Сценарий урока истории в 9 классе по теме «Великая Октябрьская революция»

1
0
Материал опубликован 27 January 2022

Тема урока» « Россия в годы революции»

Цели урока 

Образовательные: рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917; сформировать представления о новом политическом режиме.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы.

Коммуникативные: содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.


Оборудование: учебник, компьютер с проектором, интерактивная доска, фонозапись «Интернационала», презентация «От февраля к октябрю», видеоурок «Октябрьская революция», документы декретов Второго съезда Советов.

Ход урока.

 1.Изучение нового материала. Ребята, мы начинаем урок с фонозаписи. Прослушайте ее и попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

Фонозапись: «Интернационал»:

Вставай, проклятьем заклеймленный,

Весь мир голодных и рабов

Кипит наш разум возмущенный

И в светлый бой вести готов…

Никто не даст нам избавлений:

Не бог. Не царь и не герой,

Добьёмся мы освобождения

Своею собственной рукой….

( Ответы учащихся ):

- На уроке мы будем рассматривать революционные события октября 1917 года,

Учитель: Поскольку на прошлом уроке мы изучали события всеобщей истории, давайте воспроизведем картину событий в России от февраля до октября 1917 года. ( Показ презентации Февраль, октябрь 1917 г.)

Какой был главный итог февральской революции 1917 года? Отречение царя и Временное правительство у власти.

Каковы были главные вопросы, стоящие перед страной от февраля к октябрю 1917 года?

В чем суть Апрельского и июльского кризисов Временного правительства?.

Т.О. переход от февраля к октябрю стал неизбежен

3 апреля 1917 года В.И. Ленин в составе группы социал-демократов вернулся в Петроград из эмиграции. Выступая на Финляндском вокзале, он выдвинул программу действий большевиков, направленную на захват власти в стране.

4 апреля В.И. Ленин выступил с «Апрельскими тезисами»

Анализ документа «Апрельские тезисы» .Текст выводится на экран. Учащиеся работают с историческим источником.

Беседа по вопросам:

 Каково отношение лидера большевиков к войне?

-  В чем Ленин видел своеобразие «текущего момента» в России?

- Какие главные задачи Ленин ставит в политической сфере?

 - На какие способы достижения этих задач указывает Ленин?

-Что предлагает сделать Ленин для решения аграрного вопроса?

 - Какие шаги еще предлагает сделать лидер большевиков для изменения ситуации в стране?

Весной и летом 1917 года Временное правительство показало свою неспособность управлять страной. Три кризиса Временного правительства, рост недовольства народных масс, ухудшение социально-экономической ситуации в стране, скатывание к открытой диктатуре – все это привело к росту авторитета партии большевиков.

Просмотр видеоурока «Октябрьская революция»

Учитель: на ваших партах памятки к просмотру видеофильма. В конце урока вам необходимо ответить на вопросы в данной памятке. (можно дать вопросы по 3-м группам учащихся)

1гр уч-ся отвечают устно по вопросам памятки;

2 гр уч-ся: Составьте в тетради хронологию событий «Большевики приходят к власти”

3 гр. Уч-ся: Выскажите свою точку зрения: «Октябрь 1917 года. Что это – революция или переворот?»

Памятка к просмотру видеофильма

«Октябрь 1917 год».

Октябрьская революция – как к ней относиться?

Почему большевики победили? Каковы объективные и субъективные причины этой победы?

Как Корнилов пытался разрешить с кризисом накануне революции?

Какую программу разработали большевики подготовки вооруженного восстания?

Проследите хронологию подготовки вооруженного восстания.

Что означает большевизация Советов? Когда она началась?

Что представлял собой план вооруженного восстания в Петрограде?

Какие документы (декреты) были приняты на 2 съезде Советов?

Что такое триумфальное шествие советской власти?

Работа с документами, принятыми на 2 съезде Советов.

Учитель: у вас на партах документы декретов, принятых на 2 съезде Советов. Проанализируем эти документы и ответим на вопросы к ним.

Закрепление. 

Учитель: Сегодня мы с вами на уроке рассмотрели события осени 1917 года, познакомились с первыми декретами Советов, рассмотрели характеристику нового политического режима. Сегодня существуют различные точки зрения на революционные события 1917 года:

- Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду

.- Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть установила не диктатуру пролетариата, а “диктатуру над пролетариатом”.

Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости.

- Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять “Февральскую” и “Октябрьскую” революции. Целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому.

А каково ваше мнение? Выскажите свою точку зрения: Что это – революция или переворот.

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке по 5-балльной системе.

Для этого ответьте на вопросы:

А)  как я усвоил материал:

 получил глубокие знания – 5 баллов

 усвоил материал частично – 4 балла

мало что понял и запомнил – 3балла

  Б)  - как я работал?

 везде справился самостоятельно – 5 баллов

 допустил ошибки – 4 балла

работой не удовлетворен, справился с заданиями плохо – 3-2    балла

В) Мое мнение:

   было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими?

Да(нет)

Домашнее задание: параграф 12; вопросы 1-3 стр. 91-92   учебника;













Приложения к уроку

Документ 1

Декрет о земле Съезда Советов Рабочих и Солдатских Депутатов. 26 октября 1917 г.

Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого
выкупа.

Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские,
церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными
постройками и всеми принадлежностями переходят э распоряжение
волостных земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских
Депутатов впредь до Учредительного собрания.

Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего
отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым
революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов
принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка
при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого
размера |участки и какие именно подлежат конфискации, для составления
точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей
революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со
всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований,
впредь до окончательного их решения Учредительным собранием, должен
повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на
основании 242 местных крестьянских наказов...

Земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется.

Вопросы к документу.

1.Как решался в декрете о земле и крестьянском наказе вопрос о помещичьем землевладении и частной собственности на землю?

2.В чью собственность передавалась земля?

3.Как решался вопрос об аренде земли и использовании наемного труда? Интересы какой категории крестьянства затрагивал этот вариант решения вопроса?

4.По какому принципу распределялась земля между крестьянами?

5.Как вы считаете, можно ли назвать предлагаемое в документах решение вопроса о земле «великими земельными преобразованиями»?













Документ 2.

Декрет о мире Съезда Советов Работа и Солдатских Депутатов. 26 октября 1917года.

Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире.

Справедливым или демократическом миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (то есть без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций.

Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги впредь до окончательного утверждений всех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций.

Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно правовому, сознанию демократии вообще, и трудящихся классов в особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности...

Если какая бы то ни была нация удерживается в границах данного государства насилием, если ей... не предоставляется права свободным голосованием, при полном выводе войск присоединяющей или вообще сильной нации, решить без малейшего принуждения вопрос о формах государственного существования этой нации, то присоединение её является аннексией, то есть захватом и насилием.

Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, Правительство считает величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях.

Вместе с тем Правительство заявляет, что оно отнюдь не считает вышеуказанных условий мира ультимативными, то есть соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь на возможно более быстром предложении их какой бы то ни было воюющей страной и на полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой тайны при предложении условий мира.

Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая твёрдое намерение вести переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтверждающих или заключённых правительством помещиков и капиталистов с февраля 25 октября 1917 года. Всё содержание этих тайных договоров... Правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным...

Вопросы к документу:

1.К чему призывает новая власть все воюющие страны? Что означает фраза «мир без аннексий и контрибуций»?

2.Как в документе предлагается вести переговоры между воюющими странами? Что означат фраза «отказ от тайной дипломатии»?

3.Почему в первую очередь на съезде принимается Декрет о мире? Ответьте , используя текст документа.

































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации