12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Анатольевна18
Россия, Пермский край
1

Обобщение опыта по теме: «Использование схем на уроках русского языка для обучающихся с ОВЗ».

МАОУ «Белоевская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»












Обобщение опыта по теме:

«Использование схем

на уроках русского языка

для обучающихся с ОВЗ».




















Сыстерова Е.А., учитель русского языка и чтения








2022 год



Содержание:


Введение…………………………………………………………………...стр. 3

1. Методы и приёмы использования схем и таблиц на уроках ..............стр. 3

а) Требования к оформлению схем……………………… ……………...стр. 4

б) Памятка «Как работать со схемой»………………………………….. стр. 4

2. Примеры из практики…………………………………………………..стр.4

3. Результаты……………………………………………………………...стр. 5

4. Библиографический список…………………………………………...стр. 5











































Введение

Как известно, современная школа страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом. Так, например, по теме «Имя существительное» в учебнике предлагается 24 правила от 15 до 65 слов.

Все эти правила ученик с ОВЗ может выучить наизусть, но как долго будут помнить эти правила дети? Насколько доступен язык терминов ребёнку, а главное, сможет ли он использовать эти правила, применять их на практике?

Поэтому в своей работе я использую опорные схемы и таблицы.

Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включенности в урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы - как оживить урок, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас.

При работе с детьми с ОВЗ необходима разноуровневая дифференциация обучения. Она широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Необходимо учитывать при этом индивидуальные возможности учащихся. Упражнения составляются таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые учеником, соответствовали характеру материала, и чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных.

Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в моей работе. Почему я обратилась к данной теме? На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании. У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому и эффективны уроки с применением наглядности: схемы, опорные таблицы, памятки. 

Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.

Трудно добиться результатов при изучении русского языка и математики, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.

Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?

Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти проблемы, разнообразит урок, делает его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала.

Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике

Цель работы:

Создание условий, способствующих повышению качества обучения обучающихся с ОВЗ.

Гипотеза:

Использование на уроках русского языка схем и таблиц активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению материала.


Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере необходимости обращаются к схеме.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.


1. Методы и приёмы использования схем и таблиц на уроках русского языка.


Работая со схемой на уроке русского языка, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в виде схемы, и их способность и умение пользоваться ею в процессе языкового анализа. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа.

Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам урока?

Прежде всего, использование средств графики должно показать логические связи явлений, которые существуют в языке, но для школьников обычно остаются не выявленными и непонятными. При этом лучше всего придерживаться графического единообразия в противопоставлении смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными способами.

Второе требование – стараться употреблять в схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально “расшифровывает” (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и т.п.).

2) Схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий. Приведу некоторые из них.

1.Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.

2.Подкрепите примерами каждое положение схемы.

3.Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.

4.Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?

5. Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?


2. Примеры из практики


В период изучения и закрепления темы «Члены предложения», практически на каждом уроке используем схемы (Разбор, составление по схемам и т.д.). Сама схема появляется в ходе урока. Например, прошу детей записать предложение «Моё имя Надя». Для этого провожу графический анализ по вопросам:

- Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 3 слова.)

Думай, когда пишешь предложение!

t1669813884aa.jpg

Ученик читает эту схему так: первое слово в предложении пишется с большой буквы, имена людей пишутся с заглавной буквы, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка.



3. Результаты

Использование данной методики при изучении русского языка, несомненно, даёт определённые результаты.

Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.

По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.

Использование схем позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Схемы помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.

 Отсюда можно сделать вывод о том, что использование схем необходимо при обучении детей с ОВЗ.










Библиографический список.


1. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. М., 1985. 175 с.

2. Соловейчик С. Л. Вечная радость. М., 1986. 368 с.

3. Лысенкова С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу. – М.: Изд-во “Школа-пресс”, 1997.

4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века».

М.:Изд-во «Вентана-Граф», 2005 год, 158 с.

5. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Комментарии к урокам. 3 класс.- М.:Изд-во «Вентана-Граф», 2010 год, 460 с.

6. Справочник в таблицах. Русский язык, математика 1 – 4 класс.- М., 2006. 128.





5


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.