Конспект урока с мультимедийным сопровождением по теме "Системы счисления. Двоичная арифметика"

Изотова Ирина Юрьевна,
учитель математики и информатики
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №81 Центрального района Волгограда"
Волгоградская область
Обобщающий урок
по теме:
«Системы счисления. Двоичная арифметика»
8 класс
Презентация к Обобщающему уроку по теме Системы счисления. ДPPT / 5.63 Мб
Цели урока:
Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся по переводу чисел из одной системы счисления в другую, а также по выполнению арифметических действий с двоичными кодами.
Развивающая: развитие мотивации к изучению информатики, развитие памяти, внимания, речи учащихся, способности к активной умственной деятельности, развитие творческих способностей детей.
Воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения и поведения; формированию системного мышления, обобщения, организации общения в классе.
Задачи:
Воспитательная– развитие познавательного интереса, логического мышления, повышение интереса к предмету через применение игровой технологии
Учебная – обобщение знаний по теме «Системы счисления. Двоичная арифметика»
Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, белая маркерная доска или интерактивная доска, презентация, карточки-задания.
Ход урока
Ход урока№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Приветствие, организационные моменты, проверка готовности к уроку | Проверяют наличие тетрадей. |
2 | Мотивация | Сегодня у нас необычный урок, сегодня мы отправляемся в путешествие за сокровищами. (Слайд 1) (Слайды 2, 3, 4) А началось все с того, что Френсис Морган, потомок знаменитого пирата сэра Генри Моргана, разбирая вещи на чердаке, нашел ларец с таинственными бумагами и карту острова. Он сразу понял, что это остров, на котором старый пират спрятал свои сокровища. А так как поиски сокровищ дело очень опасное, то он приглашает нас с вами в это путешествие | |
3 | Актуализация знаний. «Подготовка к путешествию» | Нельзя пускаться в путешествие без подготовки. Нужно вспомнить правила перевода числа из одной системы счисления в другую, а также правила сложения, вычитания и умножения двоичных чисел. Для этого выполним следующее задания. (Слайды 5-9) | Ученики по одному, у доски, выполняют задания на перевод числа из одной системы счисления в другую, а также на арифметические действия с двоичными числами, в процессе решения объясняя свои действия. В качестве экрана используется интерактивная или маркерная белая доска и ученики выполняют задания на проецируемом изображении |
4 | Закрепление и обобщение полученных знаний «Нахождение координат острова» | (Слайд 10) Карта острова очень подробная, но где находится остров, неизвестно. Точнее говоря, часть координат записана, но в ней не хватает несколько чисел. Чтобы заполнить пропуски необходимо перевести числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. Узнав точные координаты острова, с попутным ветром, мы быстро достигли его берегов и высадились на таинственную землю Острова Сокровищ. . | Каждый ученик выполняет задание в тетради, а затем, один из учеников, выписывает результат на доску. |
5 | Закрепление и обобщение полученных знаний «Нахождение направления» | Перед нами стоит вопрос: «В каком направлении двигаться?» Старый пират Генри Морган был хитер и коварен, он конечно расставил множество ловушек для непрошенных гостей, охотников за сокровищами.. Но своим потомкам он должен был оставить подсказку. Да вот же она: на берегу установлен старый корабельный штурвал с буквами, а в шкатулке, найденной на чердаке, есть карточки с изображением штурвала. (Слайд 12) | Ученики: решают задания на сложение и вычитание двоичных чисел на индивидуальных карточках с изображением штурвала (Приложение 1), найдя результат и переведя его в десятичную систему счисления, щелкают мышкой по соответствующим значениям, открывается буква, буква записывается на проецируемом изображении под тем номером, который указан на карточке. |
6 | Закрепление и обобщение полученных знаний «Нахождение расстояния» | Теперь мы знаем, что необходимо двигаться на юго-восток, но какое расстояние нам нужно пройти? Ответить на этот вопрос поможет следующая записка знаменитого пирата. (Слайд 13) | Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетрадях. |
7 | Закрепление и обобщение полученных знаний «Через бухту Аллигаторов» | Ну что же, направление и расстояние нам известны, посмотрим по карте, по какой местности будет лежать наш путь. Так, придется пересекать бухту с аллигаторами. (Слайд 14) Значит нужно двигаться очень быстро, чтобы не попасться кровожадным крокодилам. Давайте покажем, как мы умеем быстро переводить в десятичную систему числа. (Слайд 15) | Ученики переводят в десятичную систему числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем. |
8 | Закрепление и обобщение полученных знаний «Найти ключ к ларцу» | Ну, вот мы и на месте. Вот он, сундук с сокровищами. На нем надпись: «Сокровища – это ваши…». Чтобы открыть сундук необходимо закончить фразу. (Слайд 16) Итак, у нас получилась фраза «Сокровища – это ваши знания». Откроем же сундук. Сундук открывается. В нем лежит учебник информатики за 8 класс | Ученики: решают задания на умножение двоичных чисел парами на карточках с изображением штурвала (Приложение 2), найдя результат и переведя его в десятичную систему счисления, щелкают мышкой по соответствующим значениям на замках, открывается буква, буква записывается на проецируемом изображении под тем номером, который указан на карточке. |
9 | Контроль знаний | (Слайд 18) Вот и подошло к концу наше путешествие. Но нам нужно еще вернуться обратно, чтобы успеть на следующий урок. Этот путь каждому придется преодолеть самостоятельно, потому что во Френсисе Моргане проснулось коварство его предка и он уплыл на своем корабле. Но за нами послан вертолет. Чтобы на него попасть, нужно решить самостоятельную работу. | Ученики выполняют самостоятельную работу по карточкам. (Приложение 3) |
10 | Рефлексия | Вот мы и вернулись из нашего путешествия, давайте поделимся впечатлениями. | Ученики делятся впечатлениями об уроке. Продолжают фразу по выбору «Сегодня на уроке я смог…», «Мне было интересно…», «Мне захотелось…» |
11 | Домашнее задание. | Придумайте текстовые задачи с использованием двоичных чисел. |
Презентация к уроку по теме Системы счисления. Двоичная арифметика PPT / 5.63 Мб