Олимпиада как средство мотивации и развития интеллекта одарённых детей

3
0
Материал опубликован 18 June

ОЛИМПИАДА как средство мотивации и развития интеллекта одарённых детей.

Олимпиада как вид состязания известна с ещё незапамятных времён. Причём не только её спортивное направление, но «умственные состязания». В чём же состоит польза таких интеллектуальных боёв, есть ли супердейственные способы подготовки и что в принципе влияет на результат?

В настоящее время олимпиадное движение по различным предметам активно развивается и пользуется всё большей популярностью среди молодёжи. Успешное выступление детей на олимпиадах поднимает престиж образовательных учреждений, стимулирует детей и преподавателей к новым достижениям. Для школьников олимпиада предоставляет возможность проверить свои силы, проявить себя, получить новые знания, развить способности и интересы, для преподавателей - показать результаты работы, выявить сильных учащихся.

Под олимпиадой в данной статье мы понимаем соревнования среди школьников в опредёленной сфере знаний, проводимых с целью выявления одарённых детей и стимулирования у них интереса к научной деятельности.

Олимпиады выполняют несколько функций, среди которых можно выделить следующие:

1. Личностное и интеллектуальное развитие всех, кто участвует в олимпиадном движении: учащихся, учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов, научных сотрудников, членов методических комиссий и родителей.

2. Поддержание единого образовательного пространства.

3. Поддержание высокого научного уровня образования в России.

Предметные олимпиады – это состязание учащихся (при этом не всегда только среднеобразовательных учреждений), в котором участники демонстрируют свои навыки и знания по определённым дисциплинам. Началом современного олимпиадного движения в России принято считать олимпиаду по математике в 1934 году, организованную Ленинградским университетом.

Сегодня в России в среднем в год проводится около 70 олимпиад различных масштабов и уровней. Так что же даёт участие или победа в олимпиаде?

В первую очередь, развитие интеллектуальных способностей. Кроме того, участие в олимпиадах не только расширяет кругозор и улучшает абстрактное и логическое мышление, но и совершенствует творческие способности.

Всем известно, что олимпиадные задания не стандартны, следовательно, у участников ум приспосабливается к «гибкости», оригинальности разработки идей.

В будущем это поможет нынешним школьникам решать различные, в том числе и бытовые, жизненные, задачи намного лучше, так как уже с юных лет они научатся смотреть на задачи с разных сторон и рассматривать их под разным углом.

Ещё одним важным моментом является способность правильно применить знания. Ведь одно дело просто выучить материал, другое – понимать, как и где его можно использовать. Решение олимпиадных заданий отлично тренирует ту самую нестандартность мышления, гибкость ума, возможность применять полученные и усвоенные знания в самых разных сферах.

Помимо этого, участие в олимпиадах в некотором смысле развивает уверенность в себе, повышает стрессоустойчивость. Ведь как бы там ни было, олимпиада – это своего рода стресс, и способность перебороть его и страх также важна во «взрослой» жизни. Таким образом, участие в предметной олимпиаде – это не только проверка школьных знаний, но и отличная тренировка и саморазвитие.

Кроме того, победы в олимпиадах дают дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ. Самым крупным «бонусом» является поступление в любой ВУЗ страны без вступительных испытаний. Победители Всероссийской или международной олимпиады могут поступить в ВУЗы на специальность, соответствующую профилю предмета олимпиады, без вступительных экзаменов. Иные олимпиады могут включать другие льготы, к примеру, зачисление вне конкурса, 100 баллов по ЕГЭ или 100 баллов за дополнительные вступительные экзамены. Однако необходимо уточнять правила конкретного ВУЗа относительно «бонусов» и льгот при поступлении.

Следующий вопрос, как же подготовиться к олимпиаде и есть ли универсальный метод решения олимпиадных задач?

Поскольку олимпиадные задания славятся своей оригинальностью и требуют креативности в решении, единственного способа их решения не существует. Однако часто на олимпиадах встречаются задания, составленные по аналогии с прошлогодними. Следовательно, действенным способом тренировки является решение, решение и ещё раз решение заданий олимпиад прошлых лет.

Успешное участие в олимпиаде требует от школьников интеллектуальной зрелости, коммуникабельности, умения быстро принимать решения в стрессовой ситуации, оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи. Данные качества помогут молодому человеку уверенно чувствовать себя в будущем на рынке труда.

Олимпиада – это один из способов выявить учащихся, имеющих особые способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей.



Принципы при подготовке к олимпиаде:

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2. Активность знаний: Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учётом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности: Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад: При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтённые в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он также необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5.Индивидуальный подход: Должна разрабатываться индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.





Всероссийская олимпиада школьников (он же ВОШ, он же ВсОШ и Всеросс) — старейшая и самая престижная олимпиада в стране. Победители и призёры её заключительного этапа зачисляются в профильные вузы без экзаменов. 

Прообразом национальной олимпиады можно считать «Олимпиаду для учащейся молодёжи», которая проводилась в Российской империи в XIX веке. В СССР с 1930-х годов начали развиваться городские олимпиады для школьников по математике, физике, химии и лингвистике. 

Сегодня Всеросс курируется Департаментом государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации.

ВсОШ проводится по 24 предметам, РОШ по 15 предметам.

ВсОШ делится на четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Первый этап — самый массовый: в нём принимают участие около шести миллионов человек.

Статистика школьного этапа ВСОШ и РОШ по МБОУ «Многопрофильная школа №181»

Школьный этап олимпиады проведен по 23 предметам в период с 22 сентября по 28 октября.

Самыми востребованными у школьников в 2021 году стали:  

Математика – 193 участника;

Русский язык – 124 участника;

Английский язык – 67 участников;

Родной (татарский) язык для обучающихся-татар школ с русским языком обучения – 52 участника;

Физика (Сириус) – 50 участников.

ВСЕГО в школьном этапе олимпиад приняли участие – 770 обучающихся, стали

победителями школьного этапа – 73 ученика,

призерами – 198 учеников,

статус участник олимпиады – 499 человек.









Предмет

дата

всего

победитель

призер

участник

1

МХК (Искусство)

22 сентября

21

3

6

12

2

Татарский язык для русскоязычных обучающихся школ с русским языком обучения

24 сентября

5

3

1

1

3

История Татарстана и татарского народа

25 сентября

6

1

2

3

4

Литература

27 сентября

32

6

14

12

5

История

28 сентября

32

2

4

26

6

Физика (Сириус)

29 сентября

50

2

2

46

7

Право

30 сентября

6

0

0

6

8

Обществознание

5 октября

41

4

5

32

9

Биология (Сириус)

6 октября

16

3

8

5

10

Родной (татарский) язык для обучающихся-татар школ с русским языком обучения

7 октября

52

8

26

18

11

Английский язык

8 октября

67

6

26

35

12

География

12 октября

12

0

1

11

13

Химия (Сириус)

13 октября

14

0

0

14

14

Родная (татарская) литература для обучающихся-татар школ с русским языком обучения

14 октября

4

2

0

2

15

Астрономия (Сириус)

15 октября

15

0

0

15

16

Физическая культура

18 октября

17

3

14

0

17

Математика (Сириус)

20 октября

193

14

23

156

18

Русский язык

21 октября

124

6

41

77

19

ОБЖ

22 октября

31

2

21

8

20

Экономика

25 октября

5

1

0

4

21

Экология

26 октября

4

2

0

2

22

Информатика (Сириус)

27 октября

16

5

4

7

23

Технология

28 октября

7

0

0

7

 

ВСЕГО

 

770

73

198

499



t1718703277aa.gif













Статистика муниципального этапа ВСОШ и РОШ по

МБОУ «Многопрофильная школа №181»

Муниципальный этап олимпиад проведен на базе школы в период с 10 ноября по 18 декабря. На данный этап олимпиад были приглашены обучающиеся, которые набрали необходимое количество баллов для участия.

Общее количество приглашенных участников – 120 человек (19 предметов).

Приняли участие – 101 человек.

Победитель – 1 ученик (Экономика, Соколова Татьяна, 9 а класс).

Призеры – 11 учеников (Математика 2 призёра: Карякин Илья 4б класс, Минкин Илья 5и класс, Английский язык 1 призёр: Рахимова Стефания 4б класс, Русский язык 1 призер: Кундик Диана 4 класс, Литература 2 призера: Пуганова Валентина 7а класс, Габдрахманова Руслана 8г класс, Информатика 1 призер: Газизов Ильнар 11а класс, Обществознание 2 призера: Нургалиева Джамиля 11а класс, Абрамова Дарья 11в класс, Родной татарский язык 1 призер: Симонова Дарья 4з класс,

Родная татарская литература 1 призер: Фатхиева Алина 9в класс

























Предмет

дата

всего приглашены

победитель

призер

участник

приняли участие

1

История

10 ноября

5

0

0

5

5

2

Литература

11 ноября

5

0

2

3

5

3

МХК (Искусство)

15 ноября

5

0

0

5

5

4

Обществознание

17 ноября

5

0

2

3

4

5

Информатика

18 ноября

10

0

1

0

10

6

Экология

19 ноября

1

0

0

1

1

7

Экономика

22 ноября

1

1

0

0

1

8

Астрономия

23 ноября

1

0

0

1

1

9

Английский язык

25 ноября

10

0

1

6

7

10

Физика

27 ноября

4

0

0

2

2

11

Биология

30 ноября

3

0

0

1

1

12

ОБЖ

2 декабря

3

0

0

3

3

13

Русский язык

4 декабря

7

0

1

6

7

14

Математика

7 декабря

34

0

2

32

34

15

Физическая культура

8 декабря

4

0

0

2

2

16

История Татарстана и татарского народа

14 декабря

4

0

0

1

1

17

Родная (татарская) литература для обучающихся-татар школ с русским языком обучения

15 декабря

2

0

1

0

1

18

Родной (татарский) язык для обучающихся-татар школ с русским языком обучения

17 декабря

14

0

0

9

9

19

Татарский язык для русскоязычных обучающихся школ с русским языком обучения

18 декабря

2

0

1

1

2

 

ВСЕГО

 

120

1

11

81

101









Региональный этап ВСОШ и заключительный этап РОШ

проводятся в период с 10 января по 26 февраля 2022 года

На данные этапы приглашены следующие обучающиеся нашей школы:

Предмет

Фамилия

Имя

Класс обучения

1

Обществознание

Нургалиева

Джамиля

11

2

История Татарстана

Нургалиева

Джамиля

11

3

Татарский язык

Нургалиева

Джамиля

11

4

Английский язык

Рахимова

Стефания

4

5

Английский язык

Газизов

Ильнар

11

6

Математика

Карякин

Илья

4

7

Математика

Мухаметзянов

Рустем

4

8

Математика

Сафиуллин

Вагиз

4

9

Математика

Писаревский

Аркадий

4

10

Информатика

Газизов

Ильнар

11

Олимпиады для школьников

Каждый год публикуется перечень олимпиад для школьников, которые позволяют выпускникам поступить в любой вуз. 

t1718703277ab.png



t1718703277ac.gif

https://edu.tatar.ru/vahit/page399248.htm/page4705265.htm



t1718703277ad.png

https://edu.sirius.online/#/

t1718703277ae.png











https://olimpiada.ru

t1718703277af.png

https://admissions.kpfu.ru/kop

t1718703277ag.png

https://foxford.ru/levels/graduate-olympiads

t1718703277ah.png



https://www.letovo.online/kursy

Бесплатные курсы по подготовке к Олимпиаде в школе Летово предназначены для учеников 5–8 классов, которые готовятся к интеллектуальному соревнованию.
Новые уроки, в том числе и видеозаписи от учителей школы, выкладываются на сайт каждую неделю. Также имеются задания с автоматической проверкой. Некоторые курсы включают в себя домашнее задание, которое проверяет лично лектор.

t1718703277ai.png

https://vk.com/economolymp

t1718703277aj.png



Расскажите детям о возможностях, которые открывают олимпиады, вдохновите их своим предметом, покажите свою готовность помочь.

Иногда главное — начать! 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации