12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
rfcrfldjnxby16
7

Обобщение опыта работы по теме «Национально-патриотическое воспитание подростков на примере деятельности «Центра славянской культуры МАУ ДО ДЮЦ «Каскад »

Обобщение опыта работы по теме

«Национально-патриотическое воспитание подростков на примере деятельности «Центра славянской культуры МАУ ДО ДЮЦ «Каскад »

Автор-составитель: педагог дополнительного

образования, руководитель «Центра славянской

культуры» Вотчинников Олег Юрьевич


В настоящее время в общественном сознании получили широкое распространение немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм, повсеместная фальсификация фактов истории Отечества. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Насаждается культ бессмысленных развлечений и потребительства, эрзац-культуры, ложные жизненные ценности. Вместо понятий чести, достоинства, ответственности, сострадания и добродетели символами становятся деньги, гламур, успех любой ценой.

В этих условиях очевидна неотложность решения задач воспитания нравственности и патриотизма, возвращение к историческим и культурным истокам, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого города.

Все острее становится проблема оказания помощи подростку в формировании позитивных ценностных ориентиров, самоутверждении на основе положительных результатов в активной творческой и спортивной деятельности, а также содействии в дальнейшем самоопределении.

Подросткам интересны активные, практико-ориентированные виды деятельности, такие как военизированные игры, соревнования, творческие проявления. То есть та среда, где у них есть возможность близко познакомиться и «примерить на себя» атрибуты воинской и культурной жизни нашего народа в прошлом.

В Центре славянской культуры создаются условия для приобщения и погружения молодых людей в атмосферу национальной культуры и быта через знакомство с русским историческим оружием и русскими единоборствами, организацию исторических реконструкций, знакомство с творческими, фольклорными коллективами, посещение различных тематических культурно-массовых мероприятий и фестивалей.

Комплекс мероприятий системы патриотического воспитания в Центре ежегодно совершенствуется введением в практику работы новых форм и педагогических технологий для формирования социально-активной личности гражданина, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к защите и выполнению конституционных обязанностей.

Имея общей целью восстановление традиционной народной культуры славянских народов, осуществление в современных условиях преемственной связи поколений и консолидацию общества на основах патриотического воспитания и гражданского образования, центр организует свою деятельность по следующим основным направлениям:

поисково-исследовательское;

реконструктивное;

образовательное;

волонтерское;

содействие в подготовке к службе в армии и выборе будущей профессии.

В рамках поисково-исследовательского направления решаются задачи изучения культурных традиций народов Пермского края. Воспитанники объединения участвуют в походах, экспедициях, экскурсиях, где изучают историю родного края. Запоминающимся событием для ребят стало возрождение Спасо-Преображенского монастыря в селе Пыскор. Вместе с иеромонахом Георгием они помогали в строительстве деревянного Свято-Трифоновского скита, попутно узнавая об удивительной истории Пыскорского мужского монастыря и его тайнах.

Интересную поисковую работу ведут ребята, общаясь с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны. Результатом этих встреч стало создание сборника материалов о героической жизни ветеранов, так же были собраны письма с фронта, фотографии, награды, предметы военных лет. Все это наследие было передано в фонд музейного уголка ДЮЦ «Каскад».

Одним из основных направлений Центра славянской культуры считается реконструкция военных и исторических событий, освоение песенных, хореографических, ремесленных, празднично-обрядовых, семейно-бытовых, хозяйственных и других традиций народной культуры и восстановление их в жизни современного общества.

Реконструкция исторического события занимает много времени. Начинается все с подготовки костюма. Работа эта очень кропотливая, ведь в наряде славян была важна любая мелочь. Приходится перечитать массу книг, чтобы узнать, каким должен быть настоящий шлем воина и что обозначает определенный узор. Ребята сами шьют рубахи, порты, плетут кушаки. Есть в центре умельцы, которые научились делать кольчуги и плести лапти. По всему Верхнекамью педагог с воспитанниками ищут кузнецов, которые могли бы выковать настоящий меч. Каждый постановочный бой – это небольшой спектакль. Ребята, словно мужественные русские витязи, демонстрируют свое боевое искусство, виртуозно размахивая мечами и богатырскими палицами.

В настоящее время реконструктивное направление набирает популярность. В стране существует множество клубов исторической реконструкции. Важной деятельностью для нас является участие в различных мероприятиях, фестивалях, конкурсах таких как: международный проект «Удаль молодецкая» (г. Москва), международный праздник русского рукопашного боя фестиваль «Богатырская силушка» (г.Самара), этно-ландшафтный фестиваль «Зов Пармы» (г. Чердынь), фестиваль кузнечного мастерства «Огни Гефеста» (г. Соликамск) и многие другие. Участие в таких мероприятиях каждый раз дает возможность проникнуться атмосферой и духом исторических эпох, получить яркие незабываемые впечатления, пообщаться с единомышленниками. И, конечно, продемонстрировать свои костюмы и таланты.

Отрадно, что наши знания и умения пользуются спросом даже у киномотографистов. Так, наши ребята приняли участие в съемках нескольких исторических художественных и документальных фильмов:

художественный фильм «Бросим в прошлое пристальный взгляд», снятый на видеостудии «Рассвет» (г. Чусовой);

исторический документальный фильм об Урале «Хребет России»;

исторический документальный фильм к 400-летию царской династии «Романовы» (сцена высадки Ермака в Орле городке).

Образовательное направление в центре славянской культуры представлено двумя дополнительными программами.

Образовательная программа «Театральная мастерская» раскрывает организационные и содержательные основы деятельности по обучению детей и подростков от 7 до 18 лет созданию военно-исторической миниатюры, вовлечению их в игры военно-исторической тематики, в исследовательскую и проектную деятельность. В ходе программы реализуются воспитательные задачи по духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию. Программа рассчитана на 2 года обучения, объем реализации программы – 272 часа.

В рамках программы за последние 2 года были осуществлены постановки двух спектаклей о великой Отечественной войне («Когда мы были молоды», «Память сердца») и двух спектаклей на историческую тематику («Легенда о богатырях Полюде и Ветлане и девушке Вишере», а также «Данила мастер» по сказкам Бажова). Автором сценариев спектаклей является Александр Капитанников – писатель, педагог дополнительного образования г. Березники. Воспитанники объединения не раз становились призерами литературных конкурсов и фестивалей.

Образовательная программа «Рукопашный бой» рассчитана на возрастной состав обучающихся с 7 до 18 лет. Программа направлена на универсальную систему обучения приемам защиты и нападения, которая вобрала в себя все лучшее из арсенала единоборств мира: приемы самбо, дзюдо, греко-римской борьбы, бокса, кикбоксинга. Данная дисциплина позволяет развивать в обучающихся стойкость, выдержку, умение владеть приемами с оружием и без него, вести рукопашные схватки. Срок реализации программы – 4 года, объем реализации программы – 756 часов.

Обучающиеся объединения «Рукопашный бой» являются неоднократными победителями и призерами городских, краевых и российских соревнований по смешанным боевым единоборствам, армейскому рукопашному бою и рукопашному бою «динамо».

Волонтерская деятельность является важным элементом воспитания молодежи в условиях центра. Это и способ организации подростков вокруг решения важной задачи, и возможность научить молодое поколение работать не только за деньги, но и за человеческое «спасибо». Ребята центра участвуют в субботниках, ухаживают за могилами воинов, погибших в «горячих точках», организуют концерты в реабилитационном центре г. Березники для детей и подростков с ограниченными возможностями, выступают для детей воскресной школы села Пыскор. Также дети участвуют в акциях по сбору макулатуры («Сохрани жизнь дереву»), по пропаганде здорового образа жизни («Спорт – альтернатива пагубным привычкам»); оказывают помощь фермерским хозяйствам в уборке сена, принимают участие в экологических флеш-мобах.

Занятия в Центре славянской культуры создают условия для совершенствования допризывной подготовки обучающихся, знакомят с азами тактической, огневой и строевой подготовки. Воспитанники Центра владеют знаниями и умениями в сборке и разборке автомата, стрельбе, оказании первой медицинской помощи, навыками выживания в экстремальных условиях. Традиционно 9 Мая, в день Памяти и скорби 22 июня и 2 августа в День ВДВ воспитанники Центра несут Почетный караул у Вечного Огня, возлагают гирлянды Славы и живые цветы к мемориалу Победы, Памятнику воинам-афганцам, к могилам погибших воинов. Такие мероприятия содействуют формированию у юношей и девушек патриотических, морально-волевых и физических качеств, положительного отношения к службе в Вооруженных силах РФ.

Своеобразным итогом работы объединения можно считать, что на сегодняшний день 86% выпускников «Центра славянской культуры» проходят срочную службу в Вооруженных Силах РФ, 6% выбирают продолжение службы в армии по контракту, 10% выбирают своей будущей профессией военные и правоохранительные специальности.

Таким образом, деятельность Центра славянской культуры, опираясь на традиции, нравственность, память, патриотизм и великую русскую культуру, создает благоприятную среду для формирования национально-патриотического сознания воспитанников, повышает уровень их готовности к жизненному самоопределению.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.