Семинар для педагогов «Особенности работы с обучающимися с ЗПР»
Семинар для педагогов «Особенности работы с обучающимися с ЗПР»
Цель – повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов в работе с детьми с ОВЗ
Задачи: 1. Систематизировать представления педагогов об особенностях детей с задержкой психического развития 2. Обобщить опыт коррекционной работы с детьми
План
1. Работа с таблицей школьных сложностей (вписать возможные причины)
2. Работа с характеристикой детей ЗПР. Определение признаков ЗПР и соотнесение из с школьными сложностями обучающихся
3. Представить и обсудить методы, приемы, упражнения, задания, которые способствуют развитию детей с ЗПР.
Раздаточный материал для заполнения
Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины
Феноменология трудностей | Возможные причины |
1. В письменных работах пропускает буквы | |
2. Неразвитость орфографической зоркости | |
3. Невнимателен и рассеян | |
4. Испытывает трудности при решении математических задач | |
5. Испытывает затруднения при пересказывании текста | |
6. Неусидчив | |
7. Трудно понимает объяснение с первого раза | |
8. Постоянная грязь в тетради | |
9. Плохое знание таблицы сложения (умножения) | |
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы | |
11. Постоянно забывает дома учебные предметы | |
12. Плохо списывает с доски | |
13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо | |
14. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять | |
15. Постоянно переспрашивает учителя | |
16. Плохо ориентируется в тетради | |
17. Поднимает руку, а при ответе молчит | |
18. Опаздывает на уроки | |
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест | |
20. Испытывает страх перед опросом учителя | |
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует | |
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время | |
Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины
(Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. —— М.: Ось-89, 1997. - 224 с)
Феноменология трудностей | Возможные психологические причины |
1. В письменных работах пропускает буквы | 1. Низкий уровень развития фонематического слуха 2. Слабая концентрация внимания 3. Несформированность приемов самоконтроля 4. Индивидуально-типологические особенности личности |
2. Неразвитость орфографической зоркости | 1. Низкий уровень развития произвольности 2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) 3. Низкий уровень объема и распределения внимания 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти 5. Слабое развитие фонематического слуха |
3. Невнимателен и рассеян | 1. Низкий уровень развития произвольности 2. Низкий уровень объема внимания 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 4. Преобладающая мотивация учения – игровая |
4. Испытывает трудности при решении математических задач | 1. Низкий уровень развития общего интеллекта 2. Слабое понимание грамматических конструкций 3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков 4. Низкий уровень развития образного мышления |
5. Испытывает затруднения при пересказывании текста | 1. Несформированность умения планировать свои действия 2. Слабое развитие логического запоминания 3. Низкий уровень речевого развития 4. Низкий уровень развития образного мышления 5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации) 6. Заниженная самооценка |
6. Неусидчив | 1. Низкий уровень развития произвольности 2. Индивидуально-типологические особенности личности 3. Низкий уровень развития волевой сферы |
7. Трудно понимает объяснение с первого раза | 1. Несформированность приемов учебной деятельности 2. Слабая концентрация внимания 3. Низкий уровень развития восприятия 4. Низкий уровень развития произвольности 5. Низкий уровень развития общего интеллекта |
8. Постоянная грязь в тетради | 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук 2. Несформированность приемов учебной деятельности 3. Недостаточный объем внимания 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти |
9. Плохое знание таблицы сложения (умножения) | 1. Низкий уровень развития механической памяти 2. Низкий уровень развития долговременной памяти 3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы 4. Низкий уровень развития произвольности 5. Слабая концентрация внимания 6. Несформированность приемов учебной деятельности |
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы | 1. Несформированность приемов учебной деятельности 2. Низкий уровень развития произвольности |
11. Постоянно забывает дома учебные предметы | 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания |
12. Плохо списывает с доски | 1. Несформированность предпосылок учебной деятельности 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Низкий уровень переключения внимания 4. Недостаточный объем внимания 5. Низкий уровень развития кратковременной памяти |
13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо | 1. Низкая скорость протекания психических процессов 2. Несформированность приемов учебной деятельности 3. Низкий уровень развития произвольности |
14. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять | 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого 4. Несформированность предпосылок учебной деятельности |
15. Постоянно переспрашивает учителя | 1. Низкий уровень объема внимания 2. Слабая концентрация и устойчивость внимания 3. Низкий уровень развития переключения внимания 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти 5. Низкий уровень развития произвольности 6. Несформированность умения принять учебную задачу |
16. Плохо ориентируется в тетради | 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук |
17. Поднимает руку, а при ответе молчит | 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику 2. Заниженная самооценка 3. Низкий уровень развития произвольности |
18. Опаздывает на уроки | 1. Несформированность приемов самоконтроля 2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания 3. Низкий уровень развития произвольности 4. Возможные трудности в семье 5. Причины вторичной выгоды |
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест | 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику 2. Преобладающая мотивация учения — игровая 3. Индивидуально-типологические особенности личности 4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания 5. Низкий уровень развития произвольности 6. Несформированность приемов учебной деятельности |
20. Испытывает страх перед опросом учителя | 1. Заниженная самооценка 2. Возможные трудности в семье 3. Внутреннее стрессовое состояние 4. Индивидуально-типологические особенности личности |
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует | 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику 2. Преобладающая мотивация учения – игровая 3. Низкий уровень развития произвольности 4. Несформированность приемов учебной деятельности |
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время | 1. Отсутствует учебная мотивация |
Характеристика детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы (во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве) или имеющих генетически обусловленную недостаточность головного мозга. У таких детей психические функции, формирующиеся несколько по-иному, чем в норме: остаются недостаточными, неполноценными.
Одна из основных особенностей детей с ЗПР - низкая познавательная активность, которая проявляется неравномерно и во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
Восприятие
У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность процесса переработки сенсорной информации в целом, поэтому у них нет целостности восприятия, они не могут полностью охватить объект со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Они допускают ошибки при воспроизведении простых геометрических фигур по зрительному образцу. Для адекватного восприятия объектов детям с ЗПР требуется больше времени, чем детям без нарушений. Следовательно, эффективность восприятия у детей с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающимися детьми, а образы недостаточно дифференцированные и полные. Это ограничивает возможности наглядного мышления, что проявляется в результатах и способах выполнения заданий.
Внимание
Внимание у таких детей характеризуется суженным полем, что проявляется в повышенной отвлекаемости и фрагментарном выполнении любых заданий.
У младших школьников с ЗПР внимание неустойчиво, у них слабо развита произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу). Поэтому дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5—10 мин.
Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к информации, поданной только в словесной форме. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет — все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя.
Память
Память детей с ЗПР характеризуется сниженной продуктивностью непроизвольного и особенно произвольного запоминания и небольшим объемом кратковременной и особенно долговременной памяти.
Низкий уровень произвольного запоминания у детей с ЗПР связан не только с ограниченной познавательной активностью и неумением найти вспомогательные мнемические приемы, но и с трудностями смысловой переработки информации, которую необходимо запомнить.
Мышление
У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление. Но, тем не менее, дети с ЗПР могут осуществлять процесс переноса знаний в новые условия, это означает что, для таких детей необходимы специально созданные условия.
Речь
На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа "Коля старше Миши", "Береза растет на краю поля". Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т. е. затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания.
Дети имеют ограниченный словарный запас. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.
Имеются сложности с формированием связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.
Мыслительная деятельность
Во всех видах мыслительной деятельности у детей с ЗПР обнаруживается отставание. Большие трудности вызывают задачи наглядно-образного характера, решение которых опирается на образы представлений и воображение. У детей с ЗПР отсутствует или неполноценна предварительная ориентировка в условиях познавательных задач всех типов, нет плана выполнения задания. Такие дети не могут предвидеть результаты своей деятельности. Еще одна отличительная черта мыслительной деятельности детей с ЗПР - инертность. Они с большим трудом переключаются с одной деятельности на другую, с одного способа решения - на другой. У детей отсутствует интерес к познавательным задачам и готовность их решать. Дети пытаются «уйти» от заданий: заговаривают на другую тему, просто отказываются от выполнения - «не знаю», «не умею».
Мотивация деятельности определяется в основном стремлением к получению удовольствия.
Эмоционально-волевая сфера
Эмоционально-волевая сфера у этих детей недоразвита и имеет признаки инфантилизма. Эмоционально-волевая незрелость выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов.
На занятиях такие дети непродуктивны в тех ситуациях, когда необходимо следовать требованиям педагога и преодолевать собственные желания. Для них характерно отсутствие чувства долга, ответственности за свое поведение, небрежное отношение к обучению, неорганизованность при выполнении заданий, недостаточная критичность, завышенная или, наоборот, заниженная самооценка как результат отрицательной оценки их неуспехов в разных видах деятельности. Дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий (заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок и т.п.). Они стремятся избежать всяких умственных усилий.
Дети с ЗПР плохо регулируют собственные действия. При выполнении задания не умеют следовать инструкции, сличать уже проделанное с тем, что еще предстоит выполнить. Для таких детей характерна "детскость моторики" - суетливость, порывистость, недостаточная координированность движений.
Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего эти дети внушаемы, подражательны и легко могут следовать за другими в своем поведении.
Нервная система
Для детей с ЗПР характерны истощаемость нервной системы и быстрая утомляемость. Утомляясь, они ведут себя по-разному. Одни становятся вялыми и пассивными, стремятся к уединению, другие - возбуждаются, ведут себя расторможенно. Они, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими.
Для таких детей характерны моторная неловкость, нарушения мелкой моторики. Неустойчив эмоциональный тонус, характерна резкая смена настроения, плаксивость, склонность к апатии.
Повышенная утомляемость и истощаемость ведет к расстройству внимания, слабости произвольной деятельности. Если не учитывать возможностей ребенка, увеличивать учебную нагрузку, предъявлять непосильные требования, то велик риск нервно-психического срыва, расстройств сна и нарушения регуляции вегетативных процессов.
Для психической сферы детей с ЗПР типичным является сочетание частично недостаточных высших психических функций с сохранными. У одних детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости и страдает произвольная регуляция деятельности, у других снижена работоспособность, у третьих более выражены недостатки внимания, памяти, мышления.