Общеразвивающие упражнения для укрепления мышц ног, способствующие профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста
Общеразвивающие упражнения для укрепления мышц ног, способствующие профилактике плоскостопия
у детей старшего дошкольного возраста
Составила: Ваганова Евгения Владимировна, инструктор по физической культуре МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск, Новосибирская обл.
Актуальность: Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата, от состояния которого зависит здоровье других органов и систем организма. Плоскостопие является патологией опорно-двигательного аппарата, поэтому в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо особое внимание уделять упражнениям, направленным на укрепление мышц стопы.
Описание: Материал будет интересен инструкторам по физической культуре и ЛФК ДОУ. А также учителям по физической культуре в начальной школе.
Цель: Укрепление мышц стопы.
Задачи:
Развивать опорно-двигательный аппарат;
Повышать функциональные возможности организма;
Обучать, закреплять и совершенствовать навыки выполнения упражнений;
Воспитывать сознательное и бережное отношение к своему здоровью.
№ п/п |
Частные задачи |
Содержание
|
Дози-ровка |
ОМУ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Профилактика плоскостопия посред-ством укрепления мышц стопы. |
В содержание упражнений всегда включена работа стопой. |
|
При выполнении упра-жнений с предметами в руках, положение рук может быть различным. |
1. |
Укреплять мышцы стопы, голени, плечевого пояса. Развивать вестибу-лярный аппарат. |
И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-2 – стойка на носках, 2-3 – и.п.
|
6-8 раз |
На носках подниматься как можно выше. |
2. |
Укреплять мышцы стопы, голени, плечевого пояса. Развивать координац. способности. |
И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-6 (10) - поочередное сгиба-ние ног с опорой на носок.
|
3-4 раза |
Темп умеренный, при совершенствовании – быстрый. Следить за осанкой. |
3. |
Укреплять мышцы стопы, голени, плечевого пояса. Развивать вестибулярный аппарат. |
И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс. вариант 1: 1 – стойка на носках, 2 – и.п., 3 – стойка на пятках, 4 – и.п. вариант 2: 1 – стойка на носках (пятках), 2 – стойка на пятках (носках), 3 – стойка на носках (пятках), 4 – и.п. |
6-8 раз |
На носках подниматься как можно выше. Во втором варианте во время перехода из стойки на носках в стоку на пятках следить за положением спины. |
4. |
Укреплять мышцы стопы, голени, плечевого пояса. Ориентировка в прос-транстве. |
И.п. – о.с., руки на пояс. вариант 1: 1 – праву вперёд на носок. 2 –на пятку, 3 –на носок, 4 – и.п., 5-8 – тоже с левой. вариант 2: 1 – праву вправо на носок. 2 –на пятку, 3 –на носок, 4 – и.п., |
5-6 раз |
Во время постановки ноги на носок и на пят-ку, ногу в колене не сгибать. Во втором варианте во время постановки ноги на пятку стопу развер-нуть препендикулярно опорной ноге носком от себя.
|
5. |
Укреплять мышцы стопы, голени бедра, плечевого пояса. Развивать вестибулярный аппарат. Ориентировка в прос-транстве. |
И.п. – о.с., руки на пояс. вариант 1: 1 – правую вперёд-книзу сто-пу от себя, 2 – стопу на себя. 3 – стопу от себя, 4 – и.п., 5-8 – тоже с левой. |
5-6 раз |
Следить за осанкой. В первом варианте ноги в коленях не сгибать.
|
|
|
вариант 2: 1 – согнуть правую вперёд, стопу от себя, 2 – стопу на себя. 3 – стопу от себя, 4 – и.п., 5-8 – тоже с левой. |
|
Во втором варианте во время сгибания ноги – бедро параллельно полу. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. |
Укреплять мышцы стопы, голени, бедра, плечевого пояса. Развивать вестибулярный аппарат. Ориентировка в прос-транстве. |
И.п. – о.с., руки на пояс. вариант 1: 1 – праву вперёд на носок. 2 – и.п., 3 – согнуть правую вперёд. 4 – и.п. 5-8 – тоже с левой. вариант 2: 1 – праву вперёд на носок, 2 – согнуть правую вперёд, 3 – праву вперёд на носок, 4 – и.п. 5-8 – тоже с левой. |
5-6 раз |
Во время постановки ноги на носок, ногу в колене не сгибать. При сгибании ноги но-сок тянуть вниз и сле-дить за положением спины. |
7. |
Укреплять мышцы бе-дра, стопы и голени, плечевого пояса. Развивать вестибуляр-ный аппарат. Ориенти-ровка в пространстве. |
И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – мах правой в сторону, 2 – и.п., 3 – мах левой в сторону, 4 – и.п. |
6-8 раз |
Ноги в коленях не сгибать. Во время маха стопу на себя следить за поло-жением спины. |
8.
|
Укреплять мышцы стопы, голени, бедра, плечевого пояса. Развивать вестибулярный аппарат. Ориентировка в прос-транстве. |
И.п. – о.с., руки на пояс. вариант 1: 1 – праву в сторону на носок, 2 – и.п., 3 – мах правой в сторону, 4 – и.п., 5-8 – тоже с левой вариант 2: 1 – праву в сторону на носок, 2 – мах правой в сторону, 3 – праву в сторону на носок, 4 – и.п., 5-8 – тоже с левой |
5-6 раз
|
Во время постановки ноги на носок, ногу в колене не сгибать. Во время выполнения маха, стопу на себя и следить за осанкой. |
9. |
Укреплять мышцы стопы, голени бедра, плечевого пояса. Развивать вестибулярный аппарат. |
И.п. – о.с. 1-2 – присед на носки колени в стороны, руки внешними дугами вверх (вперёд, в сторо-ны), 3-4 – и.п. |
6-8 раз |
Во время приседа след-ить за осанкой и чтобы пятки отрывались от пола. |
10. |
Укреплять мышцы стопы, голени бедра, плечевого пояса. Развивать вестибулярный аппарат. |
И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – полуприсед, 2 – и.п., 3 – стойка на носках, 4 – и.п. |
6-8 раз |
Во время полуприседа следить за положением спины, на носки подни-маться как можно выше. |
11. |
Укреплять мышцы стопы, голени, бедра, плечевого пояса, спины.
|
И.п. – о.с. 1 – упор присев, 2 – упор лежа, 3 – упор присев, 4 – и.п. |
6-8 раз |
Темп умеренный. Следить за техникой выполнения каждого принятого положения. |
12. |
Укреплять мышцы стопы, голени, бедра, плечевого пояса. Развивать вестибулярный аппарат. Ориентировка в пространстве. |
И.п. – о.с., руки на пояс. 1 – согнуть правую вперёд, 2 – правую назад-книзу, 3 – правую согнуть вперёд, 4 – и.п., 5-8 – тоже с левой. |
5-6 раз
|
Следить за положением спины, во время отведе-ния ноги назад. Во время сгибания ноги носок на себя, во время отведения назад – от себя. Темп умеренный. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13. |
Укреплять мышцы стопы, голени, бедра, плечевого пояса. Развивать вестибулярный аппарат. Ориентировка в пространстве. |
И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – согнуть правую в сторону, 2 – и.п., 3 – согнуть левую сторону, 4 – и.п. |
6-8 раз |
Носок на себя. Во время сгибания ноги бедро разворачивать перпендикулярно отно-сительно опорной ноги, следить за положением спины. Темп умеренный. |
14. |
Укреплять мышцы стопы, голени, бедра, плечевого пояса. Ориентировка в прос-транстве. |
И.п. – упор сидя. вариант 1: 1 – стопы на себя, 2 – стопы от себя, 3 – на себя, 4 – и.п. вариант 2 1-2 – правую стопу на себя, левую от себя, 3-4 – левую стопу на себя, правую от себя. |
6-8 раз |
Следить за осанкой за тем, чтобы ноги были вместе и прижаты к полу. Сидеть устойчиво, в работе только стопы. Темп умеренный. |
15. |
Укреплять мышцы стопы, голени, бедра, плечевого пояса, брюшно-го пресса. |
И.п. – упор сидя. 1 – ноги согнуть, опора на стопы, 2 – опора на носки, 3 – опора на стопы, 4 – опора на пятки, 5 – опора на стопы, 6 – и.п. |
5-7 раз |
Следить за осанкой. При сгибании, ноги скользят стопами по полу. Сидеть устойчиво. |
16. |
Укреплять мышцы стопы, голени, бедра, плечевого пояса, брюшного пресса. Ориентировка в прос-транстве. |
И.п. – упор сидя. 1 – правую согнуть под углом 90°, стопа от себя, 2 – стопа на себя, 3- стопа от себя, 4 – и.п., 5-8 – тоже с левой ноги. |
5-6 раз |
Следить за осанкой. Сидеть устойчиво. Темп умеренный. |
17. |
Укреплять мышцы, голени, бедра, пле-чевого пояса.
|
И.п. – сед на пятках, руки на пояс. 1 – стока на коленях, упор на носки, 2 – и.п. |
6-8 раз |
Следить за осанкой. |
Литература Красикова И.С. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. – СПб.: КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336с. Лескова Г.П. и другие. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 160с. Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 80С. Сековец Л.С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа. Комплексы упражнений. Методические рекомендации. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 208с. |