Олимпиада как средство мотивации и развития интеллекта одарённых детей
ОЛИМПИАДА как средство мотивации и развития интеллекта одарённых детей.
Олимпиада как вид состязания известна с ещё незапамятных времён. Причём не только её спортивное направление, но «умственные состязания». В чём же состоит польза таких интеллектуальных боёв, есть ли супердейственные способы подготовки и что в принципе влияет на результат?
В настоящее время олимпиадное движение по различным предметам активно развивается и пользуется всё большей популярностью среди молодёжи. Успешное выступление детей на олимпиадах поднимает престиж образовательных учреждений, стимулирует детей и преподавателей к новым достижениям. Для школьников олимпиада предоставляет возможность проверить свои силы, проявить себя, получить новые знания, развить способности и интересы, для преподавателей - показать результаты работы, выявить сильных учащихся.
Под олимпиадой в данной статье мы понимаем соревнования среди школьников в опредёленной сфере знаний, проводимых с целью выявления одарённых детей и стимулирования у них интереса к научной деятельности.
Олимпиады выполняют несколько функций, среди которых можно выделить следующие:
1. Личностное и интеллектуальное развитие всех, кто участвует в олимпиадном движении: учащихся, учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов, научных сотрудников, членов методических комиссий и родителей.
2. Поддержание единого образовательного пространства.
3. Поддержание высокого научного уровня образования в России.
Предметные олимпиады – это состязание учащихся (при этом не всегда только среднеобразовательных учреждений), в котором участники демонстрируют свои навыки и знания по определённым дисциплинам. Началом современного олимпиадного движения в России принято считать олимпиаду по математике в 1934 году, организованную Ленинградским университетом.
Сегодня в России в среднем в год проводится около 70 олимпиад различных масштабов и уровней. Так что же даёт участие или победа в олимпиаде?
В первую очередь, развитие интеллектуальных способностей. Кроме того, участие в олимпиадах не только расширяет кругозор и улучшает абстрактное и логическое мышление, но и совершенствует творческие способности.
Всем известно, что олимпиадные задания не стандартны, следовательно, у участников ум приспосабливается к «гибкости», оригинальности разработки идей.
В будущем это поможет нынешним школьникам решать различные, в том числе и бытовые, жизненные, задачи намного лучше, так как уже с юных лет они научатся смотреть на задачи с разных сторон и рассматривать их под разным углом.
Ещё одним важным моментом является способность правильно применить знания. Ведь одно дело просто выучить материал, другое – понимать, как и где его можно использовать. Решение олимпиадных заданий отлично тренирует ту самую нестандартность мышления, гибкость ума, возможность применять полученные и усвоенные знания в самых разных сферах.
Помимо этого, участие в олимпиадах в некотором смысле развивает уверенность в себе, повышает стрессоустойчивость. Ведь как бы там ни было, олимпиада – это своего рода стресс, и способность перебороть его и страх также важна во «взрослой» жизни. Таким образом, участие в предметной олимпиаде – это не только проверка школьных знаний, но и отличная тренировка и саморазвитие.
Кроме того, победы в олимпиадах дают дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ. Самым крупным «бонусом» является поступление в любой ВУЗ страны без вступительных испытаний. Победители Всероссийской или международной олимпиады могут поступить в ВУЗы на специальность, соответствующую профилю предмета олимпиады, без вступительных экзаменов. Иные олимпиады могут включать другие льготы, к примеру, зачисление вне конкурса, 100 баллов по ЕГЭ или 100 баллов за дополнительные вступительные экзамены. Однако необходимо уточнять правила конкретного ВУЗа относительно «бонусов» и льгот при поступлении.
Следующий вопрос, как же подготовиться к олимпиаде и есть ли универсальный метод решения олимпиадных задач?
Поскольку олимпиадные задания славятся своей оригинальностью и требуют креативности в решении, единственного способа их решения не существует. Однако часто на олимпиадах встречаются задания, составленные по аналогии с прошлогодними. Следовательно, действенным способом тренировки является решение, решение и ещё раз решение заданий олимпиад прошлых лет.
Успешное участие в олимпиаде требует от школьников интеллектуальной зрелости, коммуникабельности, умения быстро принимать решения в стрессовой ситуации, оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи. Данные качества помогут молодому человеку уверенно чувствовать себя в будущем на рынке труда.
Олимпиада – это один из способов выявить учащихся, имеющих особые способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей.
Принципы при подготовке к олимпиаде:
1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
2. Активность знаний: Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учётом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности: Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад: При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтённые в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он также необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
5.Индивидуальный подход: Должна разрабатываться индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.
Всероссийская олимпиада школьников (он же ВОШ, он же ВсОШ и Всеросс) — старейшая и самая престижная олимпиада в стране. Победители и призёры её заключительного этапа зачисляются в профильные вузы без экзаменов.
Прообразом национальной олимпиады можно считать «Олимпиаду для учащейся молодёжи», которая проводилась в Российской империи в XIX веке. В СССР с 1930-х годов начали развиваться городские олимпиады для школьников по математике, физике, химии и лингвистике.
Сегодня Всеросс курируется Департаментом государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации.
ВсОШ проводится по 24 предметам, РОШ по 15 предметам.
ВсОШ делится на четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Первый этап — самый массовый: в нём принимают участие около шести миллионов человек.
Статистика школьного этапа ВСОШ и РОШ по МБОУ «Многопрофильная школа №181»
Школьный этап олимпиады проведен по 23 предметам в период с 22 сентября по 28 октября.
Самыми востребованными у школьников в 2021 году стали:
Математика – 193 участника;
Русский язык – 124 участника;
Английский язык – 67 участников;
Родной (татарский) язык для обучающихся-татар школ с русским языком обучения – 52 участника;
Физика (Сириус) – 50 участников.
ВСЕГО в школьном этапе олимпиад приняли участие – 770 обучающихся, стали
победителями школьного этапа – 73 ученика,
призерами – 198 учеников,
статус участник олимпиады – 499 человек.
№ | Предмет | дата | всего | победитель | призер | участник |
1 | МХК (Искусство) | 22 сентября | 21 | 3 | 6 | 12 |
2 | Татарский язык для русскоязычных обучающихся школ с русским языком обучения | 24 сентября | 5 | 3 | 1 | 1 |
3 | История Татарстана и татарского народа | 25 сентября | 6 | 1 | 2 | 3 |
4 | Литература | 27 сентября | 32 | 6 | 14 | 12 |
5 | История | 28 сентября | 32 | 2 | 4 | 26 |
6 | Физика (Сириус) | 29 сентября | 50 | 2 | 2 | 46 |
7 | Право | 30 сентября | 6 | 0 | 0 | 6 |
8 | Обществознание | 5 октября | 41 | 4 | 5 | 32 |
9 | Биология (Сириус) | 6 октября | 16 | 3 | 8 | 5 |
10 | Родной (татарский) язык для обучающихся-татар школ с русским языком обучения | 7 октября | 52 | 8 | 26 | 18 |
11 | Английский язык | 8 октября | 67 | 6 | 26 | 35 |
12 | География | 12 октября | 12 | 0 | 1 | 11 |
13 | Химия (Сириус) | 13 октября | 14 | 0 | 0 | 14 |
14 | Родная (татарская) литература для обучающихся-татар школ с русским языком обучения | 14 октября | 4 | 2 | 0 | 2 |
15 | Астрономия (Сириус) | 15 октября | 15 | 0 | 0 | 15 |
16 | Физическая культура | 18 октября | 17 | 3 | 14 | 0 |
17 | Математика (Сириус) | 20 октября | 193 | 14 | 23 | 156 |
18 | Русский язык | 21 октября | 124 | 6 | 41 | 77 |
19 | ОБЖ | 22 октября | 31 | 2 | 21 | 8 |
20 | Экономика | 25 октября | 5 | 1 | 0 | 4 |
21 | Экология | 26 октября | 4 | 2 | 0 | 2 |
22 | Информатика (Сириус) | 27 октября | 16 | 5 | 4 | 7 |
23 | Технология | 28 октября | 7 | 0 | 0 | 7 |
| ВСЕГО |
| 770 | 73 | 198 | 499 |
Статистика муниципального этапа ВСОШ и РОШ по
МБОУ «Многопрофильная школа №181»
Муниципальный этап олимпиад проведен на базе школы в период с 10 ноября по 18 декабря. На данный этап олимпиад были приглашены обучающиеся, которые набрали необходимое количество баллов для участия.
Общее количество приглашенных участников – 120 человек (19 предметов).
Приняли участие – 101 человек.
Победитель – 1 ученик (Экономика, Соколова Татьяна, 9 а класс).
Призеры – 11 учеников (Математика 2 призёра: Карякин Илья 4б класс, Минкин Илья 5и класс, Английский язык 1 призёр: Рахимова Стефания 4б класс, Русский язык 1 призер: Кундик Диана 4 класс, Литература 2 призера: Пуганова Валентина 7а класс, Габдрахманова Руслана 8г класс, Информатика 1 призер: Газизов Ильнар 11а класс, Обществознание 2 призера: Нургалиева Джамиля 11а класс, Абрамова Дарья 11в класс, Родной татарский язык 1 призер: Симонова Дарья 4з класс,
Родная татарская литература 1 призер: Фатхиева Алина 9в класс
№ | Предмет | дата | всего приглашены | победитель | призер | участник | приняли участие |
1 | История | 10 ноября | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 |
2 | Литература | 11 ноября | 5 | 0 | 2 | 3 | 5 |
3 | МХК (Искусство) | 15 ноября | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 |
4 | Обществознание | 17 ноября | 5 | 0 | 2 | 3 | 4 |
5 | Информатика | 18 ноября | 10 | 0 | 1 | 0 | 10 |
6 | Экология | 19 ноября | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
7 | Экономика | 22 ноября | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
8 | Астрономия | 23 ноября | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
9 | Английский язык | 25 ноября | 10 | 0 | 1 | 6 | 7 |
10 | Физика | 27 ноября | 4 | 0 | 0 | 2 | 2 |
11 | Биология | 30 ноября | 3 | 0 | 0 | 1 | 1 |
12 | ОБЖ | 2 декабря | 3 | 0 | 0 | 3 | 3 |
13 | Русский язык | 4 декабря | 7 | 0 | 1 | 6 | 7 |
14 | Математика | 7 декабря | 34 | 0 | 2 | 32 | 34 |
15 | Физическая культура | 8 декабря | 4 | 0 | 0 | 2 | 2 |
16 | История Татарстана и татарского народа | 14 декабря | 4 | 0 | 0 | 1 | 1 |
17 | Родная (татарская) литература для обучающихся-татар школ с русским языком обучения | 15 декабря | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 |
18 | Родной (татарский) язык для обучающихся-татар школ с русским языком обучения | 17 декабря | 14 | 0 | 0 | 9 | 9 |
19 | Татарский язык для русскоязычных обучающихся школ с русским языком обучения | 18 декабря | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 |
| ВСЕГО |
| 120 | 1 | 11 | 81 | 101 |
Региональный этап ВСОШ и заключительный этап РОШ
проводятся в период с 10 января по 26 февраля 2022 года
На данные этапы приглашены следующие обучающиеся нашей школы:
№ | Предмет | Фамилия | Имя | Класс обучения |
1 | Обществознание | Нургалиева | Джамиля | 11 |
2 | История Татарстана | Нургалиева | Джамиля | 11 |
3 | Татарский язык | Нургалиева | Джамиля | 11 |
4 | Английский язык | Рахимова | Стефания | 4 |
5 | Английский язык | Газизов | Ильнар | 11 |
6 | Математика | Карякин | Илья | 4 |
7 | Математика | Мухаметзянов | Рустем | 4 |
8 | Математика | Сафиуллин | Вагиз | 4 |
9 | Математика | Писаревский | Аркадий | 4 |
10 | Информатика | Газизов | Ильнар | 11 |
Олимпиады для школьников
Каждый год публикуется перечень олимпиад для школьников, которые позволяют выпускникам поступить в любой вуз.
https://edu.tatar.ru/vahit/page399248.htm/page4705265.htm
https://admissions.kpfu.ru/kop
https://foxford.ru/levels/graduate-olympiads
https://www.letovo.online/kursy
Бесплатные курсы по подготовке к Олимпиаде в школе Летово предназначены для учеников 5–8 классов, которые готовятся к интеллектуальному соревнованию.
Новые уроки, в том числе и видеозаписи от учителей школы, выкладываются на сайт каждую неделю. Также имеются задания с автоматической проверкой. Некоторые курсы включают в себя домашнее задание, которое проверяет лично лектор.
https://vk.com/economolymp
Расскажите детям о возможностях, которые открывают олимпиады, вдохновите их своим предметом, покажите свою готовность помочь.
Иногда главное — начать!