Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»

3
0
Материал опубликован 29 June 2017 в группе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ

ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора директор ГКУ СО КК

по воспитательной и «Новороссийский СРЦН»

реабилитационной работе

___________ Н.В. Гронтковская ___________ И.В. Субботина

«___»___________ 2016 г. «___»___________ 2016 г.

Приказ № _____

Общеразвивающая рабочая программа

по реабилитации несовершеннолетних

«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»

(художественно-эстетическое воспитание)

Разработчик: воспитатель - О.В.Кузнецова

г. Новороссийск

2016

Пояснительная записка

Творца от человека нетворческого отделяет "пропасть". Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Декоративно – прикладное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное; узнают традиции, обычаи; особенности жизни и быта, передающиеся из поколения в поколение; усваивают эталоны красоты.

Проблемные вопросы программы

Знание истории возникновение традиционных росписей (Мезенская, Городецкая, Хохломская, Гжельская и т.д.);

Обучение отличительным особенностям по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т.п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла;

Выполнение элементарных приемов росписи;

Составление композиции в различных техниках росписи и выполнение ее на изделии.

Отличительные особенности программы

Ремесло росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно – прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения. Данная развивающая программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промыслов, техники росписи и основных композиционных приемов. Это направление не ограничивает творческую деятельность детей, ведь специфика данной программы и в достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира воспитанника. Современный орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов. Характерными являются также изображение листвы, бутонов и перистой ажурной листвы. Виртуозность выполнения достигается различными способами письма, а некоторые тонкие элементы с помощью тоненькой кисточки.

Программа предназначена для ознакомления и изучения воспитанников учреждения с народными росписями в нашей стране. Декоративно – прикладное искусство - это удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности детям. Содержание программы позволит воспитанникам получить знания об основных видах росписи в России, таких как Городецкая, Мезенская и Гжельская роспись и другие. Изучить историю их возникновения, художественные ценности, а также будет способствовать расширению мировоззренческих представлений воспитанников.

Актуальность программы

Ремесло росписи по дереву является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин “фольклор” трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая древо современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству. Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, миро отношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.

Цель программы: формирование творческих способностей воспитанников, путем создания условий для самореализации личности; развитие творческой индивидуальности каждого ребенка; приобщение воспитанников к художественно-творческой деятельности.

Задачи: познакомить воспитанников с историей возникновения и зарождения росписей в России; освоить элементарные приемы рисования кистью; получить представления о композиции и уметь составлять собственные; уметь применять техники письма на дереве и керамике; профессиональная ориентация; воспитать в детях чувство прекрасного, уважения и любви к народным традициям; воспитывать чувство гордости за русскую культуру, потребность в общении с прекрасным; формировать эстетический и художественный вкус; содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Направления

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Методы

Во время реализации программы будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как программа включает в себя различные обучающие задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.

Инструменты и материалы: кисти разного размера (колонок); стаканчики для воды; циркуль, бумага бытовая; картон; клей “ПВА”; палитра; карандаши простые; кисти для клея; краски акварельные; краски гуашевые; доски деревянные, ложки, лопатки и др.; фарфоровые тарелки, блюда; пластиковые или др. разносы.

Возраст детей: от 3 до 18 лет.

Организация и проведение занятий, численный состав: занятия проводятся в группах, индивидуально (разновозрастные) от 5 до 10 человек (3-6 лет; 7-10 лет; 11-14 лет; 15-18 лет).

Максимальная нагрузка в неделю: 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 1 час (20-30 мин(3-6 лет); академический - 40 мин; 60 мин). Освоение программы - 6 месяцев (30 ч). В целях сохранения внимания и здоровья детей между теоритической и практической частью проводятся игры, физкультминутки 10 минут.

Место проведения занятий: классная комната, актовый зал, музейная комната, группа, двор, спортивная площадка. Занятия организуются и проводятся педагогом (воспитателем) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.

Совместная деятельность: допускается участие на занятиях родителей (законных представителей), участие в тематических мероприятиях, творческих конкурсах, походах, экскурсиях.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора директор ГКУ СО КК

по воспитательной и «Новороссийский СРЦН»

реабилитационной работе

___________ Н.В. Гронтковская ___________ И.В. Субботина

«___»___________ 2016 г. «___»___________ 2016 г.

Учебный план (3 – 6 лет)

общеразвивающей рабочей программы

по реабилитации несовершеннолетних

«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»

(художественно-эстетическое воспитание)

модуля (раздела)

Модуль (раздел)

Количество часов

Всего

Теорет. Занятия

Практ. Занятия

1

Организационное занятие.

Народные росписи России

1

1

-

2

Мезенская роспись

2

1

1

3

Городецкая роспись

3

1

2

4

Гжельская роспись

4

1

3

5

Хохломская роспись

4

1

3

6

Жостовская роспись

3

1

2

7

Полхов - Майданская роспись

2

1

1

8

Экскурсии (виртуальные)

2

2

-

9

Рисование различных композиций

2

-

2

10

Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек)

3

-

3

11

Роспись фарфоровых поверхностей

2

-

2

12

Творческая работа: «Цветочный круг»

2

-

2

Итого

30 ч

9 ч

21 ч

Календарно – тематический план (3 - 6 лет)

общеразвивающей рабочей программы по реабилитации несовершеннолетних

«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»

(художественно-эстетическое воспитание)

модуля (раздела)

Дата проведения

Модуль (раздел)

Количество часов

Всего

Теорет. занятия

Практ.

занятия

1.

 

Организационное занятие. Народные росписи России (1 ч)

     

1.1

 

Правила техники безопасности. Виды декоративно-прикладного творчества. Центры их зарождения и развития

1

1

-

2.

 

Мезенская роспись (2 ч)

     

2.1

 

История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы

1

1

-

2.2

 

Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам

1

-

1

3.

 

Городецкая роспись (3 ч)

     

3.1

 

Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние

1

1

-

3.2

 

Выполнение главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка (штрихи, точки)

1

-

1

3.3

 

Раскрашивание досочек, панно в цветовой по мотивам городецкой росписи

1

-

1

4.

 

Гжельская роспись (4 ч)

     

4.1

 

Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние

1

1

-

4.2

 

Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам

1

-

1

4.3

 

Раскрашивание сахарницы в цветовой гамме гжели

1

-

1

4.4

 

Раскрашивание кувшина, чайника в цветовой гамме гжели

1

-

1

5.

 

Хохломская роспись (4 ч)

     

5.1

 

Хохломская деревянная посуда. История возникновения промысла и его современное состояние

1

1

-

5.2

 

Раскрашивание досочки в цветовой гамме хохломы

1

-

1

5.3

 

Раскрашивание кружки, горшочка в цветовой гамме хохломы

1

-

1

5.4

 

Раскрашивание подноса в цветовой гамме хохломы

1

-

1

6.

 

Жостовская роспись (3 ч)

     

6.1

 

Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние.

1

1

-

6.2

 

Составление эскиза подноса в карандаше. Разрисовка эскиза в красках

1

-

1

6.3

 

Прорисовка листьев, веточек, мелких деталей основного рисунка, основных деталей рисунка

1

-

1

7.

 

Полхов-Майданская роспись (2 ч)

     

7.1

 

История возникновения промысла и его современное состояние

1

1

-

7.2

 

Элементы. Составление эскиза и роспись панно по мотивам полхов-майданской росписи

1

-

1

8.

 

Экскурсии (виртуальные) (2 ч)

     

8.1

 

В музее Матрёшки

1

1

-

8.2

 

В музее Павлопосадского платка

1

-

1

9.

 

Рисование различных композиций (2 ч)

     

9.1

 

Рисование цветов в композиции

1

1

-

9.2

 

Рисование росписью композиции в круге, композиции в цветовой гамме гжели

1

-

1

10.

 

Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) (3 ч)

     

10.1

 

Составление эскиза досочки в форме яблока карандашом. Разрисовка эскиза в красках

1

1

-

10.2

 

Составление эскиза досочки в форме прямоугольника карандашом. Разрисовка эскиза в красках

1

-

1

10.3

 

Составление эскиза рамочки карандашом. Разрисовка эскиза в красках

1

-

1

11.

 

Роспись фарфоровых поверхностей (2 ч)

     

11.1

 

Составление эскиза декоративной тарелки “Весеннее настроение” карандашом. Разрисовка эскиза в красках

1

1

-

11.2

 

Составление эскиза декоративной тарелки “Гжель” карандашом. Разрисовка эскиза в красках

1

-

1

12.

 

Творческая работа «Цветочный круг» (2 ч)

     

12.1

 

Составление эскиза тарелки “Цветочный круг” карандашом

1

1

-

12.2

 

Разрисовка эскиза в красках

1

-

1

Итого

30 ч

9 ч

21 ч

Ожидаемые результаты

В процессе работы воспитанники в увлекательной форме практически получат знания народных росписей Российской Федерации, научатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, приобретут умения работать с кистью, гуашью. Используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление воспитанников, развить их трудовые навыки и умения.

Должен знать: исторические сведения по возникновению и развитию росписи в России; основы композиции и цветоведения; оборудования, материалы и инструменты для росписи; организацию рабочего места.

Должен уметь: организовать свое рабочее место; различать по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т.п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла; выполнять элементарные приемы росписи.


 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора директор ГКУ СО КК

по воспитательной и «Новороссийский СРЦН»

реабилитационной работе

___________ Н.В. Гронтковская ___________ И.В. Субботина

«___»___________ 2016 г. «___»___________ 2016 г.

Учебный план (7 – 10 лет)

общеразвивающей рабочей программы

по реабилитации несовершеннолетних

«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»

(художественно-эстетическое воспитание)

модуля (раздела)

Модуль (раздел)

Количество часов

Всего

Теорет. Занятия

Практ. Занятия

1

Организационное занятие.

Народные росписи России

1

1

-

2

Мезенская роспись

2

1

1

3

Городецкая роспись

3

1

2

4

Гжельская роспись

4

1

3

5

Хохломская роспись

4

1

3

6

Жостовская роспись

3

1

2

7

Полхов - Майданская роспись

2

1

1

8

Экскурсии (виртуальные)

2

2

-

9

Рисование различных композиций

2

-

2

10

Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек)

3

-

3

11

Роспись фарфоровых поверхностей

2

-

2

12

Творческая работа: «Цветочный круг»

2

-

2

Итого

30 ч

9 ч

21 ч

Календарно – тематический план (7 - 10 лет)

общеразвивающей рабочей программы по реабилитации несовершеннолетних

«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»

(художественно-эстетическое воспитание)

модуля (раздела)

Дата проведения

Модуль (раздел)

Количество часов

Всего

Теорет. занятия

Практ.

занятия

1.

 

Организационное занятие. Народные росписи России (1 ч)

     

1.1

 

Правила техники безопасности. Виды декоративно-прикладного творчества. Центры их зарождения и развития

1

1

-

2.

 

Мезенская роспись (2 ч)

     

2.1

 

История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы

1

1

-

2.2

 

Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам. Композиционное построение в росписи (прялки, коробушки)

1

-

1

3.

 

Городецкая роспись (3 ч)

     

3.1

 

Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние

1

1

-

3.2

 

Выполнение главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка (штрихи, точки)

1

-

1

3.3

 

Раскрашивание досочек, панно в цветовой по мотивам городецкой росписи

1

-

1

4.

 

Гжельская роспись (4 ч)

     

4.1

 

Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние

1

1

-

4.2

 

Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам

1

-

1

4.3

 

Раскрашивание сахарницы в цветовой гамме гжели

1

-

1

4.4

 

Раскрашивание кувшина, чайника в цветовой гамме гжели

1

-

1

5.

 

Хохломская роспись (4 ч)

     

5.1

 

Хохломская деревянная посуда. История возникновения промысла и его современное состояние

1

1

-

5.2

 

Раскрашивание досочки в цветовой гамме хохломы

1

-

1

5.3

 

Раскрашивание кружки, горшочка в цветовой гамме хохломы

1

-

1

5.4

 

Раскрашивание подноса в цветовой гамме хохломы

1

-

1

6.

 

Жостовская роспись (3 ч)

     

6.1

 

Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние

1

1

-

6.2

 

Составление эскиза подноса в карандаше. Разрисовка эскиза в красках

1

-

1

6.3

 

Прорисовка листьев, веточек, мелких деталей основного рисунка, основных деталей рисунка

1

-

1

7.

 

Полхов-Майданская роспись (2 ч)

     

7.1

 

История возникновения промысла и его современное состояние

1

1

-

7.2

 

Элементы. Составление эскиза и роспись панно по мотивам полхов - майданской росписи

1

-

1

8.

 

Экскурсии (виртуальные) (2 ч)

     

8.1

 

В музее Матрёшки

1

1

-

8.2

 

В музее Павлопосадского платка

1

-

1

9.

 

Рисование различных композиций (2 ч)

     

9.1

 

Рисование цветов в композиции

1

1

-

9.2

 

Рисование росписью композиции в круге, композиции в цветовой гамме гжели

1

-

1

10.

 

Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) (3 ч)

     

10.1

 

Составление эскиза досочки в форме яблока карандашом. Разрисовка эскиза в красках

1

1

-

10.2

 

Составление эскиза досочки в форме прямоугольника карандашом. Разрисовка эскиза в красках

1

-

1

10.3

 

Составление эскиза рамочки карандашом. Разрисовка эскиза в красках

1

-

1

11.

 

Роспись фарфоровых поверхностей (2 ч)

     

11.1

 

Составление эскиза декоративной тарелки “Весеннее настроение” карандашом. Разрисовка эскиза в красках

1

1

-

11.2

 

Составление эскиза декоративной тарелки “Гжель” карандашом. Разрисовка эскиза в красках

1

-

1

12.

 

Творческая работа «Цветочный круг» (2 ч)

     

12.1

 

Составление эскиза тарелки “Цветочный круг” карандашом

1

1

-

12.2

 

Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем

1

-

1

Итого

30 ч

9 ч

21 ч

Ожидаемые результаты

В процессе работы воспитанники в увлекательной форме практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, приобретают умения работать с кистью, гуашью. Используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление воспитанников, развить их трудовые навыки и умения.

Должен знать: исторические сведения по возникновению и развитию росписи в России; основы композиции и цветоведения; оборудования, материалы и инструменты для росписи; организацию рабочего места.

Должен уметь: организовать свое рабочее место; различать по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т.п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла; выполнять элементарные приемы росписи; технологию выполнения цветов в круге акварельными и гуашевыми красками, составление композиции из цветов разного размера, смешивания цветов гуашевых красок.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора директор ГКУ СО КК

по воспитательной и «Новороссийский СРЦН»

реабилитационной работе

___________ Н.В. Гронтковская ___________ И.В. Субботина

«___»___________ 2016 г. «___»___________ 2016 г.

Учебный план (11 – 14лет)

общеразвивающей рабочей программы

по реабилитации несовершеннолетних

«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»

(художественно-эстетическое воспитание)

модуля (раздела)

Модуль (раздел)

Количество часов

Всего

Теорет. Занятия

Практ. Занятия

1

Организационное занятие.

Народные росписи России

1

1

-

2

Мезенская роспись

2

1

1

3

Городецкая роспись

3

1

2

4

Гжельская роспись

4

1

3

5

Хохломская роспись

4

1

3

6

Жостовская роспись

3

1

2

7

Полхов - Майданская роспись

2

1

1

8

Экскурсии (виртуальные)

2

2

-

9

Рисование различных композиций

2

-

2

10

Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек)

3

-

3

11

Роспись фарфоровых поверхностей

2

-

2

12

Творческая работа: «Цветочный круг»

2

-

2

Итого

30 ч

9 ч

21 ч

Календарно – тематический план (11 - 14 лет)

общеразвивающей рабочей программы по реабилитации несовершеннолетних

«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»

(художественно-эстетическое воспитание)

модуля (раздела)

Дата проведения

Модуль (раздел)

Количество часов

Всего

Теорет. занятия

Практ.

занятия

1.

 

Организационное занятие. Народные росписи России (1 ч)

     

1.1

 

Правила техники безопасности. Виды декоративно-прикладного творчества. Центры их зарождения и развития. Искусство росписи по дереву и керамике. Графические и живописные виды росписи

1

1

-

2.

 

Мезенская роспись (2 ч)

     

2.1

 

История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы. Геометрический, зооморфный и растительный орнаменты в росписи. Основные цвета. Техника выполнения росписи

1

1

-

2.2

 

Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам Композиционное построение в росписи (прялки, коробушки) Самостоятельное составление композиции и выполнение ее на бумаге

1

-

1

3.

 

Городецкая роспись (3 ч)

     

3.1

 

Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние. Материалы, инструменты и приспособления

1

1

-

3.2

 

Выполнение главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка (штрихи, точки)

1

-

1

3.3

 

Самостоятельное составление композиции и выполнение росписи в круге на бумаге Раскрашивание досочек, панно в цветовой по мотивам городецкой росписи

1

-

1

4.

 

Гжельская роспись (4 ч)

     

4.1

 

Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние. Техника письма, используемые кисти и краски. Особенности цветовой гаммы. Мотивы, тематика

1

1

-

4.2

 

Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам

1

-

1

4.3

 

Составление собственной композиции. Технология прорисовки элементов гжельской майолики. Раскрашивание сахарницы в цветовой гамме гжели

1

-

1

4.4

 

Раскрашивание сахарницы, кувшина, чайника в цветовой гамме гжели

1

-

1

5.

 

Хохломская роспись (4 ч)

     

5.1

 

Хохломская деревянная посуда. История возникновения промысла и его современное состояние

1

1

-

5.2

 

Раскрашивание досочки в цветовой гамме хохломы

1

-

1

5.3

 

Раскрашивание кружки, горшочка в цветовой гамме хохломы

1

-

1

5.4

 

Раскрашивание подноса в цветовой гамме хохломы

1

-

1

6.

 

Жостовская роспись (3 ч)

     

6.1

 

Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления жостовских подносов

1

1

-

6.2

 

Составление эскиза подноса в карандаше. Разрисовка эскиза в красках. Прорисовка основного рисунка блюда

1

-

1

6.3

 

Прорисовка основных цветов рисунка. Прорисовка мелких деталей эскиза. Перенос эскиза на блюдо карандашом Прорисовка листьев, веточек, мелких деталей основного рисунка, основных деталей рисунка

1

-

1

7.

 

Полхов-Майданская роспись (2 ч)

     

7.1

 

История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления изделий полхов-майданской росписью

1

1

-

7.2

 

Технология прорисовки элементов полхов-майданской росписью. Элементы Составление эскиза и роспись панно по мотивам полхов-майданской росписи

1

-

1

8.

 

Экскурсии (виртуальные) (2 ч)

     

8.1

 

В музее Матрёшки

1

1

-

8.2

 

В музее Павлопосадского платка

1

-

1

9.

 

Рисование различных композиций (2 ч)

     

9.1

 

Рисование цветов в композиции

1

1

-

9.2

 

Рисование росписью композиции в круге, композиции в цветовой гамме гжели Составление композиции на доску Рисование поздравительной открытки

1

-

1

10.

 

Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) (3 ч)

     

10.1

 

Составление эскиза досочки в форме яблока карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка

1

1

-

10.2

 

Составление эскиза досочки в форме прямоугольника карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка

1

-

1

10.3

 

Составление эскиза рамочки карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка

1

-

1

11.

 

Роспись фарфоровых поверхностей (2 ч)

     

11.1

 

Составление эскиза декоративной тарелки “Весеннее настроение” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка

1

1

-

11.2

 

Составление эскиза декоративной тарелки “Гжель” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка

1

-

1

12.

 

Творческая работа «Цветочный круг» (2 ч)

     

12.1

 

Составление эскиза тарелки “Цветочный круг” карандашом. Прорисовка основного рисунка Перенос эскиза на поверхность

1

1

-

12.2

 

Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем

1

-

1

Итого

30 ч

9 ч

21 ч

Ожидаемые результаты

В процессе работы воспитанники в увлекательной форме практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, технологии различных видов росписи, составления композиций на разных видах поверхности, приобретают умения работать с кистью, гуашью. Используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление воспитанников, развить их трудовые навыки и умения.

Должен знать: исторические сведения по возникновению и развитию росписи в России; основы композиции и цветоведения; о художественной ценности произведений народных мастеров; оборудования, материалы и инструменты для росписи; технологический процесс выполнения различных видов росписи по дереву и керамике; организацию рабочего места.

Должен уметь: организовать свое рабочее место; работать с первоисточниками и литературой; различать по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т.п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла; выполнять элементарные приемы росписи, технологию выполнения цветов в круге акварельными и гуашевыми красками, составление композиции из цветов разного размера, смешивания цветов гуашевых красок; придумать и расписать в народных традициях изделие.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора директор ГКУ СО КК

по воспитательной и «Новороссийский СРЦН»

реабилитационной работе

___________ Н.В. Гронтковская ___________ И.В. Субботина

«___»___________ 2016 г. «___»___________ 2016 г.

Учебный план (15 – 18 лет)

общеразвивающей рабочей программы

по реабилитации несовершеннолетних

«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»

(художественно-эстетическое воспитание)


 

модуля (раздела)

Модуль (раздел)

Количество часов

Всего

Теорет. Занятия

Практ. Занятия

1

Организационное занятие.

Народные росписи России

1

1

-

2

Мезенская роспись

2

1

1

3

Городецкая роспись

3

1

2

4

Гжельская роспись

4

1

3

5

Хохломская роспись

4

1

3

6

Жостовская роспись

3

1

2

7

Полхов - Майданская роспись

2

1

1

8

Экскурсии (виртуальные)

2

2

-

9

Рисование различных композиций

2

-

2

10

Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек)

3

-

3

11

Роспись фарфоровых поверхностей

2

-

2

12

Творческая работа: «Цветочный круг»

2

-

2

Итого

30 ч

9 ч

21 ч

Календарно – тематический план (15 - 18 лет)

общеразвивающей рабочей программы по реабилитации несовершеннолетних

«Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы»

(художественно-эстетическое воспитание)

модуля (раздела)

Дата проведения

Модуль (раздел)

Количество часов

Всего

Теорет. занятия

Практ.

занятия

1.

 

Организационное занятие. Народные росписи России (1 ч)

     

1.1

 

Правила техники безопасности. Виды декоративно-прикладного творчества. Центры их зарождения и развития. Искусство росписи по дереву и керамике. Графические и живописные виды росписи

1

1

-

2.

 

Мезенская роспись (2 ч)

     

2.1

 

История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы. Геометрический, зооморфный и растительный орнаменты в росписи. Основные цвета. Техника выполнения росписи

1

1

-

2.2

 

Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам Композиционное построение в росписи (прялки, коробушки) Самостоятельное составление композиции и выполнение ее на бумаге

1

-

1

3.

 

Городецкая роспись (3 ч)

     

3.1

 

Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние. Материалы, инструменты и приспособления

1

1

-

3.2

 

Выполнение главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка (штрихи, точки)

1

-

1

3.3

 

Самостоятельное составление композиции и выполнение росписи в круге на бумаге Раскрашивание досочек, панно в цветовой по мотивам городецкой росписи

1

-

1

4.

 

Гжельская роспись (4 ч)

     

4.1

 

Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние. Техника письма, используемые кисти и краски. Особенности цветовой гаммы. Мотивы, тематика

1

1

-

4.2

 

Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам

1

-

1

4.3

 

Составление собственной композиции. Технология прорисовки элементов гжельской майолики. Раскрашивание сахарницы в цветовой гамме гжели

1

-

1

4.4

 

Раскрашивание сахарницы, кувшина, чайника в цветовой гамме гжели

1

-

1

5.

 

Хохломская роспись (4 ч)

     

5.1

 

Хохломская деревянная посуда. История возникновения промысла и его современное состояние

1

1

-

5.2

 

Раскрашивание досочки в цветовой гамме хохломы

1

-

1

5.3

 

Раскрашивание кружки, горшочка в цветовой гамме хохломы

1

-

1

5.4

 

Раскрашивание подноса в цветовой гамме хохломы

1

-

1

6.

 

Жостовская роспись (3 ч)

     

6.1

 

Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления жостовских подносов

1

1

-

6.2

 

Составление эскиза подноса в карандаше. Разрисовка эскиза в красках. Прорисовка основного рисунка блюда

1

-

1

6.3

 

Прорисовка основных цветов рисунка. Прорисовка мелких деталей эскиза. Перенос эскиза на блюдо карандашом Прорисовка листьев, веточек, мелких деталей основного рисунка, основных деталей рисунка

1

-

1

7.

 

Полхов-Майданская роспись (2 ч)

     

7.1

 

История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления изделий полхов-майданской росписью

1

1

-

7.2

 

Технология прорисовки элементов полхов-майданской росписью. Элементы Составление эскиза и роспись панно по мотивам полхов-майданской росписи

1

-

1

8.

 

Экскурсии (виртуальные) (2 ч)

     

8.1

 

В музее Матрёшки

1

1

-

8.2

 

В музее Павлопосадского платка

1

-

1

9.

 

Рисование различных композиций (2 ч)

     

9.1

 

Рисование цветов в композиции

1

1

-

9.2

 

Рисование росписью композиции в круге, композиции в цветовой гамме гжели. Составление композиции на доску Рисование поздравительной открытки

1

-

1

10.

 

Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) (3 ч)

     

10.1

 

Составление эскиза досочки в форме яблока карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка

1

1

-

10.2

 

Составление эскиза досочки в форме прямоугольника карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка

1

-

1

10.3

 

Составление эскиза рамочки карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка

1

-

1

11.

 

Роспись фарфоровых поверхностей (2 ч)

     

11.1

 

Составление эскиза декоративной тарелки “Весеннее настроение” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка

1

1

-

11.2

 

Составление эскиза декоративной тарелки “Гжель” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка

1

-

1

12.

 

Творческая работа «Цветочный круг» (2 ч)

     

12.1

 

Составление эскиза тарелки “Цветочный круг” карандашом. Прорисовка основного рисунка Перенос эскиза на поверхность

1

1

-

12.2

 

Составление эскиза тарелки карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка

1

-

1

Итого

30 ч

9 ч

21 ч

Ожидаемые результаты

В процессе работы воспитанники в увлекательной форме практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, технологии различных видов росписи, составления композиций на разных видах поверхности, приобретают умения работать с кистью, гуашью. Используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление воспитанников, развить их трудовые навыки и умения.

Должен знать: исторические сведения по возникновению и развитию росписи в России; основы композиции и цветоведения; о художественной ценности произведений народных мастеров; оборудования, материалы и инструменты для росписи; технологический процесс выполнения различных видов росписи по дереву и керамике; организацию рабочего места.

Должен уметь: организовать свое рабочее место; работать с первоисточниками и литературой; различать по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т.п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла; выполнять элементарные приемы росписи, технологию выполнения цветов в круге акварельными и гуашевыми красками, составление композиции из цветов разного размера, смешивания цветов гуашевых красок; придумать и расписать в народных традициях изделие.

Содержание программы

Тема 1. Организационное занятие Правила техники безопасности. Народные росписи России. Виды декоративно-прикладного творчества. Центры их зарождения и развития. Искусство росписи по дереву и керамике. Графические и живописные виды росписи.

Тема 2. Мезенская роспись История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы. Геометрический, зооморфный и растительный орнаменты в росписи. Основные цвета. Техника выполнения росписи. Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам. Композиционное построение в росписи (прялки, коробушки). Самостоятельное составление композиции и выполнение ее на бумаге.

Тема 3. Городецкая роспись Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние. Материалы, инструменты и приспособления. Выполнение главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка (штрихи, точки). Самостоятельное составление композиции и выполнение росписи в круге на бумаге. Раскрашивание досочек, панно в цветовой по мотивам городецкой росписи.

Тема 4. Гжельская роспись Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние. Техника письма, используемые кисти и краски. Особенности цветовой гаммы. Мотивы, тематика. Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам. Составление собственной композиции. Технология прорисовки элементов гжельской майолики. Раскрашивание сахарницы, кувшина, чайника в цветовой гамме гжели.

Тема 5. Хохломская роспись Хохломская деревянная посуда. История возникновения промысла и его современное состояние. Раскрашивание досочки, кружки, горшочка, подноса в цветовой гамме хохломы.

Тема 6. Жостовская роспись Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления жостовских подносов. Составление эскиза подноса в карандаше. Разрисовка эскиза в красках. Прорисовка основного рисунка блюда. Прорисовка основных цветов рисунка. Прорисовка мелких деталей эскиза. Перенос эскиза на блюдо карандашом. Прорисовка листьев, веточек, мелких деталей основного рисунка, основных деталей рисунка.

Тема 7. Полхов-Майданская роспись История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления изделий полхов-майданской росписью. Технология прорисовки элементов полхов-майданской росписью. Элементы. Составление эскиза и роспись панно по мотивам полхов-майданской росписи.

Тема 8. Экскурсии (виртуальные) В музее Матрёшки. В музее Павлопосадского платка.

Тема 9. Рисование различных композиций Рисование цветов в композиции. Рисование росписью композиции в круге, композиции в цветовой гамме гжели. Составление композиции на доску. Рисование поздравительной открытки.

Тема 10. Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) Составление эскиза досочки в форме яблока карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка. Составление эскиза досочки в форме прямоугольника карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка. Составление эскиза рамочки карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка.

Тема 11. Роспись фарфоровых поверхностей Составление эскиза декоративной тарелки “Весеннее настроение” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка. Составление эскиза декоративной тарелки “Гжель” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка.

Тема 12. Творческая работа: «Цветочный круг» Выполнение воспитанниками творческого задания, анализ и выбор понравившейся росписи, составление композиции на тарелке, используя традиционную технику письма и изображение ее на тарелке. Составление эскиза тарелки “Цветочный круг” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка. Составление эскиза тарелки карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка.

Охрана труда

Запрещается привлечение воспитанников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, в ночное время, в праздничные дни, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для определенной возрастной группы детей.

Воспитанники допускаются к участию в общественно-полезном труде после обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы. Воспитанники привлекаются к трудовой практике с их согласия. 

Список литературы

Литература для педагогов

Алексахин Н.Н. Голубая сказка / Н.Н. Алексахин – М.: Народное образование

Алексахин Н.Н. Матрешка. Методика преподавания росписи матрешки / Н.Н. Алексахин – М.: Народное образование

Бедник Н.И. Хохлома / Н.И. Бедник / Под ред. В.И. Серебряная – М.: Издательство «Художник РСФСР»

Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А. Богатеева – 2-е изд. – М.: Просвещение

Богоуславская И.Я. Дымковская игрушка / И.Я. Богоуславская – Л.: Художник РСФСР

Жегалова С.К. Росписи Хохломы / С.К. Жегалова – М.: Детская литература

Комарова Т.С., Савенков В.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие / Т.А. Комарова, В.И. Савенков – М.: Российское педагогическое агентство

Коромыслов Б.И. Жостовская роспись / Б.И. Коромыслов – М.: Изобразительное искусство

Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество. О.В. Корчинова – Ростов н/Д: Феникс

Курочкина Н.А. Знакомим детей с книжной графикой. Методическое пособие / Н.А. Курочкина – СПб.: Акцидент

Лыкова И.А., Васюкова, Н.Е. Интеграция искусства. Изодеятельность и детская литература. Сказка / И.А. Лыкова, Н.Е. Васюкова – М.: ИД «КАРАПУЗ» - Творческий центр «Сфера»

Народная детская поэзия. Сборник текстов русского детского народного творчества и методические рекомендации к ним. Автор-составитель М.Ю. Новицкая – М.: АРКТИ

Литература для детей

Берестов В.Д. Матрешкины потешки / В.Д. Берестов - М.: Издательство «Малыш»

Ветрова Г.Е. Сказка о сказочнике: Ю. Васнецов – М.: Издательство «Белый город»

Волшебное кружево: альбом для детского творчества / под ред. И.А. Лыковой – М.: ИД «КАРАПУЗ»

Гжель: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева - М.: Околица

Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. А. Дорофеевой – М.: Издательство «Мозаика – синтез»

Дымка: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева - М.: Околица

Дымковская игрушка: альбом для детского творчества / под ред. И.А. Лыковой – М.: ИД «КАРАПУЗ»

Дымковская игрушка: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. Ю. Дорофеева – М.: Издательство «Мозаика – синтез»

Жостово: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева _ М.: Околица

Жостовский букет: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. Ю.Г. Дорожина – М.: Издательство «Мозаика – синтез»

Игрушка из глины: альбом для раскрашивания / под ред. С. Пшеничных – М.: Издательство «Малыш»

Простые узоры и орнаменты: рабочая тетрадь / под ред. В. Вилюновой – М.: Издательство «Мозаика – синтез»

Расписная игрушка: альбом для раскрашивания / под ред. Н.И. Голубевой – М.: Художник РСФСР

Русская матрешка: альбом для раскрашивания / под ред. К. Назаровой – М.: Издательство «Малыш»

Сказочная гжель: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. А. Дорофеевой – М.: Издательство «Мозаика – синтез»

Сурьянинова Н.С. Синие цветы Гжели / Н.С. Сурьянинова – М.: Издательство «Малыш»,

Филимоновская игрушка: альбом для детского творчества / под ред. И.А. Лыковой – М.: ИД «КАРАПУЗ»

Филимоновская расписная игрушка: альбом для раскрашивания / под ред. Н.И. Голубевой – М.: Издательство «Художник РСФСР»

Хохлома: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева - М.: Околица

Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. Л.В. Орловой – М.: Издательство «Мозаика – синтез»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.