Общеобразовательная программа по дополнительному образованию «Планете счетоводов» (1–2 классы)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 806» | |
121351, Москва, ул. Полоцкая, дом 21 ИНН 7731173523 КПП 773101001 ОГРН 1027700507306 | Тел.(495) 417 – 92 – 20 Факс: (495) 416 – 04 – 20 Е-mail:school_806@mail.ru Сайт: sch806.mskobr.ru |
ПРИНЯТО
На заседании
Педагогического Совета
ГБОУ Школа № 806
Протокол от
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по воспитанию, социализации и обеспечению безопасности учащихся ГБОУ Школа № 806
___________________________/ /
Приказ от
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Название дополнительной общеразвивающей программы | «Планета счетоводов» |
Направленность | техническая |
Уровень | ознакомительный |
Возраст обучающихся | 7-9 лет |
Срок реализации программы | 1 год |
Объем программы | 36 часов |
Форма организации процесса обучения | очная, групповая |
Ф.И.О., должность разработчика программы: | Педагог дополнительного образования Кубышкина С.В. |
Москва, 2020 год
Оглавление
| Пояснительная записка | |
1.1. | Введение | 2 |
1.2. | Актуальность и педагогическая целесообразность программы | 2 |
1.3. | Цель и задачи реализации программы | 3 |
1.4. | Принципы и подходы к реализации программы | 3-4 |
1.5. | Категория обучающихся | 5 |
1.6. | Срок реализации и объем программы | 5-8 |
1.7. | Формы организации образовательной деятельности | 8 |
1.8. | Режим занятий | 6-9 |
| Содержание | |
2.1. | Учебный (тематический) план | 8-11 |
| III. Организационно-педагогические условия реализации программы | |
3.1. | Методические материалы. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы | 12 |
3.2. | Дидактические материалы | 12 |
3.3. | Материально-технические условия реализации программы | 12 |
3.4 | Кадровое обеспечение реализации программы | 12 |
| Список литературы | 13 |
| Приложение | 14-15 |
| Расписание занятий | 15 |
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Программа кружка «Планета счетоводов» относится к технической направленности по дополнительному образованию.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" с изменениями и дополнениями от 5 сентября 2019 г.; «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»
1.2.Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Программа определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
1.3. Цель и задачи реализации программы
Цель:
- развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли
1.4. Принципы и подходы к реализации программы
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 37 занятий.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
1.5.Категория обучающихся
Программа ориентирована на воспитанников 7-9 школьного возраста.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.
1.6. Срок реализации и объем программы
Дополнительная образовательная программа «Планета счетоводов» рассчитана на один год обучения, 36 учебных часов.
1.7. Формы организации образовательной деятельности
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ожидаемые результаты
и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
II. Содержание
2.1. Учебный (тематический) план
Наименование тем курса | Всего ча сов | В том числе | Виды деятельности | | ||||
лекция | П/ р | С/ р | Дата проведения | |||||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | | | Определение интересов, склонностей учащихся. | | ||
2. Счет. | 1 | | 1 | | презентация «Как люди научились считать» | | ||
3. Интересные приемы устного счёта. | 1 | | | | устный счёт | | ||
4. Решение занимательных задач в стихах. | 1 | | | 1 | работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | | ||
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 1 | | 1 | | работа с алгоритмами | | ||
6. Учимся отгадывать ребусы. | 1 | | | 1 | составление математических ребусов | | ||
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | | | 1 | решение теста -кроссворда | | ||
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | 1 | | 1 | | работа с алгоритмом | | ||
9. Решение ребусов и логических задач. | 1 | | | 1 | самостоятельная работа | | ||
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | | 1 | | составление схем, диаграмм | | ||
11. Загадки - смекалки. | 1 | | 1 | | составление загадок, требующих математического решения | | ||
12. Игра «Знай свой разряд». | 1 | | | 1 | работа с таблицей разрядов | | ||
13. Обратные задачи. | 1 | | | 1 | работа в группах «Найди пару» | | ||
14. Практикум «Подумай и реши». | 1 | | 1 | | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | | ||
15.Задачи с изменением вопроса. | 1 | | | | инсценирование задач | | ||
16. «Газета любознательных». | 1 | 1 | | | проектная деятельность | | ||
17.Решение нестандартных задач. | 1 | | 1 | | решение задач на установление причинно-следственных отношений | | ||
18.Решение олимпиадных задач. | 1 | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | | ||
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | | ||
20. Школьная олимпиада | 1 | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | | ||
21. Игра «Работа над ошибками» | 1 | | 1 | | работа над ошибками олимпиадных заданий | | ||
22.Математические горки. | 1 | | 1 | | решение задач на преобразование неравенств | | ||
23. Наглядная алгебра. | 1 | | | 1 | работа в группах: инсценирование | | ||
24.Решение логических задач. | 1 | | 1 | | схематическое изображение задач | | ||
25.Игра «У кого какая цифра» | 1 | | | 1 | творческая работа | | ||
26.Знакомьтесь: Архимед! | 1 | | | 1 | работа с энциклопедиями и справочной литературой | | ||
27.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | | | | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | | ||
28.Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | 1 | | | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | | ||
29.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | | 1 | | Работа в парах по решению задач | | ||
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | | 1 | | составление знаковых систем | | ||
31.Задачи с многовариантными решениями. Продолжение | 1 | | | 1 | индивидуальная работа | | ||
32.Математический КВН | 1 | | 1 | | работа в группах | | ||
33. Отработка заданий КВН | 1 | | | | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | | ||
34.Решение нестандартных задач. | 1 | | 1 | | решение задач на установление причинно-следственных отношений | | ||
35.Решение олимпиадных задач. | 1 | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | | ||
36.Решение задач игры «Заврики» | 1 | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | |
Методические материалы. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Результат реализации программы «Планета счетоводов» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
3.2. Дидактические материалы:
- иллюстрации;
- фотографии;
- видео – аудиозаписи
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
3.3. Материально-технические условия реализации программы:
тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножниц
3.4. Кадровое обеспечение реализации программы
Для реализации программы и образовательного процесса с воспитанниками должен работать педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности педагогического работника.
Список литературы
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Ссылки на сайт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Приложение 2. Расписание занятий на 2020 учебный год
№ | День недели | Время работы |
1 | Понедельник | 14.00-15.00 |
2 | Четверг | 14.00-15.00 |