Интегрированный урок в форме педагогической мастерской «Образ Родины в стихах русских поэтов 19 века о природе»
Тема: «Образ Родины в стихах русских поэтов 19 века о природе »
Богданова Ольга Николаевна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №8 г. Лениногорска»
Тип урока: Интегрированный урок в форме педагогической мастерской, предполагает работу в 5 классе с использованием ИКТ , МР3, природных материалов и дополнительных заданий к уроку .
Цели урока:
1.Образовательные: формирование представления о понятии «образ родины», выражение «образа» в языковых средствах.
2.Развивающие: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.
3.Воспитательные: привитие любви к родине и природе в тесной взаимосвязи с музыкой, искусством.
Оборудование: презентация PowerPoint,аудиозапись Ф.Листа «Утешение» ,А.Прокофьев «Алёнушка», пение утренних птиц., газета «Моя тихая родина», карандаши, листы альбомные, природный материал, аппликация, клей.
Основные формы организационной работы: групповая работа, творческое письмо, индивидуальное сообщение, фронтальный опрос.
Формы организации работы учителя: учебная беседа, проблемный метод, метод проектов.
Использование образовательных технологий: педагогическая мастерская, личностно-ориентированная.
Ход урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1.Мотивация к учебной деятельности -Здравствуйте, ребята. Арабская мудрость гласит: «Знание-дело, а дело- плоды». Мы сегодня тоже будем учиться познавать новое, а значит- трудиться и пожинать в конце урока плоды своей деятельности.
Тихая, скромная, светлая, нежная, Даль твоих тонких березок безбрежная. Незаменимая, сердцем любимая- Ты и могучая, ты и ранимая!
-Что подразумевается под этими строками? Какое слово скрывается? -Сегодня на уроке слово «родина» будет самым важным и ключевым. 2.« Индуктор» (учитель музыки) -Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и окунуться в необыкновенную райскую симфонию .
Работа с материалом. -Какие ассоциации вызывают y вас звуки? Какие образы представляете перед глазами? -Где вы можете услышать эти звуки? (А природа и есть наша родина, родной край)
-В каких жанрах литературы можно еще «услышать» природу?(учитель литературы)
-Следовательно, музыка вместе с литературой помогают создать образы природы.(учитель музыки)
3.Социализация Учитель: Я прослушала эту композицию и представила свои образы. Какие образы повторяются в предложенном мною варианте слов. -Выберите самые важные слова. Голоса птиц Природа Образ Родина Шелест листьев Стихотворение Покой -Основываясь на ключевые слова, определите тему сегодняшнего урока. 4. «Открытие нового знания» А)-Открыли тетради и запишите тему урока . Б)-Обратите внимание на оформление доски, записанную тему урока и постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской?
-О чем будем говорить на уроке?
-Результаты работы на уроке мы будем помещать в классной газете «Тихая моя родина»
5.Разрыв -Для начала попробуйте объяснить значение слов, записанных на доске Родина-1 ряд, природа-2 ряд образ-3 ряд- запись слов в 1-ый столбик тетради.
Работа с материалом -Запишите во 2 столбик тетради ассоциации, возникшие с данным словом.
6.Социализация -Подведем итоги. Допишите в тетрадь тот ответ, который вам понравился. Учитель музыки(словарная работа) -Самым сложным в понимании оказалось слово «образ» Художественный образ-это образ от искусства, который создается автором художественного произведения, а в музыке образ определяется природной материей музыки и его качеством звучания.
7.Разрыв -Но чтобы раскрыть тему урока этого нам недостаточно. Как эта тема звучит в изобразительном искусстве?
Учитель ИЗО -Тема Родины и природы широко раскрыта в изобразительном искусстве. Посмотрите на полотна великих мастеров (Шишкин, Васнецов, …) : каждый художник представляет свой образ родины(лес, ручеек, цветок…). Но у всех он связан с природой родного края.
-А каким вы представляете образ родины в своих картинах? (анализ учителем ИЗО 2-3 картин) Название-образ В рисунках учеников свое творческое начало и видение родины.(2-3 рисунка: образ родины)
Работа с материалом. -А каким вы представляете образ родины ?
Задания в группах: 1группа :нарисуйте на листках бумаги образ родины. 2 группа: соберите аппликацию-образ из предложенного материала. 3 группа :придумайте образ родины из природного материала.
8.Социализация -Охарактеризуйте свои образы. Закрепите результат работы на газете.(рубрика «Моя родина»)
9.Разрыв. -А теперь обратимся к поэзии. Именно в лирике поэты создают различные образы и представления. В стихотворении А.Прокофьева «Аленушка» свое видение природы.(запись в тетрадь) Послушаем аудиозапись стихотворения.
Работа с материалом. -Какое впечатление сложилось о прочитанном? Что вы почувствовали?
-Какие строки стихотворения совпадают с изображением на картине Васнецова?
-Как вы думаете, сколько образов автор создает, чтобы передать настроение стихотворения?
Из истории картины -учитель ИЗО -Оказывается, Васнецов писал эту картину в усадьбе Абрамцево. Он изобразил девушку с распушенными волосами. Раньше на Руси не полагалось распускать косы. Таких девушек называли «распустехами», и с ними не общались. Но есть и другая задумка: девушки распускали косы перед гаданием, при колдовстве. У героини полураскрыт рот, как будто она произносит магическое заклинание. -Какую роль играет природа в раскрытии образа Аленушки? А какие средства помогают передать душевное состояние героя? Задание по группам: 1.найти олицетворения 2.найти постоянные эпитеты 3.найти сравнение
10.Социализация. -Запишите свои ответы маркером в газете (рубрика «Выразительные средства» и в тетрадях.
11.Разрыв. -А теперь давайте обратимся к стихотворению Д.Кедрина «Аленушка»-запись в тетрадь.(выразительное чтение учеником)
Работа с материалом. -Какой образ создает автор в стихотворении? -Какие слова автор выбирает для характеристики образа и почему? Что он хочет передать?
- Объясните значение выражений «стойбище тумана», «»вотчина соловья», «лихая сила» Задание: Напишите 1 предложением понимание слова «Родное». -Прочитайте, что у вас получилось. Закрепите ваши рассуждения на газете.(2-3 соч)
12.Рефлексия.. -В заключении урока я хотела бы вам дочитать своё стихотворение , которым я начинала урок. Тихая, скромная, светлая, нежная, Даль твоих тонких березок безбрежная. Незаменимая, сердцем любимая- Ты и могучая, ты и ранимая!
Вижу просторы твои бесконечные. Речку, заросшую сплошь ивняком. И ручейки твои тянутся млечные, Где я любила бродить босиком.
Каждую тропку, травиночку каждую Знаю и в сердце своем берегу. Тихая, скромная, светлая, нежная, Как я тебя бесконечно люблю! -Я надеюсь, что вы тоже сохраните образ любимой родины в сердце. 13.Домашнее задание. -Сочинить стихотворение о родном крае или выучить наизусть стихи поэтов о родном крае.(обращение к выставке) -О чем говорили на уроке? Что повторили? -Как бы вы оценили свою работу сегодня на уроке? -С какими трудностями вы сегодня столкнулись? -С чем с удовольствием поделитесь с друзьями?
|
(родина)
Слайд №1-2 Звучат звуки природы
(ручей, утро, сосновый бор…) (на природе, на свежем воздухе...)
(в стихах.…)
Слайд №3(слова-образы)
(варианты уч-ся)
Слайд №4(тема)
(образ родины в стихотворениях о природе)
(Оформлять газету, анализировать выразительные средства в стихах, раскрывать образ природы в стихах) Слайд №5(цели)
Слайд №6 (родина, природа, образ)
(родина-дом, береза, уголок природы; вдохновение-желание, рисунок, стихотворениеие; образ-мама, силуэт, фигура) (записи в тетрадях)
Слайд №7 Выставка картин и рисунков о природе родного края.
(обращение к учителю ИЗО)
Слайд№8 (задания) Музыка: Лист «Утешение»
(рисунки и аппликацию закрепить в газете ,поделку -на столе)
Слайд №9-10 (картина Васнецова «Аленушка»)
(грусть, таинственность ,печаль)
(описание Аленушки, Настроение героини)
(2 образа- «милой Аленушки», развернутый- образ природы)
Слайд №11 (задания по рядам) Олицетворения-1+3трава не хочет знать, Солнце кладет, тростник шумит Эпитеты-пруд заглохший, Золотые обручи, мертва вода Сравнение-совсем как в сказке
Слайд №12- 15(природа)
(образ родины) Несмеяна, родина неяркая моя, нетленную красу; автор не ставит цель украсить родину, а передать свою любовь и боль)
Слайд 16 (Родное-это…)
Слайды 17-23
Слайд №24 |
Ахметшина Наталья Юрьевна