Обучение гимнастической терминологии на уроках физической культуры
Управление образования городского округа Ревда
МКУ «Центр развития образования»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Методическое пособие на тему:
«Обучение гимнастической терминологии на уроках физической культуры»
Автор:
Шевченко Дмитрий Юрьевич,
учитель физической культуры
МАОУ СОШ № 2,
первая квалификационная
категория.
Ревда, 2021
Содержание
Основные термины и положения в гимнастической терминологии 4
Принципы составления гимнастической терминологии 14
Рекомендации к обучению гимнастической терминологии 16
Гимнастическая терминология имеет очень большое значение на уроках физической культуры. При помощи нее учитель может объяснить, какие действия необходимо сделать учащемуся, организовать класс, дать точную команду и правильно сформулированную методическую рекомендацию. Также гимнастическая терминология необходима учителю физической культуры для написания комплексов упражнений, а обучающемуся для их верного исполнения. Помимо этого, в олимпиаде по физической культуре встречаются задания, которые так или иначе затрагивают знания гимнастической терминологии. [3]
Большой проблемой является тот факт, что гимнастической терминологией учащемуся невозможно овладеть без посторонней помощи. Открыв сеть Интернет, мы увидим, что по данному запросу информации недостаточно. Существующие статьи часто написаны некомпетентными людьми, о чём свидетельствуют допущенные в них ошибки. В учебниках материал по гимнастической терминологии предоставлен не структурированно, и, чтобы учащемуся полностью с ним ознакомиться, нужно взять учебники сразу за несколько лет обучения.
Изучив данную проблему, я решил обобщить все знания о гимнастической терминологии и представить их в методическом комплексе, который не только поможет учителю преподать данную тему, но и предоставит материал для самостоятельного изучения обучающимися.
В методической работе содержится информация о гимнастической терминологии и способах ее овладения в практических целях.
Целью методической работы: создание методического пособия по обучению гимнастической терминологии.
Задачи:
1. Собрать и обобщить весь доступный материал по теме гимнастическая терминология.
2. Выявить принципы составления гимнастической технологии.
3. Разработать способы для доступного изучения гимнастической терминологии.
Объект: гимнастическая терминология.
Предмет: использование применение гимнастической терминологии.
Методы исследования: синтез информации, анализ информации.
Практическая значимость: применение методического комплекса для облегчения и систематизации обучения гимнастической терминологии.
Гимнастическая терминология — это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений. [4]
Гимнастическая терминология должна быть понятной и доступной и точно обозначать действия самым кратчайшим для этого способом.
Для удобства структурируем гимнастическую терминологию по классам:
Положение ног и движения ими
При определении движений ногами в основных и промежуточных плоскостях указывается название ноги и направление выполняемого движения.
Движения ног в лицевой плоскости (рис. 1): а) правую в сторону на носок; б) правую в сторону-книзу; в) правую в сторону; г) правую в сторону-кверху.
Движения в боковой плоскости (рис. 2); а) левую на носок; б) левую вперед-книзу; в) левую вперед; г) левую вперед-кверху; д) левую назад на носок; е) левую назад-книзу; ж) левую назад. Разноименные движения обозначаются так (рис. 22): а) правую влево; б) правую влево-книзу. [1]
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
В боковой плоскости (рис. 4): а) согнуть правую; б) согнуть правую вперед; в) согнуть правую назад.
В лицевой плоскости (рис. 5); а) согнуть правую в сторону; б) согнуть правую назад, колено в сторону. [1]
Рис. 4 Рис. 5
Мах – резкое движение в каком-либо направлении с полной амплитудой.
Чаще всего упражнения выполняются из различных стоек, наиболее распространенными из которых являются:
строевая стойка – пятки вместе, носки врозь, руки вниз по швам (рис. 6, а)
основная стойка (сокращенно о. с.) —(рис. 6, а) отличается от строевой тем, что руки могут быть в любом положении.
узкая стойка ноги врозь — ноги расставлены врозь. Расстояние между ног примерно одна ступня (рис. 6, б);
стойка ноги врозь — ноги расставлены приблизительно на ширину плеч (рис. 6, в).
широкая стойка ноги врозь — ноги расставлены в сторону на расстояние примерное разведенных в сторону рук, согнутых в локтях (рис. 6, г);
стойка скрестно — одна нога находится перед другой скрестно и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии одной стопы (рис. 6, д);
стойка ноги врозь правой/левой — стойка, в которой правая/левая нога находится на шаг впереди левой/правой (рис. 6, е). Данная стойка может быть широкой и узкой, о чем следует указывать. [1]
Рис. 6
При выполнении хореографических упражнений, принято выделять следующие стойки:
первая позиция — пятки вместе, носки развернуты в стороны (рис. 7, а);
вторая позиция — ноги врозь на расстоянии ступни одна от другой, носки развернуты в стороны (рис. 7, б);
третья позиция — пятка одной ступни прижата к середине другой, носки развернуты в стороны (рис. 7, в);
четвертая позиция — одна нога впереди другой на расстоянии ступни, пятка одной ноги находится против носка другой (рис. 7, г);
пятая позиция — ступни плотно сомкнуты носками в стороны, пятка одной ноги прижата к носку другой (рис. 7, д). [1]
Рис. 7
При выполнении позиций необходимо стремиться к предельной выворотности ног, колени должны быть вытянуты, ягодичные мышцы напряжены, тяжесть тела равномерно распределена на обе ступни, туловище подтянуто, с правильной осанкой.
К разновидностям стоек, которые могут быть также полезны, при изучении гимнастической терминологии, можно отнести следующие:
стойка на правом/левом колене — стоим, одна нога с опорой на колено, носок произвольно, голень перпендикулярна бедру, вторая нога согнута в колене, упор на стопу. Между ногами должна образовываться квадрат. (рис. 8, а) ;
стойка на коленях — упор двумя ногами на колено, голень перпендикулярна бедру, носок произвольно (рис. 8, б)
стойка на лопатках — опора выполняется на лопатки и затылок, ноги перпендикулярно полу, носки натянуты вверх (рис. 8, в).
стойка на голове — выполняется с упором на три точки, которые образовывают равнобедренный треугольник: голова, правая рука и левая рука (рис. 8, г);
стойка на руках — выполняется на прямых руках, тело вертикально (рис. 8, д). [1]
Рис. 8
Приседы:
Присед — положение занимающегося, в котором ноги согнуты (опора на носки), руки в любом положении (рис. 9, а).
Полуприсед — приседание, выполняемое на половину амплитуды (рис. 9, б); часто применяется с полунаклоном и называется «старт пловца» (рис. 9, д).
Круглый присед (полуприсед) — приседание на носках, колени вместе, туловище согнуто вперед, руки вперед, голова опущена (рис. 9, в).
Присед наклонно — присед, при выполнении которого бедра, туловище и голова на одной прямой линии. Положение рук, если они не вдоль тела, указывается дополнительно. Например, руки в стороны (рис. 9, г).
Присед на правой/левой — приседание, выполняемое на одной ноге, другая поднята вперед, руки вперед (рис. 9, е) [1]
Рис. 9
Выпады:
Выпад правой/левой — выставление ноги вперед с одновременным сгибанием ее так, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу (рис. 10, а).
Выпад назад — выставление ноги назад, чтобы колено выставленной назад ноги находилось на уровне носка, а колено находилось на уровня колена другой ноги. (рис. 10, б).
Выпад с наклоном — соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например, выпад вправо с наклоном (рис. 10, в).
Глубокий выпад — выпад с максимальным разведением ног. Руки произвольно. Положение рук могут указать дополнительно. (рис. 10, г). [1]
Рис. 10
Наклоны:
Наклон — термин для определения сгибания тела в тазобедренных суставах вперед, назад или в стороны с полной амплитудой движения. При выполнении вперед указание о направлении можно опускать. Например, наклон (рис. 11, а).
Наклон прогнувшись выполняется обычно вперед, руки произвольно, голова приподнята, спина прямая (рис. 11, б).
Наклон с захватом — наклон вперед, при котором руки захватывают голеностопные суставы (11, в). [1]
Рис. 11
Седы и положения лежа:
Сед — положение занимающегося сидя на полу или на снаряде с прямыми ногами, руки произвольно (рис. 12, а).
Сед углом — положение сидя с поднятыми вперед ногами, образующими с туловищем прямой угол (примерно), голова прямо (рис. 12, б).
Сед согнувшись — сед, при котором ноги подняты до вертикального положения (рис. 12, в).
Сед с захватом — то же, но туловище и голова наклонены к ногам, а ноги захватом за голеностопные суставы подтягиваются к туловищу, голова опущена (рис. 12, г).
Сед на пятках — сед на обеих пятках, туловище вертикально, руки произвольно (рис. 12, д).
Сед на пятках с наклоном — аналогичный сед, но туловище наклонено вперед до касания поднятыми вверх руками пола (рис. 12, е). [1]
Разновидности положения лежа: на спине — ноги сомкнуты, прямые, руки вдоль тела. Иное положение рук указывается дополнительно; на животе — согнутые руки касаются пола, сомкнутые прямые ноги лежат свободно; прогнувшись — тело максимально прогнуто, руки вверх- наружу, ноги и голова приподняты.
Рис. 12
Упоры:
Упор присев — присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи, голова прямо (рис. 13, а). При выполнении на одной ноге указывается нога, на которой выполняется приседание, а также положение свободной ноги. Например, упор присев на левой, правая сзади на носке (рис. 13, б).
Упор стоя на коленях — опора руками и коленями, носки вытянуты (рис. 13, в). Если опора производится на одном колене, то указывается, на каком и дополнительно указывается положение свободной ноги. Например, упор на правом колене, левую назад (рис. 13, г). [1]
Рис. 13
Упор лежа — занимающийся обращен передней стороной тела к опоре. Упор производится на руки и носки, тело прямое. Термин «спереди» принято опускать (рис. 14, а).
Упор лежа сзади — учащийся обращен к опоре спиной. Упор производится на руки и ступни, тело прямое. (рис. 14, б).
Упор лежа боком — тело обращено боком при опоре на одну руку, другая рука обычно у тела. Упор производится на руку и боковую часть ступни, тело прямое (рис. 14, в). [1]
Рис. 14
Упор лежа на бедрах — упор, при котором тело максимально прогнуто, бедра касаются опоры или лежат на ней (рис. 15, а).
Упор лежа сзади на предплечьях — аналогичный упору лежа сзади, но руки упираются предплечьями (рис. 15, б). [1]
Рис. 15
Равновесия:
Равновесие — положение, в котором учащийся стоит на одной ноге, наклонившись вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 16, а).
Боковое равновесие — исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая за спину (рис. 16, б).
Заднее равновесие — исполнитель обращен спиной к опоре, руки в стороны (рис. 16, в). [1]
Рис. 16
Шпагат:
Шпагат — сед с предельно разведенными ногами (в стороны), туловище вертикально, руки в стороны (рис. 17, а).
Шпагат правой/левой — указывается нога, находящаяся спереди (рис. 17, б).
Полушпагат — сед на пятке согнутой вперед ноги, другая сзади, туловище вертикально, руки в стороны (рис. 17, в). [1]
Рис. 17
Мосты:
Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение занимающегося спиной к опорной плоскости с опорой руками и ногами (рис. 18, а).
Мост на предплечьях — с опорой предплечьями (рис. 18, б). Мост может также выполняться с опорой на одну ногу, на одну руку или на одну ногу и одну руку, одноименные или разноименные. [1]
Рис. 18
Положение рук и движения ими
При терминологическом описании положений рук надо указывать их положение по отношению к туловищу учащихся независимо от положения тела (сидя, лежа, стоя и т. п.).
Для определения положения рук и движений ими, если они не прямые, используется термин руки слегка согнуты, что означает незначительное, едва заметное сгибание их в локтевых суставах со свободной кистью, или термин полусогнуты, когда сгибание выражено отчетливо. Например, наклон влево, руки полусогнуты вверх.
Основные положения с прямыми руками
Руки вниз — положение, аналогичное основной стойке, только кисти выпрямлены и являются прямым продолжением предплечья.
Руки в стороны — прямые руки подняты на высоту плеч, ладони обращены книзу. Иное расположение ладоней указывается.
Руки вверх — в этом положении руки подняты вверх и отведены назад до отказа, параллельны друг другу, ладони обращены внутрь.
Руки вперед — прямые руки подняты на высоту плеч параллельно друг другу, кисти в продолжении предплечий, пальцы сомкнуты, ладони обращены друг к другу.
Руки назад — прямые руки отведены назад до отказа.
Промежуточные положения рук:
В промежуточных положениях руки расположены под углом 45° к основным положениям.
Положения рук в лицевой плоскости могут быть следующими (рис. 19): а) руки вниз; б) руки в стороны-книзу; в) руки в стороны; г) руки вверх-наружу; д) руки вверх. Кроме этих, могут быть положения: руки скрестно; руки вперед и внутрь под углом
45°; руки вверх-внутрь (руки подняты вверх, пальцы соприкасаются).
В боковой плоскости (рис. 20): а) руки вниз; б) руки впередкнизу; в) руки вперед; г) руки вперед-кверху; д) руки вверх; е) руки назад.
Движения руками могут быть односторонними, т. е. выполняться в одну сторону (рис. 21); а) руки влево-книзу; б) руки влево; в) руки влево-кверху. [1]
Рис. 19 Рис. 20 Рис. 21
Для обозначения круговых движений руками применяются термины:
круг — круговое движение руками, ногами, туловищем. Выполняется из исходного положения на 360° по окружности снова до исходного положения. В этом случае достаточно сказать «круг» и указать его направление. Например, круг руками книзу (кверху) из исходного положения руки в стороны;
дуга — движение, выполняемое менее чем на 360° по окружности. Для обозначения таких движений применяется слово «дугою», указывается направление движения и конечное положение. Например, дугами наружу руки вверх.
Положения с согнутыми руками ОРУ с согнутыми руками весьма распространены. При этом под сгибанием рук принято считать сгибание в локтевых суставах.
Руки на пояс — кисти рук опираются о гребень подвздошной кости (четыре пальца вперед, большой палец назад), локти и плечи отведены назад (рис. 22, а).
Руки перед грудью — руки согнуты в локтевых суставах, локти на высоте плеч, кисти в продолжении предплечий, ладони книзу (рис. 22, б).
Руки к плечам — согнутые в локтевых суставах руки касаются пальцами отведенных назад плеч, локти у туловища (рис. 22, в).
Руки за голову — руки согнуты в локтевых суставах, пальцы касаются затылка, локти приподняты (рис. 22, г).
Руки перед собой — согнутые руки находятся перед грудью, предплечья на высоте плеч, одно над другим (рис. 22, д).
Руки за спину — руки, согнутые в локтевых суставах, касаются предплечьями спины, кисти обхватывают предплечья как можно ближе к локтям (рис. 22, е).
Согнуть руки вперед — кисти к плечам, локти на уровне плеч и обращены вперед (рис. 22, ж).
Согнуть руки назад — согнутые в локтевых суставах руки отведены назад до отказа (рис. 22, з).
Согнуть руки в стороны — руки согнуты в локтевых суставах, локти на высоте плеч, кисти к плечам (рис. 22, и). При сгибании предплечьями книзу указывать дополнительно — согнуть руки в стороны, предплечья снизу. [1]
Рис. 22
Для выполнения упражнений хореографии, кроме указанных положений рук, можно выделить основные позиции рук.
Первая позиция — округленные руки, немного согнутые в локтях, подняты вперед до уровня диафрагмы. Округленные кисти ладонями обращены к туловищу. Расстояние между кончиками пальцев 10-15 см (рис. 23, а).
Вторая позиция — округленные руки подняты в стороны, несколько ниже уровня плеч, в локтях несколько согнуты. Кисти рук округлены, ладони обращены вперед-внутрь (рис. 24, б).
Третья позиция — округленные руки подняты вверх-вперед, в локтях слегка согнуты, кисти несколько округлены, ладони обращены книзу. Расстояние между кончиками пальцев 10-15 см (рис. 24, в).
Подготовительное положение — несколько согнутые руки опущены вниз, локти в стороны, мизинцы слегка касаются бедер впереди, кисти округлены, ладони обращены кверху. Расстояние между кончиками пальцев 10-15 см (рис. 24, г). [1]
Рис. 24
Положения кисти и движения ею
Обычное положение кисти — положение, в котором пальцы выпрямлены, кисть находится как бы в продолжении руки (рис. 25, а). При терминологическом описании упражнений такое положение кисти не указывается. Если руки занимают положение вниз, назад, вперед, вверх, то ладони рук обращены друг к другу, а в положении руки в стороны ладони обращены книзу. В этих случаях положение кисти не указывается. Если же в приведенных выше положениях ладони должны быть обращены в какую-то другую сторону, то это надо указать. Например, руки вперед, ладони книзу.
Кисть в кулаке — если пальцы сжаты в кулак, то указывать, куда обращены пальцы в обычном положении, не следует (рис. 25,6).
Кисть свободна — положение кисти, сходное с обычным, т. е. кисть находится в продолжении предплечья, но держится свободно, без напряжения, пальцы расслаблены (рис. 25, в).
Кисть расслаблена — положение, в котором кисть свободно висит (рис. 25, г).
Кисть поднята вперед или назад — положение, в котором кисть, по возможности прямая, отведена в указанном направлении. Например, правая в сторону, кисть поднята (рис. 25, д).
Пальцы врозь — положение кисти, в котором пальцы с силой разведены друг от друга (рис. 25, е). [1]
Рис. 25
Термины упражнений на снарядах:
Хват – способ держания за снаряд. Различают: хват сверху; хват снизу; хват разный; хват обратный; хват скрестный; хват широкий; хват узкий; хват сомкнутый; хват глубокий.
Вис – положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают: висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.) Висы простые: вис, вис на согнутых руках, вис согнувшись, вис прогнувшись и др. Висы смешанные: вис присев, вис стоя согнувшись, вис лёжа, вис стоя. Иные положения уточняются. Например, вис на согнутых ногах.
Упор – положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры. Различают: упоры простые и смешанные. Упоры простые: упор, упор на предплечьях, на руках, упор на руках согнувшись, упор сзади, упор углом. Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок), упор лёжа на согнутых руках, левую назад, упор стоя ноги врозь и др.
Сед – положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях, сед на бедре и др.
Подъём – переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий. Различают: подъём силой поочерёдно, подъём силой, махом одной подъём переворотом, подъём разгибом и др.
Спад – движение, противоположное подъёму.
Опускание – медленный спад.
Оборот – круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (перекладина, жердь и др.), выполняемое из упора. Различают: оборот вперёд (назад) из упора ноги врозь, оборот вперёд или назад из упора, большой оборот.
Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают: поворот махом вперёд, назад, поворот в стойке и др. [4]
Принципы составления гимнастической терминологииЧтобы правильно пользоваться гимнастической терминологией и составлять сложные команды, необходимо учитывать принципы построения фраз.
Первый принцип – доступность – все команды, хоть и должны подчиняться основным понятиям, что указаны выше, но в тоже время они должны быть понятны учащемуся. Если учащийся обучается в первом классе, то при объяснении стойки на колено не рационально говорить, что между голенью и бедром должен быть угол в 90 градусов. Учащийся этого не поймет. Данное понятие нужно заменить на более простое в понимании, объяснив упражнение своими словами.
Второй принцип – краткость – все команды должны быть объяснены с минимальным использованием слов. Любое понятие в гимнастической терминологии должно содержать ровно то количества слов, чтобы объяснить упражнения. Нужно пытаться избегать повторов и лишних слов. Допустим, назвав стойку и упражнение один раз, не нужно еще раз повторять стойку, если следующее упражнение будет выполнено из того же самого положения. Это будет само собой разумеющееся.
Третий принцип – точность – все команды должны точно характеризовать данное упражнение и давать точное представление о нем [3].
Правила применения терминов
Гимнастическую терминологию следует применять с учётом квалификации занимающихся. Начинающим заниматься необходимо овладеть терминологией одновременно с изучением упражнений. Все термины целесообразно разделить на следующие группы:
1. Общие термины.
Для определения отдельных групп упражнений, общих понятий и т.п. Например: строевые упражнения, вольные и др.
2. Основные термины (конкретные).
Позволяют точно определять смысловые признаки упражнения. Например: подъём, спад, оборот, поворот, вис, упор, наклон и др.
3. Дополнительные термины.
Уточняют основные и указывают направление движения, способ выполнения, условия опоры и т.п. Например: разгибом, дугой, переворотом.
Название упражнения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность. В случае необходимости применяются поясняющие слова, подчёркивающие характер выполнения (например, движение рукой делать резко, расслабленно, мягко). [4]
Соблюдая эти принципы, мы можем перейти к самой сути составления упражнений. Чтобы правильно составить и назвать упражнение, прежде всего необходимо обратить внимание на ноги. С них и начинается название нужного упражнения. Допустим, стойка ноги врозь. Второе, на что мы обращаем внимание – туловище. Если оно прямое, то мы упускаем этот пункт, но если его положение меняется, нужно обязательно назвать его. Например, наклон прогнувшись. Следующий важный момент - положение рук. Допустим, руки на пояс. И финальным фактором в составлении упражнения будет являться описание положения кистей рук и головы, если это имеет какое-то значение при выполнении упражнения. В рассматриваемом положении туловища положение кистей рук не имеет никакого значения, так как руки находятся на поясе. Описание положения головы также можно опустить, так как по умолчанию в положении прогнувшись голова прямая.
Совмещаем все вышесказанное – «стойка ноги врозь, наклон прогнувшись, руки на пояс» и получаем данное положение:
Структурируем составление названия упражнения:
Положение ног
Положение туловища
Положение рук
Положение кистей рук
Положение головы
Если с самого начала обучения гимнастической терминологии придерживаться данной структуры и обращать на нее внимание, каждый раз, как учащийся называет упражнения, то довольно быстро он поймет правильное название упражнения с соблюдением гимнастической терминологии [2].
Как уже говорилось ранее, изучение гимнастической терминологии лучше всего производить совместно с введением того или иного гимнастического элемента. Для упрощения восприятия лучше всего начать с элементов попроще, где упражнение описывается только одним термином, обозначающим статичное положение. Далее можно комбинировать с совмещением двух–трех терминов статичного положения при выполнении одного и того же упражнения. Например:
И.п. стойка ноги врозь, руки в стороны.
И.п. широкая стойка ноги врозь, руки на пояс.
И.п. ноги врозь, руки на пояс.
И.п. широкая стойка ноги врозь, руки в стороны.
По мере усвоения совмещения двух-трех терминов, можно дать упражнения, включающие в себя сложно структурированные стойки на месте. И, когда учащиеся освоят и этот материал, можно добавить динамику. Например:
И.п. стойка ноги врозь, руки вперед-в стороны.
1 – Мах правой ногой к левой руке.
2 – И.п.
3. – Мах левой ногой к правой руке.
4. – И.п.
Особое внимание стоит уделить положениям «Сед» и «Упор». Из собственного педагогического опыта могу отметить, что данные термины учащиеся постоянно путают и выполняют неточно. Происходит это, скорее всего, из-за того, что упражнения из стойки мы проговариваем намного чаще, выполняя ОРУ на месте, а упражнения с использованием седов и упоров относятся к специальным упражнением и выполняются реже.
Когда учащиеся смогут полностью называть упражнение с использованием гимнастической терминологии, для закрепления опыта можно предложить им составить комплекс ОРУ на бумаге, а затем провести его перед всем классом, называя каждое упражнение. Данную работу можно задать на дом.
Для контроля знаний гимнастической терминологии можно проводить контрольную работу с показом гимнастических элементов. Учитель показывает гимнастический элемент, учащиеся записывают его, затем учитель проверяет усвоение материала.
Второй способ проведения контроля выполняется при помощи наглядного пособия, которое представлено в приложении к данной методической разработке, где собраны все картинки из методического пособия. Их можно распечатать и выдать учащимся для заполнения. Именно такие задания чаще всего встречаются на олимпиаде по физической культуре.
По итогу работы было составлено методическое пособие по изучению гимнастической терминологии, которое поможет упростить процесс освоения данной темы. В пособии мне удалось собрать и структурировать весь материал, который имеется на данный момент в свободном доступе.
Собрав и обобщив сведения, освещающие тему «гимнастическая терминология», мне удалось структурировать его по подгруппам, каждая из которых описывает движения определенной частью тела или раскрывает специальные упражнения, для выполнения которых нужны особые условия. Благодаря этому учащийся может самостоятельно найти интересующий его термин и разобрать его.
В ходе работы были выявлены принципы гимнастической терминологии, опираясь на которые обучающийся легко сможет понять, как использовать гимнастическую терминологию, самостоятельно называть гимнастический элемент, опираясь на полученную информацию.
Обобщив и проанализировав собранный материал, а также собственный педагогический опыт, я составил рекомендации, которые упростят процесс овладения гимнастической терминологией и помогут в кратчайший срок сформировать у учащегося номинативную базу в рассматриваемой области физической культуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные изначально цели и задачи достигнуты, был создан желаемый конечный продукт, который пригодится для как учителю, так и обучающимся в процессе изучения гимнастической терминологии.
Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе / Гуманитарный исследовательский центр «ВЛАДОС», - Москва, 2000 г.
Под ред. Журавина М.Л., Сайкиной Е.Г. Теория и методика гимнастики / Издательский центр «Академия», - Москва, 2012 г.
Лебедихина Т. М. ГИМНАСТИКА: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / Издательство Уральского университета, - Екатеринбург, 2017 г.
Гимнастическая терминология // http://www.opytnyi-zivil.edu21.cap.ru/?t=hry&eduid=6033&hry=./55059/155217/155218#:~:text=Гимнастическая%20терминология.%20Это%20система%20специальных,сокращений%20и%20формы%20записи%20упражнений (дата обращения: 28.03.2021)
Иллюстрации для контрольных работ:
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Г –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Д –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Е –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Г –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Г –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Д –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Е –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Ж – _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Г –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Д –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Г –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Г –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Д –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Е –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Г –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Д –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Е –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Г –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Г –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Д –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Е –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Ж – _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
З – ________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
И – ________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Г –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Д –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Е –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Г –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Д –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Г –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Д –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
А – _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Б –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Г –________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________