Статья на тему «Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.»
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.
Кувандык
2017
Развитие эмоционально-чувственной сферы личности дошкольников средствами искусства живописи
(из опыта работы пдо Фаизовой Э.Р.)
Визитная карточка педагога дополнительного образования I квалификационной категории Фаизовой Эльмиры Рагибовны, руководителя объединения "Палитра" (ШРР "Родничок")
Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом пионеров и школьников города Кувандыкского городского округа Оренбургской области".
Педагогический стаж – 17 лет.
Проблема, над которой работает педагог
На сегодняшний день остро стоит проблема воспитания культуры чувств подрастающего поколения. Необходимо уделять большое внимание развитию эмоционально-чувственной сферы личности.
Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом. Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами личности сложную систему, психический облик человека.
Самый благоприятный период для развития эмоционально-чувственной сферы – это дошкольный возраст (4 – 6 лет). Дети данного возраста наиболее восприимчивы к прекрасному, красоте. Ведь именно они в большей степени живут чувствами и эмоциями, приходят в восхищение от нового осознания запаха и звука, света и цвета, вкуса и ощущения, от прикосновения. Наслаждаются чувствами и преуспевают в этом, не прилагают никаких усилий, чтобы скрыть свои чувства и эмоции, чтобы выразить их целиком.
Изобразительное творчество является одним из самых любимых детьми. Кроме того, именно рисуя, ребенок выражает свои эмоции и может осознанно передавать свое отношение к изображаемому предмету. Поэтому педагог Фаизова Эльмира Рагибовна, работая над проблемой развития эмоционально-чувственной сферы личности дошкольников, считает искусство живописи одним из наиболее эффективных средств.
Условия становления опыта
Особой средой, способствующей развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях, являются занятия изобразительной деятельностью. Особо следует отметить, что благодаря особенности такой образовательной структуры как школа раннего развития «Родничок», где процесс обучения построен на принципах природосообразности, индивидуализации, принципе приобщения к истинному искусству и т.д., ребенок получает возможность окунуться в мир искусства, попробовать себя в нем, при условии безоценочного отношения взрослого (оценка часто зарождает у ребенка страх перед экспериментами с изобразительными материалами), и в тоже время при глубоком эмоциональном переживании. На протяжении нескольких лет работы над данной проблемой педагог Фаизова Э.Р. замечает, как под влиянием активной работы с живописью утончаются детские чувства, приобретаются оттенки и нюансы в работах. При углублении и расширении содержания и форм работы над цветом, наблюдается развитие чувственной сферы воспитанников, которая выражается в смелом использовании богатой палитры, определенном и высказываемом мнении ребенка, эмоциональной отзывчивости, умении управлять своими эмоциями в соответствии с ситуацией.
Теоретическая база опыта
Основной теоретической базой опыта являются принципы дошкольной педагогики и психологии, определяющие ведущие направления в развитии дошкольников и дидактические принципы работы с ними.
Ребенок, как подчеркивал А.В. Запорожец, не пассивный объект внешних влияний. В педагогическом процессе он выступает как субъект общения, устанавливающий контакты, взаимодействующий с условиями жизни и людьми, обладающими личностной неповторимостью. Благодаря активности малыша, которая выступает в разных видах и формах, процесс воздействия на ребенка превращается в сложный двусторонний процесс взаимодействия с действительностью. Ребенок не только отвечает на раздражители окружающей среды, но и сам воздействует на них и самого себя. Поэтому одни и те же педагогические приемы оказывают разное воздействие на детей одного возраста. Более того, один и тот же ребенок по-разному реагирует на них в разных ситуациях.
Дошкольник старается познать мир взрослых. Этот мир перед малышом открывается со стороны взаимосвязей, деятельности, разнообразных социальных функций и отношений между людьми. Деятельность дошкольника максимально разнообразна.
Дошкольник включается в бытовую, трудовую, разные виды игровой и продуктивной деятельности. Именно в деятельности малыш осваивает разнообразные функции и отношения взрослых, которые при этом предстают в разном контексте, в разных ситуациях, с разных точек зрения. Многоплановость и разнообразие видов деятельности дают малышу представление о многоплановости и разнообразии жизни взрослых. Рисунок выступает наглядной моделью объекта или ситуации, отражая их характеристики. В процессе конструирования малыш создает объемные модели предметов и построек.
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.
О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео – и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы – воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересными. В целом же, воображение детей – дошкольников является еще довольно слабым.
Для младших детей-дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 900, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения.
Воображения, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следует другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.
Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжение и своеобразное символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному.
В возрасте около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие их них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.
В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. Об этом свидетельствует дифференциация явлений, тенденция к установлению связей между явлениями, анализ нравственных категорий, ребенок усваивает нормы морали, соотносит с ними свои поступки, проявляется способность управлять своими чувствами.
Для того, чтобы занятия художественным творчеством стали эмоционально окрашенными, нужно создать такую форму учебно-воспитательной работы, где бы наиболее продуктивно развивались познавательные, художественные, творческие способности детей с учетом их индивидуальности. В школе раннего развития «Родничок» занятия изобразительной деятельностью отличаются по содержанию и форме от занятий, к примеру, в детском саду. Одним из главных отличий можно назвать отсутствие жестких эталонов, которые дети затем переносят на любой сюжет, что делает рисунки похожими, стандартными. На занятиях изобразительным искусством в ШРР «Родничок» детям предлагается свободное экспериментирование с изобразительными материалами на основе восприятия произведений искусства, эмоционального переживания, воздействия на сенсорную сферу ребенка. Одной из особенностей занятий живописью является также знакомство с законами изобразительного искусства, использование репродукций шедевров мировых классиков-живописцев, т.е. формирование знаний и умений детей через погружение детей в настоящее искусство живописи.
В работе с дошкольниками на первый план должна выдвигаться не обучающая, а развивающая функция. Это означает, что знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а также важнейших личностных свойств ребёнка. Особое место среди них занимает эмоциональная сфера дошкольника, которая формируется под влиянием многих факторов окружающей среды, в том числе и творческой деятельности. Искусство живописи оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу дошкольника, являясь органичным и любимым видом творчества детей дошкольного возраста. Учитывая вышесказанное, в своей работе над эмоционально-чувственным миром детей в качестве основного средства педагог Фаизова Э.Р. использует занятия живописью.
Особенности методической системы
Организация личностного развития дошкольников в учреждениях дополнительного образования детей требует разработки специальной системы принципов и методических приемов, а также их умелого применения на практике. К числу таких принципов относятся:
- принцип разностороннего развития личности ребенка (его реализация обеспечивает полноценное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а не только подготовку к школе);
- принцип природосообразности;
принцип личностно ориентированного подхода к каждому ребенку;
- принцип развивающего обучения.
Прежде чем нарисовать что-либо с детьми, педагог предлагает описать его характер, выразить свои эмоции по отношению к образу, описать, как изменяются черты лица в зависимости от смены настроения. Много говорят о цвете, который помогает передаче эмоций. Учатся на палитре подбирать гамму цветов и оттенков, как для добрых и счастливых образов, так и для коварных и жестоких. В результате получают такие оттенки и цвета: желтый, оранжевый, охристый, розовый, светло-зеленый, серо-желтый – для положительных героев; красный, фиолетовый, коричневый, серый, черный, темно-зеленый, синий и др. – для отрицательных. Часто удачная попытка изображения какого-либо образа обуславливается не наличием большого запаса знаний и умений, а интуицией.
Интуицией обладают все маленькие дети, это чувство особенно важно для будущих художников, и оно нуждается в развитии.
Его можно тренировать и совершенствовать подобно остальным чувствам. Слух и зрение, обоняние, вкус и осязание мы зачастую рассматриваем как нечто само собой разумеющееся, хотя у всех нас имеется гораздо больше потенциальных возможностей их использования, чем мы думаем. Чувство интуиции имеет широкий диапазон и может включать в себя такие процессы, как воображение, фантазирование, предвидение и др. Возможно, интуиция имеет отношение к той части нашей внутренней сути, которая простирается за границы тела и разума. Существуют упражнения, развивающие фантазию и опыт построения образов, повышающие уровень интуиции ребенка. Как правило, это задания, где задействованы как можно больше сенсорных систем и непременным условием является свободное экспериментирование с цветом, формой, структурой, фактурой и др.
Создание мысленных картин во время прослушивания музыки, шумов, путем осязания разных объектов и пробы на вкус с закрытыми глазами, вдыхание ароматов – хороший пример упражнений, способствующих самораскрытию, поиску новых сторон естества, росту личности ребенка.
Результативность
Воспитанники объединения, а особенно третьего года обучения в ШРР умеют оперировать цветом во всей его полноте, в триединстве основных его свойств (светлота цвета: цветовой тон, т.е. его собственно цветовая характеристика, наиболее подходящее название его оттенка, относительная теплота или холодность; наконец, насыщенность цвета, т.е. его яркость, степень близости к чистому спектральному).
Возможность полного включения в живопись цвета позволяет воспитаннику передавать все стороны свойства предметов окружающего мира, которые могут восприниматься зрением. Следовательно, именно в живописи дети овладевают наиболее богатым и сложным комплексом средств выразительности.
Адресная направленность опыта
Опыт педагога Фаизовой Эльмиры Рагибовны ценен практической направленностью. Может быть использован педагогами дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного возраста, а также воспитателями в ДОУ при организации обучения их изобразительному искусству. Данный опыт может быть также интересен психологам, так содержит наблюдения педагога относительно эмоциональной сферы дошкольников и описывает пути развития этой стороны личности ребенка.
Школа раннего развития «Родничок»