Конспект урока истории в 9 классе на тему «Экономические реформы П.А. Столыпина»
Пояснительная записка к презентации
"Экономические реформы П.А. Столыпина" 9 класс
Цели урока:
1. Формирование способности учащихся к новому способу деятельности.
2. Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.
Планируемые результаты урока:
Личностные: воспитание чувства гордости за свою страну.
Метапредметные: делать выводы, анализировать статистические данные; уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров и дискуссий.
Предметные: давать определения понятиям. Характеризовать цели, положительные и отрицательные стороны реформы, её итоги.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Тест, вопросы по домашнему параграфу.
III. Изучение новой темы.
Тема: Экономические реформы П.А. Столыпина (слайд №1)
Столыпин проводил реформу в 1906 г., с какими событиями в российской истории совпала реформа? Какой вопрос был одним из главных, нерешённых в России на тот момент?
В России была буржуазная революция 1905-1907 гг., одной из причин которой и стал нерешённый аграрный вопрос.
В чём крестьяне видели решение аграрного вопроса? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить плохое положение в с/х, отставание с/х от промышленности?
Это объясняется крестьянским малоземельем. Решение проблемы крестьяне видели в уравнительном переделе земли.
Открывается слайд №2 презентации:
«Реформы закладывали основы для «Преобразования П.А. Столыпина только
стабильного развития русской деревни» усугубили социальные проблемы в России»
Событие одно, а точек зрения две. Возникает проблемная ситуация. Какая из вышеуказанных точек зрения вам представляется более предпочтительной?
Нельзя ответить на вопрос, не изучив аграрную реформу П.А. Столыпина и её итоги.
Как вы думаете, с какими историческими фактами, событиями мы должны познакомиться, изучая данную тему?
Ученики предлагают план изучения темы:
Цели и задачи реформы.
Основные направления, содержание реформы.
Итоги реформы.
Работая с учебником §6: (слайд № 3)
группа – рассмотрит цели реформы.
группа – рассмотрит методы проведения реформы (содержание).
группа – рассмотрит итоги реформы.
Результаты работы групп:
Цели реформы:
сохранить помещичье землевладение;
увеличить слой зажиточного крестьянства за счет самих же крестьян (увеличить опору царизма в деревне – кулачество);
установить стабильность в обществе.
Методы проведения реформы (содержание):
Разрушение общины (указ от 09.11.1906 г.), (выход на отруба и хутора)
Переселение крестьян за Урал (цель ослабить земельный голод в центральных губерниях России; отправить безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений)
Итоги аграрной реформы:
Положительные итоги:
1. Рост посевных площадей на 10%
2. Повышение урожайности
3. Рост специализации
Отрицательные итоги:
1. Рост социальной напряжённости в деревне
2. Не удалось создать прочную социальную опору в деревне.
В полной ли мере были достигнуты цели аграрной реформы? Нет.
Программа модернизации России (реформирования) включала в себя помимо аграрной реформы еще ряд преобразований. Большое значение Столыпин придавал изменению деятельности местного управления и суда. В готовящемся проекте данной реформы во главу угла было поставлено уравнение в правах крестьян с другими сословиями. Кроме того, Столыпин готовил ряд законов, которые должны были обеспечить неприкосновенность личности, пересмотр статей уголовного права. Правительство также планировало сделать доступным, позже и обязательным начальное образование. Но! Все начинания Столыпина встретили непонимание в обществе.
Таким образом, несмотря на всю важность и значимость предложенных Столыпиным реформ они остались незавершенными.
IV. Рефлексия
Две противоположные точки зрения о значимости деятельности и политики П.А. Столыпина.
(слайд №4)
1. Деятельность Столыпина была сопряжена с нарушением прав народа и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907гг.
2. Политика Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 году.
Какая точка зрения кажется вам более предпочтительной?
Оформление ответа в виде творческой работы: составьте синквейн, в котором должна отразиться сущность политики П.А. Столыпина и ваше отношение.
Первое существительное – слово: Столыпин
На экране правила написания синквейна: (слайд №5)
1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – существительное, сочетающееся с первым
5 строка – краткий вывод
Вывод учителя: Начало XX века – сложное и противоречивое время в нашей истории. И нам с вами важно понимать весь груз ответственности, лежащий на людях, наделенных властью. Эти люди особенно ответственны за общество, которым управляют. Ответственны перед потомками и историей. Проблема незавершенности реформ, начатых П.А. Столыпиным, остается актуальной и в наши дни.
VI. Домашнее задание: (слайд №6) §6, вопросы