III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы, цели и задач урока.
Почему один и тот же образ Червякова оказался в нашем понимании и понимании режиссера разным? Ученики высказывают предположения Мы с вами выяснили, что в фильме художественный образ формируется средствами костюма, мимики, декораций, интонации. При помощи каких средств или уровней формируется образ персонажа литературного произведения? Что нам с вами нужно знать, чтобы представить себе литературный образ? Ученики перечисляют основные уровни характеристики образ персонажа (именование, портрет, речевая характеристика, характер, интерьер, отношение с другими персонажами, отношение автора),учитель прикрепляет на доску листы с названием уровня. А какими приемами пользовался Чехов для создания образа Червякова? Что из нашего списка будет интересовать нас сильнее? Ученики анализируют изображение Чеховым Червякова, выбирают только те уровни, которые необходимы для анализа данного образа: речь, именование, характер. Посмотрите на то, что наиболее важно для нас в образе Червякова и попробуйте сформулировать цели урока. Ученики ставят цель урока: проанализировать образ Червякова согласно уровням характеристики, понять, почему именно они важны для автора, с какой целью он обращает наше внимание именно на эти черты
А как бы вы назвали урок? Ученики предлагают название урока, учитель записывает предложенные варианты на доске, затем выбирается наиболее интересное название.
Запишите свое название на маршрутном листе, находящемся перед вами.
Какими способами будем достигать перечисленные вами цели? Узнать, почему Чехов характеризует Червякова при помощи названных приемов; Находить и анализировать информацию в произведении и дополнительных источниках; Изучать новые понятия, опираясь на знания; Задавать вопросы друг другу и учителю; Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.
Запишите на маршрутном листе урока еще одну цель (цель+) лично для себя. Сегодня эта цель будет связана с вашей работой на уроке. Сформулируйте ее сами. | Постановка проблемы. Учитель предлагает обучающимся назвать основные уровни характеристики образа персонажа литературного произведения, выбрать важные для данного произведения, сформулировать тему и цель урока. Создает учебную ситуацию целеполагания. Побуждает обучающихся формулировать цели урока. Структурирует предложенные формулировки. Обеспечивает возможность предложить пути достижения поставленных целей, знакомые обучающимся по предыдущим урокам. Способствует осознанному формированию УУД при постановке «цели +» Работает на доске с подготовленными картами с названием уровней характеристики.
| Определяют тему урока Актуализируют свои знания о характеристике литературного образа. Предлагают свои варианты формулировки темы. Формулируют цели урока, предлагают пути их достижения
| Регулятивные:целеполагание, планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, моделирование, выбор оптимальных способов решения задач, умение строить речевое высказывание
|
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Проанализировать образ Червякова исходя из названных уровней характеристики, понять, какую цель преследует Чехов при создании образа, определить, какими способами можно проанализировать названные уровни.
4.1. Выбор маршрута действия (слайд 1). Мы выяснили, что Чехов создавал образ Червякова при помощи именования, речи и взаимодействия с другими персонажами. Где мы будем искать ответы по этим проблемным пунктам? Ученики обосновывают важность авторского текста С какого уровня начнем? Ученики выбирают наиболее интересный для них уровень, учитель при помощи средств гиперссылки на презентации переходит на нужный пункт (порядок следующих пунктов плана (4.2, 4.3, 4.4) урока условен, варьируется от выбора обучающихся ) 4.2. Речевая характеристика (слайд 2). Для продуктивного размышления над речью я предлагаю вам выбрать одно из двух предложенных мною заданий. Звездочкой выделено задание повышенного уровня сложности. Выберите то, которое вам ближе, интереснее, подготовьте на него ответ в течение трех минут. Записывать мысли вы можете на маршрутном листе. Базовый уровень: Понаблюдайте за речью Червякова. Выделите те фразы, которые, как вам кажется, раскрывают характер персонажа. Повышенный уровень: В речи Червякова большое количество пауз, переданных на письме многоточиями. Попробуйте наполнить содержанием некоторые многоточия, объяснить смысл их употребления. Ученики работают в течение 3 минут Те, кто выбрал первое задание, - какие вы выбрали фразы, раскрывающие характер персонажа? Ученики называют наиболее яркие на их взгляд фразы Червякова, аргументируют свою точку зрения А почему Чехов добавляет в речь Червякова многоточия? Как их можно объяснить? Ученики объясняют смысл использования Чеховым многоточий, наполняют их содержанием, которое кажется им правильным
(Если какое-то задание не было выбрано, необходимо выяснить причины отказа от выполнения – попросить объяснить, почему не получилось справиться, и определиться с тем, что нужно делать на будущее, чтобы не было таких сложностей)
Давайте обобщим. Что речь рассказала нам о Червякове? Ученики обобщают названные характеристики, выходят на типичными черты Червякова При подведении промежуточного итога учитель демонстрирует слайд 3, который является эталоном ответа, с которым ученики могут сравнивать свои предположения.
4.3. Именование (слайд 4) Следующий уровень – именование. Давайте снова поищем информацию в тексте. Обратитесь к первому предложению. Какую информацию о герое мы узнаем из него? Ученики читают предположение, анализируют полученную информацию: полное именование и должность персонажа Должность Червякова – экзекутор. (слайд 4) У этого термина два значения – 1) чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения, наблюдавший за порядком в канцелярии, 2) исполнитель экзекуции (казни) Что такое экзекуция? Найдите в словаре определение этого слова. Ученики работают со словарем, дают толкование слова. Я снова предлагаю вам два задания на выбор: (слайд 5) Базовый уровень: Фамилия Червяков – «говорящая». О чем она нам сообщает? Повышенный уровень: Какое значение слова «экзекутор» применимо к Червякову? Проводит ли он экзекуцию?
Те, кто выбрал первое задание, поделитесь вашими предположениями, о чем говорит фамилия? Ученики дают свое толкование фамилии, проводят сравнение с червяком (неприятный, ползает = пресмыкается) Выбравшие второе задание, расскажите, в чем смысл должности экзекутора Червякова? Ученики анализируют ситуацию постоянногопресмыканияЧервякова перед Бризжаловым, делают вывод о проведении экзекуции над собою и генералом.
(Если какое-то задание не было выбрано, необходимо выяснить причины отказа от выполнения – попросить объяснить, почему не получилось справиться, и определиться с тем, что нужно делать на будущее, чтобы не было таких сложностей)
Почему Чехов дает такое именование и должность своему персонажу? При подведении промежуточного итога учитель демонстрирует слайд 6, который является эталоном ответа, с которым ученики могут сравнивать свои предположения.
4.4. Характер (слайд 7) Где будем искать информацию о поведении Червякова? Ученики объясняют важность опоры на текст А.П. Чехова для определения характера Червякова
Что мы можем сказать о нем? Ученики делятся своими первоначальными впечатлениями и впечатлениями, возникшими после первичного анализа, определяют характерные черты, аргументировано их доказывают
Выберите одно из заданий: Базовый: Из предложенного вам списка черт характера выберите наиболее подходящие для Червякова (список черты характера заранее распечатан и выдан на парту вместе с маршрутным листом:Доброта, льстивость (неискренняя похвала), злость, ум, глупость, самоуважение, коварство, слабохарактерность, безответственность, пресмыкание (желание угождать другим, понравиться), безволие, лень, трудолюбие, ничтожность, вежливость, угодничество, скромность, чинопочитание (преклонение перед более высокими чинами), трусость) Повышенный: Найдите в тексте самое яркое высказывание Червякова, через которое мы можем понять его характер.
Ребята, которые работали со списком черт характера, предложенным мною, объясните, какие черты характера мы можем отнести к Червякову? Ученики называют черты, доказывают принадлежность, аргументируя текстом. В списке есть такая черта характера как вежливость. Скажите, вежлив ли Червяков – он извиняется за свои проступки, обращается по правилам этикета, соблюдает все правила вежливости, но вежлив ли он? Ученики доказывают, что Червякову чужда вежливость, ему важно пресмыкательство, чинопочитание, в котором нет уважения, а, следовательно, и вежливости. Какая фраза, на ваш взгляд, наиболее верно характеризует Чехова? Ученики приводят цитату, объясняют ее важность.
(Если какое-то задание не было выбрано, необходимо выяснить причины отказа от выполнения – попросить объяснить, почему не получилось справиться, и определиться с тем, что нужно делать на будущее, чтобы не было таких сложностей)
Каков характер Червякова? При подведении промежуточного итога учитель демонстрирует слайд 8, который является эталоном ответа, с которым ученики могут сравнивать свои предположения. | Создает учебную ситуацию, связанную с изучением рассказа «Смерть чиновника» в процессе решения предложенных задач. Демонстрирует слайды. Побуждает обучающихся выделять существенные признаки образа-персонажа. Знакомит с понятиями «говорящая фамилия», «экзекуция» Создает ситуацию исследовательской работы с правом самостоятельного выбора плана работы и его рассмотрения. Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (анализ образа-персонажа, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения исследовательской работы. Побуждает обучающихся к высказыванию своей точки зрения, умению задавать друг другу вопросы по проблеме урока.
| Слушают выступления одноклассников, выделяют самое важное для понимания идеи рассказа, характеристики персонажа. Участвуют в исследовательской работе по содержанию рассказа, опираясь на знания литературоведческих понятий: диалог, интонация, художественно-изобразительные средства языка. Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации в тексте. Высказывают свою точку зрения, задают вопросы по проблеме урока. | Регулятивные: планирование своей деятельности. формирование навыка проведения исследовательской работы, контроль и коррекция. Познавательные: анализ результатов проведенного исследования, умение аргументировать свою точку зрения. поиск информации моделирование умение строить речевое высказывание контроль и оценка процесса и результатов деятельности смысловое чтение, анализ, сравнение, доказательство. Умение структурировать свои знания. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью
|
V. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала, проверка степени усвоения материала.
5.1. Червяков и тип маленького человека в русской литературе Червяков – чиновник среднего ранга, он занимает относительно высокое социальное положение – может позволить себе посетить театр, купить билет во «второй ряд кресел». И вроде бы человек большой, а поступки у него какие? (мелкие, маленькие) А как нужно оценивать человека – по его статусу или поступкам? Ученики объясняют свою позицию Червяков в литературе относится к литературному типу, который характеризуется как раз маленькими поступками, маленьким миром. Что это за литературный тип? Ученики называют тип маленького человека, дают краткую его характеристику Подберите синонимы к слову маленький (обсуждение проходит на фоне слайда 9, где представлены фотографии Игоря Ильинского в образе Червякова) Ученики подбирают синонимы,учитель записывает самые ярки на доске Можно ли считать Червякова маленьким человеком? Почему? Ученики аргументируют свою точку зрения: Червяков – особый, чеховский, тип маленького человека, отличающийся от уже знакомых представителей этого типа.
5.2. Обобщение полученных знаний – составление синквейна Мы проанализировали образ Червякова. Давайте обобщим сказанное – что это за человек? Ученики обобщают суждения, включая полученные знания в систему характеристики типа маленького человека Объединитесь в группы по 4 человека и попробуйте составить синквейн о Червякове (структура синквейна на слайде 10) Ученики работают в группе, составляют синквейн, слушают варианты одноклассников, обсуждают результаты творчества
5.3. Выявление личного отношения к Червякову Хотели бы вы быть похожими на Червякова? Почему? Ученики аргументируют свою позицию Запишите три самых отвратительных черты его характера, проранжируйте их. Ученики самостоятельно на маршрутном листе ранжируют отрицательные черты характера, выражая тем самым личное отношение | Демонстрирует слайд. Создает учебную ситуацию, связанную с обобщением изученного, включением в систему знаний. Напоминает правила составления синквейна, организует групповую работу по его составлению. Создает ситуацию выражения эмоционального отношения.
| Слушают выступления групп, соглашаются с мнением группы или высказывают своё мнение, задают вопросы. Отвечают на вопросы. Выполняют задания учителя: составляют синквейн, ранжируют отрицательные и положительные черты характера человека. Выполняют самопроверку. | Регулятивные: планирование своей деятельности, формирование навыка обобщения, контроль и коррекция. Познавательные: Умение аргументировать свою точку зрения, умение строить речевое высказывание, умение структурировать свои знания. Обобщение и систематизация полученных знаний. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью
|
VI. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Давайте посмотрим еще один небольшой эпизод из фильма. Чехов не описывает внешность Червякова. Литература исследует внутренний мир, а искусство кино может показать нам особенности героя и по его внешнему облику. Заметно ли в фильме, что Червяков – маленький человек? Как режиссер достигает образа маленького человека, что ему в этом помогает? Что, по сравнению с текстом Чехова, он усилил? Ученики анализируют актерскую манеру Ильинского, объясняют особенности позы, жестов, мимики Давайте вернемся к вашим предложениям по названию нашего урока. Какое бы название вы выбрали теперь? Может быть, как-нибудь усилили какой-то вариант? Ученики вносят предложения по определению темы урока Никто из нас не хочет быть похожим на Червякова. Значит, наш урок прошел удачно, и мы вслед за автором почувствовали бессмысленность жизни такого человека, невозможность такого существования, духовную смерть. Любое искусство – и кино, и литература – стремится сделать человека лучше. Чехов настаивал (слайд 11): «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...». На маршрутных листах у вас есть помета о характере человека – напишите, а какие качества, на ваш взгляд, в человеке самые прекрасные? Какие бы выбрал Чехов? Ученики записывают свои мысли Дайте оценку нашему уроку Ученики проводят рефлексию согласно предложенному плану
Я хочу, чтобы эти слова Чехова стали для вас настоящим девизом в вашей жизни! | Демонстрирует эпизод фильма (решение Червякова пойти извиняться, финальная сцена унижения, смерть Червякова) Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения. Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.
| Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока) Осуществляют рефлексию учебной деятельности.
| Регулятивные: оценка достижения планируемых результатов; коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой; волевая саморегуляция Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка способов и результатов действий Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем; умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью |
Ковалева Галина Валентиновна