Образовательное событие «Уроки выживания» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

25
9
Материал опубликован 10 January 2020 в группе


Способы ориентирования в лесу
DOCX / 12.25 Кб

карта
PNG / 268.82 Кб

Исследовательский проект "Уроки выживания"
PPTX / 7.15 Мб

Сценарий образовательного события "Уроки выживания"
DOCX / 503.77 Кб

 

8 способов ориентирования в лесу

 

Большинство людей любят проводить выходные на природе, гуляя по лесу, собирая ягоды и грибы. При этом можно легко заблудиться даже в знакомом лесу. Поэтому обязательно нужно знать главные правила и методы ориентирования на местности. Существует 8 способов ориентирования в лесу, которые должен знать каждый современный человек. 
 

1 Способ. По Солнцу. Наверное, каждый знает, что на востоке восходит Солнце, а на западе — заходит. При этом на южном горизонте Солнце будет находиться ровно в 13:00.
 

2 Способ. По ветру. Обязательно перед тем, как зайти в лес, нужно обратить внимание на облака, а именно в каком направлении они движутся. Это поможет найти дорогу назад из леса.

3 Способ. По муравейнику. В лесу можно увидеть много муравейников. Эти насекомые очень умные, поэтому строят свои домики с южной стороны от дерева.

 4 Способ. По мху. Практически на каждом дереве или пне растет мох. Но он растет только с южной стороны.

5 Способ. Кроны деревьев. В южном направлении растет большинство ветвей. Поэтому обращаем внимание на деревья, чтобы определить стороны света.

6 Способ. Годовые кольца. Также можно ориентироваться по пням. С южной стороны на пне кольца имеют более вытянутую и округлую форму.
 

7 Способ. По Луне. Можно ориентироваться по полной Луне. В 7:00 вечера Луна будет находиться на востоке, а утром — на западе. В 1:00 ночи Луна находится на севере.

8 Способ. По Полярной звезде. Если на небе есть звезды, то нужно отыскать Полярную звезду, которая всегда находится на севере.

/data/files/j1578661113.png (0x0)

/data/files/g1578661089.pptx (Исследовательский проект "Уроки выживания")

 

Проект образовательного события «Уроки выживания» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Мероприятие, в рамках которого реализовано данное ОС

Республиканский уровень

Авторы (предмет, категория)

 

Казарцева Ирина Владимировна – учитель русского языка и литературы высшей категории; Белоусова Елена Александровна - учитель русского языка и литературы высшей категории

Класс

5а  класс

Тема

«Уроки выживания” по рассказу В.П. Астафьева “Васюткино озеро”

Цели

  • Почему тайга стала для Васютки открытой книгой?
  • Что помогло Васютке выжить в тайге и понять законы природы?

Задачи

  • Познакомиться с жизнью  В.П. Астафьева и историей написания рассказа “Васюткино озеро”, составить энциклопедическую статью.
  • Активизировать внимание учащихся на главном герое рассказа Васютке. Развивать умение характеризовать героя, собирая материал по представленному плану, сопоставляя его поведение в той или иной ситуации, давать оценочные характеристики.
  • Учить учащихся принимать решения в сложных жизненных ситуациях.
  • Составить памятку “Законы тайги”

Оборудование

Для каждой группы: компьютеры, проектор, доска, раздаточный материал, маршрутные листы по выполнению задания:

 1 группа: биографические данные А.П. Астафьева, история создания рассказа «Васюткино озеро». Словари. Фотографии и иллюстрации к биографии и истории создания повести «Васюткино озеро» в электронной презентации.

2 группа: тексты рассказа «Васюткино озеро». Васютка. Черты характера главного героя. Словари. Фотографии и иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро» в электронной презентации.

Вы - психологи! Попробуйте определить, что чувствовал главный герой на протяжении всего повествования (как он заблудился, как преодолел страх). Найдите в словарях прилагательные, характеризующие его состояние.

3 группа: живая природа в рассказе. Фотографии и иллюстрации в электронном виде. Животный и растительный мир. Енисей. Может ли река служить ориентиром? Карты, картинки со способами ориентирования.

4 группа: ОБЖ, Ориентиры в лесу.

5 группа: создание памятки «Способы выживания в тайге». Найдите в тексте советы автора, как выжить в тайге.

Проекты учащихся

  • Создать слайды к презентации по биографии В.П Астафьева, иллюстрации к рассказу “Васюткино озеро”, написать энциклопедическую статью
  • Слайды к презентации с иллюстрациями к повести, связанными с пребываниемВасютки в тайге
  • Выписать прилагательные, характеризующие состояние героя в разных ситуациях
  • составить памятку“Способы выживания в тайге”

Технология реализации образовательного события

 

 

 

     Подготовительный этап

  • Учащиеся должны прочитать рассказВ.П. Астафьева “Васюткино озеро”.
  • Подготовка оборудования, ноутбуков.
  • Подбор заданий по группам, распечатка необходимых материалов.
  • Разработка экспертного листа.
  • Разбивка классов на группы.

 

 

 

               Основной этап

  • Постановка цели, знакомство с задачами.
  • Работа в группах: распределение обязанностей, выполнение заданий каждой группой, подготовка сообщений и презентаций, памятки“Законы тайги”.
  • Экспертиза метапредметных достижений по критериям экспертного листа (встроенное наблюдение: в каждой группе эксперт из старшеклассников).

 

 

             Заключительный этап

  • Презентация результатов работы групп
  • Коллективное обсуждение, дискуссия (вопросы групп друг другу, взаимопомощь).
  • Публичное оценивание положительных моментов (одноклассниками, экспертами, педагогами).
  • Рефлексия групповой работы (самооценка группой своих действий и результата).
  • Фиксация результатов экспертизы.

 

Ход образовательного события:

I. Постановка задачи:

 Приветствие учителя:

- Добрый день, ребята и гости нашего события!

 

Наше событие мы начнем со слайд-шоу, который введет нас в курс событий рассказа Виктора Петровича Астафьева “ Васюткино озеро”

 

Презентация:  слайд – шоу  (3-4 минут)

- Происходили ли с вами подобные истории?

- Как вы нашли выход из подобной ситуации?

- Ребята, а если бы Васютка ничего не знал и не умел, смог бы он выбраться из тайги?

 -  А что надо знать, если вдруг попадешь в такую ситуацию????

На этот вопрос вы, ребята, и должны дать ответ в конце нашего события… А чтобы правильно ответить на эти вопросы, каждой группе будут предложены задания – программы, выполняя которые, вы найдете правильный ответ.

 

У нас сегодня 5 групп. Послушайте внимательно задания каждой группы.

(раздаю кадой группе программы с комментариями)

 

                                                       1 группа

                                 Программа выполнения задания

                                   Ребята, сегодня вам предстоит

 

  1. Составить энциклопедическую статью о жизни и творчестве автора рассказа“Васюткино озеро”.
  2. Создать 2-3 слайда электронной презентации, в которую вы поместите энциклопедическую статью и фотографии с портретом писателя и иллюстрациями к его рассказу.

 

Для того, чтобы выполнить это задание, вам необходимо работать по плану:

  • Прочитайте предложенный материал об авторе рассказа“Васюткино озеро”.
  • Выберите самое главное в этих материалах и составьте по образцу энциклопедическую статью об авторе и его рассказе. Образцы энциклопедических статей вы найдете в папке с дополнительными материалами, в энциклопедических словарях, которые лежат на вашем столе.
  • Создайте 2-3 слайда презентации. Для презентации используйте фотографии и иллюстрации. Папку с фотографиями и иллюстрациями вы найдете в компьютере на рабочем столе. Каждая иллюстрация должна сопровождаться небольшим текстом (2-3 предложения).

 

На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, папки с дополнительными материалами. В компьютере есть папка с фотографиями, которые вы можете использовать в презентации.

 

Внимание!

 

Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится

40 минут. На защиту проекта - 5-7 минут

 

 

2 группа

Программа выполнения задания

Ребята, сегодня вам предстоит побыть психологами

 

1.Составьте связный рассказ по теме «Васютка. Черты характера, которыми он обладал. В каких ситуациях они проявились?”

-Зачем Васютка пошёл в лес? Как это его характеризует?

-Как он охотился на глухаря? О каких чертах героя говорит эта сцена?

-Что он почувствовал, когда понял, что заблудился?

-Что он предпринял? Как повел себя?

-Первая ночь в лесу. Как Васютка преодолел свой страх? О каких чертах характера это говорит?

Расскажите о других значимых, с вашей точки зрения, эпизодах, где проявляется характер Васютки.

Оформите свой ответ в виде презентации, воспользовавшись материалами из папки на рабочем столе компьютера.

  1. Проанализируйте поведение Васютки, составьте, как психологи, рекомендации для тех, кто попал в трудную ситуацию.
  • Что необходимо взять с собой в лес?
  • Как вести себя в лесу, чтобы не заблудиться?
  • Твои действия, если ты заблудился?

 

На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, папки с дополнительными материалами. В компьютере есть папка с фотографиями, которые вы можете использовать в презентации.

Внимание!

Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится

 40 минут. На защиту проекта - 5-7 минут.

 

3 группа

   Программа выполнения задания

        Ребята, сегодня вам предстоит рассказать о тайге, какой ее изобразил автор в рассказе.

Для того, чтобы выполнить задание, вам необходимо работать по плану:

 

1. Подготовить сообщение по теме «Живая природа в рассказе”.

  • Как описана пробудившая тайга? (Кедровки кричали, желна заплакала, синички потрошили , попискивая; белка пронеслась, цокая, уставилась на Васютку...);
  • Какой увидел Васютка тайгу, забравшись на высокое дерево? (Молчаливая, равнодушная, редкие облака...)
  • Как Васютка нашел озеро? По каким приметам Васютка определил, что озеро проточное.

Это должен быть связный рассказ.

2.Создать иллюстрированную презентацию (или коллаж) по теме: «Животный и растительный мир тайги», воспользовавшись дополнительными материалами в папке на рабочем столе компьютера. Найдите в тексте фрагменты, в которых упоминаются названия рыб, птиц, животных, растений тайги, и соотнесите с иллюстрациями в презентации.

     3. Ответить на вопрос, какую роль отводит автор образу тайги в рассказе.

 

На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, папки с дополнительными материалами. В компьютере есть папка с фотографиями, которые вы можете использовать в презентации.

 

Внимание!

Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится

40 минут. На защиту проекта- 5-7 минут.

 

4 группа

Программа выполнения задания

Ребята, сегодня вам предстоит вспомнить, какие способы ориентирования в лесу

вы знаете, а также рассказать о тех способах, которые рекомендует нам автор

 в рассказе “Васюткино озеро”.

 

Для того, чтобы выполнить это задание, вам необходимо работать по плану:

1. Прочитайте предложенный материал о способах ориентирования в лесу, его вы найдете в папке с дополнительными материалами.

  • Ответьте на вопросы:
  • Наберегах какой реки происходит действие в рассказе “Васюткино озеро”?
  • Почему Васютка стремился выйти к реке?
  • В какую сторону направляется Васютка? Почему?
  • Что ему послужило ориентиром?
  • Какие ещё способы ориентирования в лесу вы знаете?
  • Мог ли Васютка воспользоваться этими способами? Какими? Почему?

У вас должен получиться связный рассказ.

  1. Рассмотрите карту реки Енисей и попробуйте предположить, какое из озёр могло быть Васюткиным? Проложите на карте маршрут Васютки.

 

На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, папки с дополнительными материалами. В компьютере есть папка с карточками, на которых изображены разные способы ориентирования в лесу, вы можете ими воспользоваться для создания слайдов презентации, для написания памятки ”Способы ориентирования в лесу”.

 

Внимание!

Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится

 40 минут. На защиту проекта- 5-7 минут.

 

5 группа

Программа выполнения задания

Ребята, сегодня вам предстоит ответить на вопрос: можно ли рассказ “Васюткино озеро” использовать в качестве учебного пособия по основам

 выживания на природе?

 

1. Составьте памятку поведения человека в лесу, заполнив правую часть таблицы цитатами из текста.

Таблица

Какие способы ориентирования в лесу вы знаете?

Какие способы ориентирования в лесу описаны в рассказе «Васюткино озеро»? Запишите цитаты из текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, текст рассказа «Васюткино озеро».

 

Внимание! Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится 40 минут.    За защиту проекта - 5-7 минут.

 

 II. Работа в группах:

 

                 Дети работают в 5 группах. На работу отпущено 40 минут.

     Работают эксперты - старшеклассники по одному в каждой группе. Работает фотограф.

 

III. Защита образовательных продуктов

 

                 Каждая группа защищает свой проект (5-7 мин). Дискуссия в группах. Учитель и учащиеся после защиты каждой группы по мере надобности задают вопросы.

 

Приложения:

  • Лист самодиагностики
  • Оценочный лист экспертов
  • Фотоотчет

1. Лист самодиагностики

 

Критерии самодиагностики

Да

Нет

1

Я узнал много нового

 

 

2

Я научился составлять маршрутную карту, презентацию

 

 

3

Я умею составлять тексты для презентаций

 

 

4

Я могу научить своего товарища выполнять эти задания

 

 

5

Мне понравилось работать в команде

 

 

 

 

2. Оценочный лист для экспертов

 

Группа №

 

Работали дружно

 

Распределили обязанности

 

Планировали работу

 

Контролировали друг друга

 

Способны выстраивать реальные социальные отношения  в учебной деятельности

 

Способны планировать и выстраивать свои индивидуальные действия в соответствии со своей ролью в учебной деятельности

 

Справились с заданием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Фототчет

​​​​​​​

Комментарии

Ирина Владимировна, забрала Ваши материалы в свою копилку! Мне нравится, как Вы используете метапредметные связи, создаёте проблемные ситуации, умеете увлечь детей! Спасибо за "Уроки выживания"! Жаль только, что "Васюткино озеро" по нашей программе мы прочитали с пятиклассниками ещё в начале второй четверти.

10 January 2020

Наталья Юрьевна, спасибо за поддержку...

11 January 2020

Всё вместе,всё под рукой! Очень удобно! Заинтересовалась названием! А что включает образовательное событие? Надо разобраться! Благодарю за работу,Ирина Владимировна!

11 January 2020

Марина Юрьевна!!! Спасибо за отзыв. Образовательное событие - одно из требований ФГОС. Внеурочная форма работы, основанная на интеграции школьных предметов. Ну и обязательное условие - надпредметные знания. Конечно, групповая форма работы, которая приводит к получению проекта (продукта). Его защита... И все за очень короткий срок - 1-2 урока...

11 January 2020

Спасибо! Уже поняла,Ирина Владимировна!

11 January 2020

Ирина Владимировна, и снова восторг! Замечательная разработка! Вами проделана огромная работа, все продумано, отлично организовано. Большое спасибо за предоставленный ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Спасибо за идею. Нужно попробовать что-то подобное разработать для начальной школы. Вопрос: как часто Вы проводите такие образовательные события?

12 January 2020

Лилия Васильевна, каждый учитель проводит образовательные события 2 раза в год... Не только в классах, но уже и сетевые: между классами, школами города и республики. Нынче школа выиграла грант, закупили технику и поделились её с районам республики...

12 January 2020

Интересное событие, возьму на заметку, спасибо за идеи!

12 January 2020

Светлана Александровна, большое спасибо за отзыв

12 January 2020

Похожие публикации