения игры «Самый умный»:

Приветствие.

Организация игры, представление жюри, участников, объявление правил.

1 раунд

Отборочный тур: «Тесты профессора Аха!»

Музыкальный конкурс.

Спойте правило: «Как сократить дробь».

Анаграммы.

(право на выбор категории и вопроса во втором раунде)

Вы играете смело и решительно или не спеша и осторожно…

2 раунд

Игровое поле.

Дроби и уравнения. 1 2 3 4

Интересные задачи. 1 2 3 4

Мир детства. 1 2 3 4



3 раунд

VII. Ребята, вам понравилась игра?

Предлагаю записать решение уравнений и задач № 3, 4 из категории «Интересные задачи».

Домашнее задание № 877, № 878 (б), составить схему.


VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок, награждение победителя и финалистов игры.









Приветствие.

Учитель:

Добрый день уважаемые поклонники точной и прекрасной науки математики.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В марафон отправляемся смело

В мир красивых и сложных задач…



Я рада приветствовать Вас на игре «Самый умный»



Организация игры, представление жюри, участников, объявление правил условий.

Разрешите представить наших участников (12 человек).

Представление жюри и гостей игры. После ответов на каждые 6 вопросов жюри сообщает результат игры.

Итак, 1 раунд нашей игры – отборочный тур.


Тесты профессора Аха!

Ах, говорим мы когда видим неожиданное решение, как все было просто, стоило только внимательно слушать и хорошо подумать!

Внимание! Вопросы…

(После ответов на каждые 6 вопросов жюри сообщает результат игры).

1.Наука, изучающая числа

А. арифметика; (+)

В. алгебра;

С. геометрия;



2.Наименьшее простое число

А. 0;

В. 1;

С. 2; (+)



3.Какая из перечисленных единиц измерения самая маленькая?

А. фут;

В. дюйм; (+)

С.метр;



4.Число записанное в виде t1574696048aa.gif , где р и q – 4.натуральные числа, называют

А. рациональным; (+)

В. составным;

С. четным;



5.Сколько граммов в половине килограмма?

А. 5000;

В. 1000;

С. 500; (+)



6.Сколько минут в четверти часа?

А. 15; (+)

В. 30;

С. 25;



7.Сколько часов в t1574696048ab.gif части суток?

А. 24;

В. 8; (+)

С. 3;



8.Как называется дробь, меньше 1?

А. правильная; (+)

В. неправильная;

С. десятичная;



9.Какое число называется дюжиной?

А. 13;

В. 12; (+)

С. 16;



10.Число 27

А. составное; (+)

В. простое;

С. четное;



11.Как называются числа 5 и 7

А. составными;

В. взаимно простыми; (+)

С. равными;



12. Что означает греческая приставка «кило»?

А. тысяча; (+)

В. сто;

С. миллион;



13.Наибольший общий делитель чисел 700 и 70 это…

А. 100;

В. 10;

С. 70; (+)



14.Наименьшее общее кратное чисел 3 и 4 это…

А. 12; (+)

В. 1;

С. 7;



15.Чему равно произведение всех цифр

А. 2545;

В. 0; (+)

С. 123456789;



16.Чему равна дробь, если ее числитель равен знаменателю?

А. 0;

В. 2;

С. 1; (+)



17.Кто впервые приблизительно измерил диаметр Земли?

А. Пифагор;

В. Эратосфен; (+)

С. Эвклид;



18.В старину на Руси пользовались такой мерой длины, как пядь. Сколько это сантиметров?

А. 71 см;

В. 18 – 23 см; (+)

С. 38 – 46 см;



Справка

5 – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев; локоть (38 – 46 см), расстояние от конца среднего пальца руки до локтя.

Древнеримская миля 1000 шагов.

Всем известны образные выражения «ни пяди Земли», «мерить на свой аршин», поговорка «мал золотник, да дорог».



Дополнительные вопросы.

1.Что в переводе с голландского означает слово «дюйм»,

А. большой палец; (+)

В. мизинец;

С. указательный;



2.Что означает слово фут?

А. нога; (+)

В. рука;

С. ворота;



По итогам 1 раунда остается 4 участника.



IV. Музыкальный конкурс…

Спойте правило: «Как сократить дробь».

Посмотрим, кто сделает это красиво и артистично.

В полуфинал вышли три участника.

V. Анаграммы.

Расшифровав анаграмму вы получаете право выбирать категорию и номер вопроса во втором раунде.

Анаграммы. Определите лишнее слово в группе.



М Е С Ь                                   Ж О К Л А

Т Ь П Я                                    Р О Б Ь Д

Ь О Н Л                                   М А М У С

Ш А К А                                  С О Л И Ч



Проведение полуфинала.

Результаты объявляет жюри.

2 раунд



Ребята, Вам предстоит ответить на вопросы трех категорий знаний:

дроби и уравнения;

интересные задачи;

мир детства.



Перед вами игровое поле. Номер вопроса соответствует его уровню сложности и количеству баллов, которые вы заработаете, дав правильный ответ. Итак, вы играете смело и решительно или не спеша и осторожно.



1. Дроби и уравнения.

1.Сократите дроби: _4_ ;_7__ . (1б.)

                                20   35



2.Решите уравнение: _17_ - _а__ = _15(2б.)

                                            20      20        20

3.Решите уравнение: X  +  _11_ = 1. (3 б.)

                                           15




4.Решите уравнение: _7__ = __49_ (4б.)

                                           8            X


Интересные задачи.

1.Взрослый человек спит примерно _1_ часть суток. Сколько часов он бодрствует?                                                              3                           Ответ: 16 ч. (1б.)

2. Масса льва составляет _1_ массы белого медведя. Определите массу белого медведя,                                3           если масса льва 250 кг. Ответ: 750 кг. (2б.)

3. Найдите площадь четырехугольника АМСР, если стороны прямоугольника 10 см и 5 см, а М и Р – середины отрезков ВС и АД. Ответ: 25 см2      (3б)

t1574696048al.gif



4. Вини-Пух съедает банку меда за 3 ч, а Пятачок 3а 4 ч. Съедят ли они вместе банку меда за 1 час? Ответ: нет. (4б.)



Мир детства.

1. Возле леса на опушке трое их живет в избушке.

Там 3 стула и 3 кружки,

3 кровати, 3 подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

Ответ: («3 медведя») 1б.

2. Сколько цветов у радуги?

Ответ:7. 2б.

3. Сколько граней у куба? Ответ: 6. 3б.

4.Сколько сказочных героев тянули репку в одноименной сказке?

Ответ: 6. 4б.

Ребята, вам понравилась игра?

Предлагаю записать решение уравнений и задач № 3, 4 из категории «Интересные задачи».

Задача № 3.

Найдите площадь четырехугольника АМСР, если стороны прямоугольника 10 см и 5 см, а М и Р – середины отрезков ВС и АД.



t1574696048al.gif

Решение:

Соединим точки М и Р. Очевидно, что SAMCP  составляет _1__  от SABCD

                                                                                       2

Т.е. = 5*10:2 = 25 (см )

Ответ: 25см



Задача № 4.

Вини-Пух съедает банку меда за 3 ч, а Пятачок 3а 4 ч. Съедят ли они вместе банку меда за 1 час?

Решение:

1) t1574696048aq.gif



2) t1574696048ar.gif



3) t1574696048as.gif

4) t1574696048at.gift1574696048au.gif

Ответ: нет.

Домашнее задание № 877, № 878 (б), составить схему.





Подведение итогов урока, выставление оценок, награждение победителя и финалистов игры.



Благодарю всех за игру!

Поздравляю победителя игры.

Грамотой «Самый умный» награждается…

Слово победителю игры…

Надеюсь, что вы получили удовольствие от игры.

Большое всем спасибо!!!





























Подведение итогов урока, рефлексия

Учитель организует обсуждение:

Какова была тема урока?

Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу?

Предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке по схеме:

На уроке

Было трудно …

Было интересно …

Я научился …

Меня удивило …

У меня……….настроение

Обучающиеся проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса, сдают листы самооценивания.


​​​​​​​​​​​​​​


Технологическая карта урока по теме: "Обыкновенные дроби"5кл
DOC / 62.5 Кб






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.