Обследование ритмической способности детей
Диагностика ритмической способности детей
(Методика Микляевой Н.В., Полозовой О.А., Родионовой О.Н.)
Оценка ритмов:
Исследователь стучит по столу и предлагает ребёнку определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке»:
одиночные «пачки» (// или ///);
серии «пачек» (// // // или /// /// ///).
Воспроизведение ритмов по слуховому образцу:
Сначала даётся оценка простым ритмам:
// // //;
/// /// ///;
// // //.
Затем – акцентированными:
// /// // /// //;
/// // /// // /// //.
Воспроизведение ритмов по словесной инструкции:
Ребёнку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции:
стучать по 2 раза;
стучать по 3 раза;
стучать по 2 раза сильно и по 3 раза слабо.
Воспроизведение ритмов по графической модели:
Ребёнку предлагается постучать так, как нарисован:
ритм повтора (карточки одинаковые) / / /, // // //;
ритм чередования (чередуются карточки двух цветов) / ////// / //////, / / / /, // // // //;
ритм противопоставления (чередуются карточки двух цветов и размеров) / // / //, // / // /, // / // /, / // / //.
Оценка ритмической способности в процессе музыкальной деятельности:
Основными компонентами этой способности, подлежащими оценке, являются:
восприятие отношений длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка;
восприятие отношений акцентированных и неакцентированных звуковых элементов, составляющих основу музыкального метра;
восприятие скорости следования опорных звуков, определяющих музыкальный темп.
Ориентировка на «ритмическое чувство» в речи:
Взрослый предлагает детям закончить строчку знакомого стихотворения:
Например: Иде… бы… ка… и т.д.
Также можно использовать дидактические игры типа «Подбери рифму», «Рифмы и рифмушки», «Весёлые рифмы».
Особенности формирования «чувства ритма» в продуктивных видах детской деятельности:
Усвоение ритма повтора: «Нарисуй, как зашагали ножки по дорожке», «Нарисуй капельки дождя на оконном стекле», «Нарисуй, как девочка повесила сушить носовые платочки».
Усвоение ритма чередования: «Бусы», «Садовая ограда», «Звёздное небо».
Усвоение ритма симметрии.
Для оценки степени выраженности показателей можно использовать следующую шкалу:
3 балла – яркое проявление рассматриваемого признака;
2 балла – значительная выраженность рассматриваемого признака;
1 балл – средняя выраженность рассматриваемого признака;
0 баллов – отсутствие проявления рассматриваемого признака;
1 балл – средняя выраженность противоположного признака;
2 балла – значительная выраженность противоположного признака;
3 балла – яркое проявление противоположного признака.
По дифференциации средств воздействия традиционное занятие по логоритмики состоит из 5 основных разделов:
упражнения на ориентировку в пространстве являются основным элементом каждого занятия, его организующим началом. Упражнения данного раздела направлены на то, чтобы научить детей организованности во время проведения занятий: строится в шеренгу, колонну, цепочку, быстро находить своё место в строю, сразу проверять интервалы, сохранять правильную дистанцию, ходить по кругу, в заданном направлении, разными видами шага и т.д.;
ритмико-гимнастические упражнения способствуют развитию мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, согласованию движений рук с движениями ногами, туловища, головы, выработке координации движений и необходимых музыкально-ритмических навыков;
упражнения с детскими музыкальными инструментами включают в себя организацию оркестра, когда дети подыгрывают педагогу, играющему на фортепиано, ориентируясь на музыкальный ритм;
игры под музыку направлены на то, чтобы научить детей изменять движения одновременно со сменой музыки, в соответствии с музыкально-ритмическим образом;
обучение детей танцам и пляскам включает привитие навыков чёткого и выразительного исполнения основных движений и элементов танца, умений находить в движениях характерные особенности национальных танцев.
Нетрадиционный подход предполагает несколько другие критерии приоритетности заданий: обучение навыкам произвольной регуляции мышечного тонуса, правильному дыханию, развитие чувства ритма, ориентировка в схеме тела.