12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Щелконогова Ольга Васильевна33

МОУ «Поедугинская основная общеобразовательная школа-детский сад»




















Конспект
обобщающего урока по теме «Имя прилагательное»

6 класс









Учитель русского языка и литературы: Щелконогова Ольга Васильевна





















2020 уч.год



Тема: Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

Цели: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить представление о роли прилагательных в речи, формировать умения обосновывать выбор правописания прилагательных.

Задачи:

1. Образовательные: в игровой форме повторить

- общие сведения об имени прилагательном;

- разряды имён прилагательных по значению;

- образование степеней сравнения прилагательных;

- слитное и раздельное написание Не с прилагательными;

- правописание одной и двух букв Н в именных прилагательных;

- роль прилагательных в речи;

2) Предоставить учащимся возможность проявить свои способности при выполнении различных видов заданий.
3) Прививать навыки самостоятельной работы, умение рассчитывать свои силы и возможности.

2. Развивающая: Развивать языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся.

3. Воспитательная: Воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду, сосредоточенность, внимательность.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение имени прилагательного, правописание имен прилагательных; уметь находить имена прилагательные в тексте, согласовывать с именами существительными.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как ин­дивидуальности и одновременно как члена общества.

Тип урока: урок обобщения и рефлексии

Форма: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Конспект урока.

Орг. момент.

Погружение в тему. Мотивация. Постановка целей и задач. (Слайд1)

- Сегодня у нас урок необычный. Правила урока (слайд 1)

Мы совершим путешествие в страну выученных уроков. Как вы думаете, что это за страна?

- Да, верно, страны выученных уроков нет ни на одной карте, но она есть в вашем сердце, в вашей голове. Это знания, которые вы получаете на уроках и в жизни. У кого-то эта страна уже достаточно большая. В ней есть острова знаний, вершины успехов. А у кого-то пока она еще очень маленькая, но от вас зависит, какой она станет за 9 лет вашей школьной жизни. Сегодня мы совершим путешествие на один из островов ваших знаний. А на какой остров знаний мы отправимся, вы сами скажете, послушав стихотворение.(Слайд №2)

Я – часть речи интересная,

                                         Широко в миру известная:

                                         Опишу любой предмет –

                                         В этом равных со мной нет.

                                         Речь со мною выразительна,

                                         И точна, и удивительна.

                                         Чтоб красиво говорить,

                                         Мною нужно дорожить

- Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

- Конечно, имя прилагательное. Совершим мы путешествие на остров, который носит название – «Прилагательное». (Слайд№3)

Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Обобщение по теме: «Имя прилагательное».

Итак, открывайте свои путевые листы, записываем тему урока. (Запись темы в тетрадях). (Слайд№ 4)

- Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут. Давайте и мы запланируем, что нам необходимо повторить сегодня на уроке? Постановка задач урока (совместное целеполагание)

- А еще мы запланируем одержать сегодня маленькую победу и почувствовать радость от успеха. Готовы отправиться в путь? Тогда вперед!

Путешествие по Острову «Прилагательное»

Теоретический причал (повторение теории).

- Мы находимся на причале, готовые сойти на берег. Но путь на остров «Прилагательное» открыт только тем, кто хорошо знает язык жителей нашей страны. Это теория, и потому причал носит название – «Теоретический». Сейчас мы проверим, насколько хорошо мы запомнили материал.

1.Задание: У каждого из вас есть текстоид. Вам нужно вставить пропущенные слова

Имена прилагательные отвечают на вопросы ……………………

Имена прилагательные изменяются ……………..

Имя прилагательное может иметь ……………форму и ………….

Я знаю 3 разряда имён прилагательных:……………...

Качественные имена прилагательные могут иметь ……………………….

В предложении имя прилагательное бывает ……………………..

Взаимопроверка (Слайд№5)

- Поставьте в свой маршрутный лист свою первую оценку:

0 ошибок– 5

1-2 – 4

3 - 3

4 и больше - 2.

- Те, кто получил оценку «2», остаются на судне до тех пор, пока не выучат правило (на время выполнения второго задания), остальные могут сойти на берег и насладиться твердой почвой под ногами. Эту почву вы обрели благодаря знанию теории.

2. Горы

- Скажите, ребята, а зачем нам нужно знать прилагательные ?

(вопросы может быть заданы тем, кто оставался «на судне», т.е. получил «2» и учил правило. После правильного ответа, они могут присоединиться к команде)

- Речь с прилагательными богаче, образнее. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.

- Верно. С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже  ещё богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится.

Итак, перед нами гора «Орфографическая». (Слайд 6) Давайте попробуем подняться на нее. Сделать это не так просто, вы видите, что на ней много препятствий. Кто же самый отважный? Ваша задача: командам по очереди прокомментировать написание слов. Каждый ваш правильный ответ – ступенька вверх, на гору вашего успеха. Надеюсь, что ваша вершина вам покорится.

Приступим к восхождению. За каждый правильный ответ один балл.

Иссиня (черный)

Стекля…ый

Холщ …вое полотно

Нисколько (не) интересная

Ветре..ый

ю..ый

французский

( древне)русский

(горько)соленый

(не)ряшливый

Рез..ий



3. Горы «Сравнительная» и «Превосходная»

- С вершины горы мы спускаемся на фуникулере. А кто знает, что такое фуникулер? А что делать, если мы не знаем значения слова? (Обратится к словарю).

Фуникулёр – железная дорога с канатной тягой на крутых подъёмах в горах. Мы сможем спуститься с горы на прекрасную долину. (Слайд№7)

- По телефону сообщили, что в горах «Сравнительной» и «Превосходной» степени вот-вот случится землетрясение и острову грозит опасность. Нам надо поспешить к подножию этих гор и своими знаниями предотвратить беду. Вы готовы? Удачи вам.
У вас в маршрутных листах под №3 есть задание. Напишите в карточку прилагательное красивый и образуйте от него различные формы сравнительной и превосходной степени. Заполните таблицу и обменяйтесь карточками с соседом. Проверьте таблицу по слайду.
(Слайд №8) Оцените друг друга.

Фамилия


Прилагательное

Формы степеней сравнения


сравнительная

превосходная


простая

составная

простая

составная






Оценка «_______»

Фамилия проверяющего

- Молодцы, ребята! Я думаю, горы мы покорили благодаря тому, что вы умеете работать быстро, дружно и правильно.

На перекрестке:

-Дорога привела нас к перекрестку: одна дорога – к заливу относительному, а он находится на западе острова, где много холодных течений. Бухта качественная на юге. Так хочется искупаться в ласковом море, понежиться на теплом песочке. Лесная зона притяжательная находится на востоке. Чтобы определить направление правильно, надо знать, какие прилагательные качественные, какие относительные и притяжательные.

Определить разряд прилагательного. Работа с карточками (слайд №9)

Качественные

Притяжательные

Относительные




Белый, лисий, узкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, орлиный, барсучий, папин, смелый, зимний, холодный, каменный, вчерашний, добрый


Проверка (слайд №10)

Оценки за выполненное задание выставляются в маршрутный лист.

5. Станция «Привал»

А сейчас, ребята, давайте отдохнем и выполним физкультминутку, но с пользой!

физкультминутка Проведем игру «Стоп, игра!» (Слайд №10)

Я буду произносить тезисы. Если тезис верный – вы поднимаете руки вверх и кричите «Да!», а вот если неверный, хлопаете в ладоши и кричите: «Стоп, игра!»

В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов-онн,-енн, всегда пишется нн.

Слово юный пишется с нн

В суффиксе-ан всегда пишется одна Н

В кратких прилагательных всегда пишется одна -Н.

В суффиксе-ин всегда пишется одна -Н

Слова ветреный, безветренный всегда пишутся с одной Н?

В слове старинный пишется Н, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса-ин

В слове оловянный пишется одна Н.

6. В городе

- После непродолжительного отдыха мы путешествуем дальше и попадаем в город. Город, по которому мы путешествуем, достаточно большой. На чем же передвигаются жители? Вот на таких автобусах. (Слайд №12)
Проверим, не перепутаете ли вы, в какой автобус надо садиться жителям

Цифровой словарный диктант по рядам (Слайд№13)

1 команда выписывает номера слов, в которых не –часть корня;

2 команда -не- частица;

3 команда– не – приставка.

(не)годующий
(не)дорогой, а дешёвый

(не)знакомый
далеко (не)радостный

(не)брежный

(не)интересный, а скучный

(не)искренний
(не)легкий, а тяжелый
(не)настный

Проверка (Слайд №14).

Дома жителей города

А в каких домах живут жители города? Они, конечно, необычны. Вот как они выглядят (Слайд 15). А где же жители? Помоги жителям найти свой домик?

Расскажите правило.
А теперь проверим, правильно ли вы распределите жителей по их домикам. Вставьте пропущенные буквы –н- или –нн-

 Масляный,  лунный, песчаный, овчинный, глиняный, юный , деревянный, безветренный, змеиный, кожаный , серебряный, старинный, ветреный, клюквенный

Проверим, как вы справились (взаимопроверка) (Слайд№16)


9. В кафе «Национальная кухня»

- День подходит к концу. Вы, наверно, устали путешествовать, проголодались. Давайте зайдем в небольшое, но уютное кафе и пообедаем. Сколько разнообразных блюд нам предлагается! Только я никак не пойму, к каким национальным кухням они относятся? Ребята, вы мне не поможете?

На карточках даны прилагательные, нужно вставить суффиксы.(Слайд №17)

Киргиз..ая, француз…ая, русс..ая. немец…ая, грузин…ая, китай..ая.
Каким правилом вы, ребята, пользовались?

Проверка (слайд №18)

IV. Подведение итогов.

1. Рефлексия (слайд№19)

- Наше путешествие заканчивается. Мы возвращаемся на наш корабль. Садимся в уютные каюты и обязательно оцениваем события дня. Это очень важная часть каждого нашего дня – понять, что он нам принес. Запишите в ваших путевых листах отчет о путешествии, используя прилагательные. (Текст на слайде.)

Вот и подошел к концу ____________урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становиться _________. Мои одноклассники были _________. Они давали____________ответы. На уроке я узнал много __________ и ___________Своей работой на уроке я ________.И сейчас у меня ________настроение.

2. Оценка.

- Сосчитайте свои баллы, запишите итоговое количество.

«5»- «4»- «3»-

- Поднимите руки те, кто доволен своей оценкой.

- Значит, наше путешествие в страну выученных уроков оказалось не напрасным.

3. Домашнее задание

Готовиться к контрольной работе

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.