Общеобразовательная программа дополнительного образования «Занимательная математика» (5 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в различных областях производство, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе.
Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.
Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Цель – повышение уровня мотивации и развитие устойчивого интереса к изучению математики.
Задачи:
- развитие личности ребёнка, его математических способностей, внимания, мышления, памяти, воображения; мотивации к дальнейшему изучению математики;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- понимание значимости математики для общественного прогресса;
- обучение умению самостоятельно устанавливать необходимые ассоциации и отношения между предметами и явлениями;
- обучение умению ориентироваться в проблемных ситуациях, решению нестандартных задач;
- развитие логико-математического языка, мышления, пространственного воображения;
- приобщение школьников к новому социальному опыту: историческое развитие математики как науки в России и в других странах;
- развитие эмоциональной сферы школьников в процессе обучающихся игр, математических конкурсов, викторин.
Даная дополнительная образовательная программа имеет естественную направленность.
Она развивает познавательные способности учащихся и активизирует творческий потенциал, углубляет и расширяет знания учащихся.
Данная программа внеурочной деятельности школьников составлена на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- примерной основной образовательной программы общего образования;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- учебного плана МБОУ Моисеево-Алабушской сош;
- годового учебного календарного графика МБОУ Моисеево-Алабушской сош на текущий учебный год;
- основной образовательной программы МБОУ Моисеево-Алабушской сош;
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения);
- Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и методические материалы: Часть 1 / Ф.С. Мухаметзянова; под общей ред. В.В. Зарубиной. — Ульяновск: УИПКПРО, 2012
- Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей;
- Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6 классов;
- Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов.
Формы и режим занятий
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5 классов.
Режим занятий: 70 часов в год; 2 час в неделю. Срок реализации программы – 1год.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Формы контроля
Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- защита проектов;
- результаты математических викторин, конкурсов
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме. Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:
№ занятия |
Определение уровня трудности занятия |
Настроение |
Самооценка работы на занятии |
||
|
легкое |
среднее |
трудное |
|
|
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы занятия были оснащены современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребёнка.
Эффективность и результативность данной программы внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя; сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициатива детей с направляющей ролью учителя; занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; эстетичность всех проводимых мероприятий;
- чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения математикой
Тематическое планирование
Тема |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
|
Запись цифр и чисел у других народов |
2 |
2 |
|
Числа - великаны и числа- малютки |
2 |
1 |
1 |
Приёмы быстрого счета |
7 |
1 |
6 |
Магические квадраты |
2 |
1 |
1 |
Математические фокусы |
4 |
1 |
3 |
Математические ребусы |
4 |
1 |
3 |
Софизмы |
2 |
1 |
1 |
Задачи с числами |
4 |
1 |
3 |
Задачи шутки |
4 |
1 |
3 |
Старинные задачи |
4 |
1 |
3 |
Задачи, решаемые с конца |
2 |
|
2 |
Круги Эйлера |
2 |
1 |
1 |
Простейшие графы |
2 |
1 |
1 |
Задачи на переливания |
3 |
1 |
2 |
Задачи на взвешивания |
3 |
|
3 |
Задачи на движение |
5 |
1 |
4 |
Решение задач арифметическим способом |
3 |
|
3 |
Решение задач алгебраическим способом |
2 |
|
2 |
Задачи на разрезание |
2 |
|
2 |
Задачи со спичками |
2 |
|
2 |
Геометрические головоломки |
2 |
|
2 |
Проектные работы. |
6 |
1 |
5 |
Составление и выпуск брошюры «Математическая шкатулка». |
1 |
|
4 |
ИТОГО |
70 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 70 часов.
1. ИЗ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ (2 часа)
Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Вычислительные машины. О происхождении арифметики. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Буквы и знаки. Арифметика Магницкого. Метрическая система мер. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры. Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дроби на Руси. Великие математики из народа: Иван Петров, Магницкий.
2. ЧИСЛА И ВЫЧИСЛЕНИЯ (21 часов)
Чётные и нечётные числа. Сумма и произведение чётных чисел, нечётных чисел, чётных и нечётных чисел. Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами. Некоторые приёмы быстрого счета. Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99. Умножение на число, оканчивающееся на 5. Умножение и деление на 25,75,50,125. Умножение и деление на 111,1111 и т.д. Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые. Умножение чисел, близких к 100. Умножение на число, близкое к 1000. Умножение на 101,1001 и т.д. Понятие софизма. Математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов. Решение заданий на восстановление записей вычислений. Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.
3. ЗАДАЧИ (34 часа)
Задачи на движение. Логические задачи. Задачи на переливание. Задачи на перекладывание предметов. Задачи на взвешивание. Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации и расположения. Решение занимательных старинных задач и задач-сказок. Решение задач с использованием кругов Эйлера. Понятие графа. Решение простейших задач на графы.
4. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН. ГОЛОВОЛОМКИ. (6 часов)
Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур. Задачи на разрезания. Нахождение площади фигур. Нахождение объёма фигур. Геометрические головоломки. Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Решение занимательных задач со спичками.
5. ПРОЕКТЫ (7 часов)
Проект индивидуальный «Меры длины, веса, площади» Проект групповой «Геометрические фигуры» Проект групповой, краткосрочный «Ремонт классного кабинета» Математика и музыка. Счѐты. Старинные русские меры. Магические квадраты
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ |
Раздел программы |
Формы занятий |
Приемы и методы организации образовательного процесса |
Дидактический материал |
Формы подведения итогов |
1. |
Запись цифр и чисел у других народов |
рассказ, беседа, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос
|
презентация |
опрос |
2. |
Числа - великаны и числа- малютки |
беседа, игра, заучивание названия цифр, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, демонстрация упражнение, игра, опрос |
презентация |
сообщения |
3. |
Приёмы быстрого счета |
беседа, игра, заучивание |
объяснение, демонстрация упражнение, игра, опрос |
презентация |
опрос, сообщения |
4. |
Магические квадраты |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос |
презентация |
конкурс на лучшую презентацию |
5. |
Математические фокусы |
беседа, практикум, игра |
объяснение, беседа, лабораторный метод, опрос |
презентация |
соревнования |
6. |
Математические ребусы |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, демонстрация упражнение, практический метод, опрос, игра, |
презентация |
конкурс на лучший математический ребус |
7. |
Софизмы |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, демонстрация упражнение, практический метод, опрос, тестовый контроль, игра, составление плана решения; оформление решения; |
презентация |
опрос |
8. |
Задачи с числами |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос, тестовый контроль, игра, составление плана решения; оформление решения; выводы |
презентация |
тестирование |
9. |
Задачи шутки |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос , самоконтроль, игра , составление плана решения; оформление решения; выводы |
презентация |
конкурс на лучшую загадку- смекалку |
10. |
Старинные задачи |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос, самостоятельная работа, игра , составление плана решения; оформление решения; выводы |
презентация |
опрос, самостоятельная работа |
11. |
Задачи, решаемые с конца |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос, тестовый контроль, игра, составление плана решения; оформление решения; выводы |
презентация |
тестирование |
12. |
Круги Эйлера |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос, игра, составление плана решения; |
презентация |
опрос |
13. |
Простейшие графы |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос, игра, составление плана решения; |
презентация |
самостоятельная работа |
14. |
Задачи на переливания |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос, тестовый контроль, игра, составление плана решения; оформление решения; выводы |
презентация |
проверочный тест |
15. |
Задачи на взвешивания |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах
|
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос, самостоятельная работа, игра, составление плана решения; оформление решения; выводы |
презентация |
самостоятельная работа |
16. |
Задачи на движение |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос, самостоятельная работа, игра , составление плана решения; оформление решения; выводы |
презентация |
самостоятельная работа, опрос |
17. |
Решение задач арифметическим способом |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос ,тестовый контроль, игра , составление плана решения; оформление решения; выводы |
презентация |
тестирование |
18. |
Решение задач алгебраическим способом |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос , самостоятельная работа, игра , составление плана решения; оформление решения; выводы |
презентация |
самостоятельная работа |
19. |
Задачи на разрезание |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос, игра |
презентация |
практическая работа |
20. |
Задачи со спичками |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос, игра |
презентация |
практическая работа |
21. |
Геометрические головоломки |
беседа, практикум, игра, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с книгой, демонстрация упражнение, практический метод, опрос, игра |
презентация |
соревнования |
22. |
Проектные работы. |
беседа, практикум, зачет, групповая работа, индивидуальная работа и работа в парах |
объяснение, работа с интернетом, беседа дискуссия оформление материала |
презентация буклеты |
индивидуальное задание, зачёт. конкурс на лучшую математическую брошюру |
23. |
Составление и выпуск брошюры «Математическая шкатулка» |
Предполагаемые результаты.
Занятия кружка должны помочь учащимся:
- усвоить некоторые базовые знания по математике;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах,
- способствовать развитию внимания, наблюдательности, памяти.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Планируемые результаты изучения предмета (УУД)
На второй ступени школьного обучения освоения математического содержания обеспечиваются условия достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Личностные:
Ученик научится: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Формулировать вопросы. Испытывать познавательный интерес к математической науке.
Ученик получит возможность научиться: Использовать знания в повседневной жизни. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены.
Метапредметные: Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД:
Ученик научится: Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предложение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника Проговаривать последовательность действий. Адекватно воспринимать оценку учителя, давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Ученик получит возможность научиться: Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Определять и формулировать деятельности на уроке с помощью учителя. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Давать совместно с учителем и другими учениками эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ученик научится: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Ученик получит возможность научиться: Строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей. Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших математических моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем)
Коммуникативные УУД:
Ученик научится: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
Ученик получит возможность научиться: Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
Ученик научится: - использовать старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов; названия больших чисел; использовать понятие графа, софизма.
методы решения логических задач;
Ученик получит возможность научиться: - читать и записывать римские числа, читать и записывать большие числа, пользоваться приёмами быстрого счёта, решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание, составлять план решения задач, использовать различные приёмы при решении логических задач; анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы, решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы, выполнять проектные работы, выступления на заданную тему, презентации, уметь работать в коллективе и самостоятельно, работать с дополнительной литературой, справочниками, интернет-ресурсами.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Список литературы для учителя:
1. А.В. Фарков. Внеклассная работа по математике. – Москва «Айрис-пресс» 2013г;
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2013г;
- Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2012г;
4. «Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений»/ И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.-М.: Дрофа, 2013.
Медиаресурсы:
1.http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»;
2.http://videouroki.net- полезные материалы для учителя.
Список литературы для учащихся:
1.«Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений»/ И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.-М.: Дрофа, 2013;
- Б.А. Кордемский. Математическая смекалка. – Изд. Физико-математическая литература. 2010г;
- Л.М. Лоповок. Математика на досуге. – Издательство «Просвещение».2013 г.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Когнитивный компонент (что узнают) |
Операционный компонент (что научатся делать) |
Связь с межпредметными курсами |
Дата |
||
Чтение и работа с текстом |
Информационная грамотность |
план. |
факт. |
|||||
1. |
Запись цифр и чисел у других народов |
2 |
Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Вычислительные машины. О происхождении арифметики. Происхождение и развитие письменной нумерации. Старые русские меры. Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дроби на Руси. Великие математики из народа: Иван Петров, Магницкий. |
Искать информацию о великих математиках из народа, Арифметикой Магницкого; владеть информацией о старых русских мерах. |
Поиск информации в сети интернет |
Работа с презентацией |
|
|
2. |
Запись цифр и чисел у других народов |
|
|
|||||
3. |
Числа - великаны и числа- малютки |
2 |
Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами. |
Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи; |
Чтение с последующим запоминанием. |
Работа с презентацией |
|
|
4. |
Числа - великаны и числа- малютки |
|
|
|||||
5. |
Приёмы быстрого счета |
7 |
Некоторые приёмы быстрого счета. Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99. Умножение на число, оканчивающееся на 5. Умножение и деление на 25,75,50,125. Умножение и деление на 111,1111 и т.д. Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. |
Понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами; Запомнить приемы быстрого счета |
|
Работа с презентацией |
|
|
6. |
Приёмы быстрого счета |
|
|
|||||
7. |
Приёмы быстрого счета |
|
|
|||||
8. |
Приёмы быстрого счета |
|
|
|||||
9. |
Приёмы быстрого счета |
|
|
|||||
10. |
Приёмы быстрого счета |
|
|
|||||
11. |
Приёмы быстрого счета |
|
|
|||||
12. |
Магические квадраты |
2 |
Познакомиться с магическими квадратами, понимать и применять смысл различных игр |
Видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации |
|
Работа с презентацией |
|
|
13. |
Магические квадраты |
|
|
|||||
14. |
Математические фокусы |
4 |
Познакомиться понимать и применять смысл различных игр- фокусов с числами
|
Понимать и использовать математические понятия в решении задач |
|
Работа с презентацией |
|
|
15. |
Математические фокусы |
|
|
|||||
16. |
Математические фокусы |
|
|
|||||
17. |
Математические фокусы |
|
|
|||||
18. |
Математические ребусы |
4 |
Формировать навыки применения математических ребусов и их свойств при решении ребусов. |
Видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации |
|
Работа с презентацией |
|
|
19. |
Математические ребусы |
|
|
|||||
20. |
Математические ребусы |
|
|
|||||
21. |
Математические ребусы |
|
|
|||||
22. |
Софизмы |
2 |
Познакомиться с новыми понятиями. Объяснять пути решения и разбирать причины затруднения при решении |
Понимать и использовать математические понятия в решении задач |
|
Работа с презентацией |
|
|
23. |
Софизмы |
|
|
|||||
24. |
Задачи с числами |
4 |
Познакомиться с новыми понятиями. Объяснять пути решения и разбирать причины затруднения при решении задач |
Применять знания и умения в решении задач |
Выделить в тексте то, что было известно ранее и то, что узнали нового; |
Работа с презентацией |
|
|
25. |
Задачи с числами |
|
|
|||||
26. |
Задачи с числами |
|
|
|||||
27. |
Задачи с числами |
|
|
|||||
28. |
Задачи шутки |
4 |
Познакомиться с новыми понятиями. Объяснять пути решения и разбирать причины затруднения при решении задач |
Применять знания и умения в решении задач |
Найти примеры, иллюстрирующие новый материал, придумать «свои» примеры, упражнения; |
Работа с презентацией |
|
|
29. |
Задачи шутки |
|
|
|||||
30. |
Задачи шутки |
|
|
|||||
31. |
Задачи шутки |
|
|
|||||
32. |
Старинные задачи |
4 |
Познакомиться с новыми понятиями. Объяснять пути решения и разбирать причины затруднения при решении задач |
Применять знания и умения в решении задач |
Самостоятельно составить вопросы к тексту |
Работа с презентацией |
|
|
33. |
Старинные задачи |
|
|
|||||
34. |
Старинные задачи |
|
|
|||||
35. |
Старинные задачи |
|
|
|||||
36. |
Задачи, решаемые с конца |
2 |
Познакомиться с новыми понятиями. Объяснять пути решения и разбирать причины затруднения при решении задач, решаемых с конца. |
Уметь сравнивать, анализировать, обобщать по разным основания, моделировать выбор способов деятельности. |
Выборочное чтение (прочесть алгоритм решения задачи) |
Работа с презентацией |
|
|
37. |
Задачи, решаемые с конца |
|
|
|||||
38. |
Круги Эйлера |
2 |
Познакомиться с новыми понятиями. Объяснять пути решения и разбирать причины затруднения при решении |
Понимать и использовать математические понятия в решении задач |
Чтение с последующим запоминанием. |
Работа с презентацией |
|
|
39. |
Круги Эйлера |
|
|
|||||
40. |
Простейшие графы |
2 |
Познакомиться с новыми понятиями. Объяснять пути решения и разбирать причины затруднения при решении |
Уметь объяснять новые понятия; приводить примеры из жизни. представлять результат своей деятельности |
Сделать опорный конспект прочитанного текста |
Работа с презентацией |
|
|
41. |
Простейшие графы |
|
|
|||||
42. |
Задачи на переливания |
3 |
Формировать умение решать задачи на переливание |
Уметь воспроизводить приобретенные знания, умения в ходе конкретной задачи |
|
Работа с презентацией |
|
|
43. |
Задачи на переливания |
|
|
|||||
44. |
Задачи на переливания |
|
|
|||||
45. |
Задачи на взвешивания |
3 |
Формировать умение решать задачи на взвешивание |
Уметь воспроизводить приобретенные знания, умения в ходе конкретной задачи |
Выборочное чтение (прочесть алгоритм решения задачи) |
Работа с презентацией |
|
|
46. |
Задачи на взвешивания |
|
|
|||||
47. |
Задачи на взвешивания |
|
|
|||||
48. |
Задачи на движение |
5 |
Формировать умение решать задачи на движение, используя графический метод. |
Уметь объяснять новые понятия; приводить примеры из жизни. представлять результат своей деятельности, объективно оценивать труд одноклассников. |
Выделить в тексте то, что было известно ранее и то, что узнали нового; |
Работа с презентацией |
|
|
49. |
Задачи на движение |
|
|
|||||
50. |
Задачи на движение |
|
|
|||||
51. |
Задачи на движение |
|
|
|||||
52. |
Задачи на движение |
|
|
|||||
53. |
Решение задач арифметическим способом |
3 |
Познакомиться с новыми понятиями. Формировать умение решать задачи |
Уметь воспроизводить приобретенные знания, умения в ходе конкретной задачи |
Найти примеры, иллюстрирующие новый материал, придумать «свои» примеры, упражнения; |
Работа с презентацией |
|
|
54. |
Решение задач арифметическим способом |
|
|
|||||
55. |
Решение задач арифметическим способом |
|
|
|||||
56. |
Решение задач алгебраическим способом |
2 |
Познакомиться с новыми понятиями. Формировать умение решать задачи |
Уметь воспроизводить приобретенные знания, умения в ходе конкретной задачи |
Выделить в тексте то, что было известно ранее и то, что узнали нового; |
Работа с презентацией |
|
|
57. |
Решение задач алгебраическим способом |
|
|
|||||
58. |
Задачи на разрезание |
2 |
Познакомиться с новыми понятиями. Формировать умение решать геометрические задачи, используя свойства прямых. |
Применять знания и умения в решении задач |
|
Работа с презентацией |
|
|
59. |
Задачи на разрезание |
|
|
|||||
60. |
Задачи со спичками |
2 |
Познакомиться с новыми понятиями. Формировать умение решать геометрические задачи, используя свойства прямых. |
Уметь решать геометрические задачи, используя свойства прямых. |
|
Работа с презентацией |
|
|
61. |
Задачи со спичками |
|
|
|||||
62. |
Геометрические головоломки |
2 |
Познакомиться с новыми понятиями. Формировать умение составлять и решать головоломки |
Уметь воспроизводить приобретенные знания, умения в ходе конкретной задачи |
|
Работа с презентацией |
|
|
63. |
Геометрические головоломки |
|
|
|||||
64. |
Проектные работы. |
6 |
Проект индивидуальный «Меры длины, веса, площади» Проект групповой «Геометрические фигуры» Проект групповой, краткосрочный «Ремонт классного кабинета» |
Выполнять творческий проект по плану; Находить информацию в различных источниках; Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); Выступать перед учащимися своего класса, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Находить информацию в различных источниках;
|
Работа с презентацией, буклетом, памятками |
|
|
65. |
Проектные работы. |
|
|
|||||
66. |
Проектные работы. |
|
|
|||||
67. |
Проектные работы. |
|
|
|||||
68. |
Проектные работы. |
|
|
|||||
69. |
Проектные работы. |
|
|
|||||
70. |
Составление и выпуск брошюры «Математическая шкатулка |
1 |
|
|