Лукина Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов высшей категории МКОУ “Алнерская основная школа” Сухиничского района Калужской области
Я хочу рассказать о своем опыте цифрового взаимодействия с родителями.
Такой формат продиктовали нам время и обстоятельства.
Использование в работе различных сервисов хорошо, когда родители сами это осознают и поддерживают.
Мы даем домашние задания в разных форматах, порой не задумываясь, что работать в них не умеют не только дети, но родители. Даже простая казалось бы, работа в текстовом редакторе, может вызвать затруднения. Поэтому прежде чем начинать работу с каким-либо сервисом, надо этому научить не только детей, но и их родителей.
До пандемии мы с детьми участвовали в сетевых проектах и обучались работе с гугл документами, сервисами веб 2.0. Чаще всего задания выполнялись в школе, а родители минимально принимали участие в выполнении заданий.
А вот во время пандемии родители более глубоко окунулись в специфику обучения их детей и пришло понимание “ничего не понимания”.
Пришлось учиться скажем так “на ходу”. И к концу учебного года мои родители обратились ко мне с просьбой организовать для них обучение работе с различными сервисами. Летом я создала такой курс на платформе конструктора уроков Core. На нем обучались мои родители, педагоги школы, работники сельского клуба и библиотеки.
Курс является составной частью социально-педагогического проекта “Содружество”, направленного на укрепление внутрисемейных связей посредством организации совместной деятельности детей и родителей.
Давайте я познакомлю вас со структурой курса. На данный момент он состоит из 8 модулей (в перспективе будет 10)
Вводное занятие
Google-диск и Google-документы
Сервисы для сбора и представления информации
Как использовать инфографику в обучении Вашего ребенка?
Создаем видеоролик домашнего задания
Ментальные карты. Что это и зачем?
Интерактивные плакаты
Сервисы для создания интересных домашних заданий (кроссворды, облако слов, онлайн-пазлы, ребусы)
На платформе Core курс выглядит следующим образом:
Более подробную структуру я делала с помощью интеллект карты (ссылка)
Сначала я его сделала как курс, но потом стало понятно, что в бесплатной версии дается доступ сразу ко всем урокам. Мне же нужна была синхронность обучения, чтобы все проходили курс одновременно.
Потом я просто перенесла модули в отдельные уроки и давала к ним доступ один раз в неделю. Здесь была своя специфика - родители, как дети, просили их сопровождать и проводить вебинары, разборы домашних заданий и обсуждение. Конечно, для меня это было затратно по времени, но результат это оправдал.
Каждый урок состоит из описания сервиса, видео-инструкций по работе с ним, которые я самостоятельно записывала и размещала в своем канале YouTube, или находила подходящий в сети Интернет, чек-листов и практических заданий.
После каждого урока родители с детьми создавали свой продукт, отрабатывая навыки работы в каких-либо сервисах или приемы использования гаджетов.
Я обращала внимание родителей на то, что все навыки, которые они получат во время курса можно использовать не только в школьной практике их детей, но и в их работе, а также в обычной жизни.
Каждый участник курса получил сертификат о его прохождении:
По окончании курса были получены положительные отзывы от родителей:
На данный момент я получила запрос не только от моих родителей, но и родительского и педагогического сообщества нашего района о повторном проведении курса. Поэтому я планирую его запустить в марте-апреле 2022 года.
Эффекты от моего курса оказались достаточно высокими: дети используют сервисы при выполнении творческих домашних заданий (а это один из вариантов выполнения домашних заданий), улучшилось качество фото и видеоматериалов, участие в сетевых проектах проходит гораздо легче, так как есть основа работы в сервисах web 2.0 и умение быстро обучаться новым. Родители заинтересованы в образовательном процессе, вовлечены в него. У них не вызывает отторжение использование мною различных онлайн платформ и сервисов для обучения их детей. Выросло доверие к учителю и школе.
Предлагаю познакомиться с несколькими уроками по ссылкам:
Ирина Геннадьевна, спасибо за ваш огромный, очень ценный опыт, за творчество! Хорошо, что родители - единомышленники и поддерживают Ваши начинания. Дальнейших Вам успехов!
Ваша идея организовать обучение родителей работе с различными сервисами очень интересна, а главное актуальна. На дистанционном обучении я столкнулась с такой же проблемой. Спасибо, Ирина Геннадьевна!
Да, Ирина Валериевна, оказалось, что именно родители были не готовы к введению дистанционного обучения. Дети намного активнее и легче справляются с цифровыми ресурсами)
Ирина Геннадьевна, поздравляю Вас с победой во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью «Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»!