Образовательная игра «От точки к точке» (1–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Магистральная средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области»
Образовательная игра «От точки к точке»
Разработал:
учитель начальных классов
О. А. Коваль
2021
Пояснительная записка
Цель: создание условий для развития одаренных детей, обучающихся в начальной школе
Задачи:
- развитие навыков самостоятельной работы, умение работать в команде;
- создание комфортных условий в процессе обучения и воспитания учащихся через применение учебно – познавательных игр;
- воспитывать интерес к предметам
На уроках русского языка предлагаю детям игру «Соедини точки» по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».
Даю детям задание: перед вами лежат две карточки. На одной – таблица с заданием, на другой – точки, обозначенные числами. (Приложение 1)
Внимательно прочитать каждое предложение и выбрать букву, которую нужно вставить на конце слова. Если в первом предложении выбрали глухую согласную (к), то на второй карточке соединяете точки, которые обозначены числами 3-4. Читаете второе предложение и выбираете правильно букву, смотрите на числа в колонке под выбранной вами буквой, если выбрали звонкую согласную, значит, соединяете точки под номерами 4-5 и так работаете над каждым предложением. Если правильно выберите буквы, то должен получиться рисунок.
Игра «Соедини точки».
№ п/п | Предложения с пропущенными буквами | Звонкая | Глухая |
1 | Я в тесто добавляю ма…(г/к). | 1-5 | 3-4 |
2 | На арену вышел ма…(г/к). | 4-5 | 5-2 |
3 | Лень- это большой поро…(г/к). | 2-4 | 5-6 |
4 | Я еле отмыла наш поро…(г/к). | 6-9 | 4-7 |
5 | У меня нет ко…(з/с), и ленты мне не нужны. | 7-3 | 5-13 |
6 | Это молоко от наших ко…(з/с). | 13-3 | 3-10 |
7 | У сейфа надежный ко..(д/т). | 3-2 | 6-10 |
8 | Я набрал воды в ро…(д/т). | 2-13 | 3-6 |
9 | На дереве созрел сладкий пло…(д/т). | 6-1 | 9-13 |
10 | Мальчики построили пло…(д/т). | 3-1 | 7-8 |
11 | Я не могу переплыть пру…(д/т). | 7-10 | 10-8 |
При проверке учащиеся поднимают свои рисунки. По рисунку видно, допустили дети ошибки или выполнили все верно. К данной таблице должен получиться рисунок «Лист дерева» (Приложение 1.1)
Подобные игры составляю к урокам русского языка при изучении тем: «Слова с двойными согласными», «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание непроизносимых согласных», «Приставки и предлоги» и другие, а так же на уроках окружающего мира. К каждой игре придумываю свой рисунок.
Можно использовать этот вид учебной игры при работе над словарными словами. Данная таблица составлена для учащихся 2 класса. Учитель сообщает учащимся, что перед ними лежат два листа. На одном, таблица, в которой записаны словарные слова, а на другом стоят пронумерованные точки. (Приложение 2)
Нужно выбрать гласную букву (а или 0), внимательно посмотреть какими числами обозначены данные точкии правильно соединить точки на другом листе. Если правильно вставите буквы, то получиться рисунок. При проверке дети поднимают свои рисунки и четко видно, кто справился без ошибок, кто допустил ошибку, а кто нашел свою ошибку и исправил.
№ п/п | Словарные слова | Гласная о | Гласная а |
1 | Р..бота | 1-2 | 2-5 |
2 | С..поги | 3-7 | 8-9 |
3 | Р..бочий | 7-8 | 10-11 |
4 | Т..пор | 1-3 | 2-9 |
5 | М..л..ток | 11-19 | 6-12 |
6 | М..шина | 8-10 | 4-6 |
7 | Д..рога | 19-7 | 11-15 |
8 | Гор..д | 10-12 | 14-7 |
9 | Быстр.. | 7-5 | 1-5 |
10 | З..вод | 1-4 | 12-13 |
11 | Л..пата | 14-15 | 4-2 |
12 | Н..род | 8-11 | 8-16 |
13 | Скор.. | 17-18 | 6-14 |
14 | Пр..щай | 13-2 | 4-7 |
15 | М..роз | 9-16 | 9-5 |
Получиться рисунок «дерево». (Приложение 2.1) Можно дополнить таблицу другими словарными словами или взять меньше слов, но при этом помнить, что нужно будет изменить и рисунок.
По теме «Предлог и приставка»(Приложение 3)
№ п/п | Слова со скобками | Предлог | Приставка |
1 | (с)летел | 2-9 | 2-5 |
2 | (с)дерева | 1-3 | 6-16 |
3 | (под)полз | 17-21 | 4-6 |
4 | (под)соломинку | 7-8 | 4-16 |
5 | (про)нес | 16-9 | 5-9 |
6 | (про)кота | 10-11 | 4-10 |
7 | (до)ехал | 19-8 | 12-13 |
8 | (до)школы | 14-15 | 19-11 |
9 | (по)крыше | 16-17 | 6-19 |
10 | (по)ходил | 21-7 | 18-12 |
11 | (со)гнал | 10-8 | 10-19 |
12 | (со)скамейки | 18-20 | 10-20 |
13 | (на)клеила | 11-20 | 20-14 |
14 | (на)тетрадь | 16-21 | 11-15 |
15 | (от)крывать | 20-13 | 4-21 |
16 | (от)дома | 2-22 | 20-12 |
17 | (у)бежал | 18-14 | 9-22 |
18 | (у)папы | 22-3 | 18-13 |
При планировании урока вспоминать о знаменательных датах своей страны, реализовывать связь с жизнью. Можно придумывать не только рисунки, но и использовать надписи (12 апреля, 9 мая, День Победы и т. д.) При проверке темы «Предлог и приставка» у учащихся должна появиться надпись «9 мая»(Приложение 3.1)
Тема «Мягкий знак на конце существительныхпосле шипящих»(Приложение 4)
№ п\п | Слова с пропусками | Сущ. Ж.р. | Сущ. М.р. |
1 | Наступила темная ноч_. | 1-4 | 12-2 |
2 | В лесу проснулся ландыш_. | 2-3 | 2-5 |
3 | Проросла озимая рож_. | 1-3 | 2-1 |
4 | Прилетел молодой грач_. | 6-4 | 3-6 |
5 | В лесу наступила тиш_. | 7-2 | 3-4 |
6 | В зоопарке появился врач_. | 6-7 | 8-9 |
7 | В норке запищала мыш_. | 10-11 | 4-12 |
8 | Делает шаги малыш_. | 12-5 | 7-12 |
9 | У меня есть модный плащ_. | 5-7 | 10-13 |
10 | Дачу охранял сторож_. | 8-16 | 1-14 |
11 | Студент начертил чертеж_. | 9-10 | 14-15 |
12 | Приехала скорая помощ_. | 16-17 | 11-13 |
Как вы думаете, что это за загадочный рисунок у вас получился? Правильно, это ребус. (Приложение 4.1). Отгадайте и запишите в тетрадь. (Пенал) И дальше можно продолжить работу со словарными словами.
Тема «Падеж имени существительного ».
Эту игру провожу, как для закрепления изученной темы, так и для повторения пройденного ранее материала. Детям даю задание: определить падеж у существительных в каждом предложении. Внимательно посмотреть на числа в колонке под выбранным вами падежом. На другом листе соединить точки, которые обозначены данными числами.(Приложение 5) Если правильно определите падеж у существительных в каждом предложении, то получится четкая картинка-рисунок.
№ п/п | Предложения | И. п. | Р. п. | Д. п. | В. п. | Т. п. | П. п. |
1 | Был за рощей. | 10-1 | 10-11 | 10-3 | 10-4 | 1-2 | 10-5 |
2 | Бьет из-под земли. | 8-16 | 3-4 | 8-13 | 3-5 | 9-15 | 4-14 |
3 | Скатился с окошка. | 9-5 | 4-5 | 9-14 | 9-2 | 9-6 | 9-4 |
4 | Поехала за город. | 3-5 | 3-15 | 3-7 | 6-7 | 3-8 | 3-1 |
5 | Отнесли за озеро. | 1-5 | 1-4 | 2-15 | 8-9 | 2-5 | 2-7 |
6 | Кружил над степью. | 7-14 | 7-1 | 2-6 | 10-12 | 9-3 | 4-12 |
7 | Потемнели дороги. | 8-10 | 5-2 | 8-3 | 6-13 | 14-5 | 8-1 |
8 | Сидит на пеньке. | 9-5 | 1-12 | 6-14 | 6-11 | 3-1 | 10-16 |
9 | Надел шапку. | 5-7 | 5-6 | 11-6 | 11-12 | 5-8 | 5-10 |
10 | Садится на ветку. | 12-1 | 12-2 | 12-7 | 12-6 | 12-8 | 12-9 |
11 | Была под елью. | 4-2 | 4-1 | 4-14 | 4-15 | 2-13 | 4-9 |
12 | Вышли из домиков. | 2-8 | 13-14 | 2-10 | 2-15 | 2-5 | 2-4 |
13 | Пищат в гнезде. | 6-1 | 6-4 | 6-5 | 6-15 | 6-14 | 14-15 |
14 | Пишу другу. | 11-9 | 11-4 | 15-5 | 11-5 | 11-3 | 11-8 |
15 | Вышли артисты. | 16-1 | 14-7 | 14-4 | 14-9 | 16-8 | 9-11 |
Игра закончена, играющие поднимают карточки с рисунками. Рисунок «Яблоко». (Приложение 5.1) Если эта работа в группах, то у каждой группы свой рисунок. По рисунку видно, допустили дети ошибки или выполнили все верно. Каждая группа оценивает свою работу, что получилось, что нет.
Учебно-познавательные игры интересны тем, что их можно использовать на любом уроке, а так же и во внеурочной деятельности обучающихся. Используя игровую деятельность любой этап урока можно оживить. Можно использовать данные игры и на уроках окружающего мира.
Данные задания взяла из рабочей тетради «Окружающий мир» для учащихся 2 класса, дополнила и придумала к ним рисунки. Тема «Если хочешь быть здоров».
Задание: посмотрите на таблицу, какие советы даны всерьез, а какие в
шутку? Если совет дан всерьез, то соедини пронумерованные точки под ответом «Да», если в шутку, то соедини пронумерованные точки под ответом «Нет». Пронумерованные точки соединяйте на другом листе.
(Приложение 6)
Получиться рисунок, если ваши ответы будут правильными
№ п/п | Советы | Да | Нет |
1 | Чистить зубы надо два раза в день – утром и перед сном. | 1-5 | 1-8 |
2 | Почистив зубы на ночь, съешь конфету, чтобы во рту остался приятный вкус. | 1-4 | 2-3 |
3 | Верхние зубы надо чистить движением сверху вниз, нижние – снизу вверх. | 3-4 | 7-4 |
4 | Чистить зубы надо только с наружной стороны, а с внутренней достаточно провести языком. | 2-9 | 6-7 |
5 | Чтобы хорошо почистить зубы, требуется не меньше трех часов. | 3-9 | 5-8 |
6 | У каждого должна быть собственная зубная щетка; чужой щеткой пользоваться нельзя. | 8-2 | 5-4 |
7 | Надо мыть тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю. | 1-7 | 5-2 |
8 | Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день – утром и перед сном. | 6-9 | 6-4 |
9 | Руки мой с мылом несколько раз в день, особенно перед едой. | 7-2 | 6-1 |
10 | Не забывай насухо вытирать их своим полотенцем. | 9-4 | 3-7 |
При проверке дети поднимают вверх листы с рисунком «ракета». (Приложение 6.1)
Задание для детей: прочитайте советы, какие из них даны всерьез, а какие в шутку? Если всерьез, соедини точки, обозначенные числами под словом «Да», если в шутку,соедини точки, обозначенные числами под словом «Нет».(Приложение 7)
№ п/п | Советы | Да | Нет |
1 | Всегда клади локти на стол. | 1-6 | 1-9 |
2 | Не разговаривай с полным ртом. | 2-5 | 6-13 |
3 | Всегда бери с блюда лучший кусок! | 3-6 | 3-4 |
4 | Прихлебывай погромче. | 9-12 | 6-7 |
5 | Не ешь с ножа. | 8-10 | 10-7 |
6 | Не пользуйся салфеткой, а вытирай руки об одежду. | 8-2 | 11-12 |
7 | Пища не должна быть очень горячей. | 3-13 | 2-7 |
8 | Утром перед школой надо обязательно завтракать. Иначе на уроках может заболеть голова, снизятся внимание и работоспособность. | 10-14 | 1-2 |
9 | Нужно есть разнообразную пищу, чтобы получать все необходимые питательные вещества. | 15-16 | 3-1 |
10 | Ужинать нужно не меньше чем за два часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно. | 17-18 | 16-9 |
Проверка: поднимите карточку с рисунком вверх, что у вас получилось? Рисунок « Снежинка» (Приложение 7.1)
При подготовке детей к олимпиадам, конкурсам, различным турнирам предлагаю учащимся задания повышенной сложности.
Задание детям: определите тип питания птицы, н – насекомоядные, х – хищные, р – растительноядные, с – смешанного питания. На другой карточке соедините пронумерованные точки в соответствии с типом питания.(Приложение 8)
№ п/п | Птицы | н | х | р | С |
1 | Ястреб | 4-2 | 1-8 | 2-6 | 3-6 |
2 | Дятел | 2-1 | 8-3 | 5-6 | 2-3 |
3 | Синица | 1-4 | 1-5 | 1-3 | 1-7 |
4 | Клест | 3-8 | 3-6 | 3-5 | 8-7 |
5 | Снегирь | 2-8 | 3-6 | 4-6 | 5-1 |
6 | Орел | 7-8 | 6-8 | 8-3 | 7-2 |
7 | Тетерев | 2-8 | 3-4 | 2-5 | 1-6 |
8 | Глухарь | 3-8 | 2-1 | 5-7 | 5-6 |
Ответ: ястреб – х, дятел – с, синица – н, клест – р, снегирь – р, орел – х, тетерев – р, глухарь – р.
Если определили правильно тип питания птиц, то должен получиться рисунок «Кораблик» (Приложение 8.1)
Использование учебно-познавательных игр дает возможность учителю продуктивно работать на уроке и позволяет образовавшийся резерв времени использовать для рефлексии. Ежедневные содержательные рефлексии, помогают оценить ребенку, насколько увеличились знания, которые формируются в ходе учебной деятельности. Постепенно, опираясь на данные учителем игры, дети самостоятельно составляют свои учебные игры и придумывают рисунки к ним.