Урок по русскому языку в 3 классе на тему «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

2
0
Материал опубликован 23 April 2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Манильская средняя школа»

Пенжинского муниципального района Камчатского края


 


 


 


 


 


 


 

КОНСПЕКТ

УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 класс

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

 

УМК «Школа России»

 

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов

Гогина Наталья Анатольевна


 


 


 


 

Учебный предмет – русский язык

Учебник«Русский язык» 3 класс Канакина В. П. ., Горецкий В. Г.. и др.

3 класс..


 

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Учитель: Гогина Наталья Анатольевна.

Тип урока Урок открытия нового знания.

Цель урока: открыть новые знания:

- имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться,…, называются неодушевленными.

Задачи урока:

1. Формироватьумение различать одушевленные и неодушевленные существительные.

2. Развивать орфографическую зоркость

3. Формировать обще-учебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.

4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.

6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.

Оборудование:

учебник «Русский язык» 3 класс Канакина В. П. ., Горецкий В. Г.. и др.

презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка

карточки с заданиями для групповой работы

листы достижения


 


 

Ход урока:

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Встали! Поприветствуйте наших гостей поклоном головы! Сели! Ровно, красиво! Проверили посадку!

 

Актуализация знаний.

 

-Повторим некоторые правила, которые нам будут нужны на уроке. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да….»

Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да).

Безударный гласный может находиться в корне? (Да).

Он слышится ясно? (Нет).

Безударный гласный нужно проверять? (Да)

В слове можно определить корень? (Да).

Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да).

Безударные гласные в однокоренных словах пишутся по-разному? (Нет).

Слова, которые отвечают на вопрос что?,- это имена прилагательные? (Нет).

Имена существительные отвечают на вопрос кто? (Да).

Обозначают признак предмета? (Нет).

 

Давайте поговорим об именах существительных:

Что такое имя существительное?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

 

Самоопределение к деятельности. (Работа в парах) Слайд.1 t1587631221aa.png

- Прочитайте слова.

Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.

Слайд 2

 

t1587631221ab.png

 

Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.

 

- Эти же слова у вас записаны на индивидуальных карточка

- Что общего у всех этих слов?

- Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.

- По какому признаку вы разделили слова?

- Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!

- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?

- Как называются слова, отвечающие на вопрос что?

- Сформулируйте тему урока.

 

Работа по теме урока.

- Хорошо давайте проверим ваши предположения на стр.12 учебника

- прочитайте.

- Давайте выполним упр.15 с.12.

- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в задании.

- Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.

-Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)

- Как проверить написание этих слов? (По орфографическому славорю)

- Открываем тетради записываем число, классная работа!

- Давайте теперь выполним письменное задание.

(2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает слова отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выписывает слова отвечающие на вопрос что?)

 

- Назовите одушевлённые имена существительные

- Назовите неодушевлённые имена существительные

- Что обозначают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

 

- Посмотрите в учебнике на стр.12 что предлагают вспомнить нам авторы учебника?

 

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

Закрепление изученного материала.

 

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник Имя Существительное». Слайд 4

t1587631221ac.png

Правила игры:

Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное.

Т. Е Превратите живое в неживое.

На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»

Коса – коза

Сон – сом, сын

Оси – осы

Леса – лиса

Рот - кот

- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?

(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?

Одушевленность и неодушевленность -это постоянный признак имени существительного).

 

- Хорошо! Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!

 

 

Работа по учебнику. Упр.16 стр. 12

- Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.

- Назовите слова, лексическое значение которых слов вы затруднились определить. Почему?

- Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?

- Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?

- Выполните письменное задание к упражнению.

(Взаимопроверка)

 

 

Упражнение: Послушайте «Песню Водяного». Назовите одушевленные существительные, которые вы услышали в песне.(водяной, подружки, пиявки, лягушки)

- Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!

 

 

- Хорошо а теперь проведём самостоятельную работу . Возьмите свои индивидуальные листы

- Что вам нужно сделать?

Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

 

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

 

(Взаимопроверка) t1587631221ad.png

- Отметьте на свих листах достижения как вы справились с заданием!

 

- Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы.

- Как вы думаете на какие две группы? (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

 

1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.

 

2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.

 

3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая.

 

4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.

 

 

- И так проверяем! Слайд 6 t1587631221ae.png

- Проверим какие слова были лишние, почему?

- Отметьте на листах достижения как вы справились с заданием!

 

 

Рефлексия

- Замените одним словом, запишите в тетрадь.


 

*Промежуток времени, равный 60 минутам (ЧАС)

* Военнослужащий, состоящий на посту, на часах (ЧАСОВОЙ)

* Лесной доктор (ДЯТЕЛ)

* Модель земного шара (ГЛОБУС)


 

- Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

-Что такое устаревшие слова?

- Оцените свою работу на листах достижения.


 

8. Дополнительно:

-Прочитайте группы слов. Что можете сказать про них? (неодушевлённые имена существительные)

 

Подобрать к неодушевленному существительному однокоренное слово, чтобы оно стало одушевленным

 

Море, охота, лес, пожар, учение, космос, спорт, школа

 

 

-Кто записал все слова? Встаньте. Какое слово было трудно составить?

 

- Кто может назвать способ образования новых слов? (суффиксальный)

 

- При помощи каких суффиксов образовались слова?

 

-Возьмите лист достижений и оцените себя

 

Итог урока

В листах достижения подведите итог своей работы, оцените свою работу.

 

Покажите зеленую карточку, кому было легко выполнять задания.

Красную – у кого возникали затруднения. t1587631221af.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации