Урок по русскому языку в 3 классе на тему «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Манильская средняя школа»
Пенжинского муниципального района Камчатского края
КОНСПЕКТ
УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3 класс
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
УМК «Школа России»
Подготовила:
учитель начальных классов
Гогина Наталья Анатольевна
Учебный предмет – русский язык
Учебник – «Русский язык» 3 класс Канакина В. П. ., Горецкий В. Г.. и др.
3 класс..
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Учитель: Гогина Наталья Анатольевна.
Тип урока Урок открытия нового знания.
Цель урока: открыть новые знания:
- имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться,…, называются неодушевленными.
Задачи урока:
1. Формироватьумение различать одушевленные и неодушевленные существительные.
2. Развивать орфографическую зоркость
3. Формировать обще-учебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.
4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.
6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.
Оборудование:
учебник «Русский язык» 3 класс Канакина В. П. ., Горецкий В. Г.. и др.
презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка
карточки с заданиями для групповой работы
листы достижения
Ход урока:
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Встали! Поприветствуйте наших гостей поклоном головы! Сели! Ровно, красиво! Проверили посадку!
Актуализация знаний.
-Повторим некоторые правила, которые нам будут нужны на уроке. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да….»
Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да).
Безударный гласный может находиться в корне? (Да).
Он слышится ясно? (Нет).
Безударный гласный нужно проверять? (Да)
В слове можно определить корень? (Да).
Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да).
Безударные гласные в однокоренных словах пишутся по-разному? (Нет).
Слова, которые отвечают на вопрос что?,- это имена прилагательные? (Нет).
Имена существительные отвечают на вопрос кто? (Да).
Обозначают признак предмета? (Нет).
Давайте поговорим об именах существительных:
Что такое имя существительное?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
Самоопределение к деятельности. (Работа в парах) Слайд.1
- Прочитайте слова.
Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.
Слайд 2
Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.
- Эти же слова у вас записаны на индивидуальных карточка
- Что общего у всех этих слов?
- Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.
- По какому признаку вы разделили слова?
- Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!
- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?
- Как называются слова, отвечающие на вопрос что?
- Сформулируйте тему урока.
Работа по теме урока.
- Хорошо давайте проверим ваши предположения на стр.12 учебника
- прочитайте.
- Давайте выполним упр.15 с.12.
- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в задании.
- Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.
-Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)
- Как проверить написание этих слов? (По орфографическому славорю)
- Открываем тетради записываем число, классная работа!
- Давайте теперь выполним письменное задание.
(2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает слова отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выписывает слова отвечающие на вопрос что?)
- Назовите одушевлённые имена существительные
- Назовите неодушевлённые имена существительные
- Что обозначают одушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
- Посмотрите в учебнике на стр.12 что предлагают вспомнить нам авторы учебника?
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Закрепление изученного материала.
- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник Имя Существительное». Слайд 4
Правила игры:
Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное.
Т. Е Превратите живое в неживое.
На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»
Коса – коза
Сон – сом, сын
Оси – осы
Леса – лиса
Рот - кот
- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?
(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?
Одушевленность и неодушевленность -это постоянный признак имени существительного).
- Хорошо! Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!
Работа по учебнику. Упр.16 стр. 12
- Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.
- Назовите слова, лексическое значение которых слов вы затруднились определить. Почему?
- Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?
- Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?
- Выполните письменное задание к упражнению.
(Взаимопроверка)
Упражнение: Послушайте «Песню Водяного». Назовите одушевленные существительные, которые вы услышали в песне.(водяной, подружки, пиявки, лягушки)
- Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!
- Хорошо а теперь проведём самостоятельную работу . Возьмите свои индивидуальные листы
- Что вам нужно сделать?
Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:
Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.
(Взаимопроверка)
- Отметьте на свих листах достижения как вы справились с заданием!
- Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы.
- Как вы думаете на какие две группы? (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.
2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.
3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая.
4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.
- И так проверяем! Слайд 6
- Проверим какие слова были лишние, почему?
- Отметьте на листах достижения как вы справились с заданием!
Рефлексия
- Замените одним словом, запишите в тетрадь.
*Промежуток времени, равный 60 минутам (ЧАС)
* Военнослужащий, состоящий на посту, на часах (ЧАСОВОЙ)
* Лесной доктор (ДЯТЕЛ)
* Модель земного шара (ГЛОБУС)
- Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
-Что такое устаревшие слова?
- Оцените свою работу на листах достижения.
8. Дополнительно:
-Прочитайте группы слов. Что можете сказать про них? (неодушевлённые имена существительные)
Подобрать к неодушевленному существительному однокоренное слово, чтобы оно стало одушевленным
Море, охота, лес, пожар, учение, космос, спорт, школа
-Кто записал все слова? Встаньте. Какое слово было трудно составить?
- Кто может назвать способ образования новых слов? (суффиксальный)
- При помощи каких суффиксов образовались слова?
-Возьмите лист достижений и оцените себя
Итог урока
В листах достижения подведите итог своей работы, оцените свою работу.
Покажите зеленую карточку, кому было легко выполнять задания.
Красную – у кого возникали затруднения.