12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пермякова Ольга Анатольевна860
Высшее педагогическое образование. Высшая квалификационная категория. Стаж работы 32 года.
Россия, Кировская обл., Киров
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
10

«Обобщение опыта работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников на основе исторического и православного краеведения в рамках кружка «Родной край – Вятушка»».

"Обобщение опыта работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников на основе исторического и православного краеведения в рамках внеурочной деятельности социального направления "Родной край - Вятушка" 


Составитель: Пермякова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ ООШ с.Лопьяла Уржумского района Кировской области.

«Дети – наше будущее, и от того, какими они вырастут, будет и то, какой станет завтра наша Родина – возрождённой святой Русью или бездуховной пустыней». (Протоиерей Андрей Жданов)

В настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, обращение к опыту православной педагогики, к опыту исторического и православного краеведения особенно актуально.

В своём выступлении я представлю опыт работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников на основе исторического и православного краеведения в рамках кружка «Родной край – Вятушка».

Кружок «Родной край Вятушка» проводится в системе внеурочной деятельности социального направления.

Реализация программы кружка рассчитана на 4 года. Программа авторская, сложилась из опыта работы.

Цель программы кружка: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на основе природного, исторического и православного краеведения.

Задачи:

Воспитание патриотизма, уважения к прошлому и настоящему своей малой Родины.

Знать и любить свою Родину – свой дом, село, город, страну.

Формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, через исследовательскую деятельность.

В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором живут. Их знание станет базой для развития социально-значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем.

Представлю вашему вниманию наиболее эффективные виды деятельности по реализации программы кружка «Родной край Вятушка».

Начиная с 1-ого класса на занятии кружка дети знакомятся с предметами быта своих предков, с национальными костюмами, с орудиями труда. От соприкосновения с прошлым родного края, дети получают первоначальный опыт уважения к прошлому малой родины, к людям труда, видят пример бережного хранения истории своего края. Большое воспитательное значение в этом плане имеют тематические экскурсии в историко-краеведческий музей нашего села.

Во время одной из экскурсий В.А. Кожевников, заведующий музеем, очень точно заметил: «Краеведение – это по сути выполнение 5-ой Божией заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле».

Родители – это наш источник, он связывает нас с более глубокими древними корнями.

Занятие во 2-м классе по теме «Вещь, свято хранимая» прошло в форме встречи поколений. Бабушки вместе с внуками рассказывали истории своих семей, вспоминали предков, их жизнь и вклад в развитие страны. К уроку были оформлены:

1.Выставка личных фотоальбомов детей, семейных фотоальбомов, фотоальбома своего класса.

2.Выставка рисунков «Моя семья – моя радость».

3.Выставка «Фотографии из семейного альбома».

На занятии мы разговаривали о семье, о том, что делает её сплоченнее и сильнее, что дорого и хранится в каждой семье - о семейных реликвиях.

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них были фотографии дорогих людей.

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нём – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое. Семейный альбом, это – семейная реликвия, т.е. «Вещь, свято хранимая», потому что в них фотографии наших родственников, которые передаются по наследству из поколения в поколение, т.е. от родителей к детям, внукам и т.д., хранятся в особом месте, особо почитаются.

Это важно, знать и помнить свои корни.

История России складывается из историй наших семей. Если не начать изучать свою родословную, мы можем потерять самое дорогое – ценную нить с прошлым. Изучение родословной – это кропотливый труд, пусть он пока начнется с семейного альбома, с сохранившихся семейных реликвий – но он уже сохранит ценную нить с прошлым.

2-3 класс.

Исследовательский социальный проект «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…» был начат учащимися 2-3 класса в 2019 году к 75–летию Великой Победы.

Великая Отечественная война оставила свой след в каждой семье. С территории Лопьяльского сельского совета ушло на фронт примерно 950 человек. Вернулось с войны лишь около 300 человек… Из этих 300 человек никого не осталось в живых.

Всё меньше остаётся людей военной поры. И уже не у кого узнать об истории своей семьи. Уходят из жизни и дети войны - очевидцы того времени. Утеряны документы, фотографии.

Это наглядно доказал тот факт, что при работе над проектом не все из детей смогли найти информацию о своих родственниках, приближавших Великую победу. Время идёт. Связь поколений исчезает. Память о героическом прошлом стирается. Почему это происходит?

Старшее поколение ушло, не успев передать потомкам историческую память о военных событиях. Утеряны военные фотографии и другие семейные реликвии, хранящие память о войне…

Поколение людей военного времени не любило хвастаться своим героизмом, выставлять напоказ награды, заслуженные в кровопролитных боях и героическом труде… Это поколение людей ещё помнило заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь за друзей своих!»

Когда детям были заданы вопросы: «Есть ли в вашей семье, участники Великой Отечественной войны? Что мы можем сделать в знак памяти и благодарения за Великую Победу? Дети не смогли ответить на вопросы.

В дальнейшей работе в ходе обсуждения этой проблемы было решено:

1) собрать исторический материал о родственниках- участниках Великой Отечественной войны;

2) результаты поиска информации оформить в альбом «Мои родственники-участники ВОВ»;

3)посадить липки – создать живой памятник - «Аллею Великой Победы» возле Свято-Троицкой церкви с. Лопьял.

Почему у церкви? Усопших родственников поминают в церкви. Люди того времени были крещёнными и при жизни ходили на службы в Троицкую церковь с.Лопьял.

Почему была выбрана липа? Дело в том, что около Свято-Троицкой церкви растут огромные, старые и уже трухлявые липы. Староста церкви Полякова Н.А. во время одной из встреч рассказала нам, что эти липы были посажены ещё до разрушения церкви по всему периметру церковной ограды. Часть повалившихся трухлявых лип выпилена.

Но почему у церкви были посажены липы, а не берёзки, например? Ответ на этот вопрос был тоже найден. Все думают, что символом Руси и России является береза, но это - липа. И в дворянских усадьбах были не только березовые, но и липовые аллеи, ведущие к господскому дому. Такие аллеи и сейчас можно встретить в Подмосковье.

Липа-матушка, наша красавица, наша надежда и кормилица. Липа – дерево очень красивое. Цветет в середине лета. И всегда окружена пчелами, потому что, липа – медонос: липовый мед – один из самых вкусных и лучших по качеству. Говорят, что сосна кормит, а липа одевает. Но липа и кормит, и одевает. Ободрать как липку. Раньше липку и обдирали. Под липовой корой находится тонкий слой мягкой древесины – луб, из которого делали лыко. Лыко заготавливали, или обдирали, и с других деревьев, но липовое лыко было лучшим по качеству. Более нежное лыко шло на мочалки, которые «ближе к телу», и лапти, погрубее – на веревки, грубое – на рогожу и половые тряпки. Раньше половые тряпки из ткани не делали – это было очень дорого, ткань шла только на одежду, которую носили несколько поколений. Из коры делали посуду, из ствола – мебель, двери и гармошки.

Липа является одним из самых популярных деревьев во всем мире. Еще в древности это растение ценилось за свои уникальные свойства. Наши предки называли ее «золотым деревом», которое не предназначалось для вырубки, сажалось возле церквей, замков и особняков знатных господ.

В 2019-2020 учебном году шла работа над проектом. К апрелю была собрана информация и оформлен альбом. Заготовлены черенки липы. Заложен опыт «Размножение липы черенками». Но с 20 марта ушли на дистанционное обучение. Уход за черенками продолжался. Раскрылись листочки, но к сожалению, черенки не укоренились и погибли. Но неудача – это урок!

На следующий год мы решили выкопать саженцы в лесу и продолжить начатое дело. В апреле 2021 г. работа была продолжена. 29 - 30 апреля 2021 г. стараниями детей и родителей 3-4 класса МКОУ ООШ с.Лопьял около Свято-Троицкой церкви была заложена липовая аллея – «Аллея Великой Победы». В первый день работы с утра было ветрено, пасмурно и шёл дождь. Но перед нашим выходом на работу распогодилось, и выглянуло солнышко. В этот день была очищена от мусора территория слева от церкви, выделенная для посадки липок. Сделана разметка территории для посадки липок, вбиты колышки на месте посадок. Родители вместе с детьми подготовили посадочный материал – накопали липок и привезли к церкви.

Во второй день работы стало тепло и солнечно. Мальчики, как сильная половина, копали ямы для саженцев. Девочки носили и насыпали в ямы песок и перегной. Копать было очень тяжело, лопата то и дело упиралась в камень, стекло, шлак, бетон или ржавое железо, напоминающие об осквернении и разрушении церкви… Было ощущение, что здесь прошли бои, настолько земля была пропитана следами разрушений. В прошлые годы на этой территории находились кочегарка, кузница, МТС. Бочку с водой для полива саженцев липок к церкви привёз на тракторе один из пап. Он помогал нам весь день.

Константинова Валерия попробовала себя в роли фотокорреспондента. Благодаря ей появились снимки на память. Хотя, если честно, когда работаешь по-настоящему, особо фотографироваться некогда, да и добрые дела нужно творить не ради славы. Но это был тот случай, когда действительно  нужно было сохранить на память это событие в жизни детей. Будут расти, крепнуть липки, и будут расти и крепнуть духом дети. И, дай Бог, не забудут героическое прошлое своих родных и может вернутся на свою малую родину.

Без родителей детей нам самим было бы не справиться со всем объёмом работы. Совместная работа сплотила коллектив родителей и детей ещё больше. К Пасхе Господней была заложена «Аллея Великой Победы» - живой памятник о великом подвиге наших предков в Великой Отечественной войне. Накануне Пасхи прошёл тихий благодатный дождь.

Сохранение памяти о Великой Победе поможет объединить поколения, поможет каждому восстановить историю своей семьи и увековечить ее в истории Отечества.

3-4 класс

Исследовательский проект «Мои родные на службе Отечеству» был направлен на формирование правильного представления детей о службе в армии, о том, кто такой солдат.

В настоящее время такие понятия, как долг, честь, служение Отечеству, увы, стали терять своё истинное значение. Но ведь служба в армии – это в первую очередь гражданский долг каждого мужчины, обязанность, прописанная в законе. В добрые времена Служба в армии была, действительно, почётным делом. Быть военным - звучало поистине гордо!

В разговоре с детьми на эту тему выяснилось, что они не знают, служил ли их папа или кто-будь из близких родственников в армии.

Целью дальнейшего исследования стало: собрать информацию о папе или других близких родственниках, которые служили в армии. При сборе информации нужно было найти ответы на вопросы: Кто в семье служил в армии? Где служил? В каких войсках служил? В каком звании вернулся после службы домой? Что дала, чему научила служба в армии?

Презентацией проекта - «Мои родные на службе Отечеству» стал рассказ детей о дедушках, папах, старших братьях, дядях, которые служили в армии в разное время. Ребята показывали армейские значки, солдатские фотоальбомы, военные билеты, гюйст, знаки отличия, нашивки на солдатскую форму, головные уборы пилотки, солдатские фуражки, береты.

По ходу рассказов детей на доске оформлялась выставка, на которой плечом к плечу становились дедушка, папа, дядя, старший брат! В разное время им довелось служить в армии, в разных местах, на границе, на море, на суше, но всех их объединило одно – служение Отечеству. В ходе работы над проектом дети усвоили урок, что служба в армии – это долг и честь каждого настоящего мужчины.

По собранному материалу был составлен «Электронный фотоальбом - «Мои родные на службе Отечеству».

В нашей школе ежегодно проходит смотр строя и песни, посвящённый Дню Защитника Отечества. При подготовке к смотру мы разучили с детьми песню: «Служить России суждено тебе и мне.

Хочется верить, что дети нашли ответ на вопрос: «Какое это имеет значение лично для них?»

Тропинка, ведущая к Богу, у каждого человека своя. Мы с детьми начали эту тропинку с познавательного практико-ориентированного проекта «Тропинка к Храму».

В течение 7 лет на занятиях кружка мы выращивали цветочную рассаду для клумб на территории нашей церкви. Помогали в благоустройстве территории. Знакомились с храмом, приходили на молебны, участвовали в Церковных Таинствах. Так появился интерес к истории возникновения местной исторической православной достопримечательности Свято –Троицкой церкви с.Лопьял. При знакомстве с историей церкви выявилась проблема: отсутствие обобщённого исторического материала по восстановлению церкви.

4 класс – 5 класс

Началась работа над информационно-исследовательским проектом «Троицкий храм над селом, над полями –это Лопьяла лицо…».

Цель: изучить и сохранить историю Свято-Троицкой церкви с.Лопьял от момента основания и до наших дней для возрождения православной святыни.

Гипотеза: Если мы поможем в деле возрождения православной святыни села, то поможем возродить и само село.

История церкви в период её восстановления изучена мало, нигде не описана. История хранится пока только в памяти людей, которые сами начинали восстанавливать церковь и участвуют в этом по сей день. Собранный нами материал поможет сохранить то, что с годами может быть навсегда утрачено.

Информация по истории церкви с.Лопьял со времени её основания и до наших дней может быть использована на уроках и внеклассных мероприятиях по истории, краеведению, на внеурочных занятиях. Информация дополнит краеведческий материал историко-краеведческого музея с. Лопьял и сельской библиотеки имени «В.М. Васнецова». Она будет полезна всем, кто заинтересуется историей православной святыни с.Лопьял.

В ходе работы над проектом совместными усилиями была собрана информация об истории Троицкой церкви с. Лопьял. Нам помогла книга В.Ю. Шеина Лопьял. «Васнецовское кольцо» Уржумская епархия».

Выяснилось, что с 2016 года по 2021 г. об истории восстановления церкви нигде больше не публиковалось. 5 лет из истории церкви запечатлены только на фотографиях, но не описаны в литературных источниках. А за этот промежуток времени произошли очень важные события в возрождении церкви. Фотографиями по этому вопросу для нашей работы поделились Полякова Н.А., староста церкви и Кожевников В.А., директор местного историко-краеведческого музея имени «В.М. Васнецова». Изучая историю церкви, мы воспользовались его брошюрой «Из истории Лопьяльской церкви».

Собранный материал обобщён, систематизирован, оформлена презентация. Среди учащихся школы была проведена анкета. Результаты анкеты показали, что учащиеся мало знают или не знают совсем ничего об истории церкви. Но хотели бы узнать и желали бы, чтобы церковь возродилась. Собранные материалы будут полезны учащимся нашей школы. Они заинтересуют и неравнодушных к православной святыне жителей села.

Одним из старожилов истории возрождения нашей православной святыни - Свято-Троицкой церкви с.Лопьял является староста церкви Полякова Н.А. Она более 15 лет вместе со своим мужем Поляковым И.В. ведёт начатое ей дело. Её рассказ-воспоминание станет основой для брошюры - Церковной летописи Свято-Троицкого храма с.Лопьял, начиная с 2000 года и до сегодняшнего дня. Начатую работу мы продолжим. На основе собранного материала оформим брошюру и фотоальбом «Летопись истории церкви».

История Свято-Троицкой церкви будет сохранена и передана другому поколению.

Проект был представлен на муниципальном конкурсе «Всё в твоих руках» в номинации «Православные святыни».

Результативность 

Дети получили социально-значимые знания, стали участниками социально-значимых отношений и приобрели, пусть пока и незначительный,  опыт осуществления социально-значимых дел.

В творческой, созидательной деятельности легче найти подход к детям и на этой основе раскрыть духовно-нравственные ценности, сформировать здоровые нравственные установки и навыки нравственного поведения.

Ребята получили трудовые навыки по выращиванию цветочной рассады и уходу за ней. (Как признавался один мальчик, он в школе в первый раз взял в руки грабли.)

Когда дети сами прибирали территорию по дороге от школы к церкви, около автобусной остановки, которая находится рядом с храмом, то уже не мусорили больше и получили урок уважения чужого труда.

Жители села и гости всё чаще стали приходить в сельский храм, пусть даже некоторые и на экскурсию. Ведь наша церковь – это достопримечательность села, это святыня, и она должна быть сохранна. Конечно, много нужно труда и средств, чтобы возродить прежнюю красоту, но «тропиночка» уже проложена…, цветущие клумбы радуют глаз и приглашают войти в храм.

Проект объединил старания и усилия многих ребят и работников школы, каждый из которых внёс свою лепту. И это здорово! (Девочка одна пришла, и смотрю привела с собой и подружку-гостью, и обе стали полоть клумбы. В первый год нашего проекта около церкви была дорога. Ведь церковь была осквернена, в ней был гараж. И люди по привычке проезжали у самой церкви. В 2015 г., когда мы в первый раз высадили выращенную рассаду, только что выровняли и покрасили бордюры на клумбах, однажды вечером взрослые люди в нетрезвом виде проехали на машине по краю центральной клумбы. Бордюр был разрушен, рассада примята. Мальчишки это увидели, и сами поправили раскрошившиеся от колёс машины кирпичи на бордюре. Вот этот поступок я считаю главным результатом, что зло должно быть исправлено добром.

Своё выступление я бы хотела закончить словами святителя Григория Паламы: «Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра – елею, любовь – фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать Божественного Духа. Когда же не достаёт елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати… гаснет».

Желаю всем нам, чтобы наши лампады всегда были полны елея, чтобы не иссякала любовь к Родине, а в душах горел свет Божественной благодати…


Спасибо за внимание!

8


Презентация работы кружка "Родной край - Вятушка"
PPTX / 86.97 Мб
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Суслопарова Людмила Юрьевна, 04.12.22 в 15:02 3Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Ольга Анатольевна, за знакомство с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию детей! Труд большой и, верю, не напрасный!
Пермякова Ольга Анатольевна, 08.12.22 в 17:33 1Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, благодарю за отзыв! Да, хочется верить, что всё было сделано не напрасно!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 04.12.22 в 16:37 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за распространение опыта.
Пермякова Ольга Анатольевна, 08.12.22 в 17:32 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Наталья Алексеевна!
Светлана Евгеньевна Лось, 05.12.22 в 19:06 2Ответить Пожаловаться
Ольга Анатольевна, спасибо за представленный опыт! Очень нужная и очень актуальная! Творческих Вам успехов!
Пермякова Ольга Анатольевна, 08.12.22 в 17:36 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Евгеньевна, за добрые слова! Буду рада, если мой опыт работы кому-то поможет построить воспитательную работу с детьми.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.