12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петливанная О.В.18
0

Обучение написанию изложения и сочинения обучающихся 6 классов с ЗПР


ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»



Утверждена

Приказом директора

Средней школы № 19

258/1 от 31.08.2020 г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционному курсу «Обучение написанию изложения и сочинения обучающихся 6 классов с ЗПР»








Учитель-дефектолог: О.В. Петливанная
























Каменск-Уральский, 2021

Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку в любом классе. Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности и предполагает овладение лексическим запасом языка, грамматическим строем речи, а также умение полно, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно его составлять. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на различные вопросы, последовательно, полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников и произведений художественной литературы. Формирование связной речи у детей изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место задержка психического развития (ЗПР), так как становление связной речи у данной категории школьников осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями.

В настоящее время  проблемой развития письменной речи занимаются Л.Г.Парамонова, Б.Г.Ананьев, Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова и многие другие. Однако,  подчёркивает Р.И.Лалаева, ещё недостаточно разработаны наиболее действенные методы и приёмы коррекции нарушений письменной речи, особенно в работе с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития,  и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции нарушения письменной речи являются актуальным.

Цель: обеспечение языкового развития обучающихся с ОВЗ, овладение учащимися с ОВЗ видами речевой деятельности.

Задачи: Коррекционно-развивающие задачи для детей с ОВЗ:

использовать процесс обучения русскому языку для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Образовательно-коррекционные:

1. Формирование правильного понимания и отношения к языковедческим законам.

2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные лингвистические знания в повседневной жизни.

3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Воспитательно-коррекционные:

1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.

2. Формирование здорового образа жизни.

3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.

2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.

3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках русского языка.

4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.

5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.

6. Развитие приёмов учебной деятельности.

Основные направления коррекционной работы:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие основных мыслительных операций;

развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

развитие речи и обогащение словаря;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Содержание курса коррекционных занятий включает 44 часа для учащихся 6-х классов часов. Программа реализуется через индивидуальную, подгрупповую и групповую работу (парно).

Время и место проведения: 2 раза в неделю в течение 22 недель.


Планируемые результаты, его оценка (система мониторинга)


Планируемые предметные результаты:

сформированность фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы;

сформированность навыков правильного и грамотного чтения и письма;

актуализация уже имеющихся речеязыковых знаний, умения их использовать в устном общении, при восприятии и создании письменного текста.


Оценка проводится по результатам написания сочинений и изложений:

Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;

языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;

навыки правописания - орфографические и пунктуационные. (См. Приложение 1, 2)




Тематическое планирование


занятия

Раздел


Тема занятия

Тематическое содержание

Методическое обеспечение


1

Синтаксис.

Пунктуация.

Дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.


Предложение.


Виды предложений по цели высказывания.

Восклицательные предложения.

Влодавская Е.А. «Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс». Стр. 37-40

2

Члены предложения.


Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Нераспространенные и распространенные предложения.

Предложения с однородными членами.

Влодавская Е.А. «Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс». Стр. 41-51

3

Простые и сложные предложения


Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного предложений

Влодавская Е.А. «Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс». Стр. 54-60

4

Конструирование предложений

Развитие речевого мышления школьников.

Развитие умения грамматически правильно строить

предложения; восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок.

Помочь учащимся овладеть умением сознательно

конструировать предложения.

Показать различные виды работ по построению

предложений.

Развитие умения выделять главное в тексте.

Учить устанавливать причинно-следственные

отношения и логическую последовательность

в предложениях.

Развитие внимания в процессе интеллектуальной

деятельности.

Формировать речевую компетентность учащихся.


Порядок слов в предложении

Определите и запишите верный порядок в предложении. Выполните синтаксический разбор предложения.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. Стр. 133-136

5

Деление сплошного текста на отдельные предложения

Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Выполните синтаксический разбор предложения.


Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов)

Стр. 71-75

6

Определение границ предложений

Определите границы предложения. Выполните синтаксический разбор предложения.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. Стр. 125-132

7

Составление связного текста из деформированных предложений

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название.


Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов)

Стр. 89-93

8

Составь предложения по сюжетной картинке.

Составь предложения по рисунку. Для этого письменно ответь на вопросы.

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 3

Серии сюжетных картинок

Николай Радлов «Рассказы в картинках»

Херлуф Бидструп «Комиксы, смешные рассказы в картинках»

9

Письменные ответы на вопросы

Записать ответы на вопросы по тексту.


Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов)

Стр. 110-116

10

Составление связного текста по вопросам

Составьте текст по вопросам.

(Ответить 2-3 предложениями на каждый вопрос)


Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов)

Стр. 62-64

11

Распространение предложений

Распространи предложение.

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 4, 14, 58

12

Составление рассказа по опорным словам

Составь и запиши рассказ, используя подсказки.

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 7-11

13

Составление связного текста из данных предложений

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов)

Стр. 84-89

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. Стр. 66-81

14

Подбор синонимов

Формировать у детей навык подбора подходящих по смыслу синонимов.

Совершенствовать навык редактирования текста с использованием слов-синонимов.

Активизировать знания учащихся в области лексикологии, познакомить с синонимической группой слов.

Закрепить знания учащихся о частях речи.

Расширять и актуализировать знания учащихся о синонимах.

Обогащать словарный запас.

Развивать навыки связного высказывания.

Развивать слухоречевую память.

Учить видеть оттенки значений слов.

Учить дифференцировать понятия на основе выделения их существенных признаков.

Формировать навык самостоятельного построения умозаключений.

Развивать слуховое и зрительное внимание.


Синонимы

Запишите синонимы, расположив слова по степени нарастания признака (действия).

Влодавская Е.А. «Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс». Стр. 83-84

15

Подбор синонимов

Соотнеси близкие по значению слова, запишите синонимы к данным словам, работа со словарем синонимов.

Соедини словосочетания, подходящие по смыслу.



Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 15-16

16

Фразеологизмы

Соедини слова с подходящими по смыслу фразеологизмами.

Работа со словарем фразеологизмов.

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 17-18

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. Стр. 210-216

17

Найди значение слова

Прочитайте данные слова и укажите верные значения слов.

Работа с толковым словарем.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. Стр. 45-65

18

Замена нежелательных повторов синонимами в предложении


Найдите ошибки и исправьте их.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. Стр. 118-124

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 18

19

Редактирование текста (замена повторяющихся слов синонимами в тексте)

Подумай, как избежать повторов в текстах. Запиши свой вариант рассказов и озаглавь их.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. Стр. 82-100

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 20-21


20

Редактирование текста (найти в тексте повторяющуюся мысль).

Найти в тексте повторяющуюся мысль. Записать текст в исправленном виде.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. Стр. 151-158

21

Подбор подходящих по смыслу слов


Закрепить знания о частях речи, развития умений составлять словосочетания,

совершенствование грамматического строя речи.

Практическое использование местоимений как средства связи предложений в тексте

Уточнять и расширять словарный запас учащихся.




Подбор подходящих по смыслу слов

Подбери к существительным прилагательные,

составь словосочетания с существительным.

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 25-33

22

Активизация глагольного словаря

Какой предмет характеризуют эти глаголы.

Подобрать подходящие по смыслу глаголы.

Впиши подходящие по смыслу приставки и предлоги.

Прошедшее, настоящее и будущее время глаголов.

Зотова М.А. «Глагол: русский язык легко и быстро» стр. 3-11

23

Составление связного текста из неполных предложений


Дополните предложения подходящими по смыслу словами так, чтобы получился связный рассказ. Подберите к тексту название.


Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов) стр. 59-62

24

Выбор местоимения

Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. Стр. 111-117

25

Определение типа текста

Сформировать умение различать разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение; подбирать к ним заголовки, определять тип текста, записывать составленный текст; составлять повествовательный текст на основе жизненного опыта;

способствовать развитию связной речи, логического мышления, умению сравнивать и делать выводы, вырабатывать навыки грамотного письма, формировать коммуникативные навыки работы в парах и группах.

Определение типа текста

Озаглавь отрывки.

К какому типу текста (повествование, рассуждение, описание) они относятся?

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. - М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2010.

Стр. 174-179

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 41-42

26

Повествовательный текст

Составь рассказ по схеме построения повествовательного текста. Озаглавь.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. - М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2010.

стр. 168-169

Серии сюжетных картинок

Николай Радлов «Рассказы в картинках»

Херлуф Бидструп «Комиксы, смешные рассказы в картинках»

27

Описание как тип речи

Составь рассказ по схеме построения описания. Озаглавь.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. - М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2010.

Стр. 170-171

Иллюстрации к русским сказкам Ивана Билибина.

28

Роль прилагательных в описании

Работа с отрывком из произведения Дж. Толкиена «Властелин колец»

Прочитайте отрывок из произведения Дж. Толкиена «Властелин колец». Ответьте на вопрос, какую роль выполняют прилагательные в тексте.


Антонова Е.С. «Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов». Упражнение 4 стр. 14-15

29

Проба пера.

Найдите в тексте и выпишите описание.


Запишите свой рассказ-описание, используя слова для справок из документа «Рассказ-описание»

Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов)

Стр. 100-105

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 43-44

30

Рассуждение как тип речи.

Составь и запиши текст по схеме построения текста-рассуждения. Озаглавь его.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. - М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2010.

Стр. 172-173

31

Стили речи

Определение стиля речи: научный, художественный, официально-деловой, публицистический)

Антонова Е.С. «Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов». Упражнение 9 стр. 23-24, упражнение 15 стр. 31-32, упражнение 20 стр. 38-39

32

Составление плана

формировать умение работать с текстом.

формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.

совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

-сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;

умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.


Деление сплошного текста на абзацы

Поделить текст на абзацы. Составить план.


Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов) стр. 75-79

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 52

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. Стр. 137-150

33

Составление связного текста из данных абзацев.

Восстановить события.

Расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ.

Составить план.

Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов) стр. 79-84

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 48,50

34

Составление связного текста по опорным словам

Составьте предложения, используя данные слова.

Продолжите свой рассказ самостоятельно. Составьте план своего рассказа.



Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов)

стр. 37-39

35

Изложение (сжатое) текста по плану

совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

Составление краткого рассказа

Ответь на вопросы, составь план.

Выдели главную мысль рассказа, запиши текст кратко.


Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов)

Стр. 116

36

Свободные диктанты

Прочитайте (прослушайте) текст по абзацам. Составьте план. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.


Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов)

Стр. 93-97

37

Рассказ с элементами описания

Найдите в тексте описание. Составьте план. Запишите рассказ по памяти.

Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов)

Стр. 100-105

38

Подробное изложение.

Напишите подробное изложение с дополнительным заданием: уточните название рассказа, передав основную мысль.

Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 класс. В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик, Л.Л. Новоселова. Стр. 16-19

39

Написание сочинения

В ходе подготовки к сочинению отрабатываются следующие коммуникативные умения:

умение осознавать тему, определить ее границы;

умение отобрать и систематизировать материал в соответствии с темой, планом предлагаемого текста, его жанровой принадлежностью и стилем;

умение определить основную мысль, предположить ход ее поэтического раскрытия, составить план;

умение подобрать уместный языковой материал, соответствующий замыслу;

умение логично расположить материал, продумать переходы, варианты вступления и заключения;

умение записать составленный текст в соответствии с нормами русского литературного языка;

умение проверять и совершенствовать написанное.


Составление краткого рассказа по серии сюжетных картинок

Составьте план. Запишите рассказ по серии сюжетных картинок.

Серии сюжетных картинок

Николай Радлов «Рассказы в картинках»

Херлуф Бидструп «Комиксы, смешные рассказы в картинках»

40

Раскрой тему заданного сочинения

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, раскройте её.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. Стр. 101-110

41

Составление рассказа по данному началу

Допиши заключение рассказа

Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов)

Стр. 97-98

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. - М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2010.

Стр. 159-161

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 56

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 53, 57

42

Составление рассказа по его концу

Запишите рассказ по его концу. Озаглавьте текст.

Придумай вступление к рассказу.

Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов)

Стр. 99-100

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 54

43

Придумай и напиши основную часть

Придумай и напиши основную часть, используя план.

Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» стр. 55

44

Сочинения по наблюдениям и воспоминаниям (по заданному плану)

Напишите сочинение по плану.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. - М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2010.

Стр. 162-167



Дидактический материал:


Т.Л. Мишакина, Н.Е. Алдошина, С.А. Гладкова (Обучение написанию изложений. Тренажер для учащихся 2-4 классов» - М.: Ювента, 2008


Андрюхова Л. Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе (для учащихся 1 – 4 классов)


О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи. Подготовка к изложению и сочинению» 1-5 класс. - М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2010.


Антонова Е.С. «Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов». – М.: ООО «Кейс», ООО «Омега-Л», 2011


Влодавская Е.А. «Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс». - М.: Изд-во «Экзамен», 2014.


Зотова М.А. «Глагол: русский язык легко и быстро» - Ростов н/Д: Феникс, 2014


Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 класс. В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик, Л.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1991.


Интернет: Николай Радлов «Рассказы в картинках»


Интернет: Херлуф Бидструп «Комиксы, карикатуры»


Интернет: Иллюстрации к русским сказкам Ивана Билибина.


https://sinonim.org/s/ подбор синонимов





















Приложение 1


Требования к объему сочинений и изложений: Примерный объем текста

6 класс

Подробное изложение (количество слов)

130-170

Классное сочинение (количество страниц)

1-1,5

Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками:

первая ставится за содержание и речевое оформление;

вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.


Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений: Фактические ошибки

Логические ошибки

В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

- нарушение последовательности в высказывании;

- отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

- неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

- раздробление одной микротемы другой микротемой;

- несоразмерность частей;

- высказывания или отсутствие необходимых частей;

- перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); - неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.



Речевые ошибки:

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

употребление лишних слов, например: он впервые познакомился с Таней случайно;

пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе).


Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кита было два парня: Левин и Вронский;

неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа, вместо отец, одного из малышей);

смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов;

речевые ошибки в построении текста.


Речевые ошибки в построении текста:

бедность и однообразие синтаксических конструкций;

нарушение видовременной соотнесѐнно с глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);

стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку, и она клюнула);

неудачный порядок слов.


Грамматические ошибки:

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;

морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложити т. д.);

синтаксические:


а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни войны);

нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке);

нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);

ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);

местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки);

пропуски необходимых слов (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол).


в) ошибки в структуре сложного предложения:

смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);

отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);


г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть сложи в руки; хохотала как резаная).

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо -юю по правилу написано другое.


Нормы оценивания сочинений и изложений: Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70 % исходного текста. Содержание работы излагается последовательно.

Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов,

разнообразием синтаксических конструкций. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. Допускается 1 недочет в содержании


Допускается:

1 негрубая орфографическая,

1 пунктуационная,

1 грамматическая,

1 логопедическая ошибка

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70 % исходного текста. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Допускается не более недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографических +

3 пунктуационных +

3 грамматических +

3 логопедических ошибки.

1 орфографическая +

3 пунктуационных +

3 грамматических +

3 логопедических ошибки.

0 орфографических +

4 пунктуационные +

3 грамматических +

3 логопедических ошибки

«3»

Имеются существенные отклонения

от заявленной темы.

Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки.

Объем изложения составляет менее 70 % исходного текста.

Допущено нарушение последовательности изложения.

Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. Встречается неправильное употребление слов. Стиль работы не отличается выразительностью.

Допускаются:

0 орфографических +

5-7 пунктуационных

(с учетом повторяющихся

и негрубых) +

4 логопедических

ошибки.

6 орфографических +

7 пунктуационных +

4 грамматических +

ошибки

«2»

Работа не соответствует заявленной теме.

Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50 % исходного текста.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.

Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

Нарушено стилевое единство текста. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов



Допускаются: 7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических

Примечания.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.





Приложение 2

Методика работы над изложением


1. Постановка цели.

Необходимо перед началом урока заинтересовать малыша тем, что уже скоро он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, и тем, что (примерные варианты) самое хорошее изложение:

• обязательно прочитают в классе;

• повесят на стенд как образец;

• вклеят в классный журнал «Наше творчество»;

• наклеят на него красивую наклейку;

• прочтут на методобъединении (и похвалят не только ребёнка, но и класс, и учителя);

• покажут как образец малышам, параллельному классу или старшим классам;

• покажут завучу, директору;

• покажут как лучшее изложение на родительском собрании.

2. Чтение текста учителем.

Перед чтением обязательно предупредите детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. И вы посмотрите, кто из детей лучше и полнее на них ответит:

• мальчики или девочки;

• первый или второй вариант;

• первый, второй или третий ряд;

• личное первенство.

3. Беседа. Вопросы по тексту.

Обязательно хвалите учеников за наиболее полные и яркие ответы. Поощряйте творчество.

4. Чтение текста учениками.

Лучше попросить прочесть ученика, который читает хорошо. В это время класс следит глазами за читаемым текстом.

5. Составление заголовка. (Не только тема, но и главная мысль.)

В пособии к каждому тексту уже дан примерный заголовок. Но в классе надо обязательно обсудить и записать другие возможные варианты заголовков.

6. Составление примерного плана.

Текст делят на смысловые части. Каждую часть озаглавливают. Записывают план. Причём пункты плана могут быть у детей разные. Важно, чтобы заголовок абзаца (в 1–2 классах из одного‑двух предложений) отражал его главную мысль.

7. Орфографическая подготовка. (Опорные слова, трудные слова, обороты речи.)

Проработайте с детьми не только слова с известными и проверяемыми орфограммами, но и обязательно слова, которые даны в словах для справок после каждого изложения. Часто бывает так, что в классе есть «любимые» слова (слова, в которых именно этот класс делает ошибки). Проработайте, конечно, и их тоже.

8. Лексическая подготовка.

Это подбор синонимов, антонимов. Необходимо научить детей перефразу. (Например, в изложении дано предложение: Щенок хочет есть. Ученикам надо то же самое сказать по‑другому, например: Щенок проголодался. Хочет щеночек поесть. Захотелось щенку полакомиться колбаской. И т. д.)

9. Устный пересказ.

Пересказ изложения двумя‑тремя учениками. Лучше по пунктам плана. Пересказывается в сильных классах – 1 раз, в более слабых – 2 раза.

10. Повторное чтение текста учителем.

Учитель закрывает пособие. Последний раз дана возможность услышать текст. Во время прочтения дети следят глазами по пунктам плана, обращая внимание на опорные слова.

11. Написание изложения.

Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком. (Внимание! Текст плана из пособия и слова для справок написаны учителем на доске)

12. Самопроверка.

Ученик должен проверить себя: ясно ли он передал мысль, нет ли повторов одинаковых слов. оборотов речи. Все ли слова употреблены удачно. Грамотность написания. Пунктуация.


Основные ошибки в содержании и построении изложения


1. Пропуск важных мыслей и фактов.

2. Искажение содержания.

3. Нарушение логической последовательности.

4. Возвращение без необходимости к одному и тому же факту.


Речевые ошибки


1. Неправильное определение границ предложения в тексте.

2. Нарушение порядка слов в предложении.

3. Повторение одного и того же слова, не вызванное необходимостью.

4. Пропуск главных и второстепенных членов предложения.

5. Неправильное согласование слов в предложении.

6. Неправильное или неточное употребление слова.


Нормы оценок для изложений


Оценка «5» ставится:


по содержанию и речевому оформлению:

– правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

грамотность:

– нет орфографических и пунктуационных ошибок;

– допускается одно‑два исправления.


Оценка «4» ставится:


по содержанию и речевому оформлению:

– правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

– имеются отдельные фактические и речевые неточности;

– допускается не более трёх речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста;

грамотность:

– две орфографические и одна пунктуационная ошибка.


Оценка «3» ставится:


по содержанию и речевому оформлению:

– допущены отклонения от авторского текста;

– отклонение от темы;

– допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

– беден словарь;

– имеются речевые неточности;

– допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста;

грамотность:

– три‑пять орфографических и одна‑две пунктуационные ошибки.


Оценка «2» ставится:


по содержанию и речевому оформлению:

– работа не соответствует теме;

– имеются значительные отступления от авторской темы;

– много фактических неточностей;

– нарушена последовательность изложения мыслей;

– отсутствует связь между всеми частями работы;

– беден словарь;

– более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста;

грамотность:

– более пяти орфографических и три‑четыре пунктуационные ошибки.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.