Обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное»
Повторение по теме «Имя прилагательное»
Тип урока: обобщающее повторение
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Задачи урока: познавательные - систематизировать полученные знания по теме «Имя прилагательное», повторить основные теоретические и практические навыки по орфографии, морфемике изученной темы; увидеть, как «живут» прилагательные в прозаическом и поэтическом тексте; коммуникативные – управлять своим поведением, работать в паре; регулятивные - корректировать свои знания, включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Многие русские слова сами по себе излучают
поэзию, подобно тому, как драгоценные камни
излучают таинственный блеск.
К. Г. Паустовский
Подготовка к уроку. На доске (на экране): 1. Ромб -кристалл, состоящий из нескольких граней, имитирующий драгоценный камень. По ходу урока части последовательно открываются, ромб-кристалл предстаёт во всей красе. 2.На столах - листы контроля 2 вариантов для работы в паре, индивидуальные задания, тексты "Зимний день". 3. Зашифрованное послание
Ход урока:
1. Оргмомент. Подготовка восприятия. 2. Учитель. Чтение эпиграфа. - Я думаю, ребята, что к прилагательному это относится прежде всего. Давайте представим, что грани этого драгоценного камня – это основные разделы темы «Имя прилагательное», и сегодня этот камень у нас будет сиять ярче по мере того, как мы будем открывать эти грани. И прямо сейчас постараемся доказать мысль К. Г. Паустовского и подберём синонимы-прилагательные к слову драгоценный (волшебный, божественный, чудный, чудесный, дивный, несравненный). В кристалле открывается синяя грань.
ПОВТОРЕНИЕ 3.-Давайте вспомним, на что мы всегда обращаем внимание при морфологическом разборе? (Общее значение части речи, морфологические признаки, синтаксическая роль. ). Щадящий опрос теории в парах. Учитель вслух задаёт вопросы, ребята работают с соседом по парте, отмечая в листках контроля полученный ответы значками (- + | ). Каждый ученик выступает в роли выступающего и контролирующего. Приложение 1
Учитель: - С теорией вы справились неплохо, наш кристалл засверкал ещё одной гранью. Открывается красная грань.
4.Орфография. Учитель: - Откроем ещё одну грань. Она ярко-оранжевого цвета. Яркий цвет предупреждает: «Внимание! Будь осторожен! Задумайся!» Конечно, ребята – это правописание прилагательных.
А. Игра «третий лишний» (каждому ряду, группе) – своя строчка) : 1. слышиш.., рож.., хорош.. 2.парч..вый, глянц..вый, холщ..вый 3. ослепительно(яркий), средне(вековый), древне(русский)
Б. Индивидуальное задание: составить предложения с прилагательными. Приложение 2
В. Найди ошибку! В синию даль, в дальнем походе, о хорошем друге, утреннем поездом.
Г. Буквенный диктант «Проверь себя!». Ученики проверяют себя по ключу: -АН, -ИН+Н,-ЕНН, -ИН, -ЯНН (искл.) (Слова, прочитанные вслух учителем: кожаный, старинный, хозяйственный, голубиный, стеклянный)
Д. Реши орфографическую задачу: Негрустный ....? НЕ грустный...?
5. Лексика. Физминутка. На доске открывается зелёная грань кристалла. Учитель: - Подняли свои умелые руки, поиграем чуткими пальчиками, опустим на школьные столы, спинки – прямые, повернули светлые головы налево, теперь-направо, Закрыли умные глаза. Отдыхаем. – Какое словосочетание вам больше понравилось? (светлые головы). Светлые – слово в переносном значении. А это какие?
6. Морфемика. - Среди данных прилагательных найдите такое, которое соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. Роскошный, приветливый, посветлее, безлунный. - Молодцы! А почему не слово посветлее? (нет окончания в сравнительной степени ). Открывается фиолетовая грань.
Индивидуальное задание: составить предложения с прилагательными. Приложение 3
7. Употребление прилагательных в речи. А. – Послушайте, какие красивые предложения: Неба чистейшая просинь сквозила в вершинах берёз. И ещё. Самая далёкая звезда подмигнула мне. Какая форма прилагательного «помогла» создать такие красивые предложения? (простая и составная превосходные степени)
Б. Работа с распечатанным текстом.
- Ребята, прочитайте про себя текст. Приложение 4 Он вам нравится? А почему? (невыразительный, скучный…). Давайте его раскрасим. Догадались чем? Конечно, прилагательными. С некоторыми из них мы уже встречались сегодня на уроке. (Ученики работают с текстом устно, вставляя в пропуски подходящие по смыслу слова)
- Прочитаем получившийся текст. Я вижу: он вам понравился. Почему он стал таким красивым? (Прилагательные делают нашу речь точнее, выразительнее, образнее).
- Таким же прекрасным, как наш кристалл. Открывается предпоследняя голубая грань.
8. Прилагательные в текстах художественной литературы. Домашнее задание: выписать из художественных текстов ИЛИ составить самим зимние пейзажи (5-6 предложений). Слабоуспевающим ученикам текст "Зимний день" выдаётся домой как карточка.
9. Послание. Учитель: - Ребята, прилагательное – очень древняя часть речи, поэтому их так много в пословицах. Расшифруйте народное послание, в котором , конечно же, есть и прилагательное. Приложение 5 И тогда мы сможем открыть последнюю грань нашего кристалла. (Ученики расшифровывают: Умные речи приятно и слушать).
Открывается последняя жёлтая грань кристалла.
10. Рефлексия. Как вы думаете, ребята, удалось нам сегодня повторить тему? - Засверкал наш драгоценный камень всеми гранями, потому что мы вспомнили много красивых прилагательных, повторили обширный материал. Спасибо вам за урок, за дружную работу, за умные речи. До свиданья!
Приложение 1.Щадящий опрос в парах
№ воп-роса | Вопросы для 1 варианта | отметка + - / |
1. | Что такое имя прилагательное? (общее значение и смысловые вопросы) | |
2. | Какие прилагательные имеют краткую форму? | |
3. | Какое из прилагательных имеет краткую форму: синицын, городской, вежливый? Назовите эту форму. | |
4. | Образуйте от слов луч и заря сложное прилагательное. | |
5. | Каким членом предложения является прилагательное? Люди ко мне добры. | |
Условные обозначения: + - ответ правильный, полный; - ответ неверный; / - ответ неточный или неполный. |
№ воп-роса | Вопросы для 2 варианта | отметка + - / |
1. | С какой частью речи согласуется имя прилагательное? Как изменяется? | |
2. | Какие имена прилагательные отвечают на вопрос чей? | |
3. | Назовите относительное имя прилагательное: пастуший, каменный, прелестный. | |
4. | Образуйте от слов красный и грудь сложное прилагательное (о снегире). | |
5. | Каким членом предложения является прилагательное? Краски ещё яркие. | |
Условные обозначения: + - ответ правильный, полный; - ответ неверный; / - ответ неточный или неполный. |
Приложение 2. Индивидуальное задание.
Составьте предложения, образуя прилагательные от данных в скобках слов. : 1.(Розовый, щёки) мальчишки весело катались на замёрзшем пруду. 2.(Яркий, красный) закат предвещал морозный день.
Приложение 3. Индивидуальное задание.
ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРОКА. Образуйте от данных в скобках прилагательных указанную степень сравнения, согласуйте с существительным, и у вас получится поэтическая строка.
1.Неба (чистый – простая превосходная степень) просинь сквозила в вершинах берёз. 2.(Далёкий – составная превосходная степень) звезда подмигнула мне.
Неба чистейшая просинь сквозила в вершинах берёз. Самая далёкая звезда подмигнула мне.
Приложение 4. Работа с текстом.
Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные. Зимний день
Был … … день . … лучи солнца играли на лицах прохожих . … снегири … стайками расселись на …ветках деревьев. … мороз подрумянил лица …ребятишек. … русская зима!
Слова для справок: хороша, чудес..ный, красно(грудый), весёлый, лёгкий, неугомо(н,нн)ый, пушистый, ослепительно(яркий), зимний. Вспомните, над какими орфограммами вы работали.
Зимний день
Был чудесный зимний день. Ослепительно-яркие лучи солнца играли на лицах прохожих. Красногрудые снегири весёлыми стайками расселись на пушистых ветках деревьев. Лёгкий мороз подрумянил лица неугомонных ребятишек. Хороша русская зима!
Приложение 5. Рефлексия «Расшифруй послание»
Прочитайте пословицу, последовательно расположив буквы. Значок / означает конец слова.
1 У | 12 и | 18 с | 3 н | 22 а | 9 и / |
17 и / | 10 п | 11 р | 13 я | 20 у | 5 е / |
6 р | 23 т | 2 м | 15 н | 7 е | 16 о / |
19 л | 8 ч | 14 т | 4 ы | 21 ш | 24 ь . |
Умные речи приятно и слушать.
Горбачёва Марина Юрьевна
Тришина Татьяна Юрьевна