Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора директор ГКУ СО КК
по воспитательной и «Новороссийский СРЦН»
реабилитационной работе
___________ Н.В. Гронтковская ___________ И.В. Субботина
«___»___________ 2016 г. «___»___________ 2016 г.
Приказ № _____
Общеразвивающая рабочая программа
по реабилитации несовершеннолетних
«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»
(художественно-эстетическое воспитание)
Разработчик: воспитатель - О.В.Кузнецова
г. Новороссийск
2016
Пояснительная записка
Творца от человека нетворческого отделяет "пропасть". Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Декоративно – прикладное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное; узнают традиции, обычаи; особенности жизни и быта, передающиеся из поколения в поколение; усваивают эталоны красоты.
Проблемные вопросы программы
Знание истории возникновение традиционных росписей (Мезенская, Городецкая, Хохломская, Гжельская и т.д.);
Обучение отличительным особенностям по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т.п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла;
Выполнение элементарных приемов росписи;
Составление композиции в различных техниках росписи и выполнение ее на изделии.
Отличительные особенности программы
Ремесло росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно – прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения. Данная развивающая программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промыслов, техники росписи и основных композиционных приемов. Это направление не ограничивает творческую деятельность детей, ведь специфика данной программы и в достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира воспитанника. Современный орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов. Характерными являются также изображение листвы, бутонов и перистой ажурной листвы. Виртуозность выполнения достигается различными способами письма, а некоторые тонкие элементы с помощью тоненькой кисточки.
Программа предназначена для ознакомления и изучения воспитанников учреждения с народными росписями в нашей стране. Декоративно – прикладное искусство - это удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности детям. Содержание программы позволит воспитанникам получить знания об основных видах росписи в России, таких как Городецкая, Мезенская и Гжельская роспись и другие. Изучить историю их возникновения, художественные ценности, а также будет способствовать расширению мировоззренческих представлений воспитанников.
Актуальность программы
Ремесло росписи по дереву является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин “фольклор” трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая древо современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству. Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, миро отношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.
Цель программы: формирование творческих способностей воспитанников, путем создания условий для самореализации личности; развитие творческой индивидуальности каждого ребенка; приобщение воспитанников к художественно-творческой деятельности.
Задачи: познакомить воспитанников с историей возникновения и зарождения росписей в России; освоить элементарные приемы рисования кистью; получить представления о композиции и уметь составлять собственные; уметь применять техники письма на дереве и керамике; профессиональная ориентация; воспитать в детях чувство прекрасного, уважения и любви к народным традициям; воспитывать чувство гордости за русскую культуру, потребность в общении с прекрасным; формировать эстетический и художественный вкус; содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Направления
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Методы
Во время реализации программы будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как программа включает в себя различные обучающие задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.
Инструменты и материалы: кисти разного размера (колонок); стаканчики для воды; циркуль, бумага бытовая; картон; клей “ПВА”; палитра; карандаши простые; кисти для клея; краски акварельные; краски гуашевые; доски деревянные, ложки, лопатки и др.; фарфоровые тарелки, блюда; пластиковые или др. разносы.
Возраст детей: от 3 до 18 лет.
Организация и проведение занятий, численный состав: занятия проводятся в группах, индивидуально (разновозрастные) от 5 до 10 человек (3-6 лет; 7-10 лет; 11-14 лет; 15-18 лет).
Максимальная нагрузка в неделю: 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 1 час (20-30 мин(3-6 лет); академический - 40 мин; 60 мин). Освоение программы - 6 месяцев (30 ч). В целях сохранения внимания и здоровья детей между теоритической и практической частью проводятся игры, физкультминутки 10 минут.
Место проведения занятий: классная комната, актовый зал, музейная комната, группа, двор, спортивная площадка. Занятия организуются и проводятся педагогом (воспитателем) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.
Совместная деятельность: допускается участие на занятиях родителей (законных представителей), участие в тематических мероприятиях, творческих конкурсах, походах, экскурсиях.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора директор ГКУ СО КК
по воспитательной и «Новороссийский СРЦН»
реабилитационной работе
___________ Н.В. Гронтковская ___________ И.В. Субботина
«___»___________ 2016 г. «___»___________ 2016 г.
Учебный план (3 – 6 лет)
общеразвивающей рабочей программы
по реабилитации несовершеннолетних
«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»
(художественно-эстетическое воспитание)
№ модуля (раздела) |
Модуль (раздел) |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. Занятия |
Практ. Занятия |
||
1 |
Организационное занятие. Народные росписи России |
1 |
1 |
- |
2 |
Мезенская роспись |
2 |
1 |
1 |
3 |
Городецкая роспись |
3 |
1 |
2 |
4 |
Гжельская роспись |
4 |
1 |
3 |
5 |
Хохломская роспись |
4 |
1 |
3 |
6 |
Жостовская роспись |
3 |
1 |
2 |
7 |
Полхов - Майданская роспись |
2 |
1 |
1 |
8 |
Экскурсии (виртуальные) |
2 |
2 |
- |
9 |
Рисование различных композиций |
2 |
- |
2 |
10 |
Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) |
3 |
- |
3 |
11 |
Роспись фарфоровых поверхностей |
2 |
- |
2 |
12 |
Творческая работа: «Цветочный круг» |
2 |
- |
2 |
Итого |
30 ч |
9 ч |
21 ч |
Календарно – тематический план (3 - 6 лет)
общеразвивающей рабочей программы по реабилитации несовершеннолетних
«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»
(художественно-эстетическое воспитание)
№ модуля (раздела) |
Дата проведения |
Модуль (раздел) |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. занятия |
Практ. занятия |
|||
1. |
Организационное занятие. Народные росписи России (1 ч) |
||||
1.1 |
Правила техники безопасности. Виды декоративно-прикладного творчества. Центры их зарождения и развития |
1 |
1 |
- |
|
2. |
Мезенская роспись (2 ч) |
||||
2.1 |
История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы |
1 |
1 |
- |
|
2.2 |
Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам |
1 |
- |
1 |
|
3. |
Городецкая роспись (3 ч) |
||||
3.1 |
Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние |
1 |
1 |
- |
|
3.2 |
Выполнение главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка (штрихи, точки) |
1 |
- |
1 |
|
3.3 |
Раскрашивание досочек, панно в цветовой по мотивам городецкой росписи |
1 |
- |
1 |
|
4. |
Гжельская роспись (4 ч) |
||||
4.1 |
Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние |
1 |
1 |
- |
|
4.2 |
Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам |
1 |
- |
1 |
|
4.3 |
Раскрашивание сахарницы в цветовой гамме гжели |
1 |
- |
1 |
|
4.4 |
Раскрашивание кувшина, чайника в цветовой гамме гжели |
1 |
- |
1 |
|
5. |
Хохломская роспись (4 ч) |
||||
5.1 |
Хохломская деревянная посуда. История возникновения промысла и его современное состояние |
1 |
1 |
- |
|
5.2 |
Раскрашивание досочки в цветовой гамме хохломы |
1 |
- |
1 |
|
5.3 |
Раскрашивание кружки, горшочка в цветовой гамме хохломы |
1 |
- |
1 |
|
5.4 |
Раскрашивание подноса в цветовой гамме хохломы |
1 |
- |
1 |
|
6. |
Жостовская роспись (3 ч) |
||||
6.1 |
Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние. |
1 |
1 |
- |
|
6.2 |
Составление эскиза подноса в карандаше. Разрисовка эскиза в красках |
1 |
- |
1 |
|
6.3 |
Прорисовка листьев, веточек, мелких деталей основного рисунка, основных деталей рисунка |
1 |
- |
1 |
|
7. |
Полхов-Майданская роспись (2 ч) |
||||
7.1 |
История возникновения промысла и его современное состояние |
1 |
1 |
- |
|
7.2 |
Элементы. Составление эскиза и роспись панно по мотивам полхов-майданской росписи |
1 |
- |
1 |
|
8. |
Экскурсии (виртуальные) (2 ч) |
||||
8.1 |
В музее Матрёшки |
1 |
1 |
- |
|
8.2 |
В музее Павлопосадского платка |
1 |
- |
1 |
|
9. |
Рисование различных композиций (2 ч) |
||||
9.1 |
Рисование цветов в композиции |
1 |
1 |
- |
|
9.2 |
Рисование росписью композиции в круге, композиции в цветовой гамме гжели |
1 |
- |
1 |
|
10. |
Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) (3 ч) |
||||
10.1 |
Составление эскиза досочки в форме яблока карандашом. Разрисовка эскиза в красках |
1 |
1 |
- |
|
10.2 |
Составление эскиза досочки в форме прямоугольника карандашом. Разрисовка эскиза в красках |
1 |
- |
1 |
|
10.3 |
Составление эскиза рамочки карандашом. Разрисовка эскиза в красках |
1 |
- |
1 |
|
11. |
Роспись фарфоровых поверхностей (2 ч) |
||||
11.1 |
Составление эскиза декоративной тарелки “Весеннее настроение” карандашом. Разрисовка эскиза в красках |
1 |
1 |
- |
|
11.2 |
Составление эскиза декоративной тарелки “Гжель” карандашом. Разрисовка эскиза в красках |
1 |
- |
1 |
|
12. |
Творческая работа «Цветочный круг» (2 ч) |
||||
12.1 |
Составление эскиза тарелки “Цветочный круг” карандашом |
1 |
1 |
- |
|
12.2 |
Разрисовка эскиза в красках |
1 |
- |
1 |
|
Итого |
30 ч |
9 ч |
21 ч |
Ожидаемые результаты
В процессе работы воспитанники в увлекательной форме практически получат знания народных росписей Российской Федерации, научатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, приобретут умения работать с кистью, гуашью. Используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление воспитанников, развить их трудовые навыки и умения.
Должен знать: исторические сведения по возникновению и развитию росписи в России; основы композиции и цветоведения; оборудования, материалы и инструменты для росписи; организацию рабочего места.
Должен уметь: организовать свое рабочее место; различать по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т.п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла; выполнять элементарные приемы росписи.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора директор ГКУ СО КК
по воспитательной и «Новороссийский СРЦН»
реабилитационной работе
___________ Н.В. Гронтковская ___________ И.В. Субботина
«___»___________ 2016 г. «___»___________ 2016 г.
Учебный план (7 – 10 лет)
общеразвивающей рабочей программы
по реабилитации несовершеннолетних
«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»
(художественно-эстетическое воспитание)
№ модуля (раздела) |
Модуль (раздел) |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. Занятия |
Практ. Занятия |
||
1 |
Организационное занятие. Народные росписи России |
1 |
1 |
- |
2 |
Мезенская роспись |
2 |
1 |
1 |
3 |
Городецкая роспись |
3 |
1 |
2 |
4 |
Гжельская роспись |
4 |
1 |
3 |
5 |
Хохломская роспись |
4 |
1 |
3 |
6 |
Жостовская роспись |
3 |
1 |
2 |
7 |
Полхов - Майданская роспись |
2 |
1 |
1 |
8 |
Экскурсии (виртуальные) |
2 |
2 |
- |
9 |
Рисование различных композиций |
2 |
- |
2 |
10 |
Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) |
3 |
- |
3 |
11 |
Роспись фарфоровых поверхностей |
2 |
- |
2 |
12 |
Творческая работа: «Цветочный круг» |
2 |
- |
2 |
Итого |
30 ч |
9 ч |
21 ч |
Календарно – тематический план (7 - 10 лет)
общеразвивающей рабочей программы по реабилитации несовершеннолетних
«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»
(художественно-эстетическое воспитание)
№ модуля (раздела) |
Дата проведения |
Модуль (раздел) |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. занятия |
Практ. занятия |
|||
1. |
Организационное занятие. Народные росписи России (1 ч) |
||||
1.1 |
Правила техники безопасности. Виды декоративно-прикладного творчества. Центры их зарождения и развития |
1 |
1 |
- |
|
2. |
Мезенская роспись (2 ч) |
||||
2.1 |
История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы |
1 |
1 |
- |
|
2.2 |
Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам. Композиционное построение в росписи (прялки, коробушки) |
1 |
- |
1 |
|
3. |
Городецкая роспись (3 ч) |
||||
3.1 |
Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние |
1 |
1 |
- |
|
3.2 |
Выполнение главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка (штрихи, точки) |
1 |
- |
1 |
|
3.3 |
Раскрашивание досочек, панно в цветовой по мотивам городецкой росписи |
1 |
- |
1 |
|
4. |
Гжельская роспись (4 ч) |
||||
4.1 |
Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние |
1 |
1 |
- |
|
4.2 |
Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам |
1 |
- |
1 |
|
4.3 |
Раскрашивание сахарницы в цветовой гамме гжели |
1 |
- |
1 |
|
4.4 |
Раскрашивание кувшина, чайника в цветовой гамме гжели |
1 |
- |
1 |
|
5. |
Хохломская роспись (4 ч) |
||||
5.1 |
Хохломская деревянная посуда. История возникновения промысла и его современное состояние |
1 |
1 |
- |
|
5.2 |
Раскрашивание досочки в цветовой гамме хохломы |
1 |
- |
1 |
|
5.3 |
Раскрашивание кружки, горшочка в цветовой гамме хохломы |
1 |
- |
1 |
|
5.4 |
Раскрашивание подноса в цветовой гамме хохломы |
1 |
- |
1 |
|
6. |
Жостовская роспись (3 ч) |
||||
6.1 |
Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние |
1 |
1 |
- |
|
6.2 |
Составление эскиза подноса в карандаше. Разрисовка эскиза в красках |
1 |
- |
1 |
|
6.3 |
Прорисовка листьев, веточек, мелких деталей основного рисунка, основных деталей рисунка |
1 |
- |
1 |
|
7. |
Полхов-Майданская роспись (2 ч) |
||||
7.1 |
История возникновения промысла и его современное состояние |
1 |
1 |
- |
|
7.2 |
Элементы. Составление эскиза и роспись панно по мотивам полхов - майданской росписи |
1 |
- |
1 |
|
8. |
Экскурсии (виртуальные) (2 ч) |
||||
8.1 |
В музее Матрёшки |
1 |
1 |
- |
|
8.2 |
В музее Павлопосадского платка |
1 |
- |
1 |
|
9. |
Рисование различных композиций (2 ч) |
||||
9.1 |
Рисование цветов в композиции |
1 |
1 |
- |
|
9.2 |
Рисование росписью композиции в круге, композиции в цветовой гамме гжели |
1 |
- |
1 |
|
10. |
Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) (3 ч) |
||||
10.1 |
Составление эскиза досочки в форме яблока карандашом. Разрисовка эскиза в красках |
1 |
1 |
- |
|
10.2 |
Составление эскиза досочки в форме прямоугольника карандашом. Разрисовка эскиза в красках |
1 |
- |
1 |
|
10.3 |
Составление эскиза рамочки карандашом. Разрисовка эскиза в красках |
1 |
- |
1 |
|
11. |
Роспись фарфоровых поверхностей (2 ч) |
||||
11.1 |
Составление эскиза декоративной тарелки “Весеннее настроение” карандашом. Разрисовка эскиза в красках |
1 |
1 |
- |
|
11.2 |
Составление эскиза декоративной тарелки “Гжель” карандашом. Разрисовка эскиза в красках |
1 |
- |
1 |
|
12. |
Творческая работа «Цветочный круг» (2 ч) |
||||
12.1 |
Составление эскиза тарелки “Цветочный круг” карандашом |
1 |
1 |
- |
|
12.2 |
Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем |
1 |
- |
1 |
|
Итого |
30 ч |
9 ч |
21 ч |
Ожидаемые результаты
В процессе работы воспитанники в увлекательной форме практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, приобретают умения работать с кистью, гуашью. Используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление воспитанников, развить их трудовые навыки и умения.
Должен знать: исторические сведения по возникновению и развитию росписи в России; основы композиции и цветоведения; оборудования, материалы и инструменты для росписи; организацию рабочего места.
Должен уметь: организовать свое рабочее место; различать по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т.п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла; выполнять элементарные приемы росписи; технологию выполнения цветов в круге акварельными и гуашевыми красками, составление композиции из цветов разного размера, смешивания цветов гуашевых красок.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора директор ГКУ СО КК
по воспитательной и «Новороссийский СРЦН»
реабилитационной работе
___________ Н.В. Гронтковская ___________ И.В. Субботина
«___»___________ 2016 г. «___»___________ 2016 г.
Учебный план (11 – 14лет)
общеразвивающей рабочей программы
по реабилитации несовершеннолетних
«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»
(художественно-эстетическое воспитание)
№ модуля (раздела) |
Модуль (раздел) |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. Занятия |
Практ. Занятия |
||
1 |
Организационное занятие. Народные росписи России |
1 |
1 |
- |
2 |
Мезенская роспись |
2 |
1 |
1 |
3 |
Городецкая роспись |
3 |
1 |
2 |
4 |
Гжельская роспись |
4 |
1 |
3 |
5 |
Хохломская роспись |
4 |
1 |
3 |
6 |
Жостовская роспись |
3 |
1 |
2 |
7 |
Полхов - Майданская роспись |
2 |
1 |
1 |
8 |
Экскурсии (виртуальные) |
2 |
2 |
- |
9 |
Рисование различных композиций |
2 |
- |
2 |
10 |
Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) |
3 |
- |
3 |
11 |
Роспись фарфоровых поверхностей |
2 |
- |
2 |
12 |
Творческая работа: «Цветочный круг» |
2 |
- |
2 |
Итого |
30 ч |
9 ч |
21 ч |
Календарно – тематический план (11 - 14 лет)
общеразвивающей рабочей программы по реабилитации несовершеннолетних
«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»
(художественно-эстетическое воспитание)
№ модуля (раздела) |
Дата проведения |
Модуль (раздел) |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. занятия |
Практ. занятия |
|||
1. |
Организационное занятие. Народные росписи России (1 ч) |
||||
1.1 |
Правила техники безопасности. Виды декоративно-прикладного творчества. Центры их зарождения и развития. Искусство росписи по дереву и керамике. Графические и живописные виды росписи |
1 |
1 |
- |
|
2. |
Мезенская роспись (2 ч) |
||||
2.1 |
История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы. Геометрический, зооморфный и растительный орнаменты в росписи. Основные цвета. Техника выполнения росписи |
1 |
1 |
- |
|
2.2 |
Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам Композиционное построение в росписи (прялки, коробушки) Самостоятельное составление композиции и выполнение ее на бумаге |
1 |
- |
1 |
|
3. |
Городецкая роспись (3 ч) |
||||
3.1 |
Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние. Материалы, инструменты и приспособления |
1 |
1 |
- |
|
3.2 |
Выполнение главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка (штрихи, точки) |
1 |
- |
1 |
|
3.3 |
Самостоятельное составление композиции и выполнение росписи в круге на бумаге Раскрашивание досочек, панно в цветовой по мотивам городецкой росписи |
1 |
- |
1 |
|
4. |
Гжельская роспись (4 ч) |
||||
4.1 |
Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние. Техника письма, используемые кисти и краски. Особенности цветовой гаммы. Мотивы, тематика |
1 |
1 |
- |
|
4.2 |
Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам |
1 |
- |
1 |
|
4.3 |
Составление собственной композиции. Технология прорисовки элементов гжельской майолики. Раскрашивание сахарницы в цветовой гамме гжели |
1 |
- |
1 |
|
4.4 |
Раскрашивание сахарницы, кувшина, чайника в цветовой гамме гжели |
1 |
- |
1 |
|
5. |
Хохломская роспись (4 ч) |
||||
5.1 |
Хохломская деревянная посуда. История возникновения промысла и его современное состояние |
1 |
1 |
- |
|
5.2 |
Раскрашивание досочки в цветовой гамме хохломы |
1 |
- |
1 |
|
5.3 |
Раскрашивание кружки, горшочка в цветовой гамме хохломы |
1 |
- |
1 |
|
5.4 |
Раскрашивание подноса в цветовой гамме хохломы |
1 |
- |
1 |
|
6. |
Жостовская роспись (3 ч) |
||||
6.1 |
Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления жостовских подносов |
1 |
1 |
- |
|
6.2 |
Составление эскиза подноса в карандаше. Разрисовка эскиза в красках. Прорисовка основного рисунка блюда |
1 |
- |
1 |
|
6.3 |
Прорисовка основных цветов рисунка. Прорисовка мелких деталей эскиза. Перенос эскиза на блюдо карандашом Прорисовка листьев, веточек, мелких деталей основного рисунка, основных деталей рисунка |
1 |
- |
1 |
|
7. |
Полхов-Майданская роспись (2 ч) |
||||
7.1 |
История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления изделий полхов-майданской росписью |
1 |
1 |
- |
|
7.2 |
Технология прорисовки элементов полхов-майданской росписью. Элементы Составление эскиза и роспись панно по мотивам полхов-майданской росписи |
1 |
- |
1 |
|
8. |
Экскурсии (виртуальные) (2 ч) |
||||
8.1 |
В музее Матрёшки |
1 |
1 |
- |
|
8.2 |
В музее Павлопосадского платка |
1 |
- |
1 |
|
9. |
Рисование различных композиций (2 ч) |
||||
9.1 |
Рисование цветов в композиции |
1 |
1 |
- |
|
9.2 |
Рисование росписью композиции в круге, композиции в цветовой гамме гжели Составление композиции на доску Рисование поздравительной открытки |
1 |
- |
1 |
|
10. |
Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) (3 ч) |
||||
10.1 |
Составление эскиза досочки в форме яблока карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка |
1 |
1 |
- |
|
10.2 |
Составление эскиза досочки в форме прямоугольника карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка |
1 |
- |
1 |
|
10.3 |
Составление эскиза рамочки карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка |
1 |
- |
1 |
|
11. |
Роспись фарфоровых поверхностей (2 ч) |
||||
11.1 |
Составление эскиза декоративной тарелки “Весеннее настроение” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка |
1 |
1 |
- |
|
11.2 |
Составление эскиза декоративной тарелки “Гжель” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка |
1 |
- |
1 |
|
12. |
Творческая работа «Цветочный круг» (2 ч) |
||||
12.1 |
Составление эскиза тарелки “Цветочный круг” карандашом. Прорисовка основного рисунка Перенос эскиза на поверхность |
1 |
1 |
- |
|
12.2 |
Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем |
1 |
- |
1 |
|
Итого |
30 ч |
9 ч |
21 ч |
Ожидаемые результаты
В процессе работы воспитанники в увлекательной форме практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, технологии различных видов росписи, составления композиций на разных видах поверхности, приобретают умения работать с кистью, гуашью. Используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление воспитанников, развить их трудовые навыки и умения.
Должен знать: исторические сведения по возникновению и развитию росписи в России; основы композиции и цветоведения; о художественной ценности произведений народных мастеров; оборудования, материалы и инструменты для росписи; технологический процесс выполнения различных видов росписи по дереву и керамике; организацию рабочего места.
Должен уметь: организовать свое рабочее место; работать с первоисточниками и литературой; различать по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т.п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла; выполнять элементарные приемы росписи, технологию выполнения цветов в круге акварельными и гуашевыми красками, составление композиции из цветов разного размера, смешивания цветов гуашевых красок; придумать и расписать в народных традициях изделие.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора директор ГКУ СО КК
по воспитательной и «Новороссийский СРЦН»
реабилитационной работе
___________ Н.В. Гронтковская ___________ И.В. Субботина
«___»___________ 2016 г. «___»___________ 2016 г.
Учебный план (15 – 18 лет)
общеразвивающей рабочей программы
по реабилитации несовершеннолетних
«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»
(художественно-эстетическое воспитание)
№ модуля (раздела) |
Модуль (раздел) |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. Занятия |
Практ. Занятия |
||
1 |
Организационное занятие. Народные росписи России |
1 |
1 |
- |
2 |
Мезенская роспись |
2 |
1 |
1 |
3 |
Городецкая роспись |
3 |
1 |
2 |
4 |
Гжельская роспись |
4 |
1 |
3 |
5 |
Хохломская роспись |
4 |
1 |
3 |
6 |
Жостовская роспись |
3 |
1 |
2 |
7 |
Полхов - Майданская роспись |
2 |
1 |
1 |
8 |
Экскурсии (виртуальные) |
2 |
2 |
- |
9 |
Рисование различных композиций |
2 |
- |
2 |
10 |
Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) |
3 |
- |
3 |
11 |
Роспись фарфоровых поверхностей |
2 |
- |
2 |
12 |
Творческая работа: «Цветочный круг» |
2 |
- |
2 |
Итого |
30 ч |
9 ч |
21 ч |
Календарно – тематический план (15 - 18 лет)
общеразвивающей рабочей программы по реабилитации несовершеннолетних
«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»
(художественно-эстетическое воспитание)
№ модуля (раздела) |
Дата проведения |
Модуль (раздел) |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. занятия |
Практ. занятия |
|||
1. |
Организационное занятие. Народные росписи России (1 ч) |
||||
1.1 |
Правила техники безопасности. Виды декоративно-прикладного творчества. Центры их зарождения и развития. Искусство росписи по дереву и керамике. Графические и живописные виды росписи |
1 |
1 |
- |
|
2. |
Мезенская роспись (2 ч) |
||||
2.1 |
История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы. Геометрический, зооморфный и растительный орнаменты в росписи. Основные цвета. Техника выполнения росписи |
1 |
1 |
- |
|
2.2 |
Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам Композиционное построение в росписи (прялки, коробушки) Самостоятельное составление композиции и выполнение ее на бумаге |
1 |
- |
1 |
|
3. |
Городецкая роспись (3 ч) |
||||
3.1 |
Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние. Материалы, инструменты и приспособления |
1 |
1 |
- |
|
3.2 |
Выполнение главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка (штрихи, точки) |
1 |
- |
1 |
|
3.3 |
Самостоятельное составление композиции и выполнение росписи в круге на бумаге Раскрашивание досочек, панно в цветовой по мотивам городецкой росписи |
1 |
- |
1 |
|
4. |
Гжельская роспись (4 ч) |
||||
4.1 |
Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние. Техника письма, используемые кисти и краски. Особенности цветовой гаммы. Мотивы, тематика |
1 |
1 |
- |
|
4.2 |
Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам |
1 |
- |
1 |
|
4.3 |
Составление собственной композиции. Технология прорисовки элементов гжельской майолики. Раскрашивание сахарницы в цветовой гамме гжели |
1 |
- |
1 |
|
4.4 |
Раскрашивание сахарницы, кувшина, чайника в цветовой гамме гжели |
1 |
- |
1 |
|
5. |
Хохломская роспись (4 ч) |
||||
5.1 |
Хохломская деревянная посуда. История возникновения промысла и его современное состояние |
1 |
1 |
- |
|
5.2 |
Раскрашивание досочки в цветовой гамме хохломы |
1 |
- |
1 |
|
5.3 |
Раскрашивание кружки, горшочка в цветовой гамме хохломы |
1 |
- |
1 |
|
5.4 |
Раскрашивание подноса в цветовой гамме хохломы |
1 |
- |
1 |
|
6. |
Жостовская роспись (3 ч) |
||||
6.1 |
Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления жостовских подносов |
1 |
1 |
- |
|
6.2 |
Составление эскиза подноса в карандаше. Разрисовка эскиза в красках. Прорисовка основного рисунка блюда |
1 |
- |
1 |
|
6.3 |
Прорисовка основных цветов рисунка. Прорисовка мелких деталей эскиза. Перенос эскиза на блюдо карандашом Прорисовка листьев, веточек, мелких деталей основного рисунка, основных деталей рисунка |
1 |
- |
1 |
|
7. |
Полхов-Майданская роспись (2 ч) |
||||
7.1 |
История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления изделий полхов-майданской росписью |
1 |
1 |
- |
|
7.2 |
Технология прорисовки элементов полхов-майданской росписью. Элементы Составление эскиза и роспись панно по мотивам полхов-майданской росписи |
1 |
- |
1 |
|
8. |
Экскурсии (виртуальные) (2 ч) |
||||
8.1 |
В музее Матрёшки |
1 |
1 |
- |
|
8.2 |
В музее Павлопосадского платка |
1 |
- |
1 |
|
9. |
Рисование различных композиций (2 ч) |
||||
9.1 |
Рисование цветов в композиции |
1 |
1 |
- |
|
9.2 |
Рисование росписью композиции в круге, композиции в цветовой гамме гжели. Составление композиции на доску Рисование поздравительной открытки |
1 |
- |
1 |
|
10. |
Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) (3 ч) |
||||
10.1 |
Составление эскиза досочки в форме яблока карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка |
1 |
1 |
- |
|
10.2 |
Составление эскиза досочки в форме прямоугольника карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка |
1 |
- |
1 |
|
10.3 |
Составление эскиза рамочки карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка |
1 |
- |
1 |
|
11. |
Роспись фарфоровых поверхностей (2 ч) |
||||
11.1 |
Составление эскиза декоративной тарелки “Весеннее настроение” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка |
1 |
1 |
- |
|
11.2 |
Составление эскиза декоративной тарелки “Гжель” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка |
1 |
- |
1 |
|
12. |
Творческая работа «Цветочный круг» (2 ч) |
||||
12.1 |
Составление эскиза тарелки “Цветочный круг” карандашом. Прорисовка основного рисунка Перенос эскиза на поверхность |
1 |
1 |
- |
|
12.2 |
Составление эскиза тарелки карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка |
1 |
- |
1 |
|
Итого |
30 ч |
9 ч |
21 ч |
Ожидаемые результаты
В процессе работы воспитанники в увлекательной форме практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, технологии различных видов росписи, составления композиций на разных видах поверхности, приобретают умения работать с кистью, гуашью. Используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление воспитанников, развить их трудовые навыки и умения.
Должен знать: исторические сведения по возникновению и развитию росписи в России; основы композиции и цветоведения; о художественной ценности произведений народных мастеров; оборудования, материалы и инструменты для росписи; технологический процесс выполнения различных видов росписи по дереву и керамике; организацию рабочего места.
Должен уметь: организовать свое рабочее место; работать с первоисточниками и литературой; различать по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т.п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла; выполнять элементарные приемы росписи, технологию выполнения цветов в круге акварельными и гуашевыми красками, составление композиции из цветов разного размера, смешивания цветов гуашевых красок; придумать и расписать в народных традициях изделие.
Содержание программы
Тема 1. Организационное занятие Правила техники безопасности. Народные росписи России. Виды декоративно-прикладного творчества. Центры их зарождения и развития. Искусство росписи по дереву и керамике. Графические и живописные виды росписи.
Тема 2. Мезенская роспись История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы. Геометрический, зооморфный и растительный орнаменты в росписи. Основные цвета. Техника выполнения росписи. Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам. Композиционное построение в росписи (прялки, коробушки). Самостоятельное составление композиции и выполнение ее на бумаге.
Тема 3. Городецкая роспись Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние. Материалы, инструменты и приспособления. Выполнение главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка (штрихи, точки). Самостоятельное составление композиции и выполнение росписи в круге на бумаге. Раскрашивание досочек, панно в цветовой по мотивам городецкой росписи.
Тема 4. Гжельская роспись Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние. Техника письма, используемые кисти и краски. Особенности цветовой гаммы. Мотивы, тематика. Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам. Составление собственной композиции. Технология прорисовки элементов гжельской майолики. Раскрашивание сахарницы, кувшина, чайника в цветовой гамме гжели.
Тема 5. Хохломская роспись Хохломская деревянная посуда. История возникновения промысла и его современное состояние. Раскрашивание досочки, кружки, горшочка, подноса в цветовой гамме хохломы.
Тема 6. Жостовская роспись Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления жостовских подносов. Составление эскиза подноса в карандаше. Разрисовка эскиза в красках. Прорисовка основного рисунка блюда. Прорисовка основных цветов рисунка. Прорисовка мелких деталей эскиза. Перенос эскиза на блюдо карандашом. Прорисовка листьев, веточек, мелких деталей основного рисунка, основных деталей рисунка.
Тема 7. Полхов-Майданская роспись История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления изделий полхов-майданской росписью. Технология прорисовки элементов полхов-майданской росписью. Элементы. Составление эскиза и роспись панно по мотивам полхов-майданской росписи.
Тема 8. Экскурсии (виртуальные) В музее Матрёшки. В музее Павлопосадского платка.
Тема 9. Рисование различных композиций Рисование цветов в композиции. Рисование росписью композиции в круге, композиции в цветовой гамме гжели. Составление композиции на доску. Рисование поздравительной открытки.
Тема 10. Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) Составление эскиза досочки в форме яблока карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка. Составление эскиза досочки в форме прямоугольника карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка. Составление эскиза рамочки карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка.
Тема 11. Роспись фарфоровых поверхностей Составление эскиза декоративной тарелки “Весеннее настроение” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка. Составление эскиза декоративной тарелки “Гжель” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка.
Тема 12. Творческая работа: «Цветочный круг» Выполнение воспитанниками творческого задания, анализ и выбор понравившейся росписи, составление композиции на тарелке, используя традиционную технику письма и изображение ее на тарелке. Составление эскиза тарелки “Цветочный круг” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка. Составление эскиза тарелки карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка.
Охрана труда
Запрещается привлечение воспитанников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, в ночное время, в праздничные дни, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для определенной возрастной группы детей.
Воспитанники допускаются к участию в общественно-полезном труде после обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы. Воспитанники привлекаются к трудовой практике с их согласия.
Литература для педагогов
Алексахин Н.Н. Голубая сказка / Н.Н. Алексахин – М.: Народное образование
Алексахин Н.Н. Матрешка. Методика преподавания росписи матрешки / Н.Н. Алексахин – М.: Народное образование
Бедник Н.И. Хохлома / Н.И. Бедник / Под ред. В.И. Серебряная – М.: Издательство «Художник РСФСР»
Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А. Богатеева – 2-е изд. – М.: Просвещение
Богоуславская И.Я. Дымковская игрушка / И.Я. Богоуславская – Л.: Художник РСФСР
Жегалова С.К. Росписи Хохломы / С.К. Жегалова – М.: Детская литература
Комарова Т.С., Савенков В.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие / Т.А. Комарова, В.И. Савенков – М.: Российское педагогическое агентство
Коромыслов Б.И. Жостовская роспись / Б.И. Коромыслов – М.: Изобразительное искусство
Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество. О.В. Корчинова – Ростов н/Д: Феникс
Курочкина Н.А. Знакомим детей с книжной графикой. Методическое пособие / Н.А. Курочкина – СПб.: Акцидент
Лыкова И.А., Васюкова, Н.Е. Интеграция искусства. Изодеятельность и детская литература. Сказка / И.А. Лыкова, Н.Е. Васюкова – М.: ИД «КАРАПУЗ» - Творческий центр «Сфера»
Народная детская поэзия. Сборник текстов русского детского народного творчества и методические рекомендации к ним. Автор-составитель М.Ю. Новицкая – М.: АРКТИ
Литература для детей
Берестов В.Д. Матрешкины потешки / В.Д. Берестов - М.: Издательство «Малыш»
Ветрова Г.Е. Сказка о сказочнике: Ю. Васнецов – М.: Издательство «Белый город»
Волшебное кружево: альбом для детского творчества / под ред. И.А. Лыковой – М.: ИД «КАРАПУЗ»
Гжель: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева - М.: Околица
Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. А. Дорофеевой – М.: Издательство «Мозаика – синтез»
Дымка: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева - М.: Околица
Дымковская игрушка: альбом для детского творчества / под ред. И.А. Лыковой – М.: ИД «КАРАПУЗ»
Дымковская игрушка: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. Ю. Дорофеева – М.: Издательство «Мозаика – синтез»
Жостово: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева _ М.: Околица
Жостовский букет: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. Ю.Г. Дорожина – М.: Издательство «Мозаика – синтез»
Игрушка из глины: альбом для раскрашивания / под ред. С. Пшеничных – М.: Издательство «Малыш»
Простые узоры и орнаменты: рабочая тетрадь / под ред. В. Вилюновой – М.: Издательство «Мозаика – синтез»
Расписная игрушка: альбом для раскрашивания / под ред. Н.И. Голубевой – М.: Художник РСФСР
Русская матрешка: альбом для раскрашивания / под ред. К. Назаровой – М.: Издательство «Малыш»
Сказочная гжель: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. А. Дорофеевой – М.: Издательство «Мозаика – синтез»
Сурьянинова Н.С. Синие цветы Гжели / Н.С. Сурьянинова – М.: Издательство «Малыш»,
Филимоновская игрушка: альбом для детского творчества / под ред. И.А. Лыковой – М.: ИД «КАРАПУЗ»
Филимоновская расписная игрушка: альбом для раскрашивания / под ред. Н.И. Голубевой – М.: Издательство «Художник РСФСР»
Хохлома: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева - М.: Околица
Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. Л.В. Орловой – М.: Издательство «Мозаика – синтез»