Урок истории в 5 классе «Олимпийские игры в древности»

0
0
Материал опубликован 14 March 2020

План-конспект урока

Тема: Репортаж: Олимпийские игры в древности.

Класс: 5.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Ведущий метод: Устный с элементами практического

Цель урока: Формирование представления о значении Олимпийских игр, осознания ценности занятия спортом.

Структурные компоненты содержания

Метапредметные

Предметные

Личностные

Праздник, объединяющий эллинов.

Подготовка к играм.

Пять незабываемых дней.

Легендарные рассказы о знаменитых атлетах.










уметь работать с документальными источниками, развивать умение отбирать самостоятельно нужные факты, события, делатьвыводы, составлять репортаж по теме; уметь вести диалог на основеравноправных отношений и взаимного уважения;

умение работать в команде, оценивать работу каждого в команде.

Формировать культуру общения по данной проблеме (коммуникативная).

Формировать умение получать результат, осуществляя при этом выбор способов деятельности (регулятивная).



Развивать творческие способности, письменную и устную речь (развивающая).

знать понятия «атлет», «пятиборье», «ипподром», «Олимпия»;

знать, как проходили Олимпийские игры, цель их создания.

уметь применять знания в повседневной жизни;

Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции;

Знать особенности строения и языковые средства репортажа.

Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека.

Формировать мотивацию к сохранению здоровья.

Изменить отношение к проблеме здоровье подростков.


Действия учителя

Действия ученика

Организационный момент

8 мин. Учитель приветствует учащихся.

-Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем меня и друг друга, присаживайтесь, пожалуйста.

Приветствуют учителей, готовятся к уроку.


Актуализация знаний

5 минут:

1. Формулируем тему урока:

Тема нашего сегодняшнего урока… А, впрочем, попытайтесь сами догадаться о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии. Для этого мы с вами посмотрим видеоролик.

- О чем идет речь в видеоролике?

- Что вы знаете об Олимпийских играх?

- Какие виды спорта входят в олимпийскую программу?

- Что вы чувствуете, когда видите, что российская команда выигрывает медаль в каком – нибудь виде спорта?

- Давайте подумаем какая тема нашего урока?

2. Ставим цель. Выявить значение Олимпийских игр для древнего и современного человека.




Изучение нового

3. Объяснение, что такое репортаж: 8 минут

Вы посмотрели видеоролик, какие слова, относящиеся к работе журналистов, вы можете назвать? (Ответ: Журналист, журналистика, рубрика, корреспондент, репортаж, репортер, хроника).

Работа со словарем:

Репортаж - сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печати, по радио, телевидению.

Схема: виды репортажа.

- Единых, обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет и говорит по-своему

Репортаж-жанр публицистического стиля. Рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшедшего детально или в общих чертах, чтобы читатель или слушатель наглядно представил себе всю картину.

-Репортаж изображает событие как процесс.

-В репортаже личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.

Однако выделяют:

- Начало (зачин)

- Центральная часть – рассказ о событии.

- Краткий вывод, оценка события (концовка).

Зачин-начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды-все зависит от авторского замысла.

-Репортаж может начаться с прямого обращения к слушателям, читателям.

-В центральной части репортажа –рассказ о событии. Обычно представляет собой тип речи- повествование.

- А организуют повествовательный текст глаголы. Чаще всего они употребляются в форме настоящего времени, что создает впечатление «сиюминутности»происходящего.

Используются также формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени.

-Выделяют в репортаже и концовку. Она чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому он подводит читателя или слушателя.

-В репортаже всегда присутствует личность автора, раскрывается его отношение к событию (радость, гордость, сочувствие.)

- Выразить эти чувства помогают различные синтаксические конструкции, например, вопросительные предложения или цепь вопросительных предложений, восклицательные предложения, обращения, вводные слова и предложения.

В репортаже может быть рассказано не только о событии или каком-либо действии. Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с историческими местами, архитектурными памятниками, музеями, парками или просто улицами.

2. Переход к заданию: Ребята, мы сейчас с вами будем составлять репортаж. Представьте, что вы находитесь на Древнегреческих Олимпийских играх. Вы получите документы, по которых надо составить репортаж. Структура репортажа лежит у вас на столе, вы разделены на 4 команды:

1. Праздник, объединяющий эллинов.

2. Подготовка к играм.

3. Пять незабываемых дней.

4. Легендарные рассказы о знаменитых атлетах.

По каждой теме вы составите репортаж, ваш репортер расскажет об этом (выберете человека, который будет защищать ваш проект). На столах у вас ватманы и картинки, на ватмане вы напишите свой репортаж и украсите его своими рисунками и картинками. В каждой команде у вас есть хронограф, который оценивает вашу работу в группе. Отметки вам поставят за ваш вклад в групповом проекте.

- Объяснить, что делает хронограф и назначить его.

Раздать памятку по составлению репортажа.

Контроль и систематизация знаний

5 мин

Защита проекта




Домашнее задание





Рефлексия

Близится к концу наш урок, запишем домашнее задание.



Я очень рада, ребята, что каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знаниями истории, тем самым оставляя как можно больше следов в истории сегодняшнего урока и нашей памяти.

Посмотрите на доску наша доска чистая. Как лист бумаги. Пусть же этот лист будет с сегодняшнего дня чистым и для вас. Начнем все с чистого листа, оставляя на нем наши следы справедливые, честные, добрые.

Рефлексия. Покажите мне свое настроение. Большой палец вверх или вниз?

Рефлексируют свою деятельность.

Хронограф

-следить за временем;

-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист

Ф.И.О.

Умение работать в группе

Аргументация своей точки зрения

Участие в реализации общей проблемы











Документ для группы 1: Праздник, объединяющий эллинов.

В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все — в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!». Олимпийские игры проводятся в честь верховного бога Зевса через каждые 4 года в конце июня - в начале июля.

На время празднеств устанавливается священный мир!

Все военные действия немедленно прекращаются!

На нарушителей этого условия налагается штраф!

Для всех племен и народов, принимающих участие в играх, страна, где находится святилище Зевса, священна и неприкосновенна!

В Олимпию — городок, расположенный в Южной Греции, добирались морем или сухопутными дорогами. Приезжали сотни участников и тысячи зрителей изо всех полисов.

Олимпийские игры – грандиозный праздник, греки ценили и уважали силу, ловкость, хорошее физическое состояние, ведь им приходилось много воевать. Игры помогали регулярно встречаться, дружить, греки любили спорт за то, что он возвышает, облагораживает душу. Они считали, что нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физическими упражнениями для себя

Документ для группы 2: Подготовка к играм.

Олимпийские игры продолжались пять дней. Имена участников состязания вносились в списки, составлявшиеся за год до начала очередных Олимпийских игр. Этими списками и всем устройством олимпийских празднеств ведали особые лица - элланодики, избранные на должность олимпийских судей.

К участию в Олимпийских играх допускались все свободные эллины. Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве. 

Устав Олимпийских игр предписывал также, чтобы ни одна женщина под страхом смертной казни не присутствовала на состязаниях.  Лишь однажды это правило было нарушено.  Кто же смог пойти на такой риск? Это была легендарная  Ференика, женщина, чей отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом! Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. И все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили.

Опаздывать на состязания, спорить с судьями и применять незаконные приемы запрещалось. 
Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения “олимпийского норматива” будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе в Олимпии.


Документ для группы 3:Пять незабываемых дней. Наступает первый день Олимпиады. Еще до зари все собираются у храма Зевса, чтобы принести жертвоприношения богам. Каждый молит богов о победе своего родного города на этих аренах, где собрались все греческие народы. Вот жертвенный котел, у которого происходит это действие. Вот судьи клянутся судить справедливо, спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы.

Клятва участника соревнований:

Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.

Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Второй день: состязания молодежи – бег, прыжки, метание короткого копья в цель и на расстояние, метание диска, кулачные бои.

В простом беге участвует 20 человек. Бег проводится на стадионе. Это название произошло от слова "стадия", что значит "стопа". Тот, кто побеждает в беге, получает титул главного олимпионика. Его именем называется вся олимпиада. Сегодня блестящую победу одержал Фаил, он опередил даже зайца. Слава ему! Кроме простого бега, проводился бег двойной, еще более длительный. Бегуны должны были обежать стадион 2, 6, а то и 12 раз. Однажды спартанец Ладос, победив, упал на землю мертвым.

На третий день проходят соревнования по метанию диска, копья и прыжки.

Четвертый день: состязания на колесницах, которые являлись самым элитарным видом соревнований; в тот же день проводились соревнования вооруженных атлетов в беге.

Состязания окончены. Наступил пятый день - день награждения победителей. Это происходит у храма Зевса. Судьи торжественно возлагают на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Эта простая награда ценилась дороже золота. Она давала ее обладателю вечную славу и почет. Торжественное шествие победителей под звуки флейт и пение приближается к алтарю 12 богов. Здесь они совершают благодарственные приношения, а потом отправятся на пир, устроенный в их честь. Каждый победитель может воздвигнуть в Олимпии свою статую, но портретное сходство она будет иметь только после трех побед.




Документ для группы 4: Легендарные рассказы о знаменитых атлетах.

Самым прославленным среди борцов был Милон. Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на своих плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон — в первого силача Эллады. Шесть раз подряд он становился победителем Олимпийских игр. Был случай, когда все отказались с ним состязаться и ему присудили победу без борьбы. Но когда Милон отправился к судьям за оливковым венком, он поскользнулся и упал. Зрители захохотали, требуя лишить олимпийской награды того, кто падает на ровном месте. «Да, я упал, но лишь один раз, — гордо заявил Милон. — Кто из вас бросит меня на землю еще два раза и станет победителем?». Желающих принять вызов не нашлось.

Повсюду в Греции рассказывали о подвигах Полидама. Этот атлет одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Однажды, гуляя по склонам горы Олимп, он встретил свирепого льва и, подобно

Гераклу, задушил его. Знаменитый бегун и кулачный боец Феагён уже в детстве был не по годам силен. Возвращаясь

из школы, он унес с рыночной площади понравившуюся ему бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести тяжеленную статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространилась по всей Греции.

Когда победитель возвращался домой, все горожане выходили ему навстречу. Атлет в пурпурной одежде подъезжал на колеснице к главному храму, где приносил свой венок в дар богам. Победителю родной город ставил статую и до конца жизни кормил его бесплатным обедом. Лучшие атлеты Греции участвовали в состязаниях восьми, а то и девяти Олимпийских игр. По словам древнего писателя, они рассматривали состязания как подготовку к войне, а войну как подготовку к состязаниям.

Слава об Олимпийских играх и выдающихся атлетах пережила века.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.