Образовательное событие «Уроки выживания» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Способы ориентирования в лесу
DOCX / 12.25 Кб
карта
PNG / 268.82 Кб
Исследовательский проект "Уроки выживания"
PPTX / 7.15 Мб
Сценарий образовательного события "Уроки выживания"
DOCX / 503.77 Кб
8 способов ориентирования в лесу
Большинство людей любят проводить выходные на природе, гуляя по лесу, собирая ягоды и грибы. При этом можно легко заблудиться даже в знакомом лесу. Поэтому обязательно нужно знать главные правила и методы ориентирования на местности. Существует 8 способов ориентирования в лесу, которые должен знать каждый современный человек.
1 Способ. По Солнцу. Наверное, каждый знает, что на востоке восходит Солнце, а на западе — заходит. При этом на южном горизонте Солнце будет находиться ровно в 13:00.
2 Способ. По ветру. Обязательно перед тем, как зайти в лес, нужно обратить внимание на облака, а именно в каком направлении они движутся. Это поможет найти дорогу назад из леса.
3 Способ. По муравейнику. В лесу можно увидеть много муравейников. Эти насекомые очень умные, поэтому строят свои домики с южной стороны от дерева.
4 Способ. По мху. Практически на каждом дереве или пне растет мох. Но он растет только с южной стороны.
5 Способ. Кроны деревьев. В южном направлении растет большинство ветвей. Поэтому обращаем внимание на деревья, чтобы определить стороны света.
6 Способ. Годовые кольца. Также можно ориентироваться по пням. С южной стороны на пне кольца имеют более вытянутую и округлую форму.
7 Способ. По Луне. Можно ориентироваться по полной Луне. В 7:00 вечера Луна будет находиться на востоке, а утром — на западе. В 1:00 ночи Луна находится на севере.
8 Способ. По Полярной звезде. Если на небе есть звезды, то нужно отыскать Полярную звезду, которая всегда находится на севере.
/data/files/j1578661113.png (0x0)
/data/files/g1578661089.pptx (Исследовательский проект "Уроки выживания")
Проект образовательного события «Уроки выживания» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Мероприятие, в рамках которого реализовано данное ОС |
Республиканский уровень |
Авторы (предмет, категория)
|
Казарцева Ирина Владимировна – учитель русского языка и литературы высшей категории; Белоусова Елена Александровна - учитель русского языка и литературы высшей категории |
Класс |
5а класс |
Тема |
«Уроки выживания” по рассказу В.П. Астафьева “Васюткино озеро” |
Цели |
|
Задачи |
|
Оборудование |
Для каждой группы: компьютеры, проектор, доска, раздаточный материал, маршрутные листы по выполнению задания: 1 группа: биографические данные А.П. Астафьева, история создания рассказа «Васюткино озеро». Словари. Фотографии и иллюстрации к биографии и истории создания повести «Васюткино озеро» в электронной презентации. 2 группа: тексты рассказа «Васюткино озеро». Васютка. Черты характера главного героя. Словари. Фотографии и иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро» в электронной презентации. Вы - психологи! Попробуйте определить, что чувствовал главный герой на протяжении всего повествования (как он заблудился, как преодолел страх). Найдите в словарях прилагательные, характеризующие его состояние. 3 группа: живая природа в рассказе. Фотографии и иллюстрации в электронном виде. Животный и растительный мир. Енисей. Может ли река служить ориентиром? Карты, картинки со способами ориентирования. 4 группа: ОБЖ, Ориентиры в лесу. 5 группа: создание памятки «Способы выживания в тайге». Найдите в тексте советы автора, как выжить в тайге. |
Проекты учащихся |
|
Технология реализации образовательного события |
|
Подготовительный этап |
|
Основной этап |
|
Заключительный этап |
|
Ход образовательного события:
I. Постановка задачи:
Приветствие учителя:
- Добрый день, ребята и гости нашего события!
Наше событие мы начнем со слайд-шоу, который введет нас в курс событий рассказа Виктора Петровича Астафьева “ Васюткино озеро”
Презентация: слайд – шоу (3-4 минут)
- Происходили ли с вами подобные истории?
- Как вы нашли выход из подобной ситуации?
- Ребята, а если бы Васютка ничего не знал и не умел, смог бы он выбраться из тайги?
- А что надо знать, если вдруг попадешь в такую ситуацию????
На этот вопрос вы, ребята, и должны дать ответ в конце нашего события… А чтобы правильно ответить на эти вопросы, каждой группе будут предложены задания – программы, выполняя которые, вы найдете правильный ответ.
У нас сегодня 5 групп. Послушайте внимательно задания каждой группы.
(раздаю кадой группе программы с комментариями)
1 группа
Программа выполнения задания
Ребята, сегодня вам предстоит
- Составить энциклопедическую статью о жизни и творчестве автора рассказа“Васюткино озеро”.
- Создать 2-3 слайда электронной презентации, в которую вы поместите энциклопедическую статью и фотографии с портретом писателя и иллюстрациями к его рассказу.
Для того, чтобы выполнить это задание, вам необходимо работать по плану:
- Прочитайте предложенный материал об авторе рассказа“Васюткино озеро”.
- Выберите самое главное в этих материалах и составьте по образцу энциклопедическую статью об авторе и его рассказе. Образцы энциклопедических статей вы найдете в папке с дополнительными материалами, в энциклопедических словарях, которые лежат на вашем столе.
- Создайте 2-3 слайда презентации. Для презентации используйте фотографии и иллюстрации. Папку с фотографиями и иллюстрациями вы найдете в компьютере на рабочем столе. Каждая иллюстрация должна сопровождаться небольшим текстом (2-3 предложения).
На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, папки с дополнительными материалами. В компьютере есть папка с фотографиями, которые вы можете использовать в презентации.
Внимание!
Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится
40 минут. На защиту проекта - 5-7 минут
2 группа
Программа выполнения задания
Ребята, сегодня вам предстоит побыть психологами
1.Составьте связный рассказ по теме «Васютка. Черты характера, которыми он обладал. В каких ситуациях они проявились?”
-Зачем Васютка пошёл в лес? Как это его характеризует?
-Как он охотился на глухаря? О каких чертах героя говорит эта сцена?
-Что он почувствовал, когда понял, что заблудился?
-Что он предпринял? Как повел себя?
-Первая ночь в лесу. Как Васютка преодолел свой страх? О каких чертах характера это говорит?
Расскажите о других значимых, с вашей точки зрения, эпизодах, где проявляется характер Васютки.
Оформите свой ответ в виде презентации, воспользовавшись материалами из папки на рабочем столе компьютера.
- Проанализируйте поведение Васютки, составьте, как психологи, рекомендации для тех, кто попал в трудную ситуацию.
- Что необходимо взять с собой в лес?
- Как вести себя в лесу, чтобы не заблудиться?
- Твои действия, если ты заблудился?
На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, папки с дополнительными материалами. В компьютере есть папка с фотографиями, которые вы можете использовать в презентации.
Внимание!
Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится
40 минут. На защиту проекта - 5-7 минут.
3 группа
Программа выполнения задания
Ребята, сегодня вам предстоит рассказать о тайге, какой ее изобразил автор в рассказе.
Для того, чтобы выполнить задание, вам необходимо работать по плану:
1. Подготовить сообщение по теме «Живая природа в рассказе”.
- Как описана пробудившая тайга? (Кедровки кричали, желна заплакала, синички потрошили , попискивая; белка пронеслась, цокая, уставилась на Васютку...);
- Какой увидел Васютка тайгу, забравшись на высокое дерево? (Молчаливая, равнодушная, редкие облака...)
- Как Васютка нашел озеро? По каким приметам Васютка определил, что озеро проточное.
Это должен быть связный рассказ.
2.Создать иллюстрированную презентацию (или коллаж) по теме: «Животный и растительный мир тайги», воспользовавшись дополнительными материалами в папке на рабочем столе компьютера. Найдите в тексте фрагменты, в которых упоминаются названия рыб, птиц, животных, растений тайги, и соотнесите с иллюстрациями в презентации.
3. Ответить на вопрос, какую роль отводит автор образу тайги в рассказе.
На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, папки с дополнительными материалами. В компьютере есть папка с фотографиями, которые вы можете использовать в презентации.
Внимание!
Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится
40 минут. На защиту проекта- 5-7 минут.
4 группа
Программа выполнения задания
Ребята, сегодня вам предстоит вспомнить, какие способы ориентирования в лесу
вы знаете, а также рассказать о тех способах, которые рекомендует нам автор
в рассказе “Васюткино озеро”.
Для того, чтобы выполнить это задание, вам необходимо работать по плану:
1. Прочитайте предложенный материал о способах ориентирования в лесу, его вы найдете в папке с дополнительными материалами.
- Ответьте на вопросы:
- Наберегах какой реки происходит действие в рассказе “Васюткино озеро”?
- Почему Васютка стремился выйти к реке?
- В какую сторону направляется Васютка? Почему?
- Что ему послужило ориентиром?
- Какие ещё способы ориентирования в лесу вы знаете?
- Мог ли Васютка воспользоваться этими способами? Какими? Почему?
У вас должен получиться связный рассказ.
- Рассмотрите карту реки Енисей и попробуйте предположить, какое из озёр могло быть Васюткиным? Проложите на карте маршрут Васютки.
На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, папки с дополнительными материалами. В компьютере есть папка с карточками, на которых изображены разные способы ориентирования в лесу, вы можете ими воспользоваться для создания слайдов презентации, для написания памятки ”Способы ориентирования в лесу”.
Внимание!
Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится
40 минут. На защиту проекта- 5-7 минут.
5 группа
Программа выполнения задания
Ребята, сегодня вам предстоит ответить на вопрос: можно ли рассказ “Васюткино озеро” использовать в качестве учебного пособия по основам
выживания на природе?
1. Составьте памятку поведения человека в лесу, заполнив правую часть таблицы цитатами из текста.
Таблица
Какие способы ориентирования в лесу вы знаете? |
Какие способы ориентирования в лесу описаны в рассказе «Васюткино озеро»? Запишите цитаты из текста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, текст рассказа «Васюткино озеро».
Внимание! Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится 40 минут. За защиту проекта - 5-7 минут.
II. Работа в группах:
Дети работают в 5 группах. На работу отпущено 40 минут.
Работают эксперты - старшеклассники по одному в каждой группе. Работает фотограф.
III. Защита образовательных продуктов
Каждая группа защищает свой проект (5-7 мин). Дискуссия в группах. Учитель и учащиеся после защиты каждой группы по мере надобности задают вопросы.
Приложения:
- Лист самодиагностики
- Оценочный лист экспертов
- Фотоотчет
1. Лист самодиагностики
№ |
Критерии самодиагностики |
Да |
Нет |
1 |
Я узнал много нового |
|
|
2 |
Я научился составлять маршрутную карту, презентацию |
|
|
3 |
Я умею составлять тексты для презентаций |
|
|
4 |
Я могу научить своего товарища выполнять эти задания |
|
|
5 |
Мне понравилось работать в команде |
|
|
2. Оценочный лист для экспертов
Группа № |
|
Работали дружно |
|
Распределили обязанности |
|
Планировали работу |
|
Контролировали друг друга |
|
Способны выстраивать реальные социальные отношения в учебной деятельности |
|
Способны планировать и выстраивать свои индивидуальные действия в соответствии со своей ролью в учебной деятельности |
|
Справились с заданием |
|
2. Фототчет
Ахметшина Наталья Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Горбачёва Марина Юрьевна
Голдина Лилия Вильевна
Ирина Владимировна Казарцева
Лапина Светлана Александровна
Ирина Владимировна Казарцева