12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Анатольевна Карташова291
Стать первым учителем не по счёту, а по уважению! Вот моё кредо. Педагогический стаж-9 лет. Учитель высшей категории. Работа в школе для меня является безграничным опытом. Она даёт возможность жить и развиваться, стремиться к совершенствованию в работе.
Россия, Алтайский край, с. МАЛОЕНИСЕЙСКОЕ
5

Выявление и развитие одарённых детей

Наталья Анатольевна Карташова

Учитель начальных классов высшей категории

МБОУ «Малоенисейская СОШ»

с. Малоенисейское, Бийского района Алтайского края, РФ


СТАТЬЯ

Выявление и развитие одарённых детей


Мир ребенка — это великое разнообразие. Все дети разные, непохожие друг на друга, кто – то очень способный и мотивированный к обучению, другой слишком активный или пассивный, третий живет в неблагоприятных условиях и от этого тревожный и эмоционально подавленный. Есть дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, но желающие познать этот мир полностью, у других детей нет родителей и всем им нужна помощь, поддержка и защита. Учитель, должен научиться совмещать в себе множество качеств, чтобы найти подход к этому разнообразию. Необходимо уметь понимать, принимать ребенка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни. В данной статье делясь своим опытом работы, более подробно будет рассмотрен вопрос работы учителя с категорией обучающихся «Одаренные дети».

Как правило, в каждом классе всегда есть отличники, но являются ли они одаренными? Это вопрос следует рассматривать более подробно. Каждому учителю известно, что именно успевающих по какому-либо предмету отправляют на олимпиады, а если ученик – отличник, то он постоянный участник многих олимпиад и конкурсов. Таких учащихся автоматически записывают в «одаренные», и они часто себя таковыми считают. До определенного времени они с удовольствием развивают в себе способности, данные от рождения. Учитель может заметить общую одаренность, когда количество усвоенных знаний перерастает в качественное интеллектуальное развитие. С другой стороны, может получить дальнейшее развитие одаренность в какой-либо области.

Что же такое “одаренные” дети и что такое “одаренность”. Ученые называют одаренностью генетически обусловленную исключительность. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [1]

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [4] В настоящее время существует множество возможностей развивать и работать с одаренными учащимися. Созданы специальные школы или специальные («гимназических», «лицейских» и др.) классы для одарённых детей. Это, безусловно, позитивное явление. Но если это сельская школа, которая находится в дали от большого города, тогда существует возможность и другого решения - не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников.

Считаю, что выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Учителю необходимо отработать четкую систему работы с одаренными детьми.

Эта система работы включает в себя несколько компонентов: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа); создание условий для развития детей. Все эти этапы входят в программу работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.

Развитие одарённости младших школьников возможно при реализации следующих условий: своевременная диагностика возможностей ребёнка; адекватное содержание обучения; внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологией; психологическое и педагогическое сопровождение учащегося; побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.[5]

В работе с одаренными и высокомотивированными учащимися самым важным считаю составление индивидуального образовательного маршрута с применением различных педагогических технологий. Методов и приёмов. Только при выполнении всех этапов работы с такой категорией учащихся. можно получить высокий результат работы.

Используя метод педагогического наблюдения разделила детей по одаренности: социальную, иначе лидерскую, художественную, определяющую исключительные спортивные способности; академическую, которая проявляется в необычной способности к учению, интеллектуальную — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты, творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. [2] И в дальнейшем продолжается работа с ними по направлениям. Такая плодотворная деятельность даёт положительные результаты и наблюдается хорошая динамика. Для развития академической и интеллектуальной одаренности выбрала проектный и исследовательский метод. Для развития спортивной одаренности подобрали кружки по внеурочной деятельности и выбор спортивной школы. Творческие способности стараемся развивать совместно с родителями, применяя различные приемы как на уроках, так и во внеурочное время. Определяем для учащихся наиболее интеллектуальные формы работы.

В 2017-2018 учебном году в 3 а классе из 16 учащихся 3 отличника, все они имеют высокую мотивацию в обучении и 1 учащийся высокомотивированный, но имеют 1 четверку в четверти и у 2 детей ярко выраженная творческая одаренность.

В диаграмме 1 прослеживается количество детей в классе с высокой мотивацией к учебной деятельности и детей, одаренных в одной или нескольких предметных областях.

Диаграмма № 1

t1618413315aa.gif

В 2018-2019 учебном году 17 человек. Так же сохранились отличники и высокомотивированные учащиеся. Диаграмма не поменялась.

В 2019-2020 учебном году в 1 классе 36 человек. У 5 ребят наблюдается высокая мотивация к обучению.

Составленная сводная диаграмма № 2 по всем видам одаренности за 3 учебных года позволяет сделать вывод, что системная работа с одаренными и высокомотивированными учащимися позволяет раскрыть способности детей и в дальнейшем развивать их.


Диаграмма № 2 «Сводная по разным видам одаренности»


t1618413315ab.gif


В качестве примера рассмотрим лидерскую одаренность. Она наблюдается у 2 учащихся 3 а класса Полина С. и Артем Л. У детей высокий уровень интеллекта, наряду с этим хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям. [3] Мною были разработаны необходимые мероприятия для проявления и развития лидерских способностей. Одной из форм выявления и обучения лидерских способностей одаренных детей считаю организацию и проведение различных мероприятий в классе, где дети являются главными организаторами. В настоящее время организуют работу не только в классе, но и на уровне школы и села, в участия в социальных акциях и т.п.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо значимая задача обучения одаренных детей. За время работы мне удалось за способностями ребенка разглядеть его как человека, с его достоинствами и недостатками.



Список литературы


Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., МеликПашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с.

Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе / М. А. Лемешевская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 58-67. - Библиогр.: с. 67.

Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.

Рыбалка В.В. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы / В. В. Рыбалка // Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 16-38. - Библиогр.: с. 38.

Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.