Образовательная рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для обучающихся основного общего образования «Я – географ следопыт»
Управление образования администрации муниципального образования
«Холмский городской округ» Сахалинской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г. Холмска
Рассмотрено ШМО Рекомендована «УТВЕРЖДАЮ»
ШМО учителей ЕНЦ экспертным советом Директор МАОУ СОШ №8
Протокол № Протокол № ___________Рекина Е.С.
от 30 сентября 2018 г. от 31.09.2018 г. 03 сентября 2018 г.
Руководитель ____________
Образовательная рабочая программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
для обучающихся основного общего образования
«Я – географ следопыт»
2018 — 2019 учебный год
Возрастной состав обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 2 года
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе Внеурочная деятельность по географии (5 - 6 классы): учебно-методическое пособие. М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. - Ульяновск: ОГБУ ДПО УИПКПРО, 2013. - 25 с.
Учитель географии Вельдясова С.А.
г.Холмск
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Я – географ следопыт» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе авторской программы «Внеурочная деятельность по географии» (5 - 6 классы) [Текст]: учебно-методическое пособие / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. - Ульяновск: ОГБУ ДПО УИПКПРО, 2013. - 25 с.
Цель программы расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. Углубить знания учащихся о погоде своей местности на основе фенологических наблюдений.
Основные задачи программы:
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность;
- научить работать с метеорологическими приборами;
- закрепить навыки обработки метеорологических наблюдений;
- научить и привить навыки ведения фенологических наблюдений.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника, должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы: тематические и игровые уроки, занятия, обсуждения ситуации, использование компьютерных программ, ролевая игра, конкурсы, творческие задания (упражнения в устном и письменном виде), групповая, парная, фронтальная, индивидуальная работа.
Методы проведения занятий: практическая работа, игра, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, мини-конференция.
Приемы: интерес, творческая деятельность, создание ситуаций успеха, прием размышления вслух, прием использования активизирующих вопросов.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии, материалы на компакт-дисках, интернет-ресурсы, экскурсии.
ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕКСОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Последовательность.
Любая новая ступень в обучении ученика опирается на уже освоенное в предыдущем опыте.
Воспитание собственным примером.
Свои сведения об эталонах взрослого поведения дети черпают не столько из наших нравоучений, сколько из наблюдений за реальным поведением самых близких людей – родителей, а позже – воспитателей и учителей.
Соответствие формы обучения возрасту ребенка.
Обучение ребенка будет эффективным, если оно основывается на понимание физиологических и психологических особенностей каждого возраста.
Включенность обучения в контекст повседневной жизни.
Важно не только получить знания, но и закреплять их практически, регулярно расширять знания и проверять умение ребенка использовать их в реальных ситуациях.
Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащихся. Данный принцип направлен на организацию компонентов педагогического процесса, на установление взаимосвязей между сферами жизни учащихся.
Дидактические принципы:
Принцип непрерывности;
Принцип жизнетворчества (саморазвития) – воспитание творческой личности с большим объемом усвоенных знаний, умений, навыков, способную применять их в определенном культурном пространстве;
Принцип гуманизации. Очень важно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность в себе, дать почувствовать свою самоценность независимо от успехов в учебно-воспитательной деятельности;
Принцип демократизации;
Принцип стимулирующего обучения. Строить отношения на развитии чувства ответственности, творческого интереса и полного взаимного доверия;
Личностно-ориентированное образование. Учет психофизических особенностей каждого ребенка, умение найти в любой его работе что-то новое, необычное, его «изюминку»;
Индивидуализация. Решение любого вопроса в пользу ребенка, создание взаимоуважительной атмосферы, когда педагог признает ребенка как личность;
Принцип природосообразности. Обучение приятно и ненавязчиво, ибо человек запоминает только то, что ему нравится и нужно для жизни;
Принцип поиска (по системе Занкова):
- социализация (свой выбор);
- социоконструкция (свое мнение и ассоциация к нему);
- социоконтроль (что хочу знать и сам это изучаю);
- рефлексия (собственные впечатления, чувства, эмоции и их проявления);
Принцип традиционного обучения: научность, системность, наглядность.
Материалы программы внеурочной деятельности способствуют развитию наблюдательности и интереса к самостоятельным пополнять их и применять на практике.
Срок реализации программы - два года. Авторская программа составлена на 35 часов. В рабочую программу были внесены изменения: добавлено количество тем за счет расширение программного материала на 66 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в 5-8 классах по 45 минут согласно расписанию. Посещаемость участников и прохождение программы фиксируется в журнале.
|
Количества часов по авторской программе |
Количество часов по рабочей программе |
1 год обучения «Я - географ-следопыт» |
35 |
33 |
2 год обучения «Я – фенолог» |
35 |
33 |
Итого |
70 |
66 |
Курс состоит из девяти разделов:
Введение;
Земля как планета солнечной системы;
Внутреннее строение Земли;
Атмосфера;
Водная оболочка Земли;
Биосфера;
Введение в фенологию;
Русский земледельческий календарь;
Наблюдение за отдельными элементами погоды и изучение метеоприборов.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Важнейшими условиями подготовки детей являются:
- наличие учебной методической и материальной базы для обучения;
- организация обучения с использованием имеющихся для этой цели средств, методов и форм обучения;
- обучение должно проходить там, где проходит жизнь и деятельность ребенка;
- обеспечение стойкой мотивации, заинтересованности к изучаемому материалу, создание ситуаций успеха;
- взаимное обогащение учащихся через организацию совместных действий, коммуникацию, общение, рефлексию;
- пропаганда географических знаний.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формирование УУД
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;
• ответственное отношение к учению;
• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
• приобретение опыта участия в социально значимом труде;
• развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
• осознание ценности здорового образа жизни;
• понимание основ экологической культуры.
Метапредметными. Регулятивные УУД:
• ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
• работать в соответствии с предложенным планом; • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
• владеть основами самоконтроля и самооценки;
• осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
• участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
• оценивать работу одноклассников;
• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
• проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;
• критично относиться к своему мнению.
Познавательные УУД: • выделять главное, существенные признаки понятий;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
• сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
• классифицировать информацию по заданным признакам;
• решать проблемные задачи; • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
• создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
• объяснять значение ключевых понятий курса;
• работать с основными источниками географической информации;
• определять географическое положение России и ее регионов;
• определять время в различных пунктах страны;
• называть и показывать основные географические объекты;
• называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных природных процессов;
• работать с контурной картой;
• составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану; • приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;
• давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
• приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
• приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;
• объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
• определять экологические проблемы природных регионов;
• называть меры по охране природы.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:
- проводить наблюдения за природой и погодой;
- пользоваться необходимыми метеорологическими приборами;
- представлять результаты измерений в виде графиков, диаграмм, розы ветров;
- обсуждать результаты исследования.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- приемов ведения календаря погоды, фенологических наблюдений;
- правил пользования барометром, термометром, флюгером.
В процессе внеурочной деятельности учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:
– наблюдать и фиксировать явления и объекты природы;
– уметь измерять высоту солнца над горизонтом;
– анализировать погоду своей местности;
– пользоваться земледельческим календарем;
– устанавливать причинно-следственные связи в биоклимате;
– обрабатывать данные погоды в виде схем, таблиц, графиков, «розы ветров».
В работе с данным содержанием возможно использовать следующие виды деятельности:
- составление фенологического дерева, диаграмм, графиков, розы ветров;
- изготовление приборов;
- проведение наблюдений за географическими явлениями;
- подготовка презентаций;
- поиск географической информации из разных источников.
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Способы отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие в праздниках, выставках, конкурсах, в тематических мероприятиях, ведение дневника, в котором ребята выражают свои эмоции и настроение по поводу того, что они делают; индивидуальные раздаточные тесты, карточки с различными заданиями.
При изучении новой темы можно использовать карточки-инструкции, в которых содержится название темы, проблемное задание, необходимые схемы, таблицы, документы, задания к ним.
Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности
альбом |
паспорт |
газета |
плакат |
журнал, книжка-раскладушка |
серия иллюстраций |
коллаж |
справочник |
коллекция |
стенгазета |
макет |
сценарий праздника, игры |
модель |
учебное пособие |
наглядные пособия |
фотоальбом |
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Итоги занятий подводятся в форме диагностики (тестирования) в конце года, выставки творческих работ учащихся; проекты, конкурсы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1 год обучения: «Я – географ-следопыт»
Введение
Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет. Построение модели для подтверждения шарообразности Земли.
Почувствуйте себя древними географами! Работа с гномоном. Определение времени по гномону
Земля как планета солнечной системы
Осваиваем метод моделирования! Глобус модель Земли. Определение форм Земли.
Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями! Умение вести фенологические наблюдения.
Осваиваем метод моделирования! Теллурий: модель Земли - Луна - Солнце. Определение времён года с помощью Теллурия.
Внутренние строение Земли
Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель Земли! Определение внутреннего строения Земли.
Осваиваем метод моделирования! Создаём конструктор литосферных плит. Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит.
Почувствуйте себя геологами! Научить собирать и оформить коллекцию горных пород и минералов
Почувствуйте себя учёными-сейсмологами! Формирование умений анализировать «12-балльную шкалу интенсивности землетрясений»
Почувствуйте себя геодезистами. Умение работать с нивелиром по определению высоты холма.
Почувствуйте себя топонимистами! Умение работать с томонимистическими, словарями, энциклопедиями.
Атмосфера
Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями - Доказать наличие атмосферного давления.
Почувствуйте себя метеорологами. Создаём свою метеорологическую станцию. Умейте создавать метеорологические приборы для определения погоды.
Почувствуйте себя метеорологами-синоптиками! Умение составлять прогноз погоды.
Водная оболочка земли
Почувствуйте себя гидробиологами! Изучить различные свойства воды в природе и в жизни человека.
Почувствуйте себя мореходами! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
Почувствуйте себя гидрологами! Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам Волги и Тереку.
Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников. Изучить водопроницаемые и водоупорные породы на основе модели родника.
Почувствуйте себя фольклористами! Умения находить в тексте географические названия и работать с топонимическим словарем.
Биосфера
Почувствуйте себя палеонтологами! Умение соотнести изображение окаменелостей с их описанием в тексте учебника.
Почувствуйте себя биогеографами! Умение создавать коллекцию комнатных растений по их географическому принципу.
Создайте географическую игротеку! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
Почувствуйте себя исследователем глубин океана! Умение создавать устройство «Глубины океана» и определять морских обитателей на разных глубинах океана.
Почувствуйте себя экотуристами! Составление по тексту схемы путешествия.
2 год обучения: «Я – фенолог»
Введение в фенологию
Что изучает фенология? Дать информацию о фенологических объектах, раскрыть понятие фенология (использовать различные источники информации).
Почувствуйте себя фенологом! Организация и ведение календаря погоды. Составить календарь погоды.
Осваиваем метод наблюдения! Что происходит в природе и что можно наблюдать осенью! Умение вести наблюдение.
Осваиваем метод моделирования! Строим солнечный угломер. Моделирование прибора для определения высоты солнца над горизонтом.
Русский земледельческий календарь
Почувствуйте себя учеными! Характеризуем народные приметы. Сравнивать народные приметы с наблюдаемыми признаками погоды.
Почувствуйте себя ученым! Ведем наблюдения за народными приметами по временам года. Составлять календарь народных примет.
Наблюдаем приметы о погоде по животным. Составлять календарь предсказания погоды по животным.
Наблюдаем приметы о погоде по растениям. Составлять календарь предсказания погоды по растениям.
Осваиваем метод моделирования. Строим «фенологическое дерево». На основе наблюдений построить «фенологическое дерево».
Наблюдение за отдельными элементами погоды и изучение метеоприборов.
Почувствуем себя оформителем! Оформляем сменный стенд «Погода сегодня». Уметь оформлять стенд.
Почувствуйте себя метеорологом! Измеряем температуру воздуха. Составляем график хода температуры воздуха. Уметь обрабатывать данные температуры воздуха и строить график.
Изучаем работу барометра-анероида. Уметь работать с прибором барометром–анероидом.
Осваиваем метод определения направления ветра! Уметь определять по флюгеру направление ветра.
Почувствуйте себя метеорологом! Составляем «розу ветров». Уметь обрабатывать данные направления ветра и строить график «розу ветров».
Почувствуйте себя моряками! Определяем румбы ветра. Учимся определять румбы ветров.
Почувствуйте себя метеорологом! Определяем влажность воздуха. Уметь определять по метеоприборам влажность воздуха.
Почувствуйте себя метеорологом! Составляем диаграмму влажности воздуха и долготы дня. Уметь составлять диаграмму влажности и долготы дня.
Почувствуйте себя учеными-географами! Экскурсия по изучению облаков. Изучить виды облаков.
Почувствуйте себя учеными-географами! Предсказываем признаки погоды по облакам. Учимся предсказывать признаки погоды по облакам. Создать альбом «Виды облаков.
Почувствуйте себя учеными! Составление диаграммы зависимости облачности от направления ветра. Уметь использовать различные источники географической информации для составления диаграммы зависимости облачности от направления ветра.
Изучаем атмосферные осадки. Уметь работать с географической информацией.
Изучаем атмосферные явления. Использовать различные источники
географической информации по изучению атмосферных явлений.
Почувствуй себя метеорологом! Описание погоды за сутки, месяц.
Уметь обрабатывать метеорологические данные и описывать погоду данного
населенного пункта за сутки, месяц.
Осваиваем методы обработки фенологических наблюдений с целью
установления времен года! Уметь обрабатывать фенологические
наблюдения.
Почувствуйте себя метеорологом! Прогнозируем погоду по суточному
ходу облаков, дождю, росе, туману. Уметь прогнозировать погоду по
фенологическим данным.
Изучаем световые явления в природе. Умение использовать различные источники географической информации с целью изучения световых явлений в природе.
Почувствуйте себя художниками! Изображаем признаки устойчивой, ясной погоды в рисунках и стихах. Научиться изображать признаки устойчивой погоды в рисунках.
Почувствуйте себя художниками! Изображаем признаки ненастной погоды в рисунках и стихах. Научиться изображать признаки ненастной погоды в рисунках.
Почувствуйте себя учеными-фенологами! Что происходит в природе и что можно наблюдать весной? (Экскурсия). Умение вести наблюдение.
Примерные темы творческих работ учащихся:
Горные породы и минералы в районе города Холмск (создание коллекции).
Фенологические и климатические наблюдения. Составление описания растительного и животного мира парка. Пословицы, поговорки и народные приметы об осени, зиме, весне, лете. Стихи местных авторов о временах года (создание коллекции)
Памятники и памятные места в городе (подготовка фотоальбома и рисунков).
Мини-проект «Название улиц моего города».
Мини-проект «История школы в лицах»
Профессии родителей и места их работы. Создание презентации.
Творческий отчет об экскурсии на предприятие. Создание презентации.
Состояние природной среды в одном из районов города. Мини-проект «Загрязнение микрорайона МАОУ «СОШ №8» выхлопными газами автомобилей»
Стихи, рассказы о родном городе.
Изготовление поделок. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.
Мини-проект «Капелька».
Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников.
Мини-проект. Влияние антропогенной деятельности на берега г. Холмска.
Геологическое строение территории нашего города.
Динамика численности населения моей области
Землетрясение - могучая сила
Топонимика нашего края
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
Результат |
1 год обучения. Я – географ-следопыт. |
||
Введение 4 ч |
||
1 |
Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет |
Модель |
2 |
Почувствуйте себя древними географами! Работа с гномом. |
|
3 |
Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями |
Отчет по результатам наблюдения |
4 |
||
Внутренне строение Земли 6 ч. |
||
5 |
Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель Земли! |
Модель «внутренне строение Земли» |
6 |
Осваиваем метод моделирования! Создаем конструктор литосферных плит! |
Модель «литосферные плиты» |
7 |
Почувствуйте себя геологами! |
Коллекция горных пород. |
8 |
||
9 |
Почувствуйте себя геодезистами! |
Профиль склона. |
10 |
||
11 |
Почувствуйте себя топонимистами! |
Книжка-раскладушка «Топонимы Сахалинской области» |
12 |
||
Атмосфера 4 ч. |
||
13 |
Почувствуйте себя метеорологами. Создаем свою метеорологическую станцию. |
Метеоприборы |
14 |
||
15 |
||
16 |
Почувствуйте себя метеорологами – синоптиками! |
Прогноз погоды |
Водная оболочка Земли 7 ч. |
||
17 |
Почувствуйте себя Гидробиологами! |
Плакат «свойства воды» |
18 |
Почувствуйте себя мореходами! |
Игра «знатоки морских названий» |
19 |
Почувствуйте себя гидрологами! |
Проект путешествия. |
20 |
||
21 |
Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников |
Модель родника |
22 |
||
23 |
Почувствуйте себя фольклористами! |
Коллаж «Ангарские бусы» |
Биосфера 10 ч. |
||
24 |
Почувствуйте себя биогеографами |
Атлас комнатных растений школы |
25 |
||
26 |
Создайте географическую игротеку |
Игротека |
27 |
||
28 |
Почувствуйте себя исследователем глубин океана |
Устройство глубины океана. |
29 |
||
30 |
Почувствуйте себя экотуристами! |
Проспект для путешествия! |
31 |
||
32 |
Почувствуйте себя экскурсоводами. Разработка виртуальной или реальной экскурсии в национальный парк. |
Коллаж «Экскурсия по национальному парку» |
33 |
Защита проектов по темам «погода метеорологические наблюдения», «Вода в земных кладовых» |
Исследовательские проекты. |
|
||
2 год обучения: «Я – фенолог» |
||
Введение в фенологию – 5 ч. |
||
1 |
Введение Что изучает фенология? |
|
2 |
Почувствуйте себя фенологом! Организация и ведение календаря погоды. |
Составление календаря погоды. |
3 |
Осваиваем метод наблюдения! Что происходит в природе и что можно наблюдать осенью! |
Составление презентации «Осенние зарисовки». |
4 |
Осваиваем метод моделирования! Строим солнечный угломер. |
Построение прибора. |
5 |
||
Русский земледельческий календарь – 5 ч. |
||
6 |
Почувствуйте себя учеными! Характеризуем народные приметы. |
Составление таблицы. |
7 |
Почувствуйте себя ученым! Ведем наблюдения за народными приметами по временам года |
Разработка календаря Народных примет. |
8 |
Наблюдаем приметы о погоде по животным. |
Составление презентации. |
9 |
Наблюдаем приметы о погоде по растениям |
Составление календаря |
10 |
Осваиваем метод моделирования. Строим «фенологическое дерево" |
Создание проекта «Фенологическое дерево» |
Наблюдение за отдельными элементами погоды и изучение метеоприборов – 23 ч. |
||
11 |
Почувствуем себя оформителем! Оформляем сменный стенд «Погода сегодня» |
Оформление стенда «Погода в доме». |
12 13 |
Почувствуйте себя метеорологом! Измеряем температуру воздуха. Составляем график хода температуры воздуха. |
Построение графика Температуры воздуха. |
14 |
Изучаем работу барометра-анеройда |
Создание картосхемы Атмосферного давления Населенного пункта. |
15 |
Осваиваем метод определения направления ветра! |
Измерение направления ветра. |
16 |
Почувствуй себя метеорологом! Составляем «розу ветров». |
Создание графика «Роза ветров». |
17 |
Почувствуйте себя моряками! Определяем румбы ветра. |
Разработать модель. |
18 |
Почувствуйте себя метеорологом! Определяем влажность воздуха. |
Измерение абсолютной и Относительной влажности воздуха. |
19 |
Почувствуйте себя метеорологом! Составляем диаграмму влажности воздуха и долготы дня. |
Создание диаграммы Влажности воздуха. |
20 |
Почувствуйте себя учеными-географами! Экскурсия по изучению облаков. |
Фотофиксация облаков. |
21 |
Почувствуйте себя учеными-географами! Предсказываем признаки погоды по облакам. |
Разработка атласа «Виды облаков». |
22 |
Почувствуйте себя учеными! Составление диаграммы зависимости облачности от направления ветра. |
Составление диаграммы. |
23 |
Изучаем атмосферные осадки |
Разработка справочника «Виды осадков по временам года». |
24 25 |
Изучаем атмосферные явления |
Разработать атлас «Атмосферные явления». |
26 |
Почувствуй себя метеорологом! Описание погоды за сутки, месяц. |
Разработка описания погоды Своего населенного пункта за сутки (или месяц). |
27 28 |
Осваиваем методы обработки фенологических наблюдений с целью установления времен года! |
Создание книжки-раскладушки «Фенология времен года». |
29 |
Почувствуйте себя метеорологом! Прогнозируем погоду по суточному ходу облаков, дождю, росе, туману. |
Разработка прогноза погоды. |
30 |
Изучаем световые явления в природе. |
Составление коллажа «Световые явления в природе». |
31 |
Почувствуйте себя художниками! Изображаем признаки устойчивой, ясной погоды в рисунках и стихах. |
Организация выставки рисунков и стихов. |
32 |
Почувствуйте себя художниками! Изображаем признаки ненастной погоды в рисунках и стихах. |
Организация выставки рисунков и стихов. |
33 |
Почувствуйте себя учеными- фенологами! Что происходит в природе и что можно наблюдать весной? |
Составление прогноза погоды. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. http://physics03.narod.ru/Interes/Magic/baby.htm
2. Список используемых источников для обучающих и педагогов
• Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009
• Энциклопедия для детей. География. -М.: Аванта +, 2000
• Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002
• Географические открытия: детская энциклопедия. - М.: Махаон, 2007
• Земля и Вселенная. - М.: Махаон, 2010
• Живой мир: энциклопедия. - М.: Росмэн, 2008
• Большая энциклопедия природы. - М.: Росмэн, 2008
• По материкам и странам (составители Н.П. Смирнов, А.А. Шибанова) - М.:Просвещение,2005
• По национальным паркам мира (В.В. Горохов, С.С. Вишневская) - М.:Просвещение,2002
3. За страницами учебника географии (составитель К.П. Сергеев) - М.: Просвещение,2007
4. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki
http: //nature.worldstreasure.com/- Чудеса природы http://www.rgo.ru/- Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab .htm- Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml- Национальное географическое общество