Образовательные возможности школьной газеты в условиях гуманитаризации современной педагогической практики

0
0
Материал опубликован 18 October 2021

Мальцева С. С.

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназии №49 г. Тюмени,

Образовательные возможности школьной газеты в условиях гуманитаризации современной педагогической практики

Утверждаемые сегодня гуманизация и гуманитаризация образования ведут за собой пересмотр основных принципов современной педагогической практики. «Гуманизации подлежит весь образовательный процесс со всеми его составляющими: содержание обучения и личностного становления растущего человека, формы организации обучения, предметно-пространственная среда, средства, ведущие к цели, личность учителя с его взглядами, ценностями, устремлениями» [1, с.10]. Поиск новых возможностей для полноценной гуманизации — одна из задач нового этапа реформирования образования. Однако этот процесс очень часто сводиться к провозглашению как нового прописных истин, громких фраз, достойных скорее призывов, но не искреннего диалога, «в нашей действительности гуманизм нередко остается лозунговым, спекулятивным, <…> абстрактным, тогда как подлинной базой воспитания и образования может быть гуманизм истинный, конкретный, действенный, предполагающий раскрытие и воплощение сущностных сил, возможностей каждого воспитанника, подлинную заботу о его счастье и благополучии» [3, с. 10]. Тем не менее, постоянное обсуждение насущных проблем образования важно уже потому, что с каждым днем они все отчетливей и явственней заявляют о себе в современной действительности. И существующая терминология («гуманитаризация», «социализация», «гуманизация» и д.р.) не будет просто набором определений, если воспринята и осмыслена личным опытом педагога, воспитателя.

Цели обучения определяются потребностями и идеалами общества. Общество крайне нуждается в инициативных, ответственных людях, способных к активной профессиональной деятельности, к самостоятельным действиям, именно в этом видится сегодня назначение школы. Другая ее миссия, которая ничуть не менее значима, чем обучение — облегчить ребенку «встречу с самим собой», чтобы он ощущал целостность своего «Я», самоорганизовывался. Следовательно, школе необходимо вменить в обязанность функцию обеспечения восстановления и защиты «Я» ребенка. Именно этого пытаются добиться учителя, которые ощущают необходимость введения в педагогическую практику возможностей для самовыражения ребенка, его конструктивной деятельности. В таком контексте любая творческая продукция, самостоятельно производимая детьми, может рассматриваться как оригинальная попытка диалога со сверстниками и взрослыми, попытка творческого самовыражения. Важно отметить, что поиск возможностей такого диалога не может осуществляться только привычными средствами. Воспитательная практика школы насыщена приемами и методами и, как правило, это методы прямого воздействия: воспитание словом, воспитание делом, воспитание примером — план воспитательных мероприятий и бесед. Однако, по справедливому утверждению Ю. М. Лотмана, «различные специально «воспитательные» мероприятия (особенно, когда ученики заранее предупреждены, что сейчас их начнут «воспитывать») играют в процессе воспитания наименьшую роль; всякое общение есть воспитание, так как те, кто хотят общаться, должны настроиться на общую волну, стремиться к взаимопониманию и, следовательно, в чем-то уподобиться друг другу» [5, с.158]. Следовательно, педагогика мероприятий должна быть заменена педагогикой отношении.

Проект издания школьной газеты подразумевает развитие этой идеи на всех этапах реализации: этап выбора темы для журналистского материала; этап создания текста, дизайна страницы и газеты в целом; этап редактирования и отбора материалов, верстка; распространение газеты. Опыт воплощения такого творческого проекта — организация издания школьной газеты — позволяет говорить о воспитательных и образовательных возможностях этой деятельности с полным основанием. Этот проект от названия до правил существования — идея старшеклассников, и уже на этапе возникновения этой идеи они проявляют желание самопознания, самоопределения, стремление к самореализации и самоутверждению. Необходимо поддержать, стимулировать этот процесс, который предполагает обращение ребенка к своему внутреннему миру, осмысление субъективной ценности полученных знаний. Новые средства трансформируют отношения педагогов с детьми: типография, школьная газета, переписка со сверстниками — выводят на сцену новые схемы отношений. Участие в издании школьной газеты основывается на желании учащихся вне зависимости от степени проявления в них писательских способностей, кроме того, предусматривается поддержка родителей и учителей. Идея объединения в одном творческом проекте старшеклассников, учителей, родителей предполагает не просто общение, взаимопонимание, но ведет к созданию педагогической ситуации, когда ребенок не чувствует себя объектом, когда воспитательный ее потенциал включает ситуацию творчества и сотворчества, ситуацию выбора, ситуацию успеха, ситуацию авансированного доверия, когда связаны личным интересом люди разного возраста. Отсутствие же «вступительных испытаний» избавляет ребенка от стресса, вызванного обсуждением и оценкой его способностей и возможностей: его принимают и ценят таким, какой он есть. Это, безусловно, формирует понимание учащимися ценности своей личности и ценности других людей. К наиболее важным задачам, решаемым в ходе реализации проекта издания школьной газеты, следует отнести не только выявление одаренных детей в сфере художественного творчества, но и формирование и развитие речевой культуры, совершенствование нравственно-эмоциональной сферы, воспитание компетентной читательской аудитории. Как правило, газета выходит в течение одного учебного года, поскольку редакционные группы меняются. В некоторых школах газета — традиция, и новые ученики постоянно пополняют редакцию. Она становится незаменимым средством для организации информационных потоков внутри школы, обучает проводить журналистские расследования, организовывать встречи с разными людьми (многие газеты печатают интервью с директором школы, руководителем хозяйственной части, учителями, поварами из школьной столовой). Школьная газета — это средство, которое помогает ребёнку, подростку организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей. На первых порах их самовыражение может оказаться обманчивым. Происходит это оттого, что учащиеся стремятся избавиться от многих условностей, ориентируясь на модели поведения взрослых. Чтобы понять свою внутреннюю сущность, ребёнку необходимо осознать, что он существует, что его творчество так же важно, как и творчество взрослых. И только разделив радость ребят, впервые в жизни увидевших опубликованными свои тексты, можно воочию убедиться в мощной конст­руктивной силе такого педагогического инструмента, как газета. «Речь идет не о простом движении на ощупь, которое само на себе и заканчивается, а процессе, с помощью которого человек созидает сам себя, придерживаясь своего естественного ритма открытий. Этот поиск бытия устанавливается и корректируется непрерывной критикой окружающих людей, которые и открывают для него реальность» [3, с.142].

Тем не менее, школьная газета не должна восприниматься только как педагогический проект, как система практических упражнений, как способ научить детей конкретным приемам работы с информацией, «свободное самовыражение не может ограничиваться только выражением чувств и мыслей: необходимо, чтобы при этом человек оказался в эволюционирующем поле реальности, в том состоянии, которое мы называем экспериментальным поиском с вдохновляющим участием педагога» [2, с.142]. В случае школьных газет начальный импульс исходит от учителя, который предчувствует необходимость творческого самовыражения ребенка и который пытается предоставить возможность ребенку осуществить его. В совместной творческой деятельности ребята лучше сплачиваются, появляются новые лидеры, раскрываются незаметные ранее творческие способности, развиваются наблюдательность, образное мышление, склонность к общению, эстетические чувства, повышается нравственно-эмоциональная культура детей, их общая культура. Умение общаться, самостоятельно мыслить способствует стабилизации личности, выработке нравственных идеалов, нравственной основы поведения.

Если рассматривать школьную газету в ряду каких-либо произведений словесности, то ближе всего к ней окажется дневниковая литература. Школьная газета или журнал — это, по большей части, дневник. И если он чем отличается от личного дневника одного человека то, прежде всего тем, что это дневник коллективный. Его автор — группа лиц, поэтому интересы — общие, переживания — схожие, пристрастия — достаточно близкие, чтобы вести дневник всей редколлегией. Для того чтобы продуктивно анализировать возможности школьной прессы, надо понимать, что школьная газета — это не средство массовой информации, это средство самоописания. Как дневник обычно пишется для себя, так и школьная газета не слишком рассчитывает на посторонний взгляд. Главный предмет ее интереса — не читатель, а авторы. Она существует не для читающих, а для пишущих. Такое предпочтение интересов пишущей, а не читающей стороны было бы странно для «большой» прессы, но для школьной — нормально и естественно. Если вся школьная пресса существует только для того, чтобы у детей не отмирало желание что-либо творить, то уже этим она оправдывает и вторичность дизайна, и отсутствие аналитических материалов, и поток самодеятельных стихов.

Необходимо подчеркнуть, что крайне важно учитывать поле реальной жизни ребенка. Чаще всего следствием предлагаемого взрослыми процесса социализации является пассивность. Подростки покорно принимают тезис взрослых, утешая себя тем, что отрочество — не более чем переходное состояние. Другой вариант процесса социализации, предлагаемый сторонниками школьной газеты, заключается в том, чтобы уравнять статус ребенка со статусом взрослого, когда ребенок, подросток сам участвует в организации процесса социализации. И если в первом варианте взрослые требуют от ребенка отказаться от своего воображения, то во втором — ребенок становится активным производителем продукции, а его воображение служит обществу. Противники такого рода педагогических проектов, противники «активных методов» считают, что этот подход направлен лишь на раскрытие индивидуальности ребенка, но отнюдь не на достижение учебных целей. Газета являет собой свидетельство одновременно как роста, так и обмена. Роста — потому что обеспечивает переход от вымысла к реальности, бережно относясь к воображению, к метафорическому началу в самовыражении ребенка. Обмена — потому что она выступает как движущая сила предложения, диалога, привнесение в общество чего-то своего, нового. Именно учащиеся — инициаторы нового. И школе, требующей от них лишь хорошей успеваемости, и обществу, назойливо напоминающему о трудностях их будущего, они отвечают тем, что уверенно демонстрируют способность внести свой вклад в социальные проекты. Газета — это средство, позволяющее быть признанным другими, это - право ребят заняться собой, право полностью принадлежать самим себе, это школа жизненной позиции, школа лидерства. Юношеская пресса может вырастить свободную личность, свободную от иллюзий относительно власти, стереотипов «центральной газеты», свободную в своих творческих проявлениях.

Школьная газета — это внеклассное занятие на тему «Я могу говорить». В ней текст ребенка приобретает ценность не только в рамках школы и школьного окружения, но он также будет прочитан «вовне» незнакомыми читателями, точно так же, как и в случае «большой», «настоящей» газеты. На уровне школьных газет дети ждут одобрения и помощи со стороны взрослого. Однако активное редактирование школьной газеты взрослыми способно навредить развитию живого творческого процесса: процесса формирования собственного стиля, даже собственного языка. А значит, возможно лишь минимальное редактирование. «Газета тогда сохранит свежий и оригинальный стиль языка школьников. Нет ничего невероятного, если в будущем молодежь создаст свой собственный язык, как мы видим это у народа или в артистическом мире. Молодежный газетный язык может быть даже ярче, свежее, красивее газетного языка взрослых. В словарном составе школьного языка имеются свои обороты и меткие словечки» [4, с.178]. Участие в таком случае учителя становится фактором внутреннего роста ученика, фактором, направленным на создание атмосферы взаимного доверия. Кроме того, школьная газета не станет проекцией отрицательных примеров употребления надоевших и безликих словесных штампов «большой» прессы, которая, по утверждению Умберто Эко, «склоняется к языку того бесформенного единства, которое принято называть «народ», причем предполагается, что народ мыслит и выражается одними пословицами» [6, с.88]. Журнал «Лицейское и гимназическое образование» совместно с Департаментом образования города Москвы с 2002 года проводит Всероссийский конкурс школьной прессы, на котором представлены более 60 регионов Российской Федерации и Украина (около 250 городов и поселков). Кроме 188 газет (по данным последнего конкурса), 47 журналов и 43 альманахов, школьники издают календари, книги, проспекты, информационные листки, бюллетени, поэтические тетради, брошюры и даже раскраски. Широкая география и многоликая аудитория участников, представивших свои издания, свидетельствует о безусловной важности этого творческого начинания для ребят. Анализ представленных на конкурс изданий (ознакомиться с ними можно на сайте www.lgo@lyceum.ru) выявляет обозначенные выше тенденции развития школьной газеты не только как творческого педагогического проекта, но как возможности социализации в школьной среде, в реальном жизненном поле.

Наш опыт свидетельствует, что содержание обучения и воспитания должно определяться принципами личностно индивидуального гуманного подхода к детям. Участие в реализации проекта издание школьной газеты включает построение педагогики обучения и воспитания совместно с взрослеющими школьниками; пробуждение живого интереса к личности, к слову, к окружающему; расширение круга общения, когда появляется жизненный опыт и опыт активной деятельности; воспитание в процессе работы над каждым номером, когда истина — нравственная, а может, и философская — осознана и высказана через творчество и с его помощью, чтобы стать убеждением, а значит, частью взглядов личности. Школьная газета — является средством, которое «возвеличивает» мысль подростка, помогает ей обрести смысл и существование. Это пример такого средства, которое вписывается в педагогику успеха, то есть в педагогику, где обеспечивается уверенность в будущем ребенка. На конец, школьная газета — один из эффективных приемов социализации учащихся (диалога воображения, внутреннего мира и поля реальной жизни), один из действенных инструментов гуманитаризации и гуманизации современной педагогической практики.

Список литературы

Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика: проблемы и перспективы / Социальный и психолого-педагогический потенциал гуманной педагогики: Материалы межрегиональной НПК. — Тюмень: Издательство ТГУ, 2005. — 308 с.

Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты. Пер. с фр./ Общ.ред. и вст. Ст. А. В. Шарикова. — М.: ЮНПРЕСС, 2000. — 200 с.

Загвязинский В. И. роль академической науки в реализации потенциала гуманной педагогики / Социальный и психолого-педагогический потенциал гуманной педагогики: Материалы межрегиональной НПК. — Тюмень: Издательство ТГУ, 2005. — 308 с.

Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1996. — 346с.

Лотман Ю. М. Воспитание души. Беседы о русской культуре. Цикл 4. Человек и искусство. — С.-Петербург: «Искусство – СПБ», 2003. — 624с.

Эко У. О прессе. Пять эссе на темы этики / Перев. с итал. Е. А. Костюкович. — СПб.: «Симпозиум», 2002. — 158 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.