12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Николаевна28
Россия, Татарстан респ., Лениногорск
2

Интегрированный урок в форме педагогической мастерской «Образ Родины в стихах русских поэтов 19 века о природе»

Тема: «Образ Родины в стихах русских поэтов 19 века о природе »

Богданова Ольга Николаевна

Учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №8 г. Лениногорска»

 

Тип урока: Интегрированный урок в форме педагогической мастерской, предполагает работу в 5 классе с использованием ИКТ , МР3, природных материалов и дополнительных заданий к уроку .

Цели урока:

1.Образовательные: формирование представления о понятии «образ родины», выражение «образа» в языковых средствах.

2.Развивающие: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.

3.Воспитательные: привитие любви к родине и природе в тесной взаимосвязи с музыкой, искусством.

Оборудование: презентация PowerPoint,аудиозапись Ф.Листа «Утешение» ,А.Прокофьев «Алёнушка», пение утренних птиц., газета «Моя тихая родина», карандаши, листы альбомные, природный материал, аппликация, клей.

Основные формы организационной работы: групповая работа, творческое письмо, индивидуальное сообщение, фронтальный опрос.

Формы организации работы учителя: учебная беседа, проблемный метод, метод проектов.

Использование образовательных технологий: педагогическая мастерская, личностно-ориентированная.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята.

Арабская мудрость гласит: «Знание-дело, а дело- плоды». Мы сегодня тоже будем учиться познавать новое, а значит- трудиться и пожинать в конце урока плоды своей деятельности.


 

Тихая, скромная, светлая, нежная,

Даль твоих тонких березок безбрежная.

Незаменимая, сердцем любимая-

Ты и могучая, ты и ранимая!


 

-Что подразумевается под этими строками? Какое слово скрывается?

-Сегодня на уроке слово «родина» будет самым важным и ключевым.

2.« Индуктор» (учитель музыки)

-Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и окунуться в необыкновенную райскую симфонию .


 

Работа с материалом.

-Какие ассоциации вызывают y вас звуки?

Какие образы представляете перед глазами?

-Где вы можете услышать эти звуки?

(А природа и есть наша родина, родной край)


 

-В каких жанрах литературы можно еще «услышать» природу?(учитель литературы)


 

-Следовательно, музыка вместе с литературой помогают создать образы природы.(учитель музыки)


 

3.Социализация

Учитель: Я прослушала эту композицию и представила свои образы.

Какие образы повторяются в предложенном мною варианте слов.

-Выберите самые важные слова.

Голоса птиц

Природа

Образ

Родина

Шелест листьев

Стихотворение

Покой

-Основываясь на ключевые слова, определите тему сегодняшнего урока.

4. «Открытие нового знания»

А)-Открыли тетради и запишите тему урока .

Б)-Обратите внимание на оформление доски, записанную тему урока и постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской?


 

-О чем будем говорить на уроке?


 


 

-Результаты работы на уроке мы будем помещать в классной газете «Тихая моя родина»


 

5.Разрыв

-Для начала попробуйте объяснить значение слов, записанных на доске

Родина-1 ряд,

природа-2 ряд

образ-3 ряд- запись слов в 1-ый столбик тетради.


 

Работа с материалом

-Запишите во 2 столбик тетради ассоциации, возникшие с данным словом.


 


 


 


 

6.Социализация

-Подведем итоги. Допишите в тетрадь тот ответ, который вам понравился.

Учитель музыки(словарная работа)

-Самым сложным в понимании оказалось слово «образ»

Художественный образ-это образ от искусства, который создается автором художественного произведения, а в музыке образ определяется природной материей музыки и его качеством звучания.


 

7.Разрыв

-Но чтобы раскрыть тему урока этого нам недостаточно. Как эта тема звучит в изобразительном искусстве?


 

Учитель ИЗО

-Тема Родины и природы широко раскрыта в изобразительном искусстве. Посмотрите на полотна великих мастеров (Шишкин, Васнецов, …) : каждый художник представляет свой образ родины(лес, ручеек, цветок…). Но у всех он связан с природой родного края.


 

-А каким вы представляете образ родины в своих картинах?

(анализ учителем ИЗО 2-3 картин) Название-образ

В рисунках учеников свое творческое начало и видение родины.(2-3 рисунка: образ родины)


 

Работа с материалом.

-А каким вы представляете образ родины ?


 

Задания в группах:

1группа :нарисуйте на листках бумаги образ родины.

2 группа: соберите аппликацию-образ из предложенного материала.

3 группа :придумайте образ родины из природного материала.


 

8.Социализация

-Охарактеризуйте свои образы. Закрепите результат работы на газете.(рубрика «Моя родина»)


 

 


 


 

9.Разрыв.

-А теперь обратимся к поэзии. Именно в лирике поэты создают различные образы и представления. В стихотворении А.Прокофьева «Аленушка» свое видение природы.(запись в тетрадь) Послушаем аудиозапись стихотворения.


 

Работа с материалом.

-Какое впечатление сложилось о прочитанном? Что вы почувствовали?


 

-Какие строки стихотворения совпадают с изображением на картине Васнецова?


 


 


 


 

-Как вы думаете, сколько образов автор создает, чтобы передать настроение стихотворения?


 


 

Из истории картины -учитель ИЗО

-Оказывается, Васнецов писал эту картину в усадьбе Абрамцево. Он изобразил девушку с распушенными волосами. Раньше на Руси не полагалось распускать косы. Таких девушек называли «распустехами», и с ними не общались. Но есть и другая задумка: девушки распускали косы перед гаданием, при колдовстве. У героини полураскрыт рот, как будто она произносит магическое заклинание.

-Какую роль играет природа в раскрытии образа Аленушки?

А какие средства помогают передать душевное состояние героя?

Задание по группам:

1.найти олицетворения

2.найти постоянные эпитеты

3.найти сравнение


 


 


 


 


 


 

10.Социализация.

-Запишите свои ответы маркером в газете (рубрика «Выразительные средства» и в тетрадях.


 

11.Разрыв.

-А теперь давайте обратимся к стихотворению Д.Кедрина «Аленушка»-запись в тетрадь.(выразительное чтение учеником)


 

Работа с материалом.

-Какой образ создает автор в стихотворении?

-Какие слова автор выбирает для характеристики образа и почему?

Что он хочет передать?


 


 


 

- Объясните значение выражений «стойбище тумана», «»вотчина соловья», «лихая сила»

Задание: Напишите 1 предложением понимание слова «Родное».

-Прочитайте, что у вас получилось.

Закрепите ваши рассуждения на газете.(2-3 соч)


 

12.Рефлексия..

-В заключении урока я хотела бы вам дочитать своё стихотворение , которым я начинала урок.

Тихая, скромная, светлая, нежная,

Даль твоих тонких березок безбрежная.

Незаменимая, сердцем любимая-

Ты и могучая, ты и ранимая!


 

Вижу просторы твои бесконечные.

Речку, заросшую сплошь ивняком.

И ручейки твои тянутся млечные,

Где я любила бродить босиком.


 

Каждую тропку, травиночку каждую

Знаю и в сердце своем берегу.

Тихая, скромная, светлая, нежная,

Как я тебя бесконечно люблю!

-Я надеюсь, что вы тоже сохраните образ любимой родины в сердце.

13.Домашнее задание.

-Сочинить стихотворение о родном крае или выучить наизусть стихи поэтов о родном крае.(обращение к выставке)

-О чем говорили на уроке? Что повторили?

-Как бы вы оценили свою работу сегодня на уроке?

-С какими трудностями вы сегодня столкнулись?

-С чем с удовольствием поделитесь с друзьями?

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

(родина)


 


 


 

Слайд №1-2

Звучат звуки природы


 


 

(ручей, утро, сосновый бор…)

(на природе, на свежем воздухе...)


 

(в стихах.…)


 


 

Слайд №3(слова-образы)


 


 


 


 


 

(варианты уч-ся)


 

Слайд №4(тема)


 

(образ родины в стихотворениях о природе)


 


 


 


 


 


 


 


 


 

(Оформлять газету, анализировать выразительные средства в

стихах, раскрывать образ природы в стихах)

Слайд №5(цели)


 


 


 


 


 


 

Слайд №6 (родина, природа, образ)


 


 


 

(родина-дом, береза, уголок

природы;

вдохновение-желание, рисунок, стихотворениеие; образ-мама, силуэт,

фигура)

(записи в тетрадях)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд №7

Выставка картин и рисунков о природе родного края.


 


 

(обращение к учителю ИЗО)


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд№8

(задания)

Музыка: Лист «Утешение»


 


 


 

(рисунки и аппликацию закрепить в газете ,поделку -на столе)


 


 


 


 


 

Слайд №9-10

(картина

Васнецова «Аленушка»)


 


 


 

(грусть, таинственность

,печаль)


 

(описание Аленушки,

Настроение героини)


 


 


 


 

(2 образа- «милой Аленушки»,

развернутый- образ природы)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд №11 (задания по рядам)

Олицетворения-1+3трава не хочет знать,

Солнце кладет,

тростник шумит

Эпитеты-пруд заглохший,

Золотые обручи, мертва вода

Сравнение-совсем как в сказке


 


 


 


 


 


 

Слайд №12- 15(природа)

 

 

 

(образ родины)

Несмеяна, родина неяркая моя, нетленную красу; автор не ставит цель

украсить родину, а передать свою любовь и боль)

 

 

 

Слайд 16 (Родное-это…)

 

 

 

 

 

Слайды 17-23

 

 

 


 

Слайд №24

 

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 04.11.19 в 19:26 0Ответить Пожаловаться
Жаль, что презентацию не опубликовали, на которую ссылаетесь в публикации, Ольга Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.