12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гуселтсева Светлана Валерьевна870
Материал размещён в группе «Дошкольники»
2

«Обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники»

УПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №13»

141300, Московская область, Сергиев Посад, Ярославское шоссе, д.19-а

тел. 542-13-22













Дополнительная общеразвивающая

программа кружка

«Обучению детей по развитию речи

дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Возраст обучающихся - 4 -5 лет

Срок реализации – 1 год









автор составитель-

воспитатель Гусельцева С.В.



г. Сергиев Посад


СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………….3

Актуальность

Цели и задачи программы

Особенности речи детей 4-5 лет

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ….………………………......12

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА………………………….14

Перспективный план работы

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………...19

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК…………………………..19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………......19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………..21


Диагностирование детей среднего дошкольного возраста














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по развитию речи дошкольников средствами мнемотехники для детей средней группы разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программой детского сада.

Актуальность заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.

Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Конституция РФ, ст. 43, 72.2

Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

Закон РФ «Об образовании».

Устав ДОУ.

ФГОС ДО.

Актуальность определяется тем, что в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития - это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.

В речи детей существует множество проблем: односложная речь, неспособность построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ); отсутствие навыков культурной речи.

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы:

-Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка;

-Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка;

-Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания;

-Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Цель и задачи программы

Цель создать условия для успешного развития речи дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи

Образовательные задачи:

формировать связную диалогическую и монологическую речь детей;

обучать детей составлению описательных, повествовательных текстов, учить рассуждению;

обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений.

учить читать наизусть стихотворение выразительно;

учить детей пересказывать сказки, рассказы;

учить детей составлять рассказы из личного опыта.

Развивающие задачи:

развивать восприятие, память, вни­мание, наглядно-образное и логическое мышление, воображение через составление мнемотаблиц и заучивание стихотворений, сказок, рассказов с помощью мнемотехники;

развивать умение соотносить знаковые символы мнемотаблицы с образами с ловами, фразами;

прививать интерес к художественной литературе.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь к родной природе;

воспитывать нравственные качества детей: доброту, отзывчивость, сострадание и др.;

воспитывать эстетический вкус, умение замечать прекрасное в природе.

в использовании принципа интеграции содержания всех

образовательных областей и разных видов детской деятельности;

в применении мнемотехники для развития речи детей на основе

комплексно-тематического планирования

в использовании принципа интеграции содержания всех

образовательных областей и разных видов детской деятельности;

в применении мнемотехники для развития речи детей на основе

комплексно-тематического планирования

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в систематизации работы по взаимодействию воспитателя с детьми, направленной на развитие связной речи детей, используя приемы мнемотехники. В ходе работы осуществляется индивидуальный подход к детям с учетом их особенностей и потребностей.

Особенности речи детей 4-5 лет

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, допускается замена на свистящие (шапка-сяпка), (ножик-нозык) отсутствую сонорные, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.

Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка.

в использовании принципа интеграции содержания всех

образовательных областей и разных видов детской деятельности;

в применении мнемотехники для развития речи детей на основе

комплексно-тематического планирования

Этапы работы

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
 
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
 
4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
 
5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
 

Условия реализации

Программа «По обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники» представляет собой систему оптимальных педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие речи посредством мнемотехники.

К этим условиям относятся:

Организационные условия – принципы и подходы к организации образовательной деятельности, организационные формы (ООД, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей).

Содержательные условия – перспективные и календарно-тематические планы работы с детьми по развитию речи средствами мнемотехники, отбор содержания, адекватного возможностям и потребностям детей средней, старшей и подготовительной групп.

Программно-методические условия – методические рекомендации воспитателям, картотека мнемотаблиц, творческие задания для детей.

Технологические условия – средства, методы и приёмы развития речи детей с помощью мнемотехники.

Материально-технические условия – обогащенная развивающая предметно-пространственная среда групп детского сада.

Социокультурные условия – взаимодействие с родителями воспитанников.

Мониторинговые условия – диагностический инструментарий: диагностические методики для контроля и оценки уровня развития речи у старших дошкольников.

Основные методы мнемотехники:

Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.

Эйдейтизм (образное запоминание): его развитие происходит в играх. Например: «Дети, крепко зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого в воображении кошка появилась? Где у вас ушки? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик!, т.е. происходит оживление образа. Таким образом, при восстановлении в памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:

-обозначение (кошка);

-расцвечивание (вспомнили какую-то конкретную кошку, её цвет);

-оживление (уже увидели, чем она занимается);

-обогащение деталями (где кошка находится);

-вхождение в образ (теперь кошка – это ты, что ты чувствуешь?);

-управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).

Метод Цицерона (мест или комнаты): он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

Метод трансформации: его можно объяснить на примерах. Вспомним любой «пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а избушка – в старичка. Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своём воображении, например, из колбаски вылепить мостик, из мостика – баранку и т.д. 5. Метод ассоциативных цепочек (мультиков, чепухи): ассоциация связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы.

Коллаж - плотный картон или фланелеграф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идёт отработка сюжетного метода запоминании.

Мнемотаблица – схема, структура, в которую можно вложить различную информацию. Она позволяет решать дидактические общеобразовательные задачи, развивать память, логику, образное мышление, уметь связно мыслить, перекодировать информацию, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать.

Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.

Программа рассчитана на 1 год

Количество занятий 1 раз в неделю

время проведения-20 минут

Целевые ориентиры.

Ожидаемые результаты

К окончанию средней группы дети научатся:

участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

описывать предмет, картину; составлять рассказы по картине;

пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;

выразительно рассказывать наизусть стихотворения, небольшие рассказы с помощью мнемотаблиц;











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

месяц

тема

Кол – во занятий

Сентябрь

Пересказ сказки « Колобок»

1


Заучивание стихотворения

«Осень» К.Бальмонт

1


Составление описательного рассказа "Игрушки"

1

Октябрь

Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми) для рассказов об осени. Дидактическая игра «Времена года».

1

Стихотворение И. Бланки «Листопад»

1

Чтение рассказа «Осень в

лесу» И.Соколов-Микитов.

1

Рассказывание русской

народной сказки «Смоляной

бочок»

1

Ноябрь

Сказка о глупом мышонке» С Маршака.

1

Стихотворение Саши Черного «Кто?»

1

Составление описательного рассказа "Фрукты"

1

Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад»

1

Декабрь

«Дети Севера» - стихотворение.

Стихотворение «Елка» К. Чуковского

1

Составление описательного рассказа "Одежда"

1

Пересказ рассказа «Утка с

утятам» Е.Чарушина

1

Январь

Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой».

1

Загадывание и отгадывание загадок о зиме.

1

Заучивание стихотворения

«Елка» Е.Трутнева.

1

Рассказывание сказки

«Большое путешествие маленького мышонка»

1

Февраль

Рассказы о зиме с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года».

1

Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»

1

Заучивание стихотворения

«Пограничник»

1

Описание посуды.

1

Март

«Как я помогаю маме»

1

Стихотворение «Олененок» Ю. Кушака.

«Дед хотел уху сварить»

1

Рассказ детей о приметах весны по мнемотаблице. Дидактическая игра «Времена года».

1

«Расскажи о деревьях»

1

Апрель

«Расскажи о весне»

1

Стихотворение «Весенняя песенка»

С. Маршак.

1

Стихотворение «Апрель» С. Маршак

1

«Составление творческих рассказов»

1

Май

«Расскажи о цветах»

1

Стихотворение «Тучка» Т.Белозёров

1

Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» В. Степанов

1

«Дикие животные»

1


итого

34













СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Перспективный план работы

по использованию мнемотехники

в развитии речи детей (средняя группа)

Месяц

Работа с детьми

Конечный результат

Сентябрь

1. Пересказ сказки «Козлятки и

волк в обработке

К.Д.Ушинского

2.Заучивание стихотворения

«Осень» К.Бальмонт






3. Составление описательного рассказа "Игрушки"

Умение отвечать на вопросы ,

используя строки из текста;

развитие памяти и мышления.



Умение согласовывать слова в

предложении, правильно

использовать предлоги.

Сформируется умение быстро и

легко запоминать

стихотворения.


Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества.

Октябрь

1. Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми) для рассказов об осени. Дидактическая игра «Времена года».


2.Стихотворение И. Бланки «Листопад»



3. .Чтение рассказа «Осень в

лису» И.Соколов-Микитов.



4. .Рассказывание русской

народной сказки «Смоляной

бочок»

Учить составлению описательного расска-за, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление.





Рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; развивать внимание, па-мять, мышление.


Умение рассказывать об особенностях природы по мнемотаблицам.



Умение детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом

Ноябрь

1.Сказка о глупом мышонке» С Маршака.


2.Стихотворение Саши Черного «Кто?»




3. . Составление описательного рассказа "Фрукты"





4.Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад»

Умение характеризовать поступки героев по мнемотаблицам.


Рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; развивать внимание, па-мять, мышление.



Уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы.


Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову.

Декабрь

1.«Дети Севера» - стихотворение.

2.Стихотворение «Елка» К. Чуковского


3. Составление описательного рассказа "Одежда"







4. .Пересказ рассказа «Утка с

утятам» Е.Чарушина

Рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; развивать внимание, па-мять, мышление.



Способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. Самостоятельно перекодировать некоторые слова. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет.


Умение пересказывать с опорой

на наглядность.

Январь

1.Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой».



2. Загадывание и отгадывание загадок о зиме.


3. Заучивание стихотворения

«Елка» Е.Трутнева.


4. Рассказывание сказки

«Большое путешествие

маленького мышонка»

Умение детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом.


Умение отвечать на вопросы с

помощью наглядности.


Развитие памяти, воображения,

Интонационной выразительности речи.


Умение отвечать на вопросы с

помощью наглядности.

Февраль

1.Рассказы о зиме с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года».



2. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»



3. Заучивание стихотворения

«Пограничник»



4.Описание посуды.

Учить составлению описательного расска-за, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление.



Умение детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом.


Развитие памяти, воображения,

интонационной

выразительности речи.


Формировать умение детей составлять описательный рассказ о посуде, используя мнемотаблицу. Формировать умение правильно называть отдельные предметы посуды. Формировать представления об их функции.

Март

1.«Как я помогаю маме»



2.Стихотворение «Олененок» Ю. Кушака.

«Дед хотел уху сварить»



3.Рассказ детей о приметах весны по мнемотаблице. Дидактическая игра «Времена года».


4«Расскажи о деревьях»

Учить составлению описательного расска-за, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление

Развитие памяти, воображения,

интонационной

выразительности речи.



Учить составлению описательного расска-за, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление.



Расширение словаря существительных по теме «Деревья», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Апрель

1. «Расскажи о весне»



2.Стихотворение «Весенняя песенка»

С. Маршак.


3.Стихотворение «Апрель» С. Маршак


4. «Составление творческих рассказов»




Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна»


Развитие памяти, воображения,

интонационной

выразительности речи


Развитие памяти, воображения,

интонационной

выразительности речи

Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.

Май

1. «Расскажи о цветах»







2.Стихотворение «Тучка» Т.Белозёров



3. Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» В. Степанов


4. «Дикие животные»



Расширение словаря существительных по теме «Цветы», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

Развитие памяти, воображения,

интонационной

выразительности речи


Развитие памяти, воображения,

интонационной

выразительности речи


Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу
















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально – техническое обеспечение программы.

Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001

2. Полянская Т. Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.

3. Хрестоматия «Русские народные сказки»

4. А.Барто «Стихи малышам»

5.Детские кроссворды, ребусы, загадки, скороговорки, потешки.

6. Картотеки дыхательной и артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, чистоговорок.



КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Возраст детей, участвующих в программе от 4 до 5 лет.

Форма обучения: очная.

Объем программы: 34 занятия в год

Срок реализации 1 год обучения (средняя группа)

Режим занятий: 1 раза в неделю во второй половине дня; продолжительность – 20 минут.

Форма проведения занятий: групповая (не более 15 человек в группе).

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь - май).

Кол-во детей посещаемых кружок - 22 ребенка

1 объединение (группа)- 22 человека

1 подгруппа – 11 человек

2 подгруппа – 11 человек

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2014. – 207 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 272 с.

3. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.

4. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013. – 128 с.

5. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М.: Детство-Пресс, 2005.

6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Просвещение, 2013. – 221 с.

7. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 198 с.

8. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: Российская энциклопедия, 2010. – 634 с.

9. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Логопед. – 2008. – №4. – С. 34-36.

10. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 304 с.

11. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2009. –

20 с.

12. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.

13. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: метод. пособ. для педагогов дошкол. учр. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 230 с.

14. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16 с.

15. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Владос, 2012. – 287 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

18. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 220 с.










Приложение 1

Диагностирование детей среднего дошкольного возраста.

 Цель: Выявить  знаний детей  среднего дошкольного возраста

Условия: Использование  стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.

характеристика показателей

Содержание

Метод

Критерии

Материал для проведения диагностики

высокий

Средней

Низкий



Умение использовать мнемотаблицу

Рассказывать о характерных особенностях времен года;

Обследование мнемотаблицы «Времена года»

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице

Узнает и называет 50%  особенностей времени года закодированных в таблице

Не называет особенности времени года закодированные в таблице

Мнемотаблица «Времена года»


Составлять последовател ьный пересказ знакомых сказок;

Обследование мнемотаблицы к сказке «Заюшкина избушка»

Составляет последовательный пересказ сказки

Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете.

Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу.

Мнемотаблица «Заюшкина избушка»


Определять название спрятанной в таблице сказки;

Обследование мнемотаблицы к сказке «Заюшкина избушка»

Узнает и называет название сказки закодированной в таблице

Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице

Не узнает сказку Мнемотаблица «Заюшкина избушка»

Мнемотаблица «Заюшкина избушка»


Способность обозначать одним символом реальный образ

Дидактическая игра «Спрячь сказку» по сказке «Петушок и бобовое зернышко»

Умеет замещать образы геометрическими фигурами (корова – коричневый круг, петушок – оранжевый треугольник и т.д.)

Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами

Не  понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой.

Набор геометрически х фигур


Умения рассказывать знакомые сказки по коллажу.

Обследование коллажа к сказке «Маша и медведь»

Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу

Узнает, но затрудняется рассказать сказку

Не узнает сказку по коллажу

Коллаж  к сказке «Маша и медведь»


Проявление интереса к народным сказкам.

Рассматривание иллюстраций к русским  народным сказкам

Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации

Рассматривает   иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку

Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках

Альбом «Из какой я сказки»


Умение образовывать слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Рассматривание персонажей сказок

Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным)  по 2-3 варианта

Образовывает существительные с уменьшительноласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным)  по 1  варианту

Не образовывает существительные с уменьшительноласкательным суффиксом

Иллюстрации персонажей сказок


Проявление творческой индивидуальности.

Инсценировка знакомой сказки.

Проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки.

Не проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки, но от предложенных ролей не отказывается.

Категорически отказывается от участия в инсценировки знакомой сказки.

Атрибуты для инсценировки сказки.


Умение соотносить фигуры из счетных палочек и их изображения на листе бумаги.

 

Д.у. «Назови, кто изображен на карточке и найди пару»

Безошибочно называет персонажей сказки на графическом рисунке и подбирает пару из изображенных на листе героев сказок

При помощи воспитателя называет персонажей сказки на графическом рисунке,  после того как подбирает пару из изображенных на листе героев сказок

Не называет  персонажей сказки на графическом рисунке.

Карточки с графическим изображением персонажей сказок и их сказочная аналогия


Умение отвечать на вопросы

Д.у.  «Подумай и ответь»

Правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения

Ошибается при ответах на вопросы по содержанию произведения

Не отвечает на поставленные вопросы



Умение слушать ответы других детей.

Совместный пересказ знакомых сказок

Не перебивает сверстников во время ответов на вопросы.

Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает правильно.

Не слушает ответы сверстников.





Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.