Общеразвивающая программа дополнительного образования «Живица» (1–2 класс)

9
2
Материал опубликован 2 July 2020

Программа «Живица»



Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Живица» создана как основной нормативный документ, регламентирующий образовательный процесс в объединении.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р);

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

Приказом Минпросвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 01 апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности»;

Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района»

    Актуальность программы

Ценность народных традиций огромна и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами, потому что традиции - хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традициинародное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его жизнью. Поэтому сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка, начиная с младшего школьного возраста, т.к. этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Предпосылкой для создания программы еще стало отсутствие программ по изучению русской народной культуры, традиции и быта для младших школьников в образовательных учреждениях города.

Педагогическая целесообразность

Содержание программы учитывает возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Материал преподносится дозировано с использованием наглядности и различных методических приемов: словесных, практических, воссоздании, моделировании, сюжетно-ролевой игры, обыгрывании, игры-драматизации. Данная программа способствует неуклонному развитию социально-эмоциональной сферы учащихся, обогащению личного опыта, самостоятельности. Даёт им ощущение единой дружной семьи, радости общения со сверстниками и педагогом.

В основу данной программы положены календарно-традиционные праздники и обычаи русского народа, взятые в том виде, в каком они существуют сейчас, в живой культуре – как синтез древнейших фольклорных форм и возрожденных православных устоев бытия.

Программа носит комплексный характер, в ней интегрируются все виды традиционной деятельности простого русского народа: художественное слово, театрализация, хореография, инструментальная и вокальная деятельность. К каждому занятию подобраны соответствующие подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Программа «Живица» основана на единых подходах и принципах:

интеграция областей знаний, позволяющих осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;

использование разнообразных форм организации занятий;

развивающий характер обучения;

обеспечение психологического комфорта ребёнка;

формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.

Цель дополнительной общеобразовательной программы: формирование у учащихся базиса личной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью русского народа, его характером и присущим нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи дополнительной общеобразовательной программы

Обучающие

Способствовать ознакомлению с фольклором русского народа, его народными праздниками, традициями и обрядами, используя особенности природы согласно дням народного календаря.

Формировать интерес к произведениям русского фольклора, учить слушать, заучивать сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, сказки, хороводы, народные игры.

Познакомить с предметным миром русского крестьянства, обучить народным играм, праздничным обрядам.

Обогатить словарь учащихся через народные сказки, присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры.

Развивающие

Развивать творческие способности, речевую активность учащихся средствами фольклора.

Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы, укреплению здоровья.

Способствовать развитию двигательной активности, самостоятельности.

Воспитательные

Формировать умение находить прекрасное в народном творчестве.

Способствовать формированию чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Воспитывать патриотические чувства и духовность, особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие.

Отличительные особенности

Основу настоящей программы составляет содержание методического пособия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авторов О.Л.Князевой, М.Л. Маханёвой.

Программа «Живица» способствует познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию учащихся. Программа знакомства с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, последовательности, индивидуального подхода в обучении, доступности и наглядности материала, его цикличности и универсальности построения.

Организационно – педагогические условия реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы, от 7 до 9 лет.

Возрастные особенности детей. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Они могут сосредоточить свое внимание на 15 минут, но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагируют на все новое, яркое.
Любят слушать речь взрослого.

Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?». Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.  Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого.

Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Ребенок гордится своим окружением, желает быть с ним.

Уровень сложности программы

Исходя из возможностей и возрастных особенностей учащихся, содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

стартовый уровень для учащихся, у которых произвольное внимание непрочное. Слабо развита память, затруднено понимание абстрактных слов и понятий; занятия для начальной работы с детьми не требует специальной подготовки; 

базовый уровень для учащиеся, которые хорошо запоминают факты, сведения, стихи; речь достаточно развита, достаточный словарный запас слов. На базовом уровне происходит усложнение учебного материала, проявление самостоятельного творчества через игровую деятельность.

Структурная модель программы


Уровень

Наполняемость учебных групп

Возраст учащихся, особенности состава

Год обучения

Режим занятия, час

Объем программы в год, час

Особенности организации образовательного процесса

Стартовый

12 - 15

7-8

1

2

2

2

68

68

На базе учреждения

Базовый

8-9


Наполняемость учебных групп 12 - 15 человек

Срок реализации программы 2 года

Форма обучения: очная

Форма организации занятий: групповая

Форма проведения занятий: аудиторная

Основные формы аудиторных занятий: учебное занятие, игра, путешествие, сказка, фантазия, беседа и др.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 занятию в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования. Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

Учебно - тематический план 1 год обучения


п/п

Наименование разделов и (или) тем программы

Количество часов

Формы вводного, текущего

контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

Опрос

2.

Народный календарь осени

20

8

12

Викторина


3.

Народный календарь зимы

20

8

12

Промежуточная аттестация. Викторина

4.

Народный календарь весна- лета

24

10

14

Промежуточная аттестация. Викторина

5.

Итоговое занятие

2

-

2

Промежуточная аттестация. Час игры


ИТОГО:

68

28

40



Содержание программы

Вводное занятие

Теория: Вводное занятие, беседа «Мой край». Инструктаж по Т.Б. и охране жизни и здоровья детей.

Вводный контроль - опрос

2. Народный календарь осени

Теория. Знакомство с понятиями: народный календарь (название месяцев осени по народному календарю, основные занятия крестьян, сезонные обряды, традиции, праздник осени, изменения в природе, зависимость труда крестьян от солнца); устное народное творчество: (заклички, потешки и др.); капусткины посиделки; перелётные и зимующие птицы, птицы зимники, жнец, сноп, листопад, осень- время уборки урожая.

Практика. Стартовый уровень: разучивание закличек, потешек об осени, загадки об осени, овощах, фруктах.

Практика. Базовый уровень: пословицы и приметы об осени, разучивание подвижных и хороводных игр, разгадывание кроссвордов.

Форма контроля - Викторина

3. Народный календарь зимы

Теория. Знакомство с понятиями: народный календарь (название месяцев осени по народному календарю; традиции декабря (колядки, святки, студень); месяц январь – зимы государь; Рождество (понятие - : Рождество); Зимние посиделки; Февраль – снежень ; починки – обычай февраля; Сретенье – встреча весны.

Практика. Стартовый уровень: разгадывание загадок о зверях, о зиме; разучивание колядок, рассматривание иллюстраций, изображающих рыб, «Колядовщики».

Практика. Базовый уровень: приметы и пословицы зимних месяцев, слушание произведений, сказок и беседа по прочитанному, разучивание частушек, потешек, закличек. Рассказ педагога о подготовке крестьянина к весне, починки. Иллюстрации с изображением старинных орудий труда. Пословицы и приметы о сретенье. Чтение предания о сретенье. Обсуждение. Игра «Льдинка».

Форма контроля. Промежуточная аттестация - викторина

4. Народный календарь весны - лета

Теория. Март – протальник: понятия: протальник. Название марта по народному календарю, весенние обряды и обычаи. Масленица – встреча весны: понятия: масленица, традиции, обряды. Март – время возвращения птиц, понятия: закличка. Название апреля по народному календарю, весенние заботы крестьян. Весенние изменения в природе, о возвращении птиц. Апрель – снегогон: понятия: снегогон, соха, пашня. Пасха. понятия: пасха, крашенки, писанки.Май – травень: понятия: травень, скот, скотина. Июнь – хлеборост. Зеленые Святки. Понятия: хлеборост, зеленые святки. Июль страдник. Праздник Ивана купала. Понятия: купальница, Иван – Купала. Август – месяц жатвы. Понятия: медовый спас, яблочный спас, ореховый спас.

Практика. Стартовый уровень: чтение и обсуждение сказок, разучивание закличек, рассказ педагога о масленице: традициях, обычаях, обрядах, дни масленичной недели, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о весне и лете.

Практика. Базовый уровень: объяснение детьми смысла пословиц, поговорок, примет; разгадывание ребусов; составление рассказов о весне, лете; разучивание игр.

Форма контроля – викторина.

Итоговое занятие. Практика. Закрепление пройденного материала. Промежуточная аттестация – час игры.


Учебно - тематический план 2-ой год обучения (базовый уровень»


п/п

Наименование разделов и (или) тем программы

Количество часов

Формы вводного, текущего

контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

Опрос

2.

Русский фольклор

15

5

10

Викторина


3.

Русские народные праздники

15

6

9

Промежуточная аттестация. Викторина

4.

Старинный русский быт

8

3

5

Промежуточная аттестация. Викторина

5


Русские народные игры


18

4

14

Опрос


6

Наша земля – Россия


10

4

6

викторина

7

Итоговое занятие

1

-

1

Промежуточная аттестация. Час игры


ИТОГО:

68

23

45




Содержание программы


1.Вводное занятие

Теория: Вводное занятие, беседа «Устное народное творчество». Инструктаж по ТПБ. и ОБЖ

Вводный контроль - опрос

2.Русский фольклор

Теория:

Жанры потешного и игрового фольклора: потешки, прибаутки, загадки, небылицы, дразнилки, скороговорки, считалки, пословицы и поговорки, былины.

Композиция сказки: присказка, зачин, рассредоточенная экспозиция

( появление новых героев на протяжении всей сказки), завязка, троекратные повторы при развитии сюжета, кульминация, совпадающая с развязкой, мораль, концовка. Особенности поэтического языка: метафоры, сравнения, эпитеты, фразеологические обороты. Герои добрые и злые, реальные и фантастические. Народные сказочники. Собиратели русских сказок: А.Н. Афанасьев, И.П. Сахаров.

Практика:

Чтение сказок, работа с текстом волшебной сказки.

Чтение и рассказывание русских народных сказок. Бытовые сказки. Сказки о животных. Предания старины глубокой. Богатыри земли русской.

Чтение и разучивание текстов потешного фольклора, обыгрывание, работа над выразительным исполнением. Загадывание и отгадывание загадок. Чтение сказок, работа с текстом сказки.

Форма контроля - Викторина

3. Русские народные праздники.

Теория:

Народные приметы. Народный календарь Русские народные праздники и обряды.

Практика:

Осенние праздники. Зимние праздники. Весенние праздники. Осенние посиделки. День рождения домового. Подготовка к Масленице. Весенний праздник Пасха. Времена года и народный календарь. Календарь именинников.

Слушание музыки, просмотр репродукций, разучивание пословиц и поговорок , просмотр мультфильмов

Форма контроля. Промежуточная аттестация - викторина

4 Старинный русский быт

Теория:

Русская изба (клеть, сени- холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Народные поверья. Бесово племя (водолей, водяной, дьявол). Родословная нечистой силы.

Практика:

Показ домашней и хозяйственной утвари в русской избе. украшения жилища, интерьеры и убранство

Какие обереги берегли дом, а какие берегли огород.

Форма контроля – викторина

5.Русские народные игры и забавы

Теория:

Роль игры в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры

Русская народная игра – как традиция народной культуры. Какими игрушками и в какие игры играли дети на Руси.

Практика

Русские народные игры «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Лапта», «Бояре», «Горелки», «Перетяни», «Прятки», «Жмурки», «Гуси-лебеди». «Каравай», «Колечки», «Салки», « Море волнуется». Игра с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Вводный контроль – опрос

6. Наша земля – Россия

Теория:

Введение. Мы живём в России. Волховская земля - часть России. Обойди целый свет - краше Родины нет.

Практика:

Изучение источников информации по родному краю. Красота нашей природы. Традиции и обычаи. Стихи и песни о родном крае. Растительный и животный мир. Народы, заселявшие территорию края. Мой любимый посёлок.

Форма контроля – викторина

7.Итоговое занятие – Мир игр


Методическое обеспечение программы 1 год обучения


п/п

Название разделов и (или) тем

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

1


Вводное занятие

Беседа


Словесный, наглядный

Демонстрационный материал

2.

Народный календарь осени

Игры, викторины,

беседа

Словесный

наглядный практический

Набор масок раздаточный иллюстративный материал «Играем и учимся», Серии картин «Овощи», Фрукты», «Деревья», «Растения»

3

Народный календарь зимы

Игры, викторины, беседа

Словесный наглядный, практический

Настольные игры «Составь сказку и расскажи ее»,

«Лото», пазлы, развивающие игры. Магнитофон, кассеты.

Художественная литература

Набор картин «Зимующие птицы» иллюстрации серия картин «Мы играем», магнитофон

4

Народный календарь весна- лета

Игры, викторины, беседа

Словесный, наглядный,

практический

Набор картин о весне и лете, перелетные птицы, дидактические игры

5

Итоговое занятие

Игра

Словесный

Игровой практический

Раздаточный материал по количеству детей



Методическое обеспечение программы 2 год обучения


п/п

Название разделов и (или) тем

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

1


Вводное занятие

Беседа


Словесный, наглядный

Демонстрационный материал

2.

Русский фольклор

Игры, викторины,

беседа

Словесный

наглядный практический

иллюстративный материал по потешкам, прибауткам, сказкам. картотека загадок, пословиц, скороговорок.

Презентации

3

Русские народные праздники

Игры, викторины, беседа

Словесный наглядный, практический

Реквизит к народным праздникам. Календарь народных праздников

4

Старинный русский быт

Игры, викторины, беседа

Словесный, наглядный,

практический

Наглядные пособия:горшки, ухват, коромысло, самовар и другие Проектор, ноутбук.

5

Русские народные игры


Игра

Словесный

Игровой практический

Раздаточный материал по количеству детей Картотека подвижных игр

6

Наша земля – Россия


Беседа, экскурсия. викторина

Словесный

Игровой практический

Иллюстративный материал

7

Итоговое занятие

игра

Словесный

Игровой практический

Раздаточный материал по количеству детей




Система оценки результатов

Личностные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

Воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре; ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Формирование ответственного отношение к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, умение общаться, уступать, слушать других.

Предоставление учащимся возможности почувствовать свою востребованность.

Метапредметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

Умение формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Развитие индивидуальных, творческих способностей (чувство ритма, слуха, разных видов памяти).

Предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

Стартовый уровень

Освоят детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного календаря. Сформируют способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.

Будут уметь: рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их, работать в сотрудничестве с другими учащимися и педагогом; использовать полученные знания в жизни

Базовый уровень

Будут знать: быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички, названия русских народных и хороводных игр.

Будут уметь: распознавать малые фольклорные формы - потешки, загадки, считалки; понимать смысл обрядовых праздников и традиций; играть в русские народные и хороводные игры.

Для проверки освоения программы используются следующие формы контроля:

вводный контроль - опрос

текущий контроль успеваемости - викторина

промежуточная аттестация: викторина, мир игры


Список литературы

для педагога

Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л.Князева, М.Д.Маханева. - Спб: Акцидент, 1997

Кудрявцева, Т.А.Бабочка над заливом/ Т.А.Кудрявцева.- Спб:Первый класс: Специальная литература,2011

Мельников, М.Н. Русский детский фольклор / М.Н.Мельников. - М: Просвещение, 1987

Морозов, И.А. Забавы вокруг печки. Русские народные традиции в играх /И.А.Морозов. - М: Роман-газета, 1994

для учащихся

1.Кудрявцева, Т.А.Бабочка над заливом/ Т.А.Кудрявцева.- Спб:Первый класс: Специальная литература,2011

2.Мельников, М.Н. Русский детский фольклор / М.Н.Мельников. - М: Просвещение, 1987



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Надежда Алексеевна, благодарю за программу!

2 July 2020

Спасибо, Галина Валентиновна!

3 July 2020