Урок истории в 9 классе на тему «Октябрьская революция. Что мы узнали об этом событии?»
Тема. Октябрьская революция.Что мы узнали об этом событии?
(9 класс).
Урок посвящен 100-летию Великой Октябрьской революции(отразить на этапе мотивации.)
Цель урока: повторить и закрепить знания по разделу «Великая Российская революция», показать значимость событий 1917 года спустя 100 лет, сформировать у учащихся спокойное и взвешенное отношение к сложным переломным событиям нашей истории и историческим личностям, воспитать бережное отношение к культурно-историческому наследию.
План.
Урок разделен на 5 рубрик:
Домашнее 1. «Октябрь на слуху»
задание 2. «Красный день календаря»
3. «Картотека»
4. «Наши ряды»
5. «Чтобы помнили»
Ход урока.
1.«Октябрь на слуху».
Октябрь – десятый месяц в нашем календаре. Но благодаря революции название этого месяца можно встретить и не только в календаре. Я вас просил провести соответствующий розыск. Скажите же где можно встретить Октябрь? –
- «Красный октябрь» (кондитерская фабрика), птицефабрика «Октябрьская», Октябрьский район в г. Саранске, в котором есть проспект 70 лет Октября, октябренок, «Ленин в октябре» (худ.фильм), Октябрина (женское имя), «Октябрь» (кинотеатр, журнал) и т.д.
Могут назвать «октябристов». А кто это? (сокращенное название партии «Союз 17 октября») Связано ли название этой партии с Октябрьской революцией? (нет, это буржуазная партия, которая была создана в 1905 г. в ходе революции 1905-1907 гг.)
2. «Красный день календаря».
Еще у вас было задание опросить своих родителей, а также бабушек и дедушек или других старших родственников (пожилых людей), что для них означает день 7 ноября. Какую информацию вам удалось собрать?(учащиеся зачитывают результаты своих расспросов). Какое значение имел этот день в советское время? (приходим к мнению, что это был один из самых главных государственных праздников в стране).Как сейчас называется этот памятный день?(День согласия и примирения). А какой государственный праздник мы отмечаем теперь в ноябре? (День народного единства – 4 ноября). С каким событием нашей истории он связан? (С окончанием смутного времени 1612 г.)
3.Картотека. «Белые и красные конверты».
Кто быстрее и правильно выполнит задание на соотнесение портретов и фамилий лидеров белого движения и большевиков. Одна ученица (группа учащихся) работает с красными, другая с белыми. (Портреты в приложении 1)
Скажите, случайно или нет в лагере «красных» я разместил такой большой портрет Ленина? (да, не случайно). Что бы это могло означать?(В.И. Ленин являлся лидером партии большевиков, главной фигурой в лагере красных, а белое движение было разрознено, каждый из их руководителей действовал самостоятельно). Какие еще факторы способствовали победе красных в Гражданской войне? (могут назвать: поддержку большинства населения, хорошо организованную и дисциплинированную Красную Армию, находившуюся под единым командованием, максимальное сосредоточение ресурсов на стратегических направлениях – громили белые армии по одиночке, экономическая и национальная политика большевиков и др.) (а могут и не назвать, тогда помочь учащимся)
Теперь я прошу вас сложить фотографии соответственно в белый и красный конверты.
У меня на столе остались еще два портрета. Почему вы их не взяли? (Это Н.Махно и С. Петлюра, они не относились ни к красным, ни к белым.)
4.«Наши ряды». Работа в паре.
1. Что является лишним в ряду?
буржуазия, класс, пролетариат, реформа, эксплуатация, революция, диктатура.
2. Какое понятие является обобщающим для всех других?
национализация промышленности, запрет частной торговли, военный коммунизм, продразверстка, всеобщая трудовая повинность.
Объясните свой выбор.
5. Из рубрики «Чтобы помнили?». Работа с документами и фотоматериалами.
Прочитать статью из «Столицы С» «Стойкий алюминиевый Ленин». Приложение 2
Какую фактическую информацию содержит статья?(На территории РМ впервые за постсоветское время поставлен памятник В.И. Ленину в с. Ст.Шайгово по инициативе коммунистической партии. Приурочено это событие к 100-летию Октябрьской революции).Как автор статьи относится к этому событию?(Совместно приходим к мнению, что автор иронизирует по этому поводу, даже высмеивает это событие.) А как, по-вашему, он тогда относится к самой революции? (Скорее всего, отрицательно.)
Обратите внимание, в с. Старое Шайгово восстановлен памятник В.И. Ленину. Как бы автор не иронизировал на этот счет: факт остается фактом. В каждом крупном населенном пункте нашей страны есть подобные памятники, улицы, проспекты, различные организации и заведения, механизмы и прочие объекты, которые носят имя Ленина. Советские звания и награды и сейчас в почете. И октябрь на слуху, и октябрьскую празднуем (во всяком случае, старшее поколение). А не считаете ли вы, что мы все еще живем в советской стране? Нет, правда, разве не так? Вот и органы власти на местном уровне по-прежнему называются советами. Вот вам доказательство – справка, что являюсь депутатом Совета...(Показать соответствующую справку).Докажите обратное.(Выслушать доводы учащихся.)
Конечно же, это шутка. И мы живем совсем в другой стране, но порой видишь столько совпадений, что... А вот мне все-таки хотелось бы узнать ваше мнение, нужно восстанавливать все то, что было разрушено, будь то памятники, здания, к какой бы эпохе они не относились, сохранять их? (да, конечно). В таком случае у нас есть тоже возможность поработать в этом направлении. Например, колхоз в с. Гумны носил имя вот этого человека (показать фото М.И. Калинина, немного из его биографии сообщить). Перед зданием правления стоял памятник... А теперь памятника нет. (показать фото с памятником).Приложение 3.
Подведение итогов. Я намеренно сегодня увел вас от необходимости дать свою оценку такому событию как Российская революция. Не стал разворачивать перед вами картину великой трагедии или возвеличивать до уровня всенародного праздника. Мы с вами на предыдущих уроках подробно изучили это важнейшее событие в нашей истории. Возможно, это тот редкий случай, когда не нужно спешить с оценкой, или даже вообще не стоит оценивать. Не случайно, одно из предложенных вам заданий носило название картотека. Вы запоминали в лицо лидеров красного и белого движения словно преступников, которых разыскивают правоохранительные органы. С точки зрения современного права и морали в особенности, они и есть преступники, и те, кто в красном конверте, и те, кто в белом. Почести и слава переменчивы. Сначала одних делали героями, других злодеями, потом наоборот. Сейчас наше общество настраивают на примирение. Думаю, это правильнее. Ничего нет страшнее, чем внутренняя война, война гражданская. История показала, что даже «победителей» в ней судят, и всегда будут судить.
А лучше давайте оценим нашу с вами работу на уроке. Чему научились? Как проявили себя сегодня? Что не совсем получилось? Какие выводы сделали для себя?
(Поблагодарить учащихся за работу, дать анализ их деятельности, выставить оценки.)
Домашнее задание дается исходя из результатов работы учащихся на уроке. Показать им на их ошибки и предложить задания, в которых они смогли бы отточить знания и умения по изученной теме, так сказать, заполнить пробелы. (Варианты приготовлены заранее).
Приложение 1. «Картотека»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2. Статья.
Приложение 3. Памятник М.И. Калинину.