Урок русского языка в 8 классе «Обособленные обстоятельства»
Пояснительная записка.
Проблема снижения уровня мотивации и самостоятельности учащихся побудила меня обратиться к технологии компетентностно – контекстного обучения.
В данной модели образовательного процесса изучение любой темы разбивается на 4 основных этапа:
1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. Схема (свертка, структура) выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
2 этап - осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы.
3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержанием образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям.
4 этап – рефлексия уровня достижений. На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ.
В ходе компетентностно - контекстного обучения обеспечивается трансформация учебной деятельности академического типа в самостоятельную деятельность, позволяющую обучающемуся решать проблемы и задачи на основе знания.
Период трансформации деятельности равен времени изучения одной темы, в рамках которой изучается целостное явление, процесс.
Схематично представим период трансформации учебной деятельности на примере изучаемой темы «Обособленные обстоятельства» 8кл.
Урок русского языка 8 класс.
Тема : «Обособленные обстоятельства. Знакомство с типами учебных задач по теме»
Всего уроков в теме – 7. № данного урока – 3
Тип урока – практикум.
Цель: научиться решать разные типы учебных задач по теме.
Задачи для учащихся:
1.Повторить теорию по теме, развивать навык самостоятельной работы с правилом.
2. Познакомиться с видами ключевых задач по теме, условиями обособления обстоятельств.
3. Выработать алгоритм решения задач по теме, формировать навык работы по алгоритму.
Наглядный материал: карточка- схема с теоретическим материалом, раздаточный материал с основными видами задач по теме.
Оформление доски: число, тема, предложение для разбора, ключевые задачи по теме из программы:
Отличать обособленные обстоятельства от других обособленных чл.предложения.
Определять способы выражения обособленных обстоятельств на письме и знать условия их обособления.
Уметь решать разные типы ключевых задач по теме, в том числе и в рамках ГИА.
Ход урока:
Оргмомент: сообщение темы урока, цели и задач для учащихся:
Тема урока – «Обособленные обстоятельства» Всего на тему – 7 часов, сегодня – 3й урок.
Цель урока – познакомиться с основными типами заданий по теме и научиться их обоснованно решать.
Чтобы достичь цели, необходимо повторить теорию, правила обособления обстоятельств.
Сегодня на уроке мы будем работать в парах, самостоятельно, отвечать устно, проговаривать как можно больше материала вслух для закрепления во внешней речи.
Цели получить как можно больше оценок у нас сегодня нет, однако в течение урока вы будете иметь такую возможность как при полном устном ответе, так и в самостоятельной работе.
Запишем число в тетрадях.
Повторение опорных знаний. Работа с учебником и схемой. Повторим теорию жужжащим чтением, т.е. вполголоса
Опрос по теории: устная работа.
А) предлагаю ответить на вопросы заданий, помещенных в карточках. Прежде, чем вы будете отвечать, можно посоветоваться с любым одноклассником.(раздаю карточки)
- Верно ли, что обособление – это выделение интонацией в устной речи и запятыми
на письме
каких-либо второстепенных членов предложения? ( Да, Нет)
- Верно ли, что обособленные обстоятельства могут быть представлены только
деепричастным оборотом? (Да, Нет?)
- Верно ли, что обстоятельства в предложении обособляются всегда? (Да, Нет)
- Верно ли, что все обособленные обстоятельства отвечают на вопросы наречий?
(Да, Нет)
- Верно ли, что вопрос к обстоятельству задается от подлежащего? (Да, Нет)
Б) Определите, в каком из предложений, записанных на доске, есть обособленное
обстоятельство, обосновав свой выбор?
Уцелело только зеркало, висевшее на стене.
Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.
Я рассказывал быстро, почти не выговаривая слова.
В) Разбор предложения у доски:
На гладко укатанной дороге грелась растянувшись во всю длину ярко блестевшая на
солнце змея.
-найди в предложении обособленное обстоятельство, определи, чем оно выражено и является ли
оно обособленным? Графически объясни постановку знаков препинания.
Знакомство с типами задач по теме, используемых на ГИА и обозначенных программой по русскому языку.
-выведение алгоритма действий по схеме.
5. Формирование умений и навыков. Решение типовых задач с проговариванием алгоритма выполнения вслух.
6. Подведение итогов урока:
- что нового узнали на уроке?
- где самое трудное место в рассуждении по алгоритму?
7. Оценки за урок:
устная работа – работа у доски – решение задач- самостоятельная работа –
8. Домашнее задание: повторить правило по схеме, выполнить задания по карточке
до конца. карточку.
Приложение 1.
Карточка для совместной отработки ключевых задач по теме. Проговариваем алгоритм выполнения вслух.
Спишите предложения, по признакам и определениям найдите обособленные обстоятельства и слова, от которых они зависят, обозначьте их. Расставьте соответствующие знаки препинания.
1. Журавли друг друга окликая осторожно тянутся гурьбой. 2. Геннадий покраснев неожиданно замолчал. 3. Корабль словно щепку бросало на волнах. 4. Читать лёжа вредно. 5. Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников. 6. Плачет где-то иволга схоронясь в дупло. 7. Они слушали его рассказ затаив дыхание. 8. Вопреки предсказаниям моего спутника погода прояснилась. 9. Злой язык как стрела. 10 . Поздно вечером часов в одиннадцать я вышел в сад. 11. Здесь среди болот пробирается тоненький ручеёк. 12. Он наивно по-детски вытер пальцами глаза. 13. Маленькая лет пяти девочка переходила дорогу совсем одна. 14. Вчера на хуторе произошло нечто странное. 15. Все дети исключая младших несли рюкзаки сами. 16. Она была воспитана по-старинному то есть окружена мамушками и сенными девушками. 17. Новая скатерть в клетку была постелена на обеденный стол. 18. В начале лета в России отмечается день рождения А. С. Пушкина.
Приложение 2.
Схема-структура
Обособленные обстоятельства.
Обособленные обстоятельства отвечают на вопросы : Где? Когда? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Несмотря на что? Вопреки чему?
Способы выражения в предложении:
1). О.Д. –одиночным деепричастием - Пошумев, река успокоилась.
2). Д.О – деепричастным оборотом – Мужики, увидев помещика, сняли шапки.
3). С.О. - сравнительным оборотом – Волосы у неё были острижены, как у мальчишки. ( со сравнительными союзами точно, словно, будто, как)
4). У.О.- уступительным оборотом – Несмотря на дождь, соревнования не отменили. ( производные предлоги НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА)
5). Сущ + П.П. - существительным с производным предлогом –
благодаря (чему?) родителям, согласно (чему?) графику, вопреки (чему?) запретам, ввиду (чего?)нездоровья, по причине ( чего?) опоздания, вследствие (чего?) ошибки, при условии (чего?) строгой секретности).
Виды обособленных обстоятельств:
Нераспространенные Распространенные Однородные
Выражены 1 словом выражены 2-мя и более словами относятся к одному глаголу и отвечают на один вопрос
Я шел, оглядываясь. Войдя в дом, я закрыл дверь на ключ. 1. Колыхаясь и сверкая, движется река.
2. Придя домой и открыв книгу, я забывал обо всём.
Правила обособления :
Обособляются Не обособляются
1. Все Д.О. и О.Д. в любом месте предложения. 1. О.Д.= наречию образа действия.
2. Все С.О. и У.О. 2. Если Д. О. = фразеологизму
3. Сущ. + П.П. 3. Если Д.О. тесно связан со
сказуемым (сидел откинув голову)
Алгоритм нахождения обособленных обстоятельств:
1.Внимательно прочитай предложение.
2.Найди сказуемое и задай от него вопрос к обстоятельству ( см. вопросы)
3.Определи вид обстоятельства ( распр., нераспр.. однородное)
4. Определи, чем выражено обстоятельство (см. способы выражения)
5. Примени правило обособления или необособления. ( см. правило)
Варианты формулировки возможных экзаменационных заданий по теме «Обособленные члены предложений»
1тип задач: Найди предложениЕ с обособленнЫМ обстоятельствОМ. Запиши его номер. (1 предложение с 1 обособленным обстоятельством).
2 тип задач: Найди предложениЯ с обособленнЫМ обстоятельствОМ. Запиши ИХ номера. ( 2 и более предложений с 1 обособленным обстоятельством).
3 тип задач: Найди предложениЕ с обособленнЫМИ обстоятельствАМИ. Запиши его номер. (1предложение с 2 и более обособлен. обстоятельствами).
4 тип задач: Найди предложениЕ с однородными обособленнЫМИ обстоятельствАМИ. Запиши его номер. (1предложение с 2 и более обособ. обст.)
5 тип задач: Найди предложениЕ с обособленнЫМ распространеннЫМ обстоятельствОМ. Запиши его номер. (1предложение с 1 распр. обос. обстоят.)
6 тип задач: Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при обособленных обстоятельствах______________________
7 тип задач: Среди данных предложений найди предложение с необособленным обстоятельством, выраженным фразеологическим оборотом. Напиши номер этого предложения.
8 тип задач: Среди данных предложений найди такое, в состав обособленного обстоятельства которого входит производный предлог. Напиши номер этого предложения.
9 тип задач: Среди данных предложений найди предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напиши номер этого предложения.
10 тип задач: Среди данных предложений найди предложение с обособленным нераспространенным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием.
Среди предложений 1-5 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.(1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу.
Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при обособленных обстоятельствах:
Очень хорошо зная, (1) как тяжело быть одному, (2)Венька , (3)нисколько не раздумывая, (4)отправился к другу._________________
Среди данных предложений найди предложение с обособленным нераспростр. обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием.
Благоухая, сохли травы, вдали курились облака. В прибрежном районе, вследствие длинной осени и запаздывания весны, перелёты птиц также запаздывают.
Среди предложений 1−7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
– (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
Среди предложений 38–50 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения. (38)Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться. (39)Ты будешь находиться под её тяжёлой властью и, оглядываясь, скажешь: «Прости!» (40)Нет ответа.(41)Некому прошептать милосердное слово «прощаю».
Приложение 3.
Объем заданий по теме в целом
(отрабатывается учащимися в свободном режиме на последующих уроках)
Упражнения на «3».
1), упр. 299, 307, 319, 325, – списать, расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
2) упр. 296 – по зад. + объяснить постановку знаков.
3) упр. 305, 306, 322, 327 – по заданию. Для выполнения упр. 322 прочитайте теоретический материал на стр. 180-181.
4) упр. 330 (5-е предложение) – полный синтаксический разбор.
5) Составьте предложения, употребив как обособленные данные обороты. Имейте в виду, что такие обороты свойственны книжной речи.
Несмотря на уговоры, вопреки нашим предположениям, вследствие неосторожного обращения с огнём, благодаря правильному лечению, вследствие ремонта железнодорожных путей, ввиду ожидаемого резкого похолодания, при условии соблюдения правил дорожного движения, при наличии достаточного количества времени.
Работа с текстом: упр. 316, 321, 328, 334
1). Прочитайте текст, определите тему, основную мысль, тип (типы) и стиль речи.
2). Найдите в одном из текстов обособленные члены предложения, расскажите об их роли в выбранном вами тексте.
Упр. на «4» и «5»: «4» – упр. 300, «5» – упр. 332, 333, 334 – списать, поставить знаки, объяснить их постановку // 337 // 331 (синтаксический разбор всех предложений) // упр. 326 из старого учебника – письменное задание.