Программа обучения изобразительному искусству дошкольников

4
0
Материал опубликован 27 September 2020 в группе


Негосударственное образовательное частное учреждение

«ШКОЛА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

«Светлячок»




Утверждаю:
Генеральный директор

НОЧУ «Школы развивающего обучения «Светлячок»

________________ С.Г.Чернова

« 01» сентября 2018г.



обучение изобразительному искусству

Срок реализации 2 года

Педагог дополнительного образования

Жукова Елена Александровна


























Волгоград

2018




Содержание


Пояснительная записка ………………………………………………………..3

Тематический план …………………………………………………………….6

Содержание курса ……………………………………………………………..9

Список литературы …………………………………………………………...18





































Пояснительная записка


В современной системе народного образования предметы художественно-эстетического цикла приобретают одну из ведущих ролей в образовательных учреждениях. Это объясняется тем, что предметы этого цикла, и, прежде всего изобразительное искусство, раскрывая учащимся мир прекрасного, воздействуя на их чувства, эмоции, формируют духовный мир.

Вводить детей в «большое» искусство следует как можно раньше. Рисование, это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С помощью изобразительного искусства можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей, школьной жизни. Рисуя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, обогащает словарный запас, развивает творческие способности.

Программа обучения изобразительному искусству дошкольников является составной частью «Программы школы развивающего обучения», составлена на 2 года для детей 4-6 лет.

Цель программы – обеспечить развитие творческого потенциала ребенка-дошкольника средствами изобразительного искусства.

Программа по изобразительному искусству в «Школе развивающего обучения» ставит следующие задачи:

Развивать эстетическое восприятие предметов, явлений окружающего мира и эмоциональное отношение к ним

Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью рисунка

Развивать цветоощущение, зрительную память, творческую активность, воображение, фантазию, формировать творческую индивидуальность

Формировать умения и навыки для создания художественно-выразительного образа, развивать общую умелость, мелкую моторику

Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях, способность к синтезу и анализу.

Основное содержание курса опирается на комплексную программу развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), раздел «Синтез искусств» - изобразительная деятельность, автор О.А. Куревина.

Занятия изобразительным искусством предоставляют большие возможности для развития творческих способностей ребенка. Дошкольники учатся правильно пользоваться карандашами и фломастерами, знакомятся с акварельными и гуашевыми красками и их свойствами, с техникой бумагопластики, учатся использовать цвет для передачи настроения, состояния и своего отношения к изображаемому, учатся передавать движение, пластику предметов. Кроме того, дети получают первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных для данного возраста. Большое внимание уделяется конструированию из бумаги. Дети постигают универсальный характер бумаги, открывая ее качества.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в одно целое, что обеспечивает единое решение познавательных и игровых задач (при ведущем значении последних). Особое внимание уделяется в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. Коллективные работы и выставки играют важную роль для объединения группы, для развития форм сотрудничества, для естественного детского обмена опытом.


Характеристика ожидаемых результатов


К концу первого года обучения дошкольников изобразительному искусству и конструированию из бумаги дети должны знать и уметь следующее:

правильно держать карандаш и кисть;

правильно пользоваться красками;

уметь использовать различные средства выразительности (короткие, длинные, зигзагообразные, волнистые линии, точки, длинный и короткий мазок и т.д.);

уметь передавать форму (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

уметь передавать величину предмета (большой, маленький, еще меньше);

передавать строение (сравнение, сопоставление, учет относительной величины) частей, установление и различие их формы и окраски;

передавать цвет как признак предмета;

правильно держать ножницы и резать ими бумагу, пользоваться клеем, овладеть следующими приемами: резание бумаги по прямой, наискось, закругление углов;

уметь смешивать краски для получения новых цветов;

освоить элементарные приемы работы с бумагой.


К концу второго года обучения дошкольников изобразительному искусству и конструированию из бумаги дети должны знать и уметь следующее:

использовать в работе тычки и штампики;

передавать глубину пространства;

передавать цвет как признак предмета;

передавать относительную величину и положение предметов (понятие о пропорциях);

передавать движение (передача простых видов движения)

составление симметричных и асимметричных узоров;

различать своеобразие народных росписей (хохломской, городецкой, полховско-майданской и т.д.), создавать узоры по мотивам народного декоративного искусства;

освоить основные виды работ с бумагой (вырезки, аппликация, отрывная мозаика, объемное конструирование);

сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях, для воплощения собственных замыслов.


Тематический план


Первый год обучения


(1 занятие в неделю, всего 36 занятий в год)



Тема Кол-во часов


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.



«Что я люблю рисовать»

«Кораблик плывет по волнам»

«Зонтики»

«Бабочка». Игрушка на пальчик

Наряд для бабочки

Украшаем свою букву

Сказочный осенний лист

«Листопад»

Игрушка «Гусеничка»

Красивая посуда для кукол

Веер для принцессы

Первый снег

«Елочка» - открытка

Замок снежной королевы

Карнавальная маска

Рукавичка

Зимний вечер

«Белая птица»

Матрешка

«Теремок»

«Рыженькая лиса»

Мишка косолапый

«Жар-птица»

Попугай

Портрет мамы

Весенние цветы. Коллективная работа

Как растут деревья

Весна на лесной полянке

Веселый клоун

Улица

Игрушка рыба

Весенние цветы

«Акробаты»

Мы пришли в цирк



1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2


Итого:

36

Второй год обучения


(1 занятие в неделю, всего 36 занятий в год)



Тема Кол-во часов


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.


Цветик-семицветик

Веселое море

Волшебная радуга

Игрушка «Тигр»

Городецкие цветы

Ветка с осенними листьями

Осеннее дерево

Осенний дождь

Аквариум

Игрушка «Слоненок»

Разноцветный коврик для куклы

«Зимний лес»

Каким бывает снег

«Звезда». Новогодний сувенир

Новогодняя ветка

Шапочка и шарф

Игрушка «Котенок»

Украшаем тарелочку

Узоры на окошке

Открытка для папы «Самолет»

Синие цветы (Гжель)

Птичка на ветке

«Цветы для мамы»

Волшебная птица (Городец)

Домик для трех поросят

Большие и маленькие звери

Игрушка «Динозаврик»

Птицы прилетели

Волшебный ковер

Праздничный салют

Необычайный натюрморт

«Фрукты» на окне

Весенняя веточка

Сказочный домик

Коллективная работа «Улица сказочного города»


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2



Итого:

36


Содержание курса


Первый год обучения

Тема 1: «Что я люблю рисовать?»

Цель: выявить индивидуальную способность каждого ребенка с помощью линий передать образ; проверить умение правильно держать карандаш.

Материал: Набор цветных карандашей, бумага.


Тема 2: «Кораблик плывет по волнам»

Цель: познакомить с акварельными красками, их свойствами и способом работы.

Материал: Акварельные краски, кисть № 5, бумага, вырезанный из бумаги кораблик, клей ПВА.


Тема 3: «Зонтики»

Цель: познакомить с понятием «основные цвета», «составные цвета», упражнять в смешении красок для получения нового цвета.

Материал: акварельные краски, кисть №5, бумага.


Тема 4: «Бабочка» (игрушка на пальчик)

Цель: развивать у детей воображение в конструировании.

Материал: Цветная бумага, ножницы, клей ПВА.


Тема 5: «Наряд для бабочки»

Цель: Побуждать детей создавать индивидуальные художественные образы, используя доступные им средства выразительности; познакомить с понятием «симметрия».

Материал: силуэт бабочки, вырезанный из белой бумаги, акварель, кисть №3.


Тема 6: «Украшаем свою букву»

Цель: развивать инициативу и творчество детей, вызывать желание фантазировать; познакомить детей с гуашевыми красками.

Материал: гуашь, бумага, кисти.


Тема 7: «Сказочный осенний лист»

Цель: научить передавать форму, выбирать цветовую гамму для передачи той или иной темы.

Материал: акварель, восковые мелки, бумага, букет осенних листьев


Тема 8: «Листопад»

Цель: побуждать детей изображать природу, предметы и явления окружающей действительности; продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию красок.

Материал: бумага, акварель, гуашь, кисти.


Тема 9: «Игрушка гусеницы»

Цель: заинтересовать детей возможностью самим для себя создавать предметы для игр.

Материал: цветные полоски бумаги, клей ПВА.


Тема 10: «Красивая посуда для кукол»

Цель: побуждать детей к активному экспериментированию с изобразительными материалами, помогать им добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от результата.

Материал: гуашь, кисть №3, тычки, силуэты посуды, вырезанные из бумаги.


Тема 11: «Веер для принцессы»

Цель: развивать объемно-пространственное мышление, научить выполнять следующие операции с бумагой: сгибание, гофрирование, познакомить с техникой многослойного ажурного вырезания.

Материал: цветная бумага, ножницы.


Тема 12: «Первый снег»

Цель: Познакомить детей с приемами работы гуашью по мокрому слою.

Материал: гуашь, кисти, бумага.


Тема 13: «Новогодняя открытка – «Елочка»»

Цель: вызывать у детей радостное настроение в преддверии праздника и желание доставить радость родным.

Материал: картонная заготовка, цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

Тема 14: «Замок Снежной Королевы»

Цель: побуждать детей использовать в своей деятельности опыт, приобретенный ими в работе гуашью, ввести понятие «теплые и холодные цвета».

Материал: бумага, гуашь, кисти, таблица «Цветовой круг».


Тема 15: «Карнавальная маска»

Цель: вызывать интерес к созданию карнавальной атрибутики, желание проявить инициативу и самостоятельность при их украшении (выбор цвета, элементов росписи).

Материал: заготовка для маски, акварель, кисть, фломастеры.


Тема 16: «Рукавичка»

Цель: побуждать детей к художественно-декоративной деятельности по украшению предметов; способствовать появлению у них желания самостоятельно придумать орнамент.

Материал: лист бумаги с изображением рукавички, фломастеры, цветные карандаши, образцы вышитых и вязаных изделий, украшенных орнаментом.


Тема 17: «Зимний вечер»

Цель: дать понятие о тоне.

Материал: Бумага, гуашь, восковые мелки, кисти, репродукции картин на зимние темы.


Тема 18: «Белая птица»

Цель: продолжать развивать объемно-пространственное мышление детей, творческую фантазию, изобретательность.

Материал: белая бумага, ножницы, фотографии с изображением птиц.


Тема 19: «Матрешка»

Цель: развивать у детей творческую самостоятельность, желание фантазировать.

Материал: листы бумаги с наклеенными на них кусочками ткани, фломастеры.


Тема 20: «Теремок»

Цель: познакомить с искусством оформления книги, продолжить развивать у детей творческую самостоятельность, желание фантазировать.

Материал: бумага небольшого формата, фломастеры, цветные карандаши, степлер, детские книги с красивыми иллюстрациями.


Тема 21: «Рыженькая лиса»

Цель: научить детей доступными средствами выразительности передавать характер изображаемого.

Материал: акварель, кисть, детские книги с иллюстрациями.


Тема 22: «Мишка косолапый»

Цель: дать понятие о тоне.

Материал: Бумага, гуашь, восковые мелки, кисти, репродукции картин на зимние темы.


Тема 23: «Жар-птица»

Цель: формировать интерес к коллективной деятельности, упражнять детей в использовании приема цветового контраста.

Материал: панно с изображением птицы с белым оперением, гуашь, бумажные заготовки в форме пера Жар-птицы.


Тема 24: «Попугай» (бумажная игрушка)

Цель: продолжать развивать пространственное мышление. Интерес к работе с бумагой.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей ПВА.





Тема 25: «Рисуем портрет своей мамы»

Цель: познакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом; сохраняя непосредственность в живом детском восприятии, помочь детям в выразительной передаче образа мамы.

Материал: бумага, гуашь, кисти, репродукции картин.


Тема 26: «Весенние цветы» (коллективная работа)

Цель: побуждать детей к активному экспериментированию с изобразительными материалами.

Материал: цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисти, тычки, клей ПВА.


Тема 27: «Как растут деревья»

Цель: поощрять самостоятельность и инициативу при выборе содержания изображаемого; использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому.

Материал: гуашь, тычки, два листа бумаги.


Тема 28: «Весна на лесной полянке»

Цель: Продолжать формировать у детей умение художественно отражать явление окружающей действительности.

Материал: большой лист бумаги, гуашь, фломастеры, клей ПВА

Тема 29: «Веселый клоун»

Цель: научить детей доступными средствами выразительности передавать характер изображаемого.

Материал: гуашь, белила, кисти, бумага.


Тема 30: «Веселая улица»

Цель: научить с помощью ножниц, без рисунка, вырезать различные характерные формы.

Материал: бумага, клей ПВА, цветная бумага, ножницы

Тема 31: «Игрушка «Рыба»»

Цель: развивать творческую фантазию, изобретательность; научить делать простые самобытные вещи.

Материал: листы тонкой бумаги больших размеров, ножницы, гуашь, кисти, степлер.


Тема 32: «Красивые весенние цветы»

Цель: познакомить детей с коллажем; научить передавать ярко и выразительно с помощью цвета и разнофактурных материалов задуманную тему.

Материал: картон, цветная бумага, пуговицы, тесьма, клей ПВА.


Тема 33: «Летающие акробаты»

Цель: научить передавать в рисунке движение.

Материал: бумага, фломастеры, цветные карандаши.


Тема 34: «Мы пришли в цирк»

Цель: передача движения, понятие «автопортрет». Выставка работ.

Материал: большой лист бумаги, художественные материалы по выбору.


Второй год обучения


Тема 1: «Цветик-семицветик»

Цель: упражнять в смешивании красок, классификации цветов и оттенков.

Материал: бумага, акварельные краски, кисти.


Тема 2: «Веселое море»

Цель: познакомить детей с техникой работы мазком.

Материал: бумага, акварельные краски, кисти.

Тема 3: «Волшебная радуга»

Цель: продолжать упражнять детей в смешивание красок для получения новых цветов, познакомить с понятием «цветовой круг».

Материал: бумага, гуашь, кисти.


Тема 4: «Игрушка «Тигр»»

Цель: продолжать развивать пространственно-образное мышление детей.

Материал: цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей ПВА.

Тема 5: «Городецкие цветы»

Цель: познакомить с творчеством городецких мастеров, добиваться того, чтобы дети получали различные оттенки голубого и розового цвета.

Материал: бумага, гуашь, кисти.


Тема 6: «Ветка с осенними листьями»

Цель: вызывать эмоциональный отклик на красоту осенней природы.

Материал: бумага, акварельные краски, кисти.


Тема 7: «Осеннее дерево»

Цель: вызывать эмоциональный отклик на красоту осенней природы.

Материал: картон, белая и цветная бумага, фломастеры.


Тема 8: «Осенний дождь»

Цель: продолжать знакомить с приемами работы акварелью.

Материал: бумага, акварельные краски.


Тема 9: «Аквариум»

Цель: научить передавать признаки необычности, сказочности образов с помощью различных средств выразительности – линии, пятна, элементов декора, цвета.

Материал: тушь, акварельные краски, перо, бумага.

Тема 10: «Игрушка «Слоненок»»

Цель: заинтересовать детей возможностью самим для себя создавать предметы для игр.

Материал: цветная бумага, клей ПВА.


Тема 11: «Разноцветный коврик»

Цель: развивать у детей творческую самостоятельность, желание фантазировать.

Материал: листы бумаги с наклеенными на них кусочками ткани, фломастеры.


Тема 12: «Зимний лес»

Цель: развивать у детей способность восхищаться скромной красотой природы и, с помощью графических средств (линии, пятен, штрихов), передавать ее в своем рисунке.

Материал: черная бумага, белила, кисть №3.


Тема 13: «Каким бывает снег»

Цель: побуждать детей создавать индивидуальные художественные образы доступными средствами выразительности.

Материал: бумага, акварельные краски, кисти.


Тема 14: «Звезда»

Цель: вызывать интерес к созданию карнавальной атрибутики, желание проявить самостоятельность при их украшении.

Материал: бумага, акварельные краски, кисти, фломастеры.


Тема 15: «Новогодняя ветка»

Цель: вызывать у детей радостное настроение в преддверии праздника и желание доставить радость родным.

Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, конфетти.


Тема 16: «Шапочка и шарф»

Цель: побуждать детей к художественно-декоративной деятельности по украшению предметов, способствовать появлению у них желания самостоятельно придумать орнамент.

Материал: лист бумаги, фломастеры, цветные карандаши.


Тема 17: «Игрушка «Котенок»»

Цель: продолжать развивать пространственно-образное мышление, совершенствовать навыки работы с бумагой.

Материал: цветная бумага, клей ПВА, ножницы.


Тема 18:«Украшаем тарелочку»

Цель: побуждать детей использовать известные им средства выразительности для создания красочного изображения.

Материал: картонная тарелочка, гуашь, кисти.


Тема 19: «Узоры на окошке»

Цель: познакомить детей с элементарными правилами построения орнамента.

Материал: гуашь, кисть №3.


Тема 20: «Самолет»(Открытка для папы)

Цель: продолжать вызывать у детей интерес к созданию подарка; предоставлять самостоятельность в его украшении.

Материал: бумага, клей ПВА.


Тема 21: «Синие цветы»

Цель: познакомить детей с изделиями гжельских мастеров; добиваться того, чтобы дети получали на палитре различные оттенки синего цвета.

Материал: бумага, гуашь, кисти.


Тема 22: «Птички на ветке»

Цель: продолжать развивать пространственное мышление и интерес к работе с бумагой.

Материал: цветная бумага, картон, клей ПВА.


Тема 23: «Цветы для мамы»

Цель: побуждать детей к активному экспериментированию м изобразительными материалами.

Материал: восковые мелки, акварель, бумага, кисти, гуашь.


Тема 24: «Волшебная птица»

Цель: формировать интерес к народному творчеству.

Материал: бумага, гуашь, кисти.


Тема 25: «Домики для трех поросят»

Цель: научить детей передавать пространство.

Материал: бумага, акварель, гуашь.


Тема 26: «Большие и маленькие звери»

Цель: побуждать детей использовать в своей деятельности опыт, приобретенный ими с краской гуашь; передавать величину изображаемого (большой, маленький, еще меньше).

Материал: бумага, акварель, фломастеры, цветные карандаши.


Тема 27: «Игрушка «Динозаврик»»

Цель: продолжать развивать у детей воображение в конструировании.

Материал: цветная бумага, клей ПВА, ножницы.


Тема 28: «Птицы прилетели»

Цель: продолжать развивать пространственное мышление и интерес к работе с бумагой.

Материал: цветная бумага, картон, клей ПВА.


Тема 29: «Волшебный ковер»

Цель: побуждать детей использовать известные им средства выразительности для создания красочного изображения.

Материал: бумага большого формата, гуашь, кисти.


Тема 30: «Праздничный салют»

Цель: побуждать детей видеть необычное в обычном; продолжать развивать фантазию и воображение.

Материал: бумага, акварель, восковые мелки.


Тема 31: «Необычный натюрморт»

Цель: продолжить знакомство с коллажем, научить передавать выразительно и ярко с помощью цвета и разнофактурных материалов задуманную тему.

Материал: картон, цветная бумага, пуговицы, тесьма, клей ПВА, кусочки ткани.


Тема 32: «Фрукты на окне»

Цель: продолжать знакомить с понятием тон.

Материал: бумага, гуашь, кисти.


Тема 33: «Весенняя веточка»

Цель: развивать творческую фантазию и изобретательность.

Материал: бумага белая и цветная, фломастеры, клей ПВА.


Тема 34: «Сказочный домик»

Цель: развивать творческую фантазию и изобретательность.

Материал: бумага белая и цветная, фломастеры, клей ПВА.


Тема 35: «Улица сказочного города»

Цель: развивать воображение детей; побуждать создавать изображения на сюжет стихотворения.

Материалы: бумага с нарисованными контурами домов, цветные карандаши, фломастеры.











Список литературы


Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение,1991.

Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: Творческий центр, 2000.

Джун Джексон. Поделки из бумаги. – М.: Росмэн, 1996.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: Просвещение, 1999.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: Искусство в школе, 1995.

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - /Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение, 1991.

Полунина В.Н. Искусство и дети. – М.: Просвещение, 1982.




16


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.