Обучение детей пятого года жизни способам словообразования
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ СПОСОБАМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Образование дошкольника, эффективность решения задач его умственного, эстетического и нравственного воспитания во многом определяется характером речевого развития ребёнка. Дошкольный период развития является сенситивным для освоения родного языка, формирования фонетической, лексической, грамматической сторон речи.
Наше обращение к процессу становления грамматической стороны, а именно – словообразованию – неслучайно. Формируемые навыки словообразования напрямую связаны с усвоением ребенком языковой действительности. Они обеспечивают развитие чувства языка и становление лексического фундамента – содержательной основы родной речи. Умение образовать от корневой основы новые (производные) слова является необходимой составляющей обогащения словаря. Вне такой способности невозможно грамматическое оформление предложения и высказывания в целом.
Кроме того, овладение ребёнком процессами словообразования имеет неразрывную связь с его познавательной деятельностью и ориентировкой, как в предметной, так и речевой деятельности.
Исследователи проблемы словообразования детей дошкольного возраста, рассматривают формирование словообразовательных навыков как развивающую, обеспечивающую становление собственно языковых лексико-грамматических и фонетических обобщений, педагогическую работу, а не как только коррекцию ошибок.
Без специального педагогического руководства освоение детьми продуктивных способов словообразования, их перенос на аналогичные случаи сталкиваются с трудностями. Многочисленные ошибки возникают, когда ребята имеют дело с менее продуктивными формами, подчиняющимися другим закономерностям, чем те, что усвоены ранее.
В среднем дошкольном возрасте дети начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а так же некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных. В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.
Практика показывает, что на пятом году жизни дети могут образовывать существительные уменьшительно-ласкательными суффиксами. При образовании же приставочных глаголов дети, чаще всего, не учитывают оттенки значений глаголов. И как следствие – ошибочные формы образованных глаголов и минимальное количество приставок, к которым дети обращаются. Ребята теряются в большом многообразии словообразующих элементов русского языка, часто допускают ошибки.
Экспериментальное исследование с целью определения особенностей развития навыков словообразования у детей пятого года жизни проводилась нами на базе МБДОУ Чуваштимяшский детский сад «Колосок».
Для диагностического обследования нами использовалась методика «Исследование способности словообразования» М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. Методика включает в себя шесть заданий, выявляющих умения образовывать названия детенышей животных и птиц; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; наименования предметов посуды. Также содержит задания на проверку уровня развития языкового чутья и понимания словообразовательных форм; умения находить ошибки в употреблении способов словообразования; способности образовывать прилагательные от существительных и префиксальное словообразование.
Для проведения описанных заданий с детьми нами были отобраны картинки с изображением предметов, действий и признаков. Также использовались реальные объекты.
Каждому ребенку предлагалось слушать и соотносить с картинным материалом набор однокоренных слов: цепочки имен существительных, пары приставочных глаголов, варианты нормативных и ненормативных прилагательных. Серия заданий побуждала детей к самостоятельному образованию производных имен существительных, прилагательных и глаголов от заданной производящей основы.
Для констатирующего обследования нами были выбраны две параллельные группы, обозначенные как экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ).
Полученные в ходе обследования данные показали, что большинство детей обеих групп имеют средний уровень сформированности навыков словообразования. Высокий уровень в ЭГ составил 20%, а в КГ 25%; средний уровень – в ЭГ 45%, а в КГ 50%; низкий уровень в –ЭГ 35%, а в КГ 25%.
При анализе образования детьми новых слов нами были выявлены существенные недочеты. Они проявлялись, например, в непринятии словообразовательных задач. Можно определить следующие направления затруднений детей пятого года жизни: использование уменьшительных-ласкательных суффиксов; образование названий предметов посуды; определение правильности-неправильности в употреблении способов словообразования; образовование нового слова путем его перехода из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное).
Таким образом, результаты проведённого обследования подтвердили необходимость проведения с детьми развивающей работы по формированию у детей словообразовательных умений и навыков, подбора эффективных методов и приёмов.
Нами продуманы упражнения способствующие, на наш взгляд, формировать у детей чувство структурности слова. Упражнения, позволяющие без обращения к понятиям, интуитивно, усвоить, что в едином целом присутствуют части (в слове – морфемы). Мы предположили, что формирование умение видеть «кусочки» в целостном слове, а затем использовать их в образовании новых слов поспособствует оптимизации процесса словообразования. А это в последующем станет основой работы над слоговой структурой слова, а в дальнейшем – грамотности письма.